О правде и лжи
Судя по тем скупым строкам, что посвящены первым представителям рода человеческого, особыми умственными способностями ни Адам, ни Ева не отличались. Но вот в чём им не откажешь, так это в правдивости, в нетерпимости ко лжи. После того как Адам и Ева нарушили запрет и отведали плодов с Древа познания, Господь, естественно, призывает их к Себе для разбирательства и вопрошает о содеянном. Ева, хотя и была зачинщицей, даже не думает хитрить и изворачиваться (тоже мне, женщина называется…): “Змей соблазнил меня, и я ела”. – Адам ей под стать: “Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел”.
А начинается всё с того, что на вопрос Змея “подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю?”, Ева, неиспорченная, наивная, детская душа, отвечает как на духу: “Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди Рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть”. После чего Змей обольщает её, разумеется, ложью: “И сказал Змей жене: – Нет, не умрёте…” и т.д.
Как же так потом получилось, что потомки первочеловеков чем дальше, тем всё больше и чаще прибегали ко лжи? А теперь для многих важнейших сфер жизни (политика, СМИ, межличностные, семейные, производственные отношения и т.д.) она вообще стала “нормой жизни”?
Предварительный ответ. Ложь, в отличие от правды, – гораздо более эффективная стратегия, линия поведения, если: (а) перед человеком стоит задача выжить либо избежать наказания; (б) добиться цели, особенно в тех случаях, если таковая связана с материальным интересом, либо человек просто дорожит его нынешним положением, имеющимися удобствами. Или когда не хочешь рисковать отношениями с каким-либо человеком, то с откровенными высказываниями также следует быть осторожным.
Выходит, прилгнули бы Адам с Евою – так в Раю, не исключено, и остались бы. А уж солги Ева Змию, вообще ничего не было бы.
*** *** *** *** ***
В свете нашего предыдущего поста от 01-го марта 2023 г. (“Человек и стихии воды”) предлагаем такое объяснение всем этим казусам. До грехопадения, когда Адам и Ева были ещё совершенными существами, их жидкостные фракции и прочие телесные субстанции имели качественно иную природу, нежели у их потомков. И это, в свою очередь, предопределяло невозможность лжи с их стороны.
Также необходимо принимать в расчёт и то обстоятельство, что внешние условия жизни потомков Адама и Евы по сравнению с теми, в которых поначалу оказались их прародители, катастрофически ухудшились. Люди стали страдать от зноя и голода, от жажды, голода, болезней и т.п. А это, как мы уже “об этом указывали”, вынуждает – оправданно? не по своей воле? объяснимо? – обращаться ко лжи как способу выживания и адаптации к неласковой внешней среде.
Условия жизни в садах Эдема были максимально благоприятными, потому и во лжи не было никакой необходимости.
И, должно быть, последнее соображение. Интересно, кто первым из людей стал исповедовать ложь как средство спасения, [* Примечание] пусть и мнимого? Сами Адам и Ева, когда были изгнаны из Рая, и нагие тела их стали открыты всем суровым, пронизывающим ветрам земного существования? – Каких-либо сведений на сей счёт текст “Бытия” не содержит. А вот уже дети их и дальнейшая поросль – пожалуйста. Прежде всего, сынок их, Каин. Приревновал своего брата Авеля к Господу, что Тот отверг жертвенный его дар, но призрел Авеля и жертву его, обиделся, крайне огорчился, восстал на брата своего и убил. А когда Господь спросил: “Где Авель, брат твой?”, не моргнув глазом, ответил: “Не знаю; разве я сторож брату моему?”. – И ведь кому врёт? Самому Господу!
[* Примечание – Кстати, “ложь во спасение” – это типичная ошибка, скорее всего, переписчика либо толкователя. Первоначально выглядело всё как “ложь конь во спасение”, и смысл был совсем иным: на худом, больном или загнанном коне не спасёшься, не уйдёшь от погони. Потом конь куда-то делся, и вот что осталось. В чём-то сходная история приключилась и с тем самым верблюдом, который не в силах-де пролезть сквозь игольное ушко. В древнегреческом языке слова, обозначающие, с одной стороны, прочный и толстый канат, а с другой, – верблюда, весьма близки по звучанию и написанию. И смысл метафоры изначально был куда более точным и наглядным: скорее толстый канат пройдёт через игольное ушко, недели богатый войдёт в Царствие небесное.]
*** *** *** *** ***
Противоположное суждение. Если оставаться исключительно в рамках Священного писания, то первые строго задокументированные слова, слетевшие с уст прародителей рода человеческого, – слова правды, правды о грехе непослушания и гордыни. (До этого – правдивый ответ Евы на провокационный вопрос Змея).
Выходит, с праведных слов начинается земная история, ими же, по логике вещей, должна и завершиться история земных странствий и испытаний биологического вида “Человек прямоходящий”, а затем “разумный”. Может статься, только правдою, её глаголами спасётся и мир, и душа человеческая. [* Примечание ] Amen!
[* Примечание ] Любопытно, что и требование, и желание, потребность говорить правду сохранились, например, в таинстве исповеди. То есть с давних-предавних времён сложилась традиция: Богу и его уполномоченным лгать нельзя, а всем остальным – можно. История Каина – подтверждение, дурной пример в назидание. – Ой, это что получается: сказали Адам и Ева Господу правду – и нешуточно были наказаны. А Каину вроде как всё сошло с рук. Что там ему определили, какое наказание? – Вновь открываем первоисточник: “… ныне проклят ты от земли … ты будешь изгнанником и скитальцем на земле … И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. –Довольно-таки мягко, ничего не скажешь, больше похоже на общественное порицание. Вдобавок ещё и охранная грамота, чего уж там. И дальше, если придерживаться текста, каких-то чрезвычайных неудобств Каин в своей жизни не испытывал: женился, положил начало целому колену израильскому, а то и нескольким; более того, заложил и отстроил город (то есть никакого изгнанничества и скитаний); вполне себе нормальная жизнь в социуме, который сам же и организовывал и т.д.
Хотя, с другой стороны, наказали Адама и Еву, конечно, не за слова, а за то, что, действительно, порядочно набедокурили. Нам всем до сих пор аукается. – Не знаю, надо ли дальше эту тему развивать, про “аукается”? Ведь вот без конца говорится: Г-дь добр, милостив, милосерд, всемерно благ и т.п. А тут за непослушание – не за убийство, разбой, госизмену или, там, ещё за какое особо тяжкое преступление, всего лишь за непослушание наказал / покарал смертью (высшая мера наказания), причём не только самих нарушителей, но и их потомков в бесчисленных поколениях! Официально – за первородный грех прародителей. Но выглядит всё так, будто коллективная вина признаётся за всем родом человеческим. И наказание коллективное, бесконечно длящееся во времени. Смертный приговор для всех без исключения, без малейшего к кому-либо снисхождения. Хорошо, допустим, родители согрешили, но детишек-то в чём вина? Ан нет, “система” сбоев, осечек не знает. Ведь не было ещё такого, чтобы кто-то не помер. (“Ленин – всегда живой” – это только фигура речи). Как одно с другим совместить – милосердие и тотальный террор?
Короче, ладно, пусть всё так и остаётся. Кому надо, разберутся.
Свидетельство о публикации №223030201653