Лозуркух

Рустам ВАХХОБ



Человечество сегодня противостоит двум колоссальным угрозам, одна из которых природная, другая — духовная. Природная угроза известна под названием «глобальное потепление». Ажиотаж и ожесточённые споры вокруг неё не утихают уже несколько десятков лет, но, по всей видимости, предупредить это явление невозможно. Духовная же угроза заключается в том, что в стремлении опередить друг друга люди предаются материальному и духовному расточительству, ускоряя тем самым этот процесс. Человечество не в силах отказаться от этой безумной гонки. Ледники («лозур»), олицетворяющие собой жизнь на планете как водные ресурсы, необходимые для её поддержания и продолжения, уничтожаются бездумными действиями человека. В то же время, подобно тысячелетним ледникам на высоких вершинах величественных гор существуют духовные ресурсы и традиционные, общечеловеческие, национальные ценности, бережно хранимые в коконе (под оболочкой) добрых народных традиций и обрядов. Однако в результате соперничества и гонки за превосходством они расплавляются и погибают подобно тающим ледникам. Природа и человечество находятся на одной линии коллапса. Гибель одного — это неминуемая гибель другого, спасение одного — спасение другого. Расточительство превратилось в смертельную болезнь современного века. Рациональное использование ресурсов и активов — единственная гарантия выживания мира и человека.
21 декабря 2016 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию A/RES/71/222 под названием «Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028 годы», спонсорами которой выступили 177 государств-членов ООН. Инициатива о провозглашении Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития» была впервые выдвинута Его Превосходительством господином Эмомали Рахмоном, Президентом Республики Таджикистан в ходе 7-го Всемирного Водного Форума, который состоялся в апреле прошлого года в Республике Корея.


ПОСЛАНИЕ

Все племя Адамово – тело одно.
                Саади
С клинком волны на берега
Взбегает ночью океан,
Не из-за наших ли грехов
Разгульным гневом обуян?

И Антарктиды взломан лёд
Давленьем пробуждённых плит.
Пылают джунгли и тайга,
Стяжатель алчный сам горит.

Восток – в крови, в морях огня.
Растёт потоп из слёз детей.
Вся эта нефть – лишь западня,
Исток бесчисленных смертей.

Как водяные пузырьки,
Которые приносит вал,
Снуют, от дома далеки,
Мигрантов толпы – каждый мал!

Наживы демон оседлал
Дракона гибельных растрат,
На волю вырвавшись, летит
И гибели рассудка рад.

Антихрист – более не миф,
Ворвались в мир Гог и Магог,
Армагеддон воспламенив,
И Судный день уж недалёк.

Ракета – связь материков,
И бомба – весь итог веков,
А те края, что без неё, -
Лишь минералы и сырьё.

Вот Африка, второй Эдем,
В горниле жажды и нужды
Сгорает перед миром всем,
Её не чующим беды.

Для эпидемий полигон,
Как будто волшебством она
Погружена в зловещий сон,
Придавлена, ограждена.

Таджикский голос в добрый час
С трибуны прозвучал в ООН –
С памирской кручи взмыл Симург,
И смотрит мир со всех сторон.

- Мы почвой, солнцем и водой
Под общим небом взращены.
Пусть нас разъяли, расплеснув,
Но брызги мы одной волны!

Мы – словно существо одно,
Любовь и боль у нас одна,
Об этом – подлинный хадис,
И мудрость древняя ясна.

Чтобы заветный наш исток
Кроваво-грязным вдруг не стал,
Пускай нежнейший шёлк души
Шлифует бытия кристалл.

Сиянье материнских слёз,
Живая свежесть светлых рос,
Крестьянский пот, нелёгкий труд
Нас, может быть, ещё спасут.

Полмира гибнет под водой,
Полмира чахнет под песком.
Трепещет мир – последний лист
Горит в мираже колдовском.

У нас вода из сотен рек,
И в небесах её исток,
Но муки жаждущих томят,
И состраданья жар жесток.

Заучит воззвание Нахид,
Посланье миру шлёт Эзид
И повевает Мулиян,
Джейхун бурлящий говорит.

И хочется пуститься в путь,
Чтоб воздух прошлого вдохнуть.
Упала капля в океан,
И вырос жемчуг, осиян.

БЛАГОДАРЕНИЕ

Объявший мир с родимых гор
В грядущее проникнет взор.

Твой с бурей спорит гордый дух,
Внизу – кишлак, что птичий пух…
Наставник многовековой,
Мой незабвенный Лозуркух!

Тебя изрезал камнепад,
Всё снова ты сменить готов
Зелёный шахский свой халат
На власяницу из снегов.

Сияет небосвод ночной,
Молитвенный он коврик твой,
И чётки – звёзды… В чаши скал
Напиток льётся световой.

Звучит азан за слогом слог
И пробудилось всё вокруг.
О, всю-то жизнь, где б ни был я,
Будил меня вот этот звук!

Ты вскинешь руки в эту рань
И обозначишь окоём,
Обычаев священных грань
В предвечном царствии твоём.

И проведённая черта
Хранит, как оберег, от бед,
Как линия судьбы тверда,
Адамов бережёт завет.

Не троньте этот знак судьбы,
Я вас хочу предостеречь!
Пусть на закате и меня
Пронзит разящий этот меч.

Коль этой не сберечь межи
Под бурей века вихревой,
То духи предков не найдут
Дороги к дому в праздник свой.

Тобой горжусь я с первых дней,
Ты дух мой делаешь сильней,
Я близ тебя обрел калам,
Мессии перст – в руке моей!

В моей душе твоя пчела
Давно свой улей обрела…
Меня язвили, но всегда,
Стремился я не делать зла.

Сломил я всплеск своих страстей
Величием твоих веков,
У куропатки я твоей
Вспорхнуть учился из силков.

Твои созданья – мой «Аржанг».
Шиповник, вишня, барбарис…
О, ботанический твой сад,
Что над судьбой твоей навис!

На мир изменчивый глядишь
С неколебимой высоты.
Уроки жизнь давала мне,
Но мой учитель – только ты.


ПУТЕШЕСТВИЕ

Величью учит нас гора,
В неколебимости мудра.

Вращается, как сцена, мир,
И всё в кружении мирском.
Но с каждой сменой масок он
Теперь всё меньше мне знаком.

Всё отчуждённее я сам.
Твоя невидимая власть
Так сердце издавна влечёт –
Хочу к стопам твоим припасть!

По зову сердца я иду,
И всё молюсь день ото дня:
«Господь, не покидай меня!
Будь вечною, гора во льду!


Да будет ровным путь меж гор,
Пусть мост восстанет над рекой,
Гордясь красой своих опор,
Но ты останешься такой!

Есть в планах тысячи дорог,
А я молюсь, чтоб всякий план
Ничем тебя задеть не мог,
О, величавый великан!

Путеводитель вещий мой,
Я славлю гордый твой кремень!
Превыше щедрости людской
Твоя хранительная сень!

Кряж вековечен и могуч,
Твой перст воздетый – к счастью ключ.
Ты – светоч! В эпосе твоём
Судьбу Фархода узнаём.

Молюсь: пусть не уйдёт вода
От мельницы, и пусть река
Весь корень жизни, как всегда,
Питает, и текут века.

Твердыня веры, Лозуркух,
Алборз величья, славы храм!
Вот кровь твоя по руслам рек
Течёт к лугам, полям, садам.

В зеркальной высишься броне,
И кто посмел бы ворот твой
В безумье тяжком разорвать
Своей кровавой пятернёй!

Ни золото, ни изумруд
К тебе достойных не влекут.
К тебе стремится только тот,
Кто к высям совести идёт.

Презрев миражи всех дорог,
Он верен одному пути,
Чтобы живой воды исток,
Питье целебное найти.

Жить у истоков вод таджик,
Как птица бутимар, привык,
Страшась чужую долю взять,
Часть влаги у других отнять.

Но сколько ран здесь ни хранит
С дней Искандаровых гранит,
И скольких бы ни украшал
Венцов твой лал, кровавый лал,

Кто эту мудрость стойких скал
И цену слёз твоих постиг,
Благоговенье испытал
Пред водопадом хоть на миг!

Ты, бросив камень, как Шибли,
Поймёшь, кто близкий, кто чужой.
Навеки сны твоей земли
С тобой, о, Истина, с тобой!

Взмолилась, ввысь воздев главу:
«Да будет же, полным-полна,
Нам чаша счастья от небес,
Как царский кубок вручена!»

Пока поэзии река
Течёт по руслу твоему,
Пока вращает колесо, -
Роднится с музыкой Аму.

Но сердце у тебя горит,
Средь дикой алчности скорбя.
К нему драконы подползли,
Их пламя дышит на тебя.

Из башен алчности, не мним,
Восходит вверх тлетворный дым,
Тебя опутав, как петля,
Сжирая то, что мы храним.

ВСТРЕЧА
Зерцало, полное любви, явил твоей скалы гранит.
В нём зримы лица всех людей…Иль это кубок твой, Джамшид?

Вдруг сердце сжалось, и возник,
Явился, разорвав туман,
Любви святой и вечной пик,
Величественно-мощный стан.

Потешно пляшет там и тут
Обрывок тучки, ветром взвит.
Обмыть сестра его Махруд
Ступни гранитные спешит.

Прокашлявшись, гласит гора:
- Ну, подойди!
                А жалко всё ж -
Так редко ты бываешь здесь,
Ни вести, ни стихов не шлёшь!

- Наставник! Не было ни дня,
Чтоб я тебя не вспоминал!
Я счастлив, что на месте ты,
Я пред тобой, как точка, мал.

Твоим оправдан бытием,
С тобой я крепну – только так!
Здесь вместе с птицей мы поём,
И мой сокровник – алый мак.

Приют здесь Хумохуну  дан.
Как материнская рука –
Его крыло, и я султан,
Хотя короны нет пока.

Тут знаю каждую арчу
И мысленно туда лечу.
Кто целится в оленя, тот
Стрелу мне прямо в сердце шлёт.

Ты жаром сердца плавишь льды,
Течёт зеркальная вода.
Кто в ней узрел своё лицо,
Спасён от сглаза навсегда.

Высокогорный этот лёд
Кладут на сердце в смертный час,
И ледяной ручей течёт,
Покуда пламень не угас.

Уроку, данному тобой,
Давно я следовать привык –
В груди лелеять океан,
Чтоб вывести из уст родник.

Так пусть соломинкой луча
Пьёт солнце воду из ключа,
Пусть сотни красочных цветов
Ключ к жизни вызовет, журча!

Мне знамя – красный твой тюльпан,
Что на груди твоей возрос!
Я пред тобою - как дитя…
Стыжусь седых своих волос.

ШЕПОТ

Здесь, как согбенный пешеход,
Чего-то ищет небосвод.

Ты радость,
                мой дастан,  яви
И больше, чем Дастан,  живи!
Да славится столетий сто
Симурга древнее гнездо!

И небеса, и времена
Твои подъемлют рамена.
Даётся нам из рук твоих
Воды здесь доля и зерна.

С твоей высокой крутизной
Творец соизмеряет нас.
Величие тебе к лицу,
Всегда будь мощной, как сейчас!

Мы небом созданы, вот – суть!
Но по земле прошёл наш путь.
Источник здесь воды живой,
И сладко нам к земле прильнуть.

Был я объятиях твоих
И умереть готовлюсь в них,
И родственен душе твой лал,
Блеснувший в сердцевине скал.

Когда, как зеркало, падёт,
Раскалываясь, небосвод,
И пеплом станет мрамор твой,
И не останется высот,

Когда вулканов языки
Взовьются гневно-велики,
И, сердце обнажив твоё,
Надломятся материки,

Вся, как «расчёсанная шерсть»,
Ты станешь в пепле и в дыму,
Тогда смиренно обращусь
К заступничеству твоему.


МОЛИТВА

Приводит власть иных высот
В движенье здешний небосвод.
Дух должен на своём пути
Хребты и волны перейти.
                Аттар

Пока не грянул скорбный час,
Уместен барабанов бой,
Он мир бы дремлющий растряс,
К ответу звал перед тобой!

От грохота полярных льдов
И от пощёчины морей,
От зимних молний и громов
Должны проснуться мы скорей.

Сын четырёх стихий, Адам,
К огню пристрастье, жизнь губя,
Как рыбу на сковороде,
Спалит, перевернув, тебя.

Припомни первый свой завет,
За этот мир держи ответ!
Пусть судьбы свыше решены,
Не посторонний ты, о, нет!

Есть небеса и в мире душ,
Они нашими царят.
Мёд отравляет злая мысль,
Благая – обессилит яд.

На чудо жизни посмотри!
Пойми: в ней доброта твоя
Подобна свежести зари,
Прозрачность совести – роса.

Не дай же алчности отнять
Пылинки у горы твоей!
Коль не отступишь ни на пядь,
С тобой пребудет мощь морей!

Чтоб твой Рогун и твой Нурек
Лишь полнились из века в век,
Аму сияла, Сир текла,
В закатном золоте светла

Колёса света круглый год
Вращаться будут волей вод,
Пока не сдастся демон тьмы,
К твоим стопам не припадет.

 Перевод Михаила Синельникова


Рецензии