Русь Сибирью крепче стала

К 440-летию начала присоединения сибирских земель

Российский историк Иоганн Фишер в заключение «Сибирской истории» писал: «Греция, Рим, старый и новый Свет могут хвастать своими героями, но отважились бы они на то, что сделали сибирские герои? В столь малом количестве завладеть землями таких сильных народов».

Сибирское казачье войско ведёт свою летопись от 6 декабря 1582 г. (19
декабря по новому стилю), когда царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака Тимофеевича наименование «Царская Служилая Рать». Небесным покровителем Сибирского войска считается святитель Николай Чудотворец. В память 300-летия освоения Сибири и с целью увековечить имя славного атамана Ермака Тимофеевича 12 декабря 1882 г. (по старому стилю) его имя присвоено Сибирскому казачьему N1 полку.

7 декабря 1916 (по старому стилю) государь император Николай II принял шефство над 1-м Сибирским казачьим Ермака Тимофеева полком и зачислил царевича Алексея, Атамана всех казачьих войск, в списки полка.
Красноярский край сохраняет казачьи традиции без малого 420 лет. Впервые казаки пришли на берега Енисея в район старого Туруханска в 1607 году и основали там Туруханское зимовье. В 1617 году был построен
Маковский острог, а в 1619 году – Енисейский острог. В 1628 году был
основан острог урочища Красный Яр воеводой Андреем Ануфриевичем Дубенским, в 1636 году – Канский острог атаманом Ермаком (Ермолаем) Евстафьевым (Астафьевым), в 1641-м появился Ачинский острог. С казачьего острога Красный Яр и начал строиться наш Красноярск, которому скоро исполнится 400 лет.

На севере же края, за Полярным кругом, казаки построили таможенные
крепости, быстро превратившиеся в большие торговые города, одним из
таких городов была Мангазея, 1600 года основания. С этим городом связано имя первого святого земли сибирской – Василия Мангазейского чудотворца. Мощи его пребывают в туруханском Свято-Троицком мужском монастыре.

Так уж случилось, но все наши красноярские святые имели так или иначе отношения с казачеством. Прославленный в сонме сибирских святых старец Даниил Ачинский сам происходил из казаков, живших в Полтавской губернии, участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе русской армии. Отказавшись ради молитв и отшельничества от благородного звания, стал каторжанином, был сослан в деревню Зерцалы, что под Ачинском.

Еще один святой девятнадцатого века – таинственный старец Феодор Кузьмич Томский многими православными почитается как император Александр I, и первыми причинами этого почитания были свидетельства казака Сидорова, приютившего старца в селе Белый Яр, а так же казака Березина, казака Антона Черкашина, которые ранее служили в Петербурге и опознали покойного императора в безродном страннике. Мощи его покоятся в Богородице-Алексиевском мужском монастыре города Томска.

Священномученик двадцатого века Михаил Каргополов служил в селе Петровском Ачинского уезда Енисейской губернии, а до принятия сана был офицером казачьего войска. Известный всему миру хирург святой архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) по ложному обвинению в сношениях с оренбургскими контрреволюционными казаками был в 1923 году выслан в ссылку – в город Енисейск, в Туруханск, на берег Ледовитого океана – в деревню Плахино, что между Дудинкой и Игаркой. Накануне Великой Отечественной войны вторично отбывал ссылку уже южнее – в селе Большая Мурта. А во время войны был епископом Красноярским и начальником всех красноярских эвакогоспиталей, своими уникальными операциями спасая жизни раненых воинов.


Во времена царствования императора Александра Первого в год образования Енисейской губернии, 1822 году, был организован
Енисейский казачий полк. Две сотни его к 1833 году были расположены в
губернском городе Красноярске, прочие в Туруханске, Енисейске и
Минусинске. Участник войны 1812 года Енисейский губернатор А.П. Степанов установил правила комплектования на территории губернии шести казачьих сотен. Казаки всегда считались элитными войсками могущественной Российской империи. Во время Великой (Первой мировой) войны, которую называли еще Второй Отечественной, в 1915 году сформирован и отправлен на Турецкий фронт сводный Енисейский казачий полк, три казачьих дружины, несколько маршевых казачьих команд.

Трудные времена настали для казаков в период гражданской войны.
Это были страшные времена братоубийственной бойни. Емельяновские казаки ежегодно 6 января, в Рождественский сочельник, принимают участие в панихиде в память о погибших в жестоком бою 1920 года у деревни Дрокино близ Красноярска. Это событие гражданской войны получило название «Кровавый сочельник». Панихиду с казачеством служит настоятель Свято-Троицкого храма села Емельянова отец Алексей Язев. После молебна казаки возлагают цветы у подножия Поклонного креста на Дрокинской горе.

В январе 1920 года два полка Енисейских казаков с армией генерала
Вержбицкого отступили на восток и впоследствии оказались в Манчжурии. Часть казаков оказалась в рядах Красной армии. После окончания гражданской войны на казачество смотрели как на враждебную силу новому строю. В связи с этим в самом начале двадцатых годов прошлого века все казачьи войска, как административно-территориальные образования, были упразднены, казаков Сибири постигла та же участь, что и всех казаков России – ликвидация казачьего сословия, физическое уничтожение наиболее авторитетных и активных представителей казачества, эмиграция значительной части казачества за границу.

В годы Гражданской войны большая часть енисейских казаков выступила на стороне Белого движения и ушла в эмиграцию в Маньчжурию. После окончания Гражданской войны объявили всеобщую амнистию рядовым казакам, воевавшим на стороне Белого движения. С 1923-го года более 970 енисейских казаков вернулись на Родину. Но со временем им было предъявлено обвинение в участии в белоэмигрантской антисоветской организации «Русский общевоинский союз» (РОВС). Казаки, ранее служивших в 1-м и 2-м Енисейских казачьих полках, Каргополовы, Потылицыны и другие расстреляны в Минусинской тюрьме в ночь на 29 октября 1937 года. Многие потомки первопроходцев – главы казачьих родов были репрессированы: Шахматовы, Казанцевы, Борзовы, Сипкины, Лалетины, Зыряновы, Байкаловы, Дорофеевы, Псарёвы, Чанчиковы, Юдановы…

Но с угрозой нарастания новой мировой войны советское руководство
обратило свой взор на казачество. В печати стали появляться статьи о
воинских традициях казаков, об их заслугах перед Отечеством. Стали вновь создаваться казачьи кавалерийские дивизии на Дону и Северном Кавказе. Уже в первые часы Великой Отечественной войны вступили в бой с врагом донские, кубанские и терские казаки 6-го казачьего кавалерийского корпуса и многих отдельных дивизий. Всего до конца 1941 года на Дону, Кубани, Тереке, Ставрополье было сформировано около 30 новых кавалерийских дивизий. В Уральском военном округе было сформировано более десяти кавалерийских дивизий, костяк которых составили уральские и оренбургские казаки. В казачьих районах Сибири, Забайкалья, Амура и Уссури из местных казаков создали семь новых кавалерийских дивизий. Сотни тысяч казаков, геройски защищая Отечество, сражались не только в кавалерии, но и в других частях Красной армии и в партизанских отрядах.

Возрождение казачества на Енисее, как и по всей России, началось в
начале 90-х прошлого века. В 1993 году в администрации края был создан
отдел по делам казачества.

Атаманами Енисейского казачьего войска в разное время были заслуженный деятель культуры РФ Николай Алексеевич Шульпеков, Виктор Александрович Калетин, Владимир Николаевич Миронов, Павел Иванович Платов, Александр Лукич Высотин.

Войсковым атаманом Единого Енисейского казачьего войска Союза казаков России в 2002 году избран Вячеслав Анатольевич Кривоногов, известный литератор, а в прошлом – начальник уголовного розыска и адвокат.

В 2001 году создана Красноярская региональная общественная организация "Союз казаков Енисея", атаман Князьков Анатолий Алексеевич, известный общественный деятель.

В 2000 году казаки приняли активное участие в открытии памятника первопроходцу – основателю города Красноярска Андрею Дубенскому при поддержке генерала губернатора А.И. Лебедя, которому от казаков ЕКВ была вручена именная казачья шашка. В 2002 году был открыт казачий кадетский корпус в посёлке Кедровом на базе расформированной ракетной дивизии. 

Василий Васильевич Куимов, в ту пору вице-мэр Красноярска, уверен, что «если посмотреть длинные родовые связи, то в Красноярске сейчас живут десятки тысяч семей – потомков казаков, пришедших на эти земли в XVII– XVIII веках». По инициативе Василия Васильевича в 2003 – 2005 гг. одну из колонн на карнавале в День города численностью 250 человек формировали из числа потомков первых красноярских казаков.

Казаки берегут память о нашем земляке, художнике с мировым именем
Василии Ивановиче Сурикове, который создал знаменитую картину «Покорение Сибири Ермаком» и гордился своими казачьими корнями. В его честь на его малой родине в селе Сухобизимском на Масленицу, в Прощеное воскресенье, проходит фестиваль «Взятие снежного городка» по мотивам его знаменитой картины. А в день рождения матери художника – Прасковьи Федоровны, который совпадает с праздником Покрова Божьей Матери, в бывшей станице Торгашино, ставшей ныне частью Красноярска традиционно проходит большое народное гулянье.

В 2011 году в нашем посёлке Емельяново организовано и зарегистрировано станичное казачье общество «Станица Емельяново». Атаман войсковой старшина А.Н. Кизин является членом Общественной палаты Емельяновского района, выступает с докладами об истории Российского казачества и участии казаков в Великой Отечественной войне на районных педагогических чтениях.

На базе Емельяновской библиотеки образовано Сообщество потомков казаков, председателем избрана Наталья Александровна Болсуновская.

На круглых столах, организованных Общественной палатой района, было принято решение: поскольку многие емельяновские населенные пункты были основаны казаками, то нашим детям сам Бог велел изучать основы казачьей культуры, а школам создавать казачьи классы. Ведутся переговоры по их созданию с учителями, с директорами школ Емельяновского района, с руководством района. Без знаний истории казачества, православных традиций, казачьей культуры невозможно возродить казачество в полной мере, без казачьих классов невозможно воспитать молодое поколение казаков грамотных, убежденных хранителей заветов отцов и дедов.

Очень привлекательна и такая форма развития казачества, как проведение фестивалей казачьей культуры. В крае таких фестивалей несколько, в Емельяновском районе с 2019 года также проходит фестиваль казачьей культуры «Удаль».

Мне удалось собрать некоторые сведения о связи с казачеством и Емельяновским районом великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Он прекрасно знал Емельяновский район, не только благодаря творческим встречам с читателями. Часто бывал он в селе Глядено Устюжского сельсовета в доме Михаила Владимировича Машинцева, тренера сборной команды края по горнолыжному спорту. Рыбачил на Бузиме, ходил по грибы, собирал лесную клубнику. В семье Машинцевых осталось много книг с автографами Виктора Петровича, одна из них хранится в музее Устюжской школы.

Родная астафьевская деревня Овсянка расположена напротив земель Емельяновского района, раньше, до строительства гидроэлектростанции, когда Енисей замерзал, был короткий путь по зимнику через него. Да и само Овсянское сельское общество в былые времена входило в состав нашей Заледеевской волости. У Виктора Петровича со стороны матери бабушка Екатерина Петровна и дедушка Илья Евграфович были Потылицыны. Они взяли к себе семилетнего Витю на воспитание.

В статье «Подводя итоги» Виктор Петрович писал: «Что касается открылья родни матери  –  Потылицыных, то о них я, как ни странно, не знаю почти ничего. Фамилия Потылицыных в Сибири довольно распространенная». К сожалению, до сих пор ещё никто не написал историю старинного казачьего рода Потылицыных.

В творчестве Виктора Петровича я не нашла упоминания о предках-
казаках, но, в рассказе «Где-то гремит война» фэзэошник Витя, пробиравшись по Енисею через торосы до тетки Августы, называет себя «упрямым чалдоном» (что означает старожил, коренной житель, а кто как не казаки – первые русские жители в Сибири?). К тому же Виктор, с великим трудом добравшись до тетки Августы, браво поздоровался с ней самым настоящим казачьим приветствием «Здорово ночевали!»

Кстати, именно казаки на месте нынешней Овсянки в 1671 г. поставили
караульный острожек, а по берегам Енисея устроили систему засечных
огней, предупреждавших об угрозах со стороны кочевников. Об этом писал Игорь Фёдоров, преподаватель кафедры всеобщей истории Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Астафьева. В именных окладных книгах денежного жалованья служилых людей Енисейского острога за 1632–1633 гг. наряду с известным атаманом Емельяном Тюменцевым упоминается Степанко Иванов Потылицын. Казак Потылицын был и среди трехсот казаков, основавших
Красноярск. В челобитной царю Алексию Михайловичу в послужном списке упоминаются семь казаков Потылицыных. В романе Анатолия Чмыхало «Дикая кровь» уже в первой главе читателям представлены четыре сына «пешего казака Михайлы Потылицына из деревни Лодейки, что на правом берегу Енисея, почти что напротив города».

Потылицыны – один из древних родов в городе Красноярске. Она стоит в ряду известных казачьих фамилий Суриковых, Торгашиных, Юшковых.
Несколько поколений Потылицыных были священниками. Известно, что 1763 году в деревянной тогда ещё Покровской церкви служил священник Матвей Потылицын. В 1916 году городским головой Красноярска служил Степан Иванович Потылицын. В исторической части Красноярска, в достопамятном Казачьем квартале между улицами революционеров Вейнбаума, Перенсона, Марковского и их вождя Ленина, есть островок старинной деревянной застройки. В этом месте и проживали старинные казачьи семьи – Потылицыны, Абалаковы, Потехины, Ермолаевы, предки которых принимали участие в становлении Енисейска и Красноярского острога. На нынешней улице Марковского, 67 жил казачий пятидесятник Потылицын. Усадьбы Потылицыных стояли в центре Красноярска на улицах, ныне именованных Мира, Ленина, Маркса, Сурикова.

В Первой мировой войне из Красноярского уезда воевало 22 воина Потылицыных. С фронта Великой Отечественной войны только в Емельяновском районе не вернулось тринадцать сынов Потылицыных. Родной брат мамы Виктора Петровича, его родной дядя Потылицын Василий Ильич 1903 года рождения пропал без вести 22 декабря 1943 года. В годы войны в доме по адресу Вейнбаума, 21 квартировал ссыльный хирург и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), которого пригласила на жительство зубной врач Сусанна Потылицына. Сейчас этот дом называют Домом святителя Луки.

Кто из перечисленных мною Потылицыных является родственником Виктора Петровича Астафьева, неизвестно. Создать полноценную родословную – это огромная работа, которую предстоит ещё сделать красноярским краеведам. В «Очерках русской литературы Сибири», изданных в Новосибирске в 1989 году, сказано: «На протяжении многолетней литературной работы Астафьев пишет мировоззренчески единую книгу о своем поколении, поколении драматической судьбы, обладающем редкой нравственной силой, огромным духовным богатством». Духовное богатство наших первопроходцев крылось в твердой христианской вере. И несмотря на все преграды и долгие времена безбожия, она в народе не иссякла.  Виктор Петрович в интервью радиожурналисту Валентину Казерскому поделился: «Я христианство всегда сопрягаю с милосердием. Вера христианская учит любви к ближнему своему. Слава Богу, что она укрепляет дух, помогает оставаться людьми, не терять человеческого облика, достоинства. В этом, я думаю, главная задача христианства». Он вспоминает страшные эпизоды на войне: «Вот я переправлялся через Днепр в таком месте, где из 25 тысяч, отправляющихся на тот берег, доплыло три тысячи шестьсот. Все они, когда били их (а всё было пристреляно немцами), да еще с самолетов, – они все кричали только «Мама» и – «Бог». «Мама» – кричали – и «Господи Боже, помоги мне!»

В статье «Сгорит божественная скрипка» Виктор Петрович горячо
рассуждает о духовном начале, о «свете отечественной культуры», об
«укладе верования», о том, как важно «хранить свою молитву», быть
«Иванами, помнящими родство». Он вспоминал и о казаках, как о былом
крепком сословии, о возрождении казачества. Виктор Петрович говорил о
крепости нашего культурного наследия, несмотря ни на какие разрушения 
гонения: «сгорит деревянная скрипка, останется божественный звук!»


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.