Сестры
Рассказ
Катерина и Оксана сестры. Они очень похожи. В юности были красивые, видные, обе синеглазые, русоволосые, статные с пышной грудью. Дети их тоже похожи. У каждой по сыну и оба солдаты - Ян и Виталик. Выросли сестры Крамаренко в южной Украине в небольшом старинном городе Каневе на берегу Днепра. Обе выучились на учительниц. Оксана вышла замуж за военного и уехала с ним. Впоследствии ее Алексей облучился в Чернобыле - был там ликвидатором. Через несколько лет Алексей Иванов получил новое назначение. Они уехали в Сибирь, но вскоре Алексей заболел и умер в сорок лет, а жена с сыном так и остались в Сибири. Пыталась Оксана потом устроить личную жизнь да все безуспешно. Так и носила русскую фамилию мужа.
Катерина Крамаренко по - прежнему жила на Украине, но уже в Киеве. Замуж она выходила два раза и оба неудачно. От первого мужа остался ребенок. Обе сестры многое пережили в перестройку : и развал Союза, и лихие девяностые, и много личных проблем, но друг дружку не забывали. Оксана с сыном ездили к Кате в Киев, гуляли по Крещатику, ходили в Киево-Печерскую лавру. Хорошо угощала Катерина сестру с племянником - вкусным салом, варениками с вишней, борщом со смальцем и сметаной.
Пацаны во дворе играли в войнушку, боролись, иногда дрались. Оба лобастые со светлыми чубчиками, упрямые, как ослики, сцепятся - не разнимешь. А сестры, выпив по стопке другой и крепко обнявшись, пели дома песни на родном языке. Первой затягивала Катя высоким сильным голосом самую любимую песню "Черемшина.
Сёстры пели одну песню, начинали другую, и так у них выходило ладно да хорошо и душевно, что соседи за стенкой прислушивались и тоже тихонько подпевали.
* * *
А время шло. Незаметно год за годом выросли парни у сестер. Оба как на подбор - сильные, крепкие, работящие. Виталика Иванова , в армии прозвали хохленок за особую хитринку, смекалистость, ловкость, умение вовремя угодить командиру, сержанту или старшине.
Пришлось ему повоевать в Чечне в конце девяностых, но целым вернулся после пустякового ранения. Многое повидал он в ту чеченскую кампанию, и друзей терял, и сам не раз в двух шагах был от смерти, а когда демобилизовался, вскоре женился на красивой девушке Елене. Но через несколько лет семейная жизнь дала трещину. Виталик стал выпивать часто, пропадал у друзей, жене это не нравилось, пошли ссоры, скандалы.
Один раз во время ссоры муж ударил Елену так, что она потеряла сознание, а вскоре родители жены настояли, чтобы дочь подала на развод. Осталась дочка Анжела с Еленой. Сильнее прежнего запил горькую Виталий и совсем бы спился, сошел с круга, но мать поддержала, помогла, а чтобы сын скорее забыл семью, решила переехать подальше, как говорится - с глаз долой , из сердца вон...
Виталий сначала ни на какой отъезд не соглашался, но мать уговорила.
* * *
Свою трехкомнатную квартиру и машину Ивановы продали, накопления все собрала Оксана, а их было немало, из вещей кое -что с собой взяли и уехали в Петербург, где жила ее давняя подруга. Там повезло купить квартиру по сходной на удивление цене. Хозяева срочно уезжали на жительство за границу, и двухкомнатная, почти в центре неплохая квартира с мебелью досталась Оксане, правда, пришлось потратить все деньги, но сын снова за ум взялся, пить бросил, на работу устроился, и зажили они неплохо на новом месте.
Оксане Ивановне особенно нравилось, что все было под рукой - магазины, поликлиника, аптека -всё было рядом.
Петербург покорил их обоих. Оксане не нравился только морской климат: зимой -пронизывающий ветер, мокрый снег, осенью бесконечная сырость, а летом частые внезапные дожди, но постепенно привыкли Ивановы к любой погоде.
Через некоторое время появилась у Виталия новая женщина Лариса, собирались уже пожениться, но мать была против новых отношений сына, а он говорил:
- Ну, чего ты боишься, мама? Нравится она мне.
- Да кто знает, какая она, - поджимала губы Оксана.
- Молодая совсем. Намного меня моложе и замужем еще не была. Хорошая.
- И ты сюда собираешься ее привести?
- Ну, и приведу! Я тоже тут долю имею! - горячился сын. Я не старый еще, всего сорок два года.
- Я это прекрасно знаю, и не надо мне напоминать о возрасте. Только зачем тебе жениться? Так дружи с ней, встречайтесь раз в неделю. А сюда ты ее не приведешь! Это моя квартира! - кричала мать.
Виталий оделся и ушел, хлопнув дверью, и не было дома его три дня. Мать заволновалась и не знала, что делать. Позвонила подруге:
- Привет, Света! Что делать, подскажи. Виталик пропал. Три дня уже нету!
- Во-первых успокойся. Возьми себя в руки. Сын молодой еще. Может, женщину нашел? Нет у него никого на примете?
- Есть! И жениться собрался!
- А жить где собирается с ней?
- Привести хочет к нам, а я отказала. Он и ушел три дня назад.
-Ну, а что ты горюешь? У неё он. Вернется с женой, - сказала подруга и звонко засмеялась в трубку. - Не горюй, мать!
- А если не придет?
- Позвони ему.
- Звонила я много раз. Не отвечает, - Оксана заплакала горько.
- Обиделся, вот и не отвечает. Не лезь в его личную жизнь! Он взрослый мужик.
- Как не лезь? У него там остались жена и ребенок.
- Так разошлись они давно. Влюбился Виталик, новую семью хочет завести.
- И в мою квартиру привести ее ? - Оксана задрожала от негодования.
- Да ты сначала познакомься с ней. Пусть пригласит. Посмотришь на неё.
Но пригласить девушку сын не успел. Казалось бы, война уже в прошлом навсегда, как пришлось ему снова взять в руки оружие.
* * *
Мобилизовали Виталия в октябре двадцать второго года неожиданно для него и для матери. Сына вызвали в военкомат и дали на сборы три дня. Собрала Оксана сына, как положено, а сама плакала потихоньку, таясь от Виталика. Накануне отъезда пошел он попрощаться с девушкой, вернулся домой поздно, немного выпивши, поцеловал мать, отдал ей свою банковскую карточку, а наутро уехал.
И потянулись для Оксаны Ивановны дни томительного ожидания - один за другим, и каждый был похож на предыдущий. А от сына ни весточки! И была мать солдата в отчаянии страшном. А перед Новым годом позвонил ей Виталик и сказал: - Жив я и здоров, как бык. Ты не грусти мама. Там тебе деньги должны на карточку прийти, сними сколько надо, за квартиру рассчитайся. На продукты бери. Целую тебя. Не болей и жди меня. Не переживай. Я вернусь.
Мать успела только несколько слов сыну сказать, и телефон отключился...
Понимала Оксана - нельзя ему много разговаривать. Война, как ее ни назови...
Сидела женщина с телефоном в руках и плакала от радости, что живой сынок...
И некому радостью этой поделиться кроме подруги -мать давно умерла, а с сестрой Катериной отношения уже не поддерживают. Она на той стороне, сын ее Ян воюет с Виталиком - враги они теперь, хотя и двоюродные братья...
Одна бабушка у них была Ганна, нянчилась с ними, когда были маленькими, пышки им пекла, любила обоих. А теперь Ян бандеровец, фашист - так думала Оксана.
А Катерина эту зиму кое-как пережила без света, воды и тепла в холодном доме, вместе с собакой вздрагивала от сигнала воздушной тревоги. Собака пугалась, выла и лезла на кровать к хозяйке под одеяло. Под одеялом было теплее им вдвоем. И все ждала Катерина звонка от сына, только ничего о нем давно уже не знает - связь прервалась. И неизвестность эта мучает мать больше всего. Исхудала она, и здоровье пошатнулось, совсем седая стала, постарела и не знает, как дальше жить.
* * *
Оксана Ивановна в последние месяцы стала волонтером, накупила шерсти и всю зиму вязала носки для солдат. Много их уже навязала и отправила.
Последнее время стала мучить женщину бессонница, а ночи зимние морозные, длинные. Проснется она и лежит без сна, думает о сыне. Господи, только бы живой!
Иногда снится ей один и тот же счастливый сон, мать, сестра Катя молодая, Днепр широкий, привольный с прозрачной водой и зеленая трава, и дом их в Каневе, где выросли они обе, там где неподалеку над кручей могила великого Кобзаря...
А утром просыпается Оксана Ивановна от звонка в дверь. К ней приходит работница социальной защиты - молодая красивая брюнетка и пылесосит квартиру, а заодно ловко делает пожилой женщине стрижку и красит волосы. И через два часа помолодевшая и посвежевшая Оксана Ивановна не узнает себя в зеркале. А на банковской карте Виталика уже накопилась крупная сумма.
Но не деньги для неё теперь главное, почти пять месяцев сын на фронте, и мать ждет, когда же он вернется домой или хотя бы в отпуск.
А время идет. Уже и зима на исходе - конец февраля, и к обеду солнце смело заглядывает в квартиру к Оксане Ивановне. Она поднимается с мягкого дивана, надевает куртку, брюки, ботинки, шапочку и шарф, берет спортивные палки и выходит на улицу. А там почти весна! Небо ясное, голубое -ни одной тучки, и солнце сияет! Оксана Ивановна не торопясь идет в парк, опираясь на палки, и бодро ходит по аллеям, стараясь правильно дышать. Так ей предписал доктор. Сердце что-то пошаливает последнее время.
Свидетельство о публикации №223030201467
Какой трогательный, но правдивый рассказ. И, конечно, он очень тронул душу. Да, одна сестра в Питере, а другая так и живёт на Украине. Но у Оксаны сын на войне, да и у Катерины сын тоже на войне. Воюют они друг против друга. Ужасно!
Татьяна, хороших Вам выходных и творческо вдохновения!
С уважением, Валентина
Валентина Валентова 07.12.2024 08:09 Заявить о нарушении
Всех благ Вам!
С уважением.
Татьяна Шмидт 07.12.2024 18:19 Заявить о нарушении