C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Низвержение Ц. Завещание Пачакути 6

            Глава 6. Наставление наследнику

            На три долгих года трон в Куско опустел. Пачакути, определивший для  знакового письма низменное место, фактически установив в повседневной жизни на него запрет, с многочисленной свитой отправился знакомиться с дальними провинциями, а заодно проверить исполнение законов, как тех, что разрешено было оставить от прежних царств, так и  тех, что установили инки.
            После трёхлетнего путешествия по своим владениям Пачакути удостоверился, что население и вожди завоёванных земель признали его власть, дарованную ему Солнцем и прародителями. Повсюду в провинциях его кураками возводились храмы Солнца и полагающиеся храмам дома девственниц. Но для развития государства, и это понималось и им, и его окружением, нужны были пахотные земли, а их в изобилующем горными хребтами Антисуйю и в районах, что к югу, что к северу от столицы, было недостаточно. Взгляд Сапа Инки устремился к низинным землям Чинчасуйю, покорить которые он решил доверить своему проверенному в сражениях проницательному стратегу Капак Юпанки.  Последний блестяще справился с задачей: ни мужество, ни решимость стоять до конца, ни хитрость теплолюбивых народов, помноженные на консолидацию их разнородных сил не могли противостоять уму и деликатности Капак Юпанки. Он сумел извлечь выгоду из малопонятного даже его свите жеста в сторону противника, а именно: всех найденных женщин и детей воинов чинча он велел препроводить в защищённые крепости противника. Доброта Юпанки оказалась с «двойным дном» - усилившийся в крепостях из-за вновь прибывших голод и последующая смерть детей и женщин лишили чинков их способности к сопротивлению. Успех полководца был ошеломляющим, что подтвердил по прибытию в Куско постоянный спутник Капак Юпанки в этом походе - ещё совсем юный наследный принц Сапа Инки.
             Ликующая площадь Римакампа заглушала песни и танцы каждого отряда разноплеменной военной процессии к Храму Солнца, где её вышел встречать отец наследного принца. Пачакути поприветствовал сына, Капак Юпанки, передовой отряд его воинов и в сопровождении брата и жреца босиком проследовал в храм.
       Пока Инка общался с Богом, его наследник допытывался у полководца, какие ещё страны могли бы покориться кечуанцам. Степенный в мирной обстановке Капак Юпанки рассказывал юноше о своих мечтах покорить большой и сильный народ чиму, о главной их твердыне – ступенчатой крепости Парамонге, об особенностях её дислокации на отрогах горы и о том, что каждый город у чиму, а прежде всего Чан-Чан, тоже был в сущности крепостью. И взять эти города-лабиринты с Парамонгой в кольце неприступных стен столь же трудно, сколь и почётно. Но самой заветной мечтой полководца было дойти до священных вод озера-моря Титикака и что туда он непременно пойдёт вместе с ним, наследником своего господина. И для этой мечты на главном празднике капакоча (один из двух ритуальных праздников с жертвоприношениями у инков, прим. авт.), торжественно заявил полководец, он готов предложить в жертву своего младшего сына, как представителя своей родной провинции.
           Наследник хорошо знал этот ритуал с восхождением четырёх юношей- по одному от всех четырёх провинций на отвесную Уэйна Пикчу и живо представил себе, как совсем юный сын его военного наставника Капак Юпанки с мешочком коки для поддержания сил  преодолевает подъём среди ледяных скал. Ему тоже хотелось быть в числе мужественных юношей, но он знал: его удел был иным- править после отца огромным государством. А сделать его огромным предстоит именно ему. Об этом решении делиться с кем-либо он считал преждевременным.

           Вечером за торжественным ужином в Верхнем дворце в честь славного завершения похода Тупак, или как звал его отец, Топа, обратился к родителю с вопросом, не дававшим покоя:
           -Великий король! Интип Чурин! Ответь, пожалуйста, зачем нам нужны земли Чимора (иное название -Чиму, -прим. авт.)?
           Неотступно находившийся при Правителе его осторожный брат дал знак полководцам и особо отличившимся воинам, как и куракам дать возможность поговорить Инке и наследнику наедине. Все отошли вглубь зала и соседние помещения. Угощений и удовольствий от этого меньше не стало. Брат распорядился оставить двух юношей с факелами и отбыл к гостям.
           -Разве не хватит нам того, чем мы уже обладаем? –продолжил юноша. - Мы одолели чанков, чинчу и айваров, их земли и люди готовы служить тебе, Солнцеликий. Они готовы почитать нашего Бога. Как сегодня услышали мои уши слова моего мудрого наставника ты замыслил отправить его к водам священного моря-озера Титикака к свинцовому храму для покорения его берегов. Земли у священных вод озера благодатны, там мы добудем огромные стада лам и альпак. Разве нам всего этого не хватит, чтобы прокормить и обеспечить всем необходимым наш народ и возвести новые храмы?

           Сапа Инка старался говорить мягким голосом, но это не удавалось. К тому же блики света от языков огня преобразили лицо Правителя, отчего казалось, что с наследником говорят двое- отец и его призрак.
           -Скажу тебе так, мой Топа. Ты задаешь вопросы, не зная, что будут делать соседние государства, наблюдающие наш успех. А ведь это очевидно: Минчансаман, умнейший царь Чимора, не простит нам нашего расширения. Зачем ему сильное государство вдоль его границ? Он рано или поздно нападёт на нас. Так было всегда между сильными. Так зачем мне ждать? Скажу тебе честно: воевать в жарких краях нашим воинам тяжело, как и нашим противникам чиму - в горах. Но война с ними- лишь вопрос времени. Но и не только это. Все, кто был в Чан-Чане и других городах Минчансамана, говорят о несправедливости законов его страны. Если альпака рождает верблюжат (иное название- криа, -прим. авт.), разве не любит она их одинаково? Так и Земля и Солнце пекутся о всех. Ты сам мог убедиться, что в наших уамани (долина (кечуа)- основная административная единица у инков, -прим. авт.) нет возможности кому-то одному притеснять соплеменников, как и наживаться за счёт других. Какую бы пачаку или уарангу (Пачакути установил деление населения в провинциях на сотни (пачака), тысячи (уаранга), десятки тысяч (хуну),- прим. авт.) мы с тобой не посетили в нашем государстве, везде ты увидишь равенство. Ес-ли мой подданный проявляет себя в умении и искусстве ему доверят более высокую должность или более серьёзное дело, какого бы племени он не был, аймара или чанка. И это решают справедливо, округой. Согласись, что люди сами видят, кто чего достоин из них. А об особо ценимых и искусных в делах в каждом уамани обязаны сообщать сюда в Куско курака. На то они и посланы в провинцию, а не только для того, чтобы строить наши храмы, следить за соблюдением законов. Ещё я пресекаю притеснение любого народа, дабы не возбуждать ненависти. Это убеждает доверившие нам свою судьбу народы, что они равны нам. Что до обычаев. И обычаи, и культуру, и язык мы оставляем такими, какими они были до нас. Запомни это. Время само всё сделает, если не торопить его. Теперь о низинном государстве. У чиму всё не так. Мои сановники не должны видеть, как развращает роскошь одних чиму, и делает рабами, скотом других. Это заразно. И чтобы защитить свои порядки я должен устранить законы и власть установивших их правителей в других государствах. Мы спасли, когда ты был ещё младенцем, наши порядки и нашу веру. А ведь тогда осада Куско грозила не только смертью мне и брату, которого, ты знаешь, мне пришлось лишить престола за его нерешительность. Всё то разумное, что подарили нашему народу Манко Капак и Виракоча, всё могло исчезнуть. Вот потому в напоминание и остались на наших площадях чучела врагов наших с той осады. Народ, и особенно сановники, без таких знаков забывают ужасы войны. Мирная сытая жизнь не делает народ Тауатинсуйю лучше, как и никакой другой. Из сытых и пребывающих в довольстве и постоянных утехах не рождаются доблестные воины, как не рождается рыба от кондора. Ты, мой аука (сын, родственник, представитель малочисленной касты инков, давшей впоследствии неточное название «инки» народу и государству Тауатинсуйю, - прим. авт.) должен набираться опыта в военных походах на суше и на море, учиться находиться в осаде. Чиновники послушны, когда живут по законам войны, а народ - радостями побед или перед общей угрозой.

            - Хочу спросить тебя, мой славный сын, - продолжил Пачакути, - какое имя по завершении моего земного пути ты готов принять?
            Наследник взял руку отца и прямо глядя ему в его глаза изрёк:
            -Мой отец! Позволь принять титул Инка Тупак Юпанки (обладающий честью (кечуа) -прим. авт.) как зовут моего умного и храброго наставника.
            -Ну что ж! Жду, что в боях прославишь ты ратными делами наше государство. А уж если сочтёшь законы не подобающими величию его и заслоняющими светоч наш Солнце, не торопись избавляться от них. Воспитай и обучай для таких дел своего сына. Подготовленный наследник сделает это лучше тебя. Но хочу предупредить тебя, мой сын: делай мудрые шаги, чтобы в твоём имени враги не искали ворота для слабости. Больше мне нечего тебе сказать


Рецензии
Валерий, Вы замечательный исторический писатель. Блестяще справляетесь с весьма сложной задачей создания художественно-исторического полотна. Четко организована фабула, отточены фразы (не заметил ни одной стилистической ошибки), прекрасно владеете историческим материалом, что для нашего времени, вообще-то, редкость: большинство любителей исторической темы склоняются к фэнтези, что на самом деле не история, а суррогат какой-то, но зато хорошая лазейка для тех, кто не хочет серьезно изучать исторический материал, без чего лучше не браться за этот жанр. Признаюсь, что сам когда-то хотел заняться темой древне-индейских цивилизаций. Изучил историю центрально-американских государств, придумал пару термоядерных сюжета на эту тему, но тяга к античности перетянул к себе. В то время собирать нужный исторический материал было довольно сложно: интернета еще не было, а добыть подходящие книги было непросто. По инкам вообще почти ничего не было. Все же кое что удалось узнать, как, например, то, что империя их простиралась на 4 тысячи километров с севера на юг, население ее составляло 11 миллионов человек, что для тех времен да еще для Америки поразительное явление: на всем земном шаре тогда жило 280 млн. человек. Но вот теперь, благодаря Вам, удалось расширить свои познания в этой теме. Кажется, роман еще не закончен. Буду ждать продолжения. Спасибо. Счастья Вам, здоровья и вдохновения!
С уважением, Петр.

Петр Гордеев 2   02.10.2023 20:56     Заявить о нарушении
Валерий, это опять я. Из-за скорописи допустил случайную ошибку. Конечно, нужно было написать "...сюжетов" а не "сюжета". Извиняюсь.

Петр Гордеев 2   02.10.2023 21:01   Заявить о нарушении
Да, Пётр, роман не окончен. Ещё одна глава написана, две готовы под запись, вот только думаю, как подать. Роман о нашем времени и ближайшем цифровом будущем. Тауатинсуйю (империя инков) как пример. Эту цивилизацию в советское время старались обходить в институтах - нельзя было показывать, что социалистическое государство (а именно так французские историки рассматривали империю инков) не могло погибнуть от варваров. А оно и погибло от конкистадоров.

Валерий Выборжанин   02.10.2023 22:21   Заявить о нарушении
Да, конкистадоры были и варвары, и вандалы, с которыми, пожалуй, те самые вандалы и не сравнятся. Кстати, тех вандалов разгромил византийский император Юстиниан да так мощно, что непонятно куда они делись, и историки никак не могут найти их дальнейшие следы.

Петр Гордеев 2   03.10.2023 20:39   Заявить о нарушении