Куда уходит детство...

      
 «Дорогим бабушкам посвящается»

 «Детство – самое счастливая пора жизни», - хотя из уст взрослого человека это звучит несколько банально, но, согласитесь, в этом есть доля правды. Утверждать обратное  могут лишь отчаянные пессимисты или хронические неудачники,  да еще психологи, к которым модно сейчас обращаться за помощью, если ты сам не научился решать свои проблемы.

 И вот вместе со своим психотерапевтом мы ищем причину неудач, неудовлетворенности, ошибки собственной жизни в нашем детстве. Что же делать? Время назад не повернешь. Детство прошло. Ничто не исправишь там, в этом детстве.  «А ваши проблемы они все оттуда», - констатирует твой визави.  И ты начинаешь копаться в своих воспоминаниях, пытаясь найти некое решение сегодняшних затруднений в  своих  детских обидах. И все! Наше счастливое детство превращается мгновенно в миф! Диагноз поставлен! Пациент готов! А ведь проблемы то у нас возникли позже, в другой период нашего взросления. Не лучше ли разбираться в настоящем, а не сваливать все на прошлое. Чтобы изменить будущее, нужно меняться в настоящем, а не оглядываться на прошлое, ища ответ на свои ошибки.

 Загляните в себя повнимательнее. Когда мы чувствовали себя самыми беззаботными, безмятежными и удовлетворенными самими собой? Когда беззаботно радовались, безмятежно крепко спали, когда удовольствие приносили самые обычные вещи.
Все просто. В детстве мы живем настоящим. У ребенка есть сегодня и сейчас. Вы замечали, как малыш, только что горько плачущий от обиды или боли, успокаивается, услышав ласковый мамин голос или получив яркую игрушку.  У него началось другое настоящее, а все плохое позади – уже в прошлом.  Ребенок в детстве не помнит прошлое и не думает  о будущем. Если он сыт, ему тепло и комфортно, безопасно – он уже доволен и вполне счастлив.

   ***
 У Катюши было счастливое детство. У неё были любящие её папа и мама, дедушка и целых три бабушки. Почему дедушка один, а бабушки три, она в то время еще  не задумывалась. Но она знала, что у  подружки Лидочки была только мама. Она всегда работала, и Лидочка оставалась после школы на продленке до вечера, пока её мама не приходила с работы и не забирала дочку из школы. А у Павлика папа с мамой разошлись, и он жил в разных семьях: то в папиной семье, то в маминой. «Бедный ребенок, - услышала однажды Катюша, как её мама говорила папе. –  Разошлись, а теперь никак ребенка не поделят». Катюша не понимала, как  они будут делить Павлика, и почему родители Павлика разошлись. Ведь Павлик - один, а родителей -два. И теперь у Павлика две семьи. Это же больше, чем одна. Разве это плохо? «Да, и Павлик был вовсе не бедный, он - обычный хулиган и задира, всегда носится на переменах, как угорелый», - рассуждала Катюша.

 Катюша жила с папой и мамой, и с ними жила бабушка Феклуша. Бабушку Феклушу привез папа из деревни, когда Катюша была совсем маленькой. Катюша  не ходила в детский сад, потому что часто болела, и мама замучилась сидеть с ней на больничном. Бабушка Феклуша больше других была похожа на настоящую  бабушку из народных сказок. Она была полная круглая и мягкая, как тесто, которое она делала для сдобных булочек. И имя у бабушки было чудное «Фёкла», Катюше оно не нравилось, похоже очень на свёклу, которую она не любила.

 Дома бабушка всегда повязывала на голову беленький в мелкий голубой цветочек платок и подпоясывалась оранжевым фартуком.  Серебряные тонкие косицы, которые она заплетала по утрам, укладывала вокруг головы и закалывала шпилькой, пряча их под платок, завязанный у подбородка.
– Зачем тебе платок? Ведь дома у нас не холодно? – спрашивала Катюша бабушку.
- Нельзя мне ходить «простоволосой», - отвечала бабушка и гладила Катюшу по голове.
- А мне можно. Я не боюсь быть простоволосой, – говорила  Катюша. Ей казалось, что бабушка, возможно, боится быть простуженной. Бабушка часто кашляла и ложилась отдыхать на кровать. Мама объяснила Катюше, что у бабушки больные легкие, потому что в войну она работала на "пимоваляльной" фабрике. Там для фронта катали валенки, мелкий ворс попадал в дыхательные пути и повреждал легкие. Поначалу Катюша побаивалась бабушку и осторожно наблюдала за ней, но вскоре они подружились.  У бабушки были удивительно добрые голубые глаза, светлая улыбка и мягкие руки. Она никогда не повышала голоса, даже когда Катюша шалила.

 Вместе с бабушкой в доме появился сундук, который поставили в кладовке. Катюша любила доставать из  этого сундука бабушкины вышивки, нитки - мулине и пяльцы. А еще там были вязальные спицы, крючки и  клубки шерсти.  Оказывается, бабушка умела прясть шерсть, из которой вязала Катюше носки. Катюша впервые увидела настоящую овечью шерсть, она странно пахла чем-то особенным. Бабушка ловко крутила одной рукой веретено, а другой щепоткой пальцев тянула нить, которая закручивалась на веретено. Веретено, как Катюшина юла, плясало в воздухе, наматывая вокруг себя тонкую шерстяную нитку. Когда пряжа была готова, бабушка разрешала  Катюше сматывать шерсть в клубки.  Еще в сундуке лежала деревянная икона «Богородица с младенцем». Именно от бабушки Феклуши впервые услышала Катюша о  Боге.
- Родители–то твои, «партейные», в Бога не веруют. Но пускай грех будет на матери, в чем дитя виновато, - тяжело вздыхала бабушка и молилась каждый вечер о заблудших душах каких-то рабов. В её горячем шепоте слышала Катюша своё имя. Они спали в одной комнате, и под эту вечернюю молитву, засыпая, Катюша иногда видела ангелочков с крылышками, которые как бабочки порхали вокруг Катюши на залитом солнцем лугу.

 Когда бабушка Феклуша управлялась с делами. Она садилась за стол и читала ветхие страницы какой - то книги с мелким чудным шрифтом в два столбика. Книга была толстая, но не имела обложки, и старый переплет не удерживал страницы. Бабушка Феклуша сказала, что это самая древняя книга и называется она Библия. Иногда она читала из Библии отрывки Катюше. Чуден был слог, много непонятных слов для девочки, и тогда бабушка рассказывала ей истории о рождении  Иисуса Христа, о том какие чудеса он совершал, о его смерти на кресте и воскресении. Катюшу поразил рассказ, как накормил Иисус  голодающих в пустыне манной небесной. Она представила, как с неба падает манная каша, которую она так не любила, особенно комочки в ней. Однажды она выбросила недоеденную кашу в форточку. А когда соседка тетя Зина пожаловалась маме, что девочка замарала ей кашей пальто, Катюша сказала, что это была манна небесная. Но в углу пришлось постоять, оправдания не были приняты и никакой благодарности от тети Зины.
 
 Катюша рассказала Лидочке по секрету о том, что бабушка ей говорила о Боге.      Лидочка заявила, что никакого Бога нет. Как же нет, если есть древняя книга? И она позвала Лидочку её посмотреть. Обещала показать ей и небольшую икону,которую бабушка прятала в красной тряпице.

 Бабушка не разрешала брать Библию без спроса. Катюша с Лидочкой подождали, когда  бабушка ушла в магазин, достали из сундука книгу и иконку.  Рассматривая изображение Богородицы, неосторожно уронили книгу. Листы рассыпались. Девочки сложили их, как придется, надеясь, что бабушка не узнает. Но вечером, когда бабушка собиралась молиться, Катюша вдруг  заплакала и рассказала ей все сама, не дожидаясь, когда её непослушание будет обнаружено.
- Господь простит, - сказала бабушка. – Повторяй за мной молитву. Молитва нужна нам, когда мы обращаемся к Богу и просим его простить и помиловать нас. А Святое Писание читаем, чтобы слышать Господа.  Вот я свечку из церкви принесла, давай зажжем. Свеча помощница в молитве. Она своим светом привлекает Господнее внимание.
-Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй нас…., - повторяла Катюша за бабушкой - Аминь.

    ***
Другая бабушка была полной противоположностью Феклуше. Она была невысокая сухонькая, очень подвижная и энергичная. У неё были темные с проседью волосы, черные, как у Катюши, глаза. Узловатые сухие руки, суставы, искривленные артритом от тяжелой крестьянской работы.  Её все звали «Сергевна». И Катюша искренне верила, что это её имя. Только уже, будучи, школьницей она поняла, что это бабушкино отчество, а зовут её на самом деле Анастасия. Но обращение «баба Сергевна» так и осталось, оно было  ближе и роднее. «Сергевна» была Катюшиной прабабушкой и жила со своим сыном, маминым отцом и дедушкой Катюши.
Катюша с родителями ездила к ним в гости по выходным дням. Они жили в своём доме. Дедушка работал, а баба Сергевна вела хозяйство. Хозяйство было небольшое: собака Дружок, три курицы Кудуша, Рыжуха и Пеструха, да петух Петя.

 Катюша очень любила гостить у деда и бабы Сергевны. Во-первых, можно было гулять во дворе в своё удовольствие, сколько захочешь.  Зимой дед обязательно делал для неё большую ледяную горку, поливал её на ночь  водой, готовил специальные дощечки-ледянки, чтобы удобнее было кататься, посыпал  ступеньки шлаком от угля из печи, по которым можно было легко  и быстро взбираться на высокую горку. Как  весело  было скатываться вниз, вваливаясь прямо в сугроб в конце горки.

 Какие большие сугробы казались Катюше в детстве. В них можно было делать пещеры  устраивать ледяные дома. Всю зиму во дворе стоял снеговик со старым ведром на голове, угольками вместо глаз и ветками - ручками.  Только морковку приходилось периодически менять, потому что птицы расклевывали нос снеговика.  Катюша подкармливала птичек, насыпая семена подсолнечника и хлебные крошки в сделанную дедом кормушку.  Когда Катюша возвращалась домой с прогулки вся в заиндевевшем снегу и сосульками на шубе, бабушка сметала с нею снег в сенцах веником, приговаривая:
- Вот выгвоздалась–то, яко порося, прыгай на печку.
- Бабусь, какао дашь?
- А то! Сварено уже, остывает, тебя дожидается.

 Баба Сергевна научила Катюшу вязать крючком, шить на швейной машинке. Самой любимой куклой для Катюши была Маня, которую сама бабушка сшила и подарила правнучке. У Мани голова была из пластмассы, а туловище с руками и ногами сшиты бабушкой. Маня была в половину роста Катюши, даже красивые немецкие куклы, которые ей дарили родители, не могли соперничать с Маней в Катюшиной детской привязанности и любви. Катюша с бабушкой шили Мане платья, вязали кофты и носочки. За совместным рукоделием баба Сергевна рассказывала Катюше о своей жизни. О Горном Колыване, где добывали яшму и малахит, тяжелом труде мастеров по обработке камня и изготовлению ваз и шкатулок, которые её прапрадед возил в Петербург. Показывала старинные пожелтевшие фотографии своей большой семьи. У бабы Сергевны было одиннадцать детей. А в живых осталось только шестеро. И эти рассказы были для Катюши интереснее сказок, которые читал ей вечерами дед. 
 
 Однажды Катюша поинтересовалась о Боге, когда бабушка случайно его упомянула, рассказывая о гибели своей старшей дочери.
- Нет, его Бога этого. Коли бы был, не было бы страданий невинных детей, - она о чем-то задумалась и быстро тайком вытерла слезы, которые покатились у неё из глаз.
- Меня в детстве, мать выпорола, когда я случайно иконой ведерко с водой прикрыла.  Мне сказали ведро досточкой прикрыть, а я дуреха не нашла, так с комода взяла, какая попалась. Маленькая еще была, подумала, что это старая доска. Тогда мне очень обидно было, что Бог за меня не вступился. А мать мне еще божьей карой грозила. Вот с той поры я в сомнениях насчет Бога и его милосердия. Столько горя пережила и сколько ему не молилась, прощения просила за грехи, а вот видно не вымолила. Пятерых деточек моих забрал…

 «Странные эти взрослые. Где тут правда? Почему одни счастливы в жизни, а другие страдают? Отчего это зависит? От Бога - как считает Феклуша, или от самого человека? – размышляла Катюша. Все это ей еще предстоит узнать на своём жизненном опыте, а пока для неё детство- счастливое время в жизни.

   ***
 Нина Петровна – бабушка, которая жила далеко, в другом городе, в Казахстане. Впервые мама повезла Катюшу к этой бабушке, когда девочке исполнилось шесть лет. Они летели в Алма-Ату на самолете. Это было чудесное путешествие. Многое для Катюши было впервые: и перелет на самолете, и зоопарк, и фонтаны в парках, а  вдоль зеленых тенистых улиц для создания прохлады в жару по арыкам бежала вода. Катюшу оставили у бабушки Нины Петровны на целый месяц. Они ездили в горы, где громогласная горная река с прозрачной водой, пенилась, пузырилась и катила мелкие камни, и, словно сердясь, обдавала ледяными брызгами, когда к ней приближалась Катюша. 

 Бабушка Нина Петровна казалась Катюше самой молодой, почти как мама. Она завивала волосы на бигуди и красила губы. На туалетном столике перед большим зеркалом у неё стояли духи «Красная Москва», разные баночки с кремом и серебряная пудреница с розовой пуховкой. Все это было таким притягательным и манящим для девочки. А еще там была шкатулка с «драгоценностями». Так считала Катюша, потому что в ней лежали  разные бусы, сережки, броши и кольца. Бабушка разрешала брать шкатулку и рассматривать её содержимое только вместе с ней. Тогда можно было примерять бусы, душиться духами и помазать нос розовой пудрой. 

 Нина Петровна строго следила за режимом дня. Самым неприятным для Катюши был дневной сон. Она уже давно не спала у себя дома, ни одна из других двух её бабушек не требовала послеобеденного отдыха. Катюша лежала эти полчаса с открытыми глазами, рассматривая настенный гобелен, на котором была изображена лесная полянка с домиком, возле которого паслись гуси, а рыжая лиса кралась из леса. Катюша каждый раз придумывала новую историю с персонажами, изображенными на гобелене.  А в загадочном домике жила то Баба-Яга, то Белоснежка.

 Но был и приятный момент после дневного отдыха - это обязательный ритуал чаепития из синих с золоченым орнаментом пиал. Нина Петровна заваривала свежий чай, кипятила в маленьком алюминиевым ковшике молоко и добавляла его в пиалу. Пить чай нужно было обязательно без сахара. Компенсацией  сладенькому был пряник или печенье. «Чай – напиток не простой. Чаепитие обладает редким достоинством. Оно вносит в нашу сумбурную жизнь частицу спокойной гармонии» - повторяла бабушка. И Катюше скоро понравился этот ароматный напиток – крепкий черный чай со сливочным вкусом. Конфеты, которыми баловал Катюшу дед, здесь были под запретом. А чистка зубов требовалась обязательно после каждого приема пищи.
Бабушка Нина Петровна тоже была интересной сказительницей. Вечерами она непременно рассказывала какую-нибудь историю.  Любимым жанром её были волшебные сказки, и веселые страшилки. С этой бабушкой было Катюши интересно. Они вместе катались в парке на каруселях, плавали на катамаране по искусственному озеру, ходили в кино и на выставку. Месяц пролетел очень быстро. Уезжала Катюша от бабушки уже поездом в купе с маминой подругой, которая должна была сопровождать Катюшу до дома. Эта поездка навсегда осталась у Катюши в памяти. Чистоплотность, аккуратность, любознательность, интерес к прекрасному, вкус к жизни - все эти качества заложила в неё бабушка Нина Петровна.

 Детство, в котором в воспитании ребенка принимают участие разные поколения взрослых, обеспечивает детям  более глубокое пониманием жизни.  Опыт старших помогает стать мудрее, лучше разбираться в людях, учиться общению и душевной щедрости. А значит быть счастливее не вопреки, а благодаря.
 Когда детство от нас уйдет, у каждого останется ощущение испытанного когда-то счастья. Ты знаком с этим чувством покоя и надежды.  Ты знаешь, что оно было, ты будешь верить, что оно придет, и ты его обязательно почувствуешь. Детство уходит, а ощущение счастья остаётся с тобой навсегда.


Рецензии