В Канаду пришло письмо... , Глава 2. 9

ГЛАВА 2.9. Уроки по изучению сельскохозяйственной техники на огородах сельчан


::::: ДИРЕКТОР :

В данном письме даю ответ на ваше предложение касательно вспашки огородов. Это действительно злободневный вопрос для каждого жителя села, учителей в том числе. Успехи земледелия во многом зависят от капризов погоды и своевременности выполнения всех видов работ. Вспашку, сев или сбор урожая нужно проводить в оптимальные сроки. Овес, например, сеется рано весной. Народная поговорка советует: “Сей овес в грязь, будешь как князь”. Гречка, наоборот, боится поздних заморозков, потому другая поговорка гласит: “До Николая не сей гречки и не стриги овечки.” Тут имеется в виду 22 мая, праздник святого Николая.

Тот, кто живет в селе, хорошо знает все народные приметы и технику выращивания сельскохозяйственных культур. Ведь каждый имеет свой надел земли, маленький или большой. Для многих сельчан земля является единственным источником существования. Поэтому житель села беспокоится, чтобы вовремя вспахать огород, посадить, посеять. И с наступлением весны начинается настоящий ажиотаж. Все хотят вспахать огороды в один день. Однако так не получается, потому что техники не хватает. Люди записываются в очередь, волнуются, переживают. Хотя неизвестно, кто выиграет, а кто проиграет. Запишешься первым — твой ячмень может примерзнуть, значит не будет урожая. Запишешься позже — опять-таки: раннее позднего не ждет.

Сначала мы, учителя, пахали свои огороды колхозной техникой. Особых проблем не испытывали, потому что огороды у людей были небольшими, техники в колхозе хватало на всех. Потом начались реформы... Перестали платить зарплату. Колхозная техника изнашивалась, ломалась, ремонтировать ее было не за что, и это при том, что личные наделы все время увеличивались. Например, вначале наша семья обрабатывала 0,15 га земли, сейчас у нас 1,6 га — в десять раз больше. И такое у каждого.

В школе был свой трактор, но... Поршневая группа изношена, топливная никуда не годится, резина тоже. Он и сам еле едет, куда ему еще плуг тащить? Впрочем, и тащить нечего, потому что плуга нет. Что делать?

В такой ситуации мы стали искать мастера, который бы изготовил нам самодельный плуг. И нашли. Расчет за работу нам подходил: школа должна была бесплатно и вне очереди пахать ему огород, пока бегает трактор и жив плуг. Первую скрипку в этом деле сыграл наш мастер практической езды Василий Владимирович Мусиенко. Это он и мастера нашел, и помог ему в работе.

Вскоре плуг был готов. На собранные с учителей деньги отремонтировали трактор. Пользователи также взяли на себя дизтопливо, смазку, текущий ремонт техники, потому что школа на все это просто не имела средств.

Таким образом, работники школы перестали зависеть от чьей-либо милости и могли вовремя пахать и сеять. Очередь, конечно, не исчезла, но это была очередь лишь для тех, кто вкладывал деньги в ремонт. К работникам школы присоединились и некоторые люди из села. От этого всем была только польза — и школе, и людям.

Однако и в этих условиях мы не успевали обработать школьное поле и огороды учителей. Василь Владимирович днями не вылезал из трактора. Он буквально падал с ног, и всё это на одном лишь энтузиазме.

Тогда мы решили привлекать учеников к вспашке огородов, и работать на тракторе не на учебной площадке, а на настоящем поле, выполняя конкретную, полезную работу.

Поначалу, несмотря на весенний ажиотаж, не каждый хозяин сразу без колебаний позволял ученикам пахать свой огород. Оно и понятно. Земельные участки бывают разными. Один огород имеет форму клинка, другой — буквы “Г”, на других яблоню нужно объезжать, или сарай, посаженный чеснок, или клубнику, а главное — не наехать колесом на соседский надел, а то хлопот не оберешься. Не только школьники, но и трактористы, даже специалисты, тоже не все одинаковы по качеству работы. После одного огород лишь грабельками подправишь, а с другим лопаты три дня из рук не будешь выпускать. Даже когда уже взойдет картофель, то у одного она будто под шнурок посажена, а у другого рядки то сходятся, то расходятся, там пусто, там густо.

Однако как научиться плавать, если к реке не подпускают? Потому я первым, и без колебаний, разрешил свой огород вспахать ученикам. Площадь сравнительно большая, просторно, развернуться есть где.

Конечно, при этом сам Василь Владимирович проложил первую борозду. Следующие уже делали по очереди ученики. Характерно, что свои огрехи они исправляли сами при помощи культиватора. Мастеру оставалось завершить вспашку.

Так что наш огород стал чудесным бассейном для учебного плавания. Далее старшеклассники стали выезжать на огороды учителей и всех, кто вносил деньги на ремонт трактора, изготовление плуга, а также людей, нуждающихся в социальной защите — участников войны, наших пенсионеров.

Именно там, на огородах людей, старшеклассники получили возможность использовать полученные теоретические знания на практике, приобретать новые, что в стенах школы просто невозможно. Изменилась и сама методика проведения занятий. В классе мастер рассказывал, например, что такое гидронавеска, для чего она предназначена, как регулируется и работает. Ученики сидели, кто-то из них слушал, другие, как всегда и везде, были заняты своими мыслями и делами.

На огороде же, в зависимости от требований заказчика и структуры почвы возникала потребность регулировать плуг на соответствующую ширину захвата, глубину вспашки. Однажды, пытаясь отрегулировать его, один из учеников спросил мастера: “Зачем это делать? Я помню, как колхозный тракторист весной приезжал к нам, так он ничего этого не делал. Заехал, вспахал, получил бутылку — и был таков.”

“Ты верно заметил, — согласился мастер. — Колхозного рабочего не интересовало, на каких режимах работает трактор, ему было безразлично, сколько расходуется дизельного топлива, наконец, насколько качественной будет вспашка. А ведь именно это в значительной мере влияет на урожай. Нам же, будущим фермерам, нужно знать продуктивность нашего труда. В частности, сколько топлива мы тратим на гектар вспашки? Действительно ли укладываемся в норму расходов? Как и за счет чего уменьшить эти затраты без снижения качества? От этого будет зависеть, какую площадь мы вспашем, сколько денег заработаем и хватит ли их на ремонт трактора, закупку дизтоплива.”

“Как рассчитать режимы работы? — откликнулся он на вопрос. — Так по-разному, принципов и вариантов много. Надо лишь хорошенько подумать да поэкспериментировать, что мы сейчас и будем делать. А затем важно сверить расчетные данные и полученные фактические результаты.” Так и стали действовать — один из учеников непосредственно пашет участок, а другие не просто ждут своей очереди сесть за руль, а занимаются разными замерами, расчетами прямо на поле.

И вот наши результаты. Весной этого года мастером практической езды и учениками школы было вспахано почти 16 га огородов жителей села. Вспашка проводилась по льготным ценам. Вырученные внебюджетные средства были использованы на ремонт трактора, закупку дизтоплива, завоз угля в школу, и даже частичную проплату за Интернет, потому что бюджетом такие расходы не предусмотрены.

Теперь ученики с удовольствием изучают тракторное дело, работники школы не волнуются за свои огороды, школа имеет постоянно ухоженный трактор и... Интернет!

Школа — сложный хозяйственный механизм, который нуждается в постоянном уходе. Там что-то провалилось, там отпало, там поломалось, там потекло. И на всё это вот уже сколько лет государством не выделяется ни копейки денег. Для устранения проблем приходится обращаться к разного рода специалистам, людям со стороны. Прихожу и прошу: “Помогите, пожалуйста”. И единственное, чем я могу отблагодарить за помощь — это бесплатная вспашка огородов и транспортные услуги.

Сами трактором завозим дрова и уголь в школу. Нам нужно 100-120 тонн угля, 10-15 складометров дров. Кроме того, любой ученик, изучая тракторное дело, должен наездить, в зависимости от класса, определенное количество часов. На всё это — уголь, дрова, учебу — ни литра дизтоплива или бензина, ни единой копейки. Выкручивайся, как знаешь. Никто не говорит, где брать. Говорят только о том, чего мы делать не имеем права.

Некоторые ученики, например, готовы платить за дизтопливо, потому что им интересно поездить, но мы на это не идем. Образование должно быть бесплатным, и брать деньги за учебу мы не имеем права. Однако часы наездить нужно. Потому каждую возможность используем для того, чтобы посадить ученика на трактор. Поехали в Талалаевку — ученик за рулем, в лес — то же самое. И хотя в лес правила техники безопасности запрещают брать учеников, мы разработали дополнительные инструктажи и применяем все меры предосторожности.

Именно на огородах людей, в деловых поездках наши ученики из пассивных школьников превращаются в активных участников реальных дел, а мастер только подсказывает, какие, где и как лучше выполнять работы.

Десятого мая ученики одиннадцатого класса проходили внутришкольную государственную аттестацию по тракторному делу, где показали высокий уровень знаний. Позже, кроме ребят Красноплугатарской, уже экзамен в школе на квалификацию “Тракторист-машинист широкого профиля” сдавали желающие из Довгалевской, Блотницкой, Украинской, Красноколядинской, Липовской школ. Удостоверения получили все.


Рецензии