14. Род, Семь Я! Всему начало. Кн1 Ч. 5

Часть 5. Коми?!
 
  "Деревянск (Дереванн;й) - село на левом берегу Вычегды в устье р. Деревянной, центр сельской администрации, в 25 км от с.Усть-Кулом Усть-Куломского района. Возникло в 1658.
  В 1678 записано как "деревня Деревянного кряжу на реке на Вычегде над курьёю Келчовою". Один из первопоселенцев, Мануил Петрович Попов с братьями Ефимом, Дорофеем и Михаилом, пришёл в Деревянск "с погосту Вишеры" (Богородск).
  Большинство первых жителей Деревянска пришли сюда из более удалённых районов Коми края. Денис и Еремей Кирилловичи Кирушевы, Андрей и Иван Кондратьевичи, Никон и Кузьма Агеевичи Кирушевы переселились в Деревянск "с погосту Усть-Сысолы".
  Братья Яков и Данило Максимовичи Гуляевы "поселились из Сысольские волости из Шошек" (современное село Шошка в Сыктывдинском районе).
  Некоторые фамилии имеют русское происхождение и вообще в образе жизни и их традициях много русского. Видимо когда-то (еще в доручевские времена) бассейны рек Вычегда и Сысола имели часть русскоязычного населения, но они восприняли коми язык и стали прозываться - коми." http://ruch.selakomi.ru/o_sele/
 
  Я, к своему стыду, начав собирать данные о своём роде, оказался слегка профаном в области географии, даже в рамках своей родной страны. К моему удивлению, повторюсь, я узнал, что Коми находится почти на Севере и граничит с Пермью и Ненецким северным краем, тогдашним Тоболом (Тюменский край), Архангельским краем и Уралом (бывшая Свердловская область - как меняются времена, и как прямо на глазах меняют историю!), Кировской областью. По своему не знанию, а скорее всего не хотению (не желанию или пренебрежению) узнать об этом в свои школьные годы (по географии у меня всегда была четвёртка, видимо равная жёсткой тройке), я и упустил эту информацию тогда. Да, она мне и не нужна была каждодневно: тогда в молодости были другие интересы, другие приоритеты. Моё проживание в городе Норильске мне нравилось: тогда всё было "сегодня и сейчас". А то, что будет позже - мы создадим!
 
  А вот, что происходило когда-то раньше, очень давно в 16 или 17 веках, меня, да думаю, что и многих моих сверстников, в то время, не особенно интересовало (только в рамках уроков истории и литературы). Вообще не интересовало до той поры, пока я не приехал на летние каникулы на свою малую Родину в 1966 году. Тогда были похороны моей прабабушки, бабы Давыдовой.
 
  Сколько было много родни!
 
  Я, девятилетний пацан, смотрел на многочисленную родню, родственников разных возрастов и односельчан, пришедших проводить в последний путь мою прабабушку! Их было просто много.
   Наверное, тогда это всё и началось, и родственники, уходившие в прошлое, видимо, открывают нам дорогу в будущее...
 
   Но, мы о Коми XVI века.
 
  "Переход к стабилизации историко-демографического развития.
  Период тяжелейших испытаний, выпавших на долю народа коми, оказался, к счастью, не слишком продолжительным.
  Мало-помалу положение стало меняться к лучшему. После вхождения во II половине XVI в. в состав Русского государства Казанского и Астраханского ханств, укрепления там власти московских государей появилась возможность для освоения Поволжья, нижней Камы и нижней Вятки русскими.
  А уж после того, как рухнуло под ударами "государевых ратей" Сибирское ханство, перед русскими крестьянами открылись просторы Сибири и Приуралья.
  Эти более богатые по сравнению с Коми краем (страдавшим к тому же от сильнейших неурожаев) земли привлекли внимание множества людей.
  Сотни и тысячи переселенцев с Русского Севера (а именно они составляли большинство тех, кто осваивал Сибирь в XVII в.), минуя Коми край, устремились за Урал.
  В последней четверти XVII века в Сибири насчитывалось около 130 тысяч переселенцев! из Европейской России, примерно две трети которых проживали в самом западном Тобольском регионе, по соседству с Коми краем.
  Что было бы с коми народом, если бы всего лишь четверть от этого числа поселилась в Коми крае, где в середине XVII в. насчитывалось всего 15-16 тысяч коми?..
  С началом массового освоения русскими Вятско-Камского региона, Поволжья и Зауралья в XVII в. на территорию Коми края стало приходить все меньше переселенцев из русских регионов.
  Границы между территориями расселения коми и русских на западе и северо-западе в XVII в. постепенно стабилизировались там, где они пролегают и поныне - по с. Спаспоруб на Лузе у с. Межег на нижней Вычегде близ д. Коптюги на Вашке и д. Латьюги на Мезени. А жившие западнее отдельные группы коми в течение XVII-XVIII вв. постепенно смешались с русскими."
   
   Вот и выискал я то, что искал.
  Для сведущих: этим я не сделал открытие "Америки", но то, что для себя открыл - это точно!
 
  Именно в XVII веке тысячи переселенцев (около 130 тысяч переселенцев!) с Русского Севера составляли большинство тех, кто покидал Архангельскую область, Ненецкий край и, минуя Коми, устремились за Урал для освоения Сибири. Естественно среди них могли быть (скорее всего!) были и мои предки - Гуляевы, Туевы, Кечины, а также предки ещё одной волны переселенцев, потомки которых впоследствии стали моими родственниками (родственники моей жены). Это первопроходцы и горнорудцы Волковы и Серовы, закрепившиеся в районе поселений: Усть-Каменогорск-Глубокое-Шемонаиха, а их потомки долгие годы проживали в городе Риддер (ранее, во времена СССР - город Лениногорск) Восточного Казахстана, граничащего с Алтайским краем. Музейные работники города, когда я побывал там в 2015 году, говорили мне, что и сегодня у них помнят фамилии Волковых и Серовых, и считают их причастными к основанию этого горнорудного города, наряду с Ф.Ф. Риддером (точность этой информации я намерен искать в сети интернета, самом городе Ридер и осветить в последующих частях своей книги).

P.S. Фамилия моей жены до замужества - Волкова. А в её близкой родне есть фамилия Серовы. И волковы и Серовы рождены в Восточном Казахстане (Риде или Лениногорск, Секисовка, Усть-Каменогорск, Шемонаиха, Белоусовка). 


Рецензии