Деление возраста человека на Руси было кратно 7

Деление возраста человека на Руси было кратно 7

иллюстрация из интернета

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В данной статье разберемся откуда взята церковно- славянская классификация возраста человека.

          Церковнославянский язык - искусственный.Отметим, что: «Церковнославянский – язык изначально искусственный, только письменный и созданный в сугубо богослужебных целях, который никогда не был живым и разговорным. Данный язык как раз и конструировался для адекватного выражения высоких богословских истин, это язык церковного общения, «разговорный язык нашей Церкви» («О причинах богослужения на церковнославянском»
          В книге А. Тюняева «Древняя Русь словами очевидцев XI –XII веков. Древняя Русь устами жителей XI –XII веков» собран словарь из всех русских слов, в найденных берестяных грамотах на год его составления, общее количество слов 3294 (конечно в словарь вошли не все русские слова, а только из найденных грамот).

          Как отмечает автор: «По национально – сословному фактору корпус берестяных грамот XI –XII веков делится на две неравные части: 1) русский народ и различного рода сановники; 2) церковные люди».

          Первая категория авторов пишет по житейским делам, использует почти исключительно русскую лексику и показывают нам высокий уровень грамотности простого народа, в том числе и среди женщин

          Вторая категория - церковные люди – «использовала койе (механическая смесь из различных языков) из русского языка, смешанного с церковно-славянскими элементами … Этот круг чрезвычайно узок: церковные имена, название церковной утвари, церковные праздники термины, различные «грецизмы», воспринимаемые как сорные и инородные слова для русского языка».

          «В дореволюционном учебнике церковнославянского языка. Она не лишена смысла, правда к современной жизни не совсем применима...
Итак, до 7 лет – младенец, от 7 до 14 лет - отрок/отроковица,от 14 до 21 года – отроча,от 21 до 28 лет - юноша\девица, от 28 до 56 лет - муж\жена,от 56 лет - старец/ старица.(«Церковнославянская классификация возраста человека» https://sergoshin.livejournal.com/41060.html)

          Правда есть еще народные названия: середович - 42 года и подстарок 49 лет, то же кратно 7.

          Откуда взята церковнославянская классификация возраста человека? Имеет ли она отношение к церкви?

          «Древние славяне число «Семь» почитали за священный символ, который символизировал тайну, а также учения и знания, как путь исследования неизвестного и невидимого. Они применяли его в колдовстве и заклинаниях. У русичей много таинственных обрядов связывалось с числом 7 например: зола из семи печей, вода из 7 колодцев по их верованиям обладала лечебными свойствами; «на море-океане стоит груша, на той груши 700 дубков, 700 сучков».

          Число «семь» еще с древних языческих времен считалось волшебным и имело особый, таинственный смысл, поэтому его и любили употреблять. След от этих старых верований и представлений остался в народной мудрости на века: семь чаш гнева, семь громов, семь печатей, семь золотых подсвечников, семь голов зверя, семь богатырей, семь цветов радуги, семь гномов, семь дней недели, семь ветров, семь Столпов Мудрости, за семью горами, семь пядей во лбу и много других.» («Число «Семь» – в славянской народной культуре» https://marunnet.com/chislo-sem-v-slavyanskoy-narodnoy/)

         Кроме того: «Число 7 вошло в многочисленные афоризмы, пословицы, поговорки. «Видно, велик городок, что в нём семь воевод». «Вытянулся, как семисотая верста». «Один добытый опыт важнее семи поучений». «Семь раз отмерь один раз отрежь». «Работать до седьмого пота». «Семь бед – один ответ». «Семеро одного не ждут». «Седьмая вода на киселе» …. С числом 7 существует много загадок: «Есть семь братьев: годами равные, именами разные» (Дни недели) …«Семерка» прокралась в сказки: «Мудрая девица и семь разбойников», «Цветик-семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ( из статьи «Число «Семь» – в славянской народной культуре»)

         Пословицы поговорки загадки и сказки и передавались от поколения к поколению и складывались веками и тысячелетиями.

         О чем говорит в своей книге «Золотая нить» С.В. Жарникова. В которой она доказала, что: «Такая обрядовая архаика, зафиксировнная на уровне древних арийских текстов, сохранилась не только в былинах и сказках, но даже в некоторых бытовых поведенческих нормах, характерных для русского народа»

         Русские народные сказки, песни, заговоры, обряды, народное прикладное искусство являются аналогами древних индоиранских мифологических сюжетов, по древности и архаике не уступают им. Поэтому С. Жарникова в своей книге сравнительным и дешифрующим материалом для русских сказок, былин и заговоров выбрала тексты гимнов Ригведы и эпоса Махабхарата.


Рецензии