Наблюдательная комиссия и археология
Кабардино-Балкария
Председателю Общественной палаты
КБР Бердову Х.А.
Уважаемый Хазратали Александрович!
Поводом нашего обращения к Вам послужило заявление, в виде мнения некоторых учёных Кабардино-Балкарии по вопросу археологических раскопок на федеральной автодороге Р-217 «Кавказ» направивших обращение на имя Председателя Российского исторического общества Нарышкину Сергею Евгеньевичу.
К сожалению, то, что наблюдается последние три десятилетия в исторической науке Кабардино-Балкарии, является очевидным фактом, т.е. искажается история и идёт повальная подделка и подтасовка известных в мире исторических трудов. Это нельзя назвать наукой. Складывается такое впечатление, что в Кабардино-Балкарии есть определённый штат пасквилянтов, чей труд зиждется в заведомо ложных обвинениях в адрес людей, коллективов, организаций, если даже такой коллектив называют научным сообществом. Первым среди подписавших обращение значится Калмыков Ж.А., член Общественной палаты КБР, сопредседателя межкомиссионной рабочей группы по гармонизации межнациональных отношений и межконфессиональных отношений, председатель КБОД «Координационного Совета адыгских общественных объединений». Калмыков Ж.А., кандидат исторических наук, который в статье
«Если историю пишут безнравственные люди» критикуя карачаево-балкарских историков называет их: «доморощенными балкарскими историками и идеологами».
По Калмыкову, «…под видом анализа исторических трудов кабардинских авторов, они, балкарские историки, используют явно антинаучный прием, который граничит с безнравственностью, а точнее, с коварством и подлостью,
суть его заключается в том, что из контекстов научных работ вырываются отдельные слова и фразы для искажения истинного содержания и значения…» Калмыков Ж.А. Размышления историка в поисках истины. Нальчик, 2009. С. 85-89.
В числе этих «безнравственных людей», по его мнению, Михаил Чоккаевич Залиханов, советский и российский учёный, политический и общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1987), академик РАН (1990), Мизиев Исмаил Мусаевич, кандидат исторических наук, советский и российский археолог, этнограф, специалист в области этнической истории Северного Кавказа. Калмыкову Ж.А., принадлежит статья с неприкрытым шовинизмом от 16 мая 2019 года в «Газете Юга» под названием: «Из 24 балкарских населённых пунктов 18 находятся на территории Кабарды».
В исторической и научной литературе домыслы и фантазии кандидата исторических наук Ж.А. Калмыкова ни в одном пункте не соответствует действительности. Это стиль работы сопредседателя межкомиссионной рабочей группы по гармонизации межнациональных отношений – Калмыкова Ж.А., и никак не согласуется с Кодексом Этики члена Общественной палаты КБР, статьи 5 Положения об Общественной палате Кабардино-Балкарской республики.
Мнение этих людей о том, что: «… в высших учебных заведениях и институте гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН сосредоточен научный, творческий кадровый потенциал, без участия которого невозможно достижение целей, провозглашенных РИО. По недоразумению или злому умыслу, ваше отделение в КБР никоим образом не причастно к научному сообществу, представляющему историческую науку в Республике…», видимо это мнение самих подписантов, но не реального положения дел в исторической науке Кабардино-Балкарии. Стоит напомнить, что именно «творческий и кадровый потенциал» КБИГИ и КБГУ, создали миф и виртуальное сражение 1708 года на современной территории Кабардино-Балкарии названное ими же «Канжальская битва и политическая история Кабарды первой половины XVIII века», Нальчик, 2008г.,495 с.
Для создания этого мифа были искажены оригинальные тексты первоисточников книги «Казем-Бек А. Семь планет в известиях о татарских царях. — Казань: 1832 г. Оригинальный текст «Семь планет в известиях о татарских царях» Сейид Мухаммеда Ризы», сс.310-313; Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе — М.: Тип. С. Селивановского, 1823.; Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. - 1728 г. //ИГЭД. М., 1958. ; Данилевский Н. В. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении — М.: Университетская типография, 1846.; Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. — Нальчик: ГП КБР РПК, 1913., и ряд других работ.
Между тем, даже поверхностный анализ мифической истории о «Канжальском сражении» выявляет подозрительную связь его последовательного возведения из статуса неясного предания в статус уже установленного факта в зависимости от изменений внутриполитической конъюнктуры республики. Общие моменты предположений некоторых историков ни в коем случае нельзя назвать просто ошибочными – они связаны с определёнными политическими устремлениями, с попытками формирования новой исторической парадигмы Кабарды и всего Северного Кавказа – без всякой оглядки на реальную историю и имеющиеся документы об этногеографии Кабардино-Балкарии сегодня и в прошлом. Именно эта тенденция фальсификации создаёт атмосферу межнациональной напряженности между народами Кабардино-Балкарии. К тому же, насколько нам известно, ни Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, ни Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований, не имеют квалифицированных специалистов археологов, которые, к тому, же, имели бы право проводить раскопки. Надо отметить, что среди подписантов – учёных есть люди, замешанные в фальсификации исторической науки в Кабардино-Балкарии. Мы лишь приведём примеры из нескольких работ, упоминаемых далее имён в которых искажается действительная история. В этом ряду вышеуказанный Калмыков Ж.А., Унежев К.Х., (к.п.н. и д.ф.н.), автор книги: «История Кабардино-Балкарии», 2005г., Нальчик, издательство «Эль-Фа». Учебник Унежева К.Х., Министерством Образования и науки Российской Федерации, ФГБОУВПО КБГУ, 27.11.2015г., №01-25-2985, не рекомендован к использованию в учебном процессе.
В этом же пространстве ненаучного, безнравственного отношения к истории коренного народа – балкарцев, является «Открытое письмо сотрудников КБИГИ ректору КБГУ», 04.10.2018г., по вопросу проведения всероссийской научной конференции «Балкария в системе Российской государственности: прошлое, настоящее, будущее».
В этом обращении отмечается, что: «…ведущие учёные, специализирующиеся на вопросах инкорпорации восточночеркесских / кабардинских княжеств
и находившихся в их юрисдикции тюркоязычных обществ кавказского высокогорья в российскую государственную систему
были отсечены от плодотворного диалога рамках намечающегося мероприятия.
В этих обстоятельствах вероятность полноценного раскрытия заявленной тематики форума снижается до критически ничтожных для научного дискурса значений…»
Среди тех, кто подписал, это обращение: старший научный сотрудник КБИГИ А.С.Мирзоев, к.и.н, Кожев З.А., старший научный сотрудник КБИГИ к.и.н., Алоев Т.Х., то есть те же лица, что и подписали обращение к Вам.
И это при том, что «Пять горских обществ Балкарии» - это сопредельная сторона – Кабарде, а не подвластная, как таковую пытаются выдать. То, что Балкария имела независимый и самостоятельный статус в своём политическом выборе 11 января 1827 года и подала прошение на вступление в Российскую империю - это исторический факт.
Складывается впечатление, что работники научных центров Кабардино-Балкарии часто практикуют в своей работе доносительство о неблагонадёжности тех или иных людей, организаций, как и в затрагиваемом нами вопросе. Если точнее - даже проблемы уже. Примечательно, что с 2014 года КБГУ, при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, ведутся раскопки археологических памятников близ селения Заюково Баксанского района Кабардино-Балкарской республики. И никаких вопросов к этим раскопкам не задавали и не ставили.
Каков научный потенциал КБИГИ можно узнать из научных статей о кабардинских архитектурных памятниках в Кабардино-Балкарии:
1) Бгажноков Б.Х., Фоменко В.А., «Древности и памятники средневековья как фактор устойчивого развития культурного ландшафта г.Нальчика и его окрестностей», КБИГИ, научная статья, 2017г.
2) Фоменко В.А., «Археологические, историко-архитектурные памятники и история кабардинской феодальной элиты XIV-XIX вв. », Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Институт гуманитарных исследований, 2019г., г. Пятигорск, Издательство: Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорский филиал. В книге известные «Гунделенские мавзолеи», трактуются, как кабардинские.
3) Кагажев Ж.В. кандидат исторических наук, свою статью также назвал «Поселения и каменные строения в Кабарде позднего средневековья».
И это несмотря на имеющиеся труды современников и другие научные исследования об отсутствии у кабардинского этноса традиций каменного строительства.
В этом контексте интересно сравнить призыв подписантов - учёных: «…частный фонд «Наследие», учрежденный и руководимый людьми, далекими от исторической науки, имеет сомнительную репутацию структуры, вовлеченной в неблаговидные дела, которые наносят прямой ущерб целям, провозглашенным РИО, а значит и интересам народов КБР…» с существующей исторической наукой.
В книге «Материалы по Этнографии России», под. ред. Волкова О.К., Т. 2, С.Петербург, 1914г., отмечается, что, Французский консул в Крыму М. Пейсонель (середина XVIII в.), хорошо знакомый с положением дел на Кавказе, писал: «Черкесы живут приблизительно так же, как и ногайцы: у них нет ни городов, ни постоянных жилищ». Екатерина Николаевна Кушева — советский историк, кавказовед, доктор исторических наук (1964). Е.Н. Кушева в главе третьей работы: «Народы адыге и Северокавказские абазины», в части первой «Кабарда» пишет: «ИсточникиXVI - XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников… Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены». А если прямо сказать, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI - XVII вв. Далее Кушева Е.Н. пишет: «…Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI - XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время… Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья…
По «Книге Большого чертежа» (1627г.) «название Кабарда отнесено к местности по левому берегу Терека от р.Ардон до р. Кизыл…»
Семён Броневский, в своей работе «Новейшие Географические и Исторические Известия о Кавказе» , М. 1823г., по состоянию на 1823 год описывает – Кабарду: «…Кабардинцы имеютъ привычку переходитъ съ старыхъ усадебъ, коль скоро селения ихъ засорятся от скопившагося скотского навоза и другихъ нечистотъ…», с.86.
Крупнов Е.И., историк и археолог, доктор исторических наук (1961), профессор (1964), заслуженный деятель науки Чечено-Ингушской АССР (1964) и Кабардино-Балкарской АССР (1967).
Крупнов Е.И., специалист в области древней и средневековой археологии Северного Кавказа и этногенеза кавказских народов в своей работе «Древняя история Северного Кавказа, изданная Академией наук СССР, М.1960г., писал: «…Из истории мы знаем о существовании в прошлом полукочевого быта у ряда народов мира, в том числе у народов Кавказа. Примерно такими полукочевниками были адыго-черкесо-кабардинские племена накануне завоевания Кавказа русским царизмом. Быт адыгских племён, особенно в районах Кабардино-Пятигорья, характеризовался довольно частыми переносами жилищ и отсутствием прочной связи населения с определёнными обитаемыми пунктами…». Лавров Л.И., доктор исторических наук (1967), в течение ряда лет возглавлял кавказоведческую работу в Москве и Ленинграде, принимал активное участие в научной жизни кавказоведческих учреждений на местах, оказывал содействие в издании коллективных трудов, монографий и сборников. Он был членом редакционных коллегий I и II томов «Народы Кавказа», «История Кабардино-Балкарии», «Карачаевцы», первого тома «История народов Северного Кавказа» и др. «…Мне уже приходилось отмечать, что отсутствие каменного строительства у черкесов объясняется не только предубеждением против него, но и подвижностью черкесских племен, часто менявших свое местожительство. Естественно, что при такой подвижности возводить капитальные постройки не имело смысла(55). Если черкесы (по крайней мере, в послемонгольское время) обычно не прибегали к каменному строительству, то этого нельзя сказать об абхазах, сванах (одно время живших в ту пору в верховьях р. Кубани), тюркоязычных племенах, обитавших на реках Баксан, Чегем и Черек, а также некоренных жителях причерноморских городов. Например, в Абхазии, где народ строил себе плетенные из хвороста жилища, крупные феодалы жили в каменных замках, руины которых до сих пор разбросаны по всей Абхазской АССР…», ( по изданию: Л. И. Лавров. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2009. С. 64-77.).
Вместе с тем, вызывает удивление избирательность авторов обращения, их интерес, из проводимых в Кабардино-Балкарии трёх археологических экспедиций, только к одной, руководителем которой является Атабиев Биаслан Хакимович. Атабиев Б.Х., руководитель «Института археологии Кавказа», государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы, эксперт Минкультуры РФ по культурным ценностям. Институт Археологии Кавказа признанная организация в России, которая давно и успешно занимается археологическими изысканиями. Только по одной археологической экспедиции «Зарагижского некрополя» свыше 1770 памятников полихромного стиля эпохи раннего Средневековья, которые были найдены в ходе строительства каскада ГЭС на реке Черек в Кабардино-Балкарской Республике были переданы на хранение в один их главных музеев страны ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. По словам Б. Атабиева, в этом году порядка 2500 предметов из Зарагижского некрополя было также передано в Национальный музей КБР, сообщает РИА «Кабардино-Балкария», 2016, 24.11.
Не потому ли месяц назад в интернете появилось обращение кабардинских националистов Гонибова Заура, Анзора Безыра, Шогенцукова Альберта,Фиапшева Андзора, Хоконова Арсена, Матаева Рустама, Хупсергенова Рустама, которые выражают свою озабоченность тем, что: «…Безусловно наблюдается эффект накопления раздражённости. Давно идущие незаконные археологические раскопки на территории КБР некоей группой, имеющий явный настрой и установку на «открытия», возможно «сенсационные» узкоэтнической направленности, спокойствия не добавят…» В Кабардино-Балкарии создан беспрецедентный случай, когда на уровне Правительства республики действует наблюдательная комиссия, сформированная из людей, не имеющих никакого отношения к археологии. И в этом ряду наглядный пример, учёный из КБИГИ Фоменко В. А., пишет: «…Можно высказать предположение, что часть многогранных и прямоугольных в плане мавзолеев в Кабарде была построена мастерами, присланными правителями Крыма…». Вот готовая фальсификация, пример примитивного искажения истории. И этот человек от науки будет определять критерии археологических раскопок. Но, главное, в Положении о проведении археологических раскопок и в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не установлено создание наблюдательной комиссии в противоречие Правилам Международно-правового регулирования археологических раскопок. Согласно пп.10, пункта 7 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ. Мы, общественность Кабардино-Балкарии поддерживаем проведение археологических раскопок Российским историческим обществом (РИО) действующим в строгом соответствии с установленными требованиями Закона, полагая, что государству и самой Кабардино-Балкарии нужны археологические находки, независимо от их этнической принадлежности. Более того, проведение археологических раскопок Российским историческим обществом (РИО) не позволит артефактам, имеющим мировую ценность «перекочевать» в частные коллекции и иностранные аукционы.
На 8 листах, 20.07.2020г.
Тетуев Хадис Инзрелович, председатель фонда помощи сохранению памятников истории и культуры «Сто шагов к Кайсыну», общественный деятель Приложение: копия подписей общественности граждан Кабардино-Балкарии в поддержку проведение археологических раскопок Российским историческим обществом (РИО) действующим в строгом соответствии с установленными требованиями Закона. Оригинал листа подписей направлены в адрес Председателя Российского исторического общества Нарышкину Сергею Евгеньвичу. Вх. №17 от 20.07.2020г.
Свидетельство о публикации №223030200516