Собинов

Собинов. Конечно, я слышала о нём. Думала, что он из той, прежней жизни, и эта страница давно перевёрнута и отправлена в архив, вместе с граммофонными записями его голоса.
Однажды услышала его арию в фильме «Трио» (реж. Александр Прошкин). В конце фильма. И это тоже не вчера было. Панина, игравшего там, уже нет, а Пореченков ещё такой, не совсем крупный.
И вот, близ дороги с редкими машинами, у озерка, по тёмно-зелёной траве под вечерним небом льётся голос Собинова. Спокойно, грустно, понимающе, с лёгкими вздохами и мягкими тактами плывёт музыка по лугам и льётся дальше – за потухающий горизонт. Больше ничего другого не хочется слышать. Панин мешает своей говорливой суетливостью. А хочется слушать только пение.
И я поняла, что Собинов – не устарел, это не архивный материал. Он живой, он наш.
Эта ария Собинова зацепилась в моей душе. Не уходила насовсем, а спряталась где-то в глубине и периодически вновь звучала во мне, поглощая меня всю. Это была ария Надира из оперы Бизе «Ловцы жемчуга».
Не могу сказать, что эта музыка преследовала меня. Нет, не преследовала, это не то. Мне было комфортно в ней, в этом голосе, в музыкальном повествовании Леонида Собинова.
Как хорошо, что сохранилось сколько-то записей голоса Собинова! Я слушаю и… наслаждаюсь. Но это опять не то слово. Я ЖИВУ в его пении.
Любимая мной ария Надира, Собинов поёт.
Конечно, он замечательный тенор. Но это, думаю, не главное. Точнее, не только это. Тембр голоса – просто инструмент, передающий то, что хочет сказать певец. А ему есть, что сказать. И это всё такое родное и узнаваемое! Каждой нотой, каждым вздохом. Как честно поёт певец! Без дешёвой, но такой эффектной красивости, с благородной скромностью, с душевным понимаем себя, своего героя, всех нас. И это, опять, даже не беседа с певцом, не диалог с ним, а это я, моя душа там вместе с ним поёт, вздыхает, дышит. Я не могу плакать. Слёзы замирают в глазах, комок подкатывает к горлу, но я не могу расслабиться. Я пою. Это очень личностно. Неудобно об этом писать, но я в потрясении и поэтому делюсь. Собинов жив, он с нами, это наше достояние. Хоть и умер почти 100 лет назад.
В желании ещё что-то услышать Собиновское, но боясь, что другие партии меня могут разочаровать, я, всё же, прослушала романс Чайковского «Средь шумного бала».  И опять – та же душа, благородство, никакой красивости и самолюбования. Опять я всё понимаю и растворяюсь в пении Собинова.
И теперь ищу другие оставшиеся записи  его голоса.
Как жаль, что я не застала живого поющего Леонида Собинова. Как же другим повезло, когда они слушали его!

У Леонида Собинова была яркая артистическая жизнь. Родился в Ярославле 26 мая (7 июня) 1872 в семье мещанина (помощника купца). Отец дал ему хорошее гимназическое и юридическое образование, но совершенно не одобрял занятия музыкой. А Леонида она тянула к себе, поэтому его жизнь получилась как бы раздвоенной. Он выучился в Московском университете на адвоката и первое время работал им. А параллельно ему удалось научиться вокалу. Сначала он пел в гимназическом хоре, потом – в университете, тоже в хоре. Здесь его заметили и поощрили бесплатным обучением в музыкальном училище.
Взлёт артистической карьеры у Леонида Собинова был стремительным. Его сразу после окончания училища приняли в Большой театр, дали ведущие партии, позволяя параллельно работать и адвокатом. Было трудно совмещать. Он метался, не знал, что выбрать, писал: «Стоит только накопиться трудной и неприятной работе по адвокатуре, как я уже начинаю мечтать о том, что сцена, пожалуй, моё единственное призвание. С рвением бросаюсь я к оперным клавирам, и вот здесь какой-нибудь трудный речитатив или плохо удающаяся нота, часто случайное отсутствие дыхания или голоса начинают возбуждать во мне сомнение в моих способностях быть хорошим артистом». Поворотным моментом в решении этого вопроса стал случай, когда судья обратился к адвокату Собинову: «Что вы нам, соловей, сегодня споете?»

Читая это, я вижу глубокий, серьёзный, благородный характер порядочного человека, имеющего собственное широкое мировоззрение, и в сотый раз убеждаюсь, что великие артисты  – это личности.

Собинов умер от сердечного приступа на родине жены в Риге 14 октября 1934г.  Ему было не так уж много лет – 62 года. Тело певца специальным траурным поездом перевезли в Москву. Над  могилой на Новодевичьем кладбище установлено  надгробие из белого мрамора со скорбно склонившимся лебедем. Автор памятника Вера Мухина, известная своей монументальной скульптурой «Рабочий и колхозница»,  двоюродная сестра жены Собинова. Как объясняла сама скульптор: «У русских людей лебедь всегда являлся символом чистоты, а чище человека, чем Собинов, я не знала».

Хочу ещё отметить, что Собинов не метался по эмиграциям, переживая все тяготы страны вместе с ней.
Подробности биографии великого артиста смотрите, пожалуйста,  в Википедии и других источниках.

И слушайте его голос. Хорошо, что он у нас есть. Голос Собинова, такого родного. Нашего.

P.S. Фото Леонида Собинова взято из открытых источников.


Рецензии
Спасибо Вам, рассказ прекрасен
Я окунулся с головой в его судьбу.
Пришлось порыться в Интернете
Прослушал ариозо Ленского... Спасибо!
(я люблю вас Ольга)

Понравилось!

Зеленая!

Варлаам Бузыкин   17.08.2023 17:29     Заявить о нарушении
Я рада, Варлаам, что Вам не зря пришлось порыться в интернете! Уверена, что Вы получили минуты наслаждения.
С уважением,

Лысенко Светлана   17.08.2023 18:04   Заявить о нарушении
И Вам спасибо!

Лысенко Светлана   17.08.2023 18:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.