Богиня Карма или Песни о Будде

          Богиня  Карма или песни о Будде, увиденном в замочную скважину 


     Когда мы говорим о чем-то таком, что напрямую затрагивает нашу жизнь, причем в самых существенных ее срезах, однако осмыслить до конца волнующий нас феномен решительно не представляется возможным, и мы лишь чувствуем, что «нет дыма без огня», и инстинктивно пытаемся хоть как-то запечатлеть на образно-понятийном уровне вставшую перед нами экзистенциальную проблему, – да, вот тогда и является перед нашим духовным взором то, что я называю поэзией бытия. И лучшего термина для описанной выше ситуации, как мне кажется, найти трудно.
     Возьмем в качестве примера буддийскую карму. Она ласково зовется в тех регионах богиней. И зовется по праву. По сути она сидит по правую господа-бога. И ее сотрудничество со всевышним по части людских судеб – кому, когда и как умереть – насыщена бытийственными нюансами под стать художественным гениям масштаба Гомера или Льва Толстого.
     С одной стороны, существование богини Кармы доказуемо, поскольку имеются сотни математических доказательств детальных и фактически подтвержденных воспоминаний людей о своих прежних жизнях. С другой стороны, подавляющее большинство людей не может похвастаться подобными внутренними опытами. Стало быть, богиню Карму вдвойне стоит сопоставить с гигантским космическим персонажем масштаба Зевса, Шивы или Люцифера.
     То, что мы о ней ничего вполне определенного не знаем, да и, честно говоря, никогда не узнаем, в каком бы мире ни пребывали : земном или потустороннем, – оно и придает богине Карме неотразимое художественное обаяние. Вместе с тем мы нутром чувствуем, что игра здесь идет куда значительней эстетики. И в этом плане богиня Карма выше и Зевса, и Шивы, и Люцифера. Она, как сказано, с одной лишь смертью и господом-богом на одной ноге. Ибо какое, положа руку на сердце, имеют влияние на нашу жизнь названные “трое сильных”? А вот богиня Карма имеет. Да еще какое!
     Впрочем, кто не допускает, что он уже приходил в этот мир в том или ином образе, как равно и каузальную связь поступков и намерений, проходящую сквозь игольное ушко смерти, – с тем говорить о богине Карме все равно что с глухим о музыке.
     Я лично иначе не могу объяснить себе, каким образом, родившись в уютной провинциальной российской глубинке и не имея иных и побочных генетических корней, я сызмальства ощущал себя внутренне чужим и моей семье, и моей родине. Причем без какой-либо враждебности. Просто вне их я чувствую себя как рыба в воде, а среди них точно не в своей тарелке.
     Положим, и это еще не доказательство. Но все прочие объяснения еще менее убедительны, вот ведь в чем все дело. И когда я встречаю женщину, с которой не сказав и пары слов я могу взявшись за руки пойти по жизни – и идти десятилетиями, и быть при этом безостаточно счастливым, – я тоже прихожу к выводу, что уже встречал ее в прежней жизни. Разумеется, можно думать иначе на этот счет, но такая точка зрения меня лично более всего убеждает.
     Вот почему общение богини Кармы со смертью и господом-богом по образу и подобию эллинских богов или героев из «Войны и мира» представляется мне чрезвычайно плодотворным. Хотя бы в качестве рабочей гипотезы. Тут важен тот момент, что названное общение не потому заслуживает внимания, что так оно и есть на самом деле, а потому, что прочие варианты взаимодействия представляются еще менее вероятными. Здесь своего рода отрицательная теология. Мы не знаем реального положения дел, но наше шестое чувство подсказывает нам, каково оно может быть скорее всего.
     Ведь реальное положение вещей в первоосновах своих не менее образно, чем эпическая поэзия. И потому столь же любопытно, сколь и важно представить себе, как Гомер изобразил бы богиню Карму, если бы знал о ней столько, сколько знал о ней его современник-индус. В деталях подобный опыт непредставим. Разве что в общем и целом.
     Богиня Карма гомеровским резцом наверное отпечаталась бы в нашем сознании, точно ее там нацарапали гвоздем. И в то же время каждому было бы ясно, что такой именно, как у Гомера, богиня Карма никогда не была и не будет. Она иная. Но чем-то очень похожая на гомеровский эскиз.
     И как знать, быть может иные ее черты нас убедили бы даже больше, нежели характеристики индусов и буддистов. То есть тех, кто открыл миру эту загадочную богиню. И я почему-то думаю, что Гомер подарил бы ей больше свободы : как внутренней, так и внешней.
     Все-таки у буддистов она ходит как бы в тесном корсете. Это даже невооруженному взгляду заметно. Зачем ей, спрашивается, свобода? Только ли потому, что любой удавшийся персонаж в произведении искуства должен a priori обладать ею? И поэтому тоже.
     Но главное, поскольку сами вещи обладают определенным коэффициентом непредсказуемости. В нем и заключается математическая гарантия подлинной свободы. Рассмотрим также и с этой стороны буддийскую карму.
     Итак, что происходит по Будде с человеком, когда он умирает? Пять агрегатов – тело, восприятия, ощущения, мысли и сознание – из которых состоит любой из нас, разрушаясь, тотчас же – в следующее мгновение после смерти – вступают в новое соединение. На первый взгляд все очень просто. Демонстрация закона причины и следствия в чистом виде. Как бильярдный шар, ударяясь о другой шар, сообщает ему свою кинетичесмкую энергию, так все то, чем мы были в этой жизни, разрушается и исчезает. Но остается результат суммарной нашей деятельности на всех уровнях. И он создает новую личность.
     Однако, как показывает опыт, связь даже между двумя соседними реинкарнациями настолько свободная, что, если бы нам показали двух людей, относительно которых с абсолютной достоверностью можно было бы утверждать, что один из них является перерождением другого, мы бы наверняка сказали, что это два совершенно разных человека.
     И наоборот, мы нередко встречаем по жизни людей, внутренняя близость которых бросается нам в глаза, хотя об реинкарнации там, быть может, и речи нет. В качестве объяснения возьмем возниконовение родов и видов в живой природе. Их самовоспроизведение каждому понятно. А вот как они возникли впервые?
     Поэтому принято различать первичные и вторичные причины. Последние –  это когда из крокодила произошел крокодил, а из черепахи черепаха. А первые – это когда из ничего впервые появились крокодил и черепаха. Первичные причины сотворения мира в лучшем смысле загадочны. И потому одни видят за ними творца. А другие – попросту так называемую «онтологическую щель».
     Вот она-то и залегает между первопричиной и следствием, обусловливая естественное и довольно значительное отклонение следствия от причины. Отклонение это чревато зачастую полной неузнаваемостью стоящих в одном ряду явлений. Благодаря онтологическим щелям первичная причина играет по отношению к следствию роль условия. То есть она не предопределяет следствие. Не верховодствует над ним. А всего лишь является условием его существования.
     Онтологические щели, надо полагать, пронизывают мироздание, точно поры пронизывают кожу. Они и ответственны как раз за то, что все самое интересное в мире – и в первую очередь любой генезис – носит глубоко творческий характер. Кстати, Нобелевскую премию по физике за 2008-й год получили ученые, доказавшие, что на уровне элементарных частиц господствует тенденция соскальзывания с каких бы то ни было устойчивых гармонических состояний. Возвращаясь к проблематике кармы.
     Сходным образом правомерно допустить, что мы «настоящие» по отношению к нам же «будущим» играем роль условия. Это означает, что какие бы кармические заслуги мы в этой жизни ни обрели, конечный их результат может и должен от них отклоняться. Подобного отклонения исторический Будда даже и близко не допускал. Но это и есть естественная манифестация свободы, присущая всем вещам. А тем более богам, каковой является богиня Карма.
     Быть может, она даже не властна над космическим законом отклонения. А может, просто в него не вмешивается, хотя могла бы вмешаться. Как не вмешивается, судя по всему, в дела своей подопечной богини господь-бог, хотя тоже мог бы вмешаться.
     Складывается впечатление, что все в универсуме – животные, люди, духи и боги – живут своей жизнью. У каждого своя кармическая задача. И обобщающий образ их сосуществования – причем те, кто стоят ниже, вряд ли догадываются о тех, кто выше них – это опять-таки гомеровский эпос. Но образ. Не больше. Сравнение, при помощи которого можно лучше понять какую-то очень сложную вещь.
     Поэтому, как не однажды было сказано выше, достаточно пары страниц, чтобы получить исчерпывающее музыкальное представление о таком образе. Подробней читать нет смысла. Тысячи и тысячи гомеровских деталей ничего не прибавят к тому главному вопросу, который у вас сформипровался в душе к эпосу Гомера. Да, посмаковать детали можно. Но так ли это уж важно? А вот общение между богами и людьми там как прообраз реального соотношения между теми и другими – это чрезвычайно важно. Более того, важнее этого ничего нельзя и придумать.
     Итак, речь шла об естественном и неизбежном отклонении кармических заслуг в ту или иную сторону. Каково оно? В какую именно сторону? Встречный вопрос : а какого точно роста был Андрей Болконский и какой он имел вес? Не знаете? Ну вот и я не знаю подробности отклонения. Они, судя по всему, есть. Недаром буддизм постулирует нелинеарное действие закона кармы. В том смысле, что последствия действий и побуждений проявляются часто не в следующей жизни, а спустя несколько перерождений.
     Что-то глубоко родное и художественное чувствуется в таких онтологических штрихах. Вроде бы осмысленный жизненный сюжет рождается из ничего. Но не совсем из ничего. Что-то все-таки было в основе. Но как эта основа могла породить то, что она породила – очаровательно и непостижимо.
     Не так ли художник создает роман, на первый взгляд ничего общего не имеющий со своей личностью и со своей жизнью? Но если отклонение существует, какой смысл выкладываться в добрых делах? Все равно ведь они до конца не учтутся. Правильно. Зато учтутся в значительной мере.
     Это как в лотерее, когда мы заранее знаем четыре или пять номеров, и выигрыш нам обеспечен. Однако остаются еще один или два неизвестных нам номера. И вот они-то воплощают универсальное отклонение следствия от первичных причин. В данном случае, вознаграждения от наших кармических заслуг.
     Стало быть, сколько бы добрых дел мы ни сделали и какими бы великими они ни были, конечный их результат для нашей последующей судьбы непредсказуем. Он может быть меньше предполагаемого. Но может быть и в разы больше. Разве ради последнего варианта не стоит стараться? Да и первый не так уж плох.
     Вот почему, кстати говоря, истинные буддисты совершенно равнодушны к тому, что ждет их после смерти. Они чувствуют, что сама идея аптекарского воздаяния по заслугам примитивна и недостойна звания человека. Куда как благородней положиться на великое кармическое отклонение. Между прочим, когда мы читаем хорошую книгу, а нас даже мысли не бывает, что это нам зачтется после смерти. Любопытно, не правда ли?
     И совсем уже под занавес : не однажды замечал я, что именно те, кто отгадал все шесть шаров в лотерее, почему-либо забывал, что участвовал в розыгрыше. И сам лотерейный билет заполнил в спешке, мимоходом и по случаю. Так его потом разыскивали, чтобы сообщить, что он стал миллионером.
     Подытоживая : наши мысли, поступки и намерения входят в лотерейное поле преображения как богиней Кармой, так и его величеством случаем. Чем это заканчивается, догадаться нетрудно. Вот почему заслуга вовсе не думать о заслугах есть, по-видимому, величайшая из заслуг.


Рецензии