Королева красоты и таланта - Шабана Азми

  Шабана Азми - большая актриса. Может быть, самая большая в 80-е годы, после безвременной смерти Смиты Патиль. Её артистические возможности явно далеко ещё не исчерпаны. Возможно, это происходит из-за её красоты и бесподобного умения носить яркие национальные одежды и традиционные, а значит ещё более яркие индийские женские украшения. это притягивает режиссёров, заставляет их навязывать ей роли, ничего и не требующие, кроме красоты, (особенно она эффектна в экзотических ролях, в картинах исторических, мифологических и тому подобное.)

  Она рассказывает о себе :" Я выросла в семье, где мать - актриса театра, а отец - известный поэт и киносценарист. Я с детства выступала в театре. Правда, это было для меня больше забавой, и своё актёрство я всерьёз не воспринимала. Но увлечение театром оказалось серьёзнее, чем я думала, и, окончив школу, я решила поступать в Институт кино и телевидения в Пуне, лелея мечту вернуться на сцену. Тогда я не предполагала, что окажусь в кино. Когда начала учиться в институте, кино захлестнуло меня - ещё до окончания учёбы я уже снялась в фильме Шьяма Бенегала "Росток". Вот так я и пришла в кинематограф..."
  Здесь, необходимо небольшое отступление. По истории артистического клана Капуров, по судьбе Наргис и её семьи, по случаю Шабаны Азми - список можно продолжить: Рекха, Сунил Ананд, Лакшми, танцовщица Виджаянтимала, ставшая драматической актрисой, и другие, можно предположить, что "звёзды" в индийском кино - это как бы наследственная должность, это звание и всё связанное с ним материальные и моральные блага переходят по семейным традициям от отцов и матерей к сыновьям и дочерям. Да, так нередко случается, удивляться здесь нечему: конечно же детям, вырастающим в артистических семьях легче, чем кому-либо, пробиваться в "звёзды", вообще делать карьеру в мире искусства. Они вырастают в художественной атмосфере, им помогают семейные традиции, связи и - нередко - большие деньги родителей, иногда - возможность делать первые шаги на собственной студии. Кто из родителей не мечтает, чтобы дети наследовали их дело, их профессию?
  Однако, никакие связи и никакие деньги не могут сами по себе породить "звезду", больше того, не могут даже создать сколько-нибудь приличного актёра, если у человека нет искры Божьей, нет хотя бы скромных способностей для работы в искусстве. Актёрский дар не обязательно передаётся по наследству. Поэтому в индийском кино в "звёзды" выходят люди из самых разных социальных слоёв. Например знаменитый Дхармендра - родом из глухой деревни в Восточном Пенджабе.
Вернёмся к Шабане Азми. Итак, она снялась в "Ростке" у Бенегала, выдающегося мастера "параллельного кино", и сразу же стала знаменита - нет, не как "звезда", а как тонкая драматическая актриса, способная впечатляюще раскрыть духовный мир персонажа. Её героиня не была чем-то новым для индийского кино - женщина, традицией и деревенскими обычаями превращённая почти что в рабыню мужа, привыкшая всё терпеть и с благодарностью принимать от него даже мельчайшие знаки
внимания. Покорно она принимает и связь с помещиком, на которую её толкает муж. Она молчит, послушно подчиняясь обстоятельствам, делая всё, что ей небрежно приказывают делать. Но Азми показывает, что за этим молчанием скрывается напряжённый процесс осознания обиженной и оскорблённой женщиной своей человеческой сущности, - психологический процесс, приводящий героиню к протесту.

  Следующие картины, в том числе "Конец ночи" того же Бенегала, утвердили её репутацию блестящей драматической актрисы. И во время съёмок у Бенегала Азми поняла, что хочет сниматься ещё и в коммерческом кино. Она не могла удержаться от соблазна, тем более. что все вокруг кричали, что она прекрасна и великолепна! Это было вызовом попробовать себя ещё и в этом жанре. И она стала сниматься в коммерческих фильмах, скоро превратившись в "звезду" первой величины. Это и понятно - Азми по-настоящему талантлива, кроме того, красива как нимфа-апсара.
"Коммерческое кино, - говорит Азми, - особая сфера искусства. Игра актёра должна соотноситься со средой, присущей коммерческому кинематографу, и поэтому актёру требуется приспосабливаться к ней. В противном случае вы будете выглядеть белой вороной. Когда вы переносите приёмы и трюки такого кино в реалистические фильмы, вы их губите. То же самое получается, когда элементы реализма привносятся в коммерческие картины... В коммерческом кино приходится больше "играть", чем переживать. В лентах реалистических передаёшь внутреннюю жизнь героев, перевоплощаешься." Сегодня Азми удачно сочетает работу в обоих видах индийского кинематографа. И сегодня она в свои зрелые годы ничем не хуже, чем была в молодости, а наоборот, стала ярче и колоритнее, приобрела краски полноценного образа красивой женщины с жизненным опытом и мудрым взглядом.

  Надо заметить, что она снимается реже, чем другие актёры её ранга, реже, чем могла бы, ибо предложений со стороны продюсеров поступает более чем достаточно. От многих ролей она отказывается - когда они, эти роли, слишком уж глупы, когда постановщик будущей картины заведомый ремесленник. Требовательность Азми известна. Поэтому и в коммерческих фильмах ей зачастую достаются роли более интересные, чем у других "звёзд".
  В качестве примера можно привести "Момент" К.Ладжми. По жанру это - семейная драма, но очень нестандартная. Азми играет молодую женщину, рвущую путы традиционных семейных отношений, которые и в интеллигентной среде превращают женщину в своего рода предмет, лишая самостоятельности. Брошенная любимым человеком (Н.Шах), она выходит замуж за человека состоятельного, умного и чрезвычайно занятого (Фарух Шейх). Живёт в довольстве, но в месте с тем и в жутком одиночестве. Неудивительно поэтому, что, когда бывший любовник возвращается, она бросается в его объятия, дабы заполнить чувствами пустоту жизни. Беременность заставляет героиню наконец здраво оценить ситуацию и искать выход. Любовник советует сделать аборт и... продолжить всё, как есть. Но у героини уже пробудились и воля, и решение изменить жизнь. Ребёнка она намерена сохранить при всех обстоятельствах. Она рассказывает обо всём мужу. Тот всё понимает, признаёт, что "золотая клетка" - всё равно клетка, и прощает жену. Счастливый конец явно не органичен для этого фильма, хэппи энд здесь выглядит уступкой бомбейской манере не заострять даже реальные конфликты. Но не о фильме идет речь - об игре Азми. Она очень ярко обыграла, довольно скудный материал. Но там прекрасный актёрский состав, который будет всегда выглядеть убедительно, даже не в выразительных фильмах, но здесь то берётся проблема вполне реальная, тут берутся под сомнение устаревшие нравственные устои семейной жизни, значит уже есть, что играть, а тем более, таким актёрам!

  Наиболее полно возможности актрисы раскрываются только у авторов параллельного кино, у режиссёров-реалистов. Она это знает. и не бывает случая, чтобы она отказалась сниматься у них, даже если это эпизодическая роль - в ролях второстепенных, эпизодических "звёзды" обычно отказываются выступать, да и не принято им в индийском кино предлагать такие роли. Азми же считала себя счастливой, когда метр С.Рей пригласил её на крохотную роль в "Шахматистах", отложила все другие съёмки, вызвав бурю негодования у бомбейских режиссёров, не посчиталась с тем, что Рей мог ей заплатить, как она сама говорила, меньше того, что она платит своей личной парикмахерше.

  Талант, его не продашь, ни за какие деньги. Он в первую очередь, чувствует и воспринимает настоящее искусство, к которому тянется, которое боготворит. А иначе, зачем он нужен и, как передашь другим людям то, что хочешь донести до них, своё живое слово и свою правду жизни? А потому настоящее искусство нельзя истребить никакими деньгами и погасить живой дар никогда не возможно, если рядом с тобой живут и работают настоящие мастера своего дела!

(В статье использовано фото из интернета и материалы Соболевых Р.П.и Е.Р. из книги о мастерах индийского кино).


Рецензии