Обыватель и так называемый ИИ

        Для тех, кто работает в сфере информационных технологий не секрет, что компьютер - это всего лишь большой калькулятор, для простого обывателя, компьютер - это чудо-расчудесное. То, что холодильник может охлаждать, а микроволновая печь разогревать, у простого обывателя удивление уже не вызывает, даже несмотря на недостаток знаний законов физики. Но когда большому калькулятору найдётся очередное применение, это вызывает новую порцию ахов-вздохов и умиления в отношении компьютера, ввиду отсутствия понимания того, что это очередное применение создал не сам компьютер, а именно человек. Это можно сравнить с умилением в отношении ребёнка, когда он научился делать что-то новое, тот факт, что ребёнка этому научил другой человек упорно игнорируется, хотя, именно тот, кто научил достоин восхищения, и результат процесса обучения можно назвать чудом.

        Когда человек создал калькулятор - вычислительную машину (от глагола caculate - вычислять), которая смогла производить вычисления быстрее человека, то это вызвало такое же умиление у простого обывателя, как ребёнок, который выучил таблицу умножения, а человека, который создал калькулятор как-то сразу позабыли. Когда калькулятор стал доступен обывателю, то он уже не вызывал такого умиления. С тех пор прошло много времени, до того момента, как человек смог научить большой калькулятор делать что-нибудь ещё лучше человека, например играть в шахматы, и тогда это снова вызвало умиление у простого обывателя, как будто ребёнок обыграл взрослого в шахматы, а того человека, который научил компьютер хорошо играть в шахматы, снова быстро позабыли.

        С момента изобретения калькулятора его вычислительные возможности постоянно увеличивались, но количество не переходило в новое качество, и это не вызывало умиления у простого обывателя. Только тогда, когда человек учил большой калькулятор очередному трюку, когда заставлял компьютер очередной раз имитировать человекоподобное поведение - это вызывало умиление у простого обывателя. Простому обывателю не знакомо понятие частоты дискретизации, но увеличение именно этого показателя вместе с увеличением вычислительных возможностей калькулятора позволило научить вычислительную машину новым трюкам.

        Когда вычислительные возможности компьютера возросли настолько, что позволили увеличить частоту дискретизации воспроизводимого аудио сигнала до такой степени, что обыватель уже не мог отличить дискретный аудио сигнал от аналогового, то это не вызвало умиление у обывателя, потому что обыватель не мог отличить такой дискретный сигнал от аналогового, и ему было всё равно. Затем, когда вычислительные возможности калькулятора ещё выросли, и позволили увеличить частоту дискретизации уже видео сигнала до такой степени, что обыватель не мог отличить дискретный видео сигнал от аналогового, и это также не вызвало умиления у обывателя, потому что на тот момент, обывателю уже был доступен дискретный видео сигнал вполне приемлемого качества от других устройств, и вау-эффект прошел уже давным-давно, когда обыватель впервые увидел дискретный видео сигнал, хоть и посредственного качества.

        В итоге, компьютер - производил любые вычисления лучше человека, мог запоминать намного больше человека, мог играть на всех музыкальных инструментах, но всё ещё был недостаточно похож на человека, потому что не мог связать и двух слов. И когда человек смог научить калькулятор связывать слова, то это вызвало подлинное умиление у обывателя, настоящий вау-эффект, как будто ребёнок впервые сознательно сказал первое слово. Именно тогда, обыватель, без тени сомнения, определил способность калькулятора связать два слова, как неоспоримый признак наличия интеллекта.

        "Блажен, кто верует, тепло ему на свете!" - Александр Сергеевич Грибоедов

        Просветительская деятельность - дело неблагодарное, попытки объяснить обывателю реальное положение вещей, как правило, тщетны, тем более, когда в этом нет необходимости. Образовательный процесс обычно воспринимается обывателем как насилие, и как следствие, редко приживается. А посему, решение задачи, как убедить обывателя в том, что так называемый искусственный интеллект вовсе не чудо-расчудесное, это не моё. Со временем, когда способность калькулятора связывать слова станет обыденной, взгляд обывателя на компьютер как на чудо поблекнет, и посторонняя помощь для этого не понадобится. Но, это ни коим образом не уменьшит желание, придать компьютеру человекоподобный образ, ведь люди пытаются придать человекоподобный образ всему, что их окружает. И когда в следующий раз человек научит калькулятор очередному человекоподобному трюку, это неизбежно вызовет у обывателя очередной приступ умиления.


Рецензии