13. Род, Семь Я! Всему начало. Кн1 Ч. 4

 Часть 4. Ишим или Коркина слобода
 
  "В документах XVII(17) века можно найти упоминания о Коркиной слободе. Это и есть первые упоминания об Ишиме.
  Точная дата основания слободы неизвестна, однако можно предположить, что возникла она между 1670 и 1687 годами (по сведениям "Списка населенных мест Тобольской губернии" за 1912 год Ишим был основан в 1631 году).
  Почти целое столетие после своего основания Коркина слобода выполняла функцию военного укрепления на Ишимской оборонительной линии.
  До появления Коркиной слободы эту местность периодически занимали кочевники. Русские двигались на восток, постепенно захватывая Сибирь.
  Как только территория, на которой через много лет появился город Ишим, была захвачена русскими, началось строительство Коркиной слободы в целях укрепления прав на занятую территорию.
  В 1721 году Пётр I(1) ввёл новое административно-территориальное деление. Новая территориальная единица называлась дистрикт, то есть, округ.
  В Тобольском воеводстве были выделены Ялуторовский и Ишимский дистрикты. Коркина слобода стала центром Ишимского дистрикта. Кроме того, слобода выполняла функции центра Ишимской оборонительной линии.
  Когда набеги кочевников на этой территории сократились, Ишимскую оборонительную линию упразднили и военные стали постепенно покидать слободу, а все имевшиеся здесь строения были проданы крестьянам."  
  Из предположения, что мои предки были родом из Коркиной слободы, следует то, что они, Гуляевы, могли быть "служилыми людьми", т.е. людьми несшими военную службу. Это подтверждается и наличием "бойцовских" черт в характерах многих Гуляевых.
  Посему, после "упразднения Ишимской оборонительной линии" наши предки, привыкшие выполнять воинские обязанности и не пожелавшие резко переходить в "крестьянство", могли податься дальше на Восток.
 
  Из истории хорошо известно, что служилые люди принимали самое активное участие в освоении Сибири. Например, во время похода Ермака в Сибирь.
 
  В казачьих "сказках" того времени вместе с именами Посника Иванова (Губаря), Федора Чукичева, Семена Дежнёва, в пору самых первых походов их двух отрядов на реки Собачью (Яну) и Индигирку из, только что основанного, Якутского острога в 1640-1641гг. для сбора ясака, упоминались и другие фамилии участников тех походов, а именно, Л.Н. Жеребцов в книге "историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами", издательство "Наука" 1982г., пишет:
 
   "Кроме руководителей отрядов - Федора Чукичева, Дмитрия Зыряна и Богдана Зырянова, которые, вне всякого сомнения, были выходцами из края коми*, в составе отрядов встречаются служилые: Д.Падерин, Лыткин, С.Аврамов, В.Пермяков, Ф.Чуркин, Ф.Пермяк, Д. Гуляев, Гилев, К. Юдин, М. Коновалов, К. Королев, С. Протопопов, Ф. Ветошкин, Вижемцев, Т. Боголюбов, И. Катаев, М. Колесов и десятки других.
  * - Русские в древности народ коми называли пермью. Слово "пермь" известно уже в начальной летописи, составленной около 1095 г., и обозначало какой-то северный народ, плативший дань русским: "в Афетовой части сидят Русь, Чудь, Весь, Меря, Мурома, Заволоцкая чудь, Пермь, Печора, Ямь" и т. д. "...Эти народы от колена Афета, живущие в странах Севера""
 
   Интересно еще и то, что служилые люди, столь быстрыми темпами продвигаясь на восток, осваивая неизведанные огромные пространства, не имели возможности заниматься сельским хозяйством. Основным их способом добычи пропитания была рыбная ловля и охота на соболя и разного зверья в "новых землицах", что было вполне естественно. И это всё вместе взятое оставляло определённый отпечаток в их характерах и воспитании детей, привыкавших к походной жизни. Со временем, конечно, и эти русские воины-первооткрыватели сибирских земель начинали вести осёдлый образ жизни, были вынужденны начинать заниматься работами на земле, но сильная тяга к охоте и рыбалке ещё долго сидела в них и их потомках.
 
  Мои предки, в частности отец и дед, а также многие родные и двоюродные их братья тоже были заядлыми охотниками и рыбаками.
 
  Это, конечно, не говорит о том, что на основе этого можно определить родовые связи.
  Но, я думаю, что за сотни лет люди, занимающиеся одним и тем же ремеслом из поколения в поколение, получают определённый "отпечаток" на генном уровне. Потому-то в нас и повторяются определённые черты характера наших предков и глубоко спрятанные в подсознании "знания образа их жизни".
   При изучении различных исторических источников я непроизвольно сравнивал не только имена, но и род занятий людей по фамилии Гуляевы, живших 200-300 лет назад, с образом жизни своей семьи, своих ближайших родственников, жизнь которых проходила и проходит сейчас на моих глазах.
   Так изучив различные переписные книги (ориентируясь на 1680-1720гг.) я обнаружил более-менее большое количество Гуляевых, проживавших в те годы практически "рядом" друг с другом (по сегодняшним, конечно, меркам - рядом) и, которые могли являться близкими родственниками. Основное внимание я уделял Гуляевым с именами, обобщёнными мной в 3 части.
 
  Я понял, что основные корни родни могли начаться не только в Коркиной слободе (Ишиме).
  Сам Ишим, конечно, был родиной некоторых предков, но он, в тоже время, мог быть и определённым перевалочным или промежуточным пунктом, то есть - временным "укрытием" в качестве "служилых", для воинственных и прогрессивных людей того времени, несогласных с условиями своей жизни, а потому гонимых и ищущих волю, свободу и новые земли. Но могли быть и другие причины для переселения (миграции), о которых мы сегодня вряд ли сможем узнать (даже читая самые умные книги самых умных историков)!
 
   Буду мыслить сам, в соответствии с моим виденьем возможно происходивших когда-то каких либо событий, читая и вникая в исторические документы, соединяя факты с предположениями. Главное - мой читатель должен понять, что он читает исследовательский, но далеко не научный материал, который можно считать "первоосновой, верной на 100%".
 
   Идём, неспешно далее...
 
  Тобольск граничил с Коми, Пермью и Ненецким северным краем. Коми имела протяжённые границы с Архангельской областью. В преданиях (воспоминаниях) русских-сибиряков часто ностальгически проскакивают такие названия, как - Ухта ("ухты"), Печора (песня "У Печоры, у реки...) и, немного реже - Сыктывкар, просто как упоминание. А в Коми, оказывается, проживало "очень много" русских, практически в равном количестве с коми, почти 50/50.
 
   И вот, выйдя на Тобол, я обнаружил то, будем называть это "интуитивным соображением", что в Тоболе мои предки не могли жить с давних времён. Скорее всего, они пришли "в-туда" из Коми-области и какое-то время там задержались и пожили, не образовывая крепких связей. Это мои интуитивные догадки, потому я, на этом уровне, и исследую "ход предков" в Сибирь. Просто другого пути у меня нет.
 
   На эту мысль меня навела интернетовская информация: "Гуляевы - выходцы из Шошки в 1678 году "пришли" в село Деревянск, расположенное в Коми".


Рецензии