Участник Президентсвой Программы

 
   У меня всегда присутствовала значительная доля авантюризма. А в «лихие 90-е» без этого выживать было скучно! Не получив годовой зарплаты, как главный инженер мостостроительной фирмы (кстати, как попал на эту должность, - это ещё та история – в следующий раз расскажу!), решили мы с друзьями «заняться лесом» - в лесу же живём! Мне пришлось пожертвовать гаражом. Гараж 6х4 продлили до 14 метров, благо лес рядом. Сварганили многопильный станок: надыбали ролики с транспортёра с заброшенной фермы, сварили верстак из уголков с той же фермы, подсоединили 5-ти киловаттный двигатель, - и дело пошло. Я ездил по районам, скупал необрезную 6 метровую доску; ребята на станке делали из неё обрезную, которую опять я же возил в Москву на продажу.         
   До одного раза. В каждом регионе существовала своя «таможня». В Гороховце Нижегородской гаишники много взяли «за перегруз». А «водила» нанятой машины почему-то решил в Московской области свернуть с основной трассы, - дескать у них машина не очень исправная, и гаишники могут вообще её арестовать… И тут в какой-то деревеньке «спускает» колесо... В скорости подъезжает тонированная «девятка». Симпатичные, с модельными стрижками, молодые люди в модных кожаных меховых куртках сообщили, что тут стоянка платная. Распахнув куртки, показали пистолеты: если не заплатим – перестреляют все колёса, а их у Камаза с прицепом вон сколько! Торговались не долго… Ещё в дороге ломались... Получилось, что только в пятницу в «белокаменную» прибыли; хотя и выехали в начале недели, а дорога всего 1000 вёрст. Пришлось мне до понедельника оплачивать «водилам»,- их было двое, - ну и себе тоже, гостиницу, - зима, всё-таки, хотя в дороге ночевали в машине… В общем, вышло в «минус», - все расходы были моими, - и мне «лесом заниматься» расхотелось!
   И тут попалось на глаза объявление в газете: «производится набор для подготовки руководящих кадров для народного хозяйства России» по Президентской Программе. Особенно привлекала зарубежная стажировка. Высшее образование у меня было. Бизнес, - деревообработка – имелся. Знание иностранного языка – в наличии. Единственно, в возраст я не вписывался; но выдав комиссии несколько фраз по-английски, по-французски и по-немецки, - они подумали, что я «толковый парень», - и отбор я прошёл!
   Учиться мне всегда нравилось! А тут новый молодёжный коллектив, и не просто студенты, а ведущие инженеры предприятий, главные бухгалтеры, руководители фирм! А преподаватели – лучшие преподаватели местных вузов! Что называется: «учиться никогда не поздно»! Обучали рыночной экономике, маркетингу, английскому. Единственно, я опять немного «лопухнулся»: только объявили о сборе денег то ли на учебники, то ли на какие другие пособия, - сразу же заплатил… А это какой-то «умник» из организаторов собирал… Все расходы оплачивало государство!
   Месячная стажировка по окончании обучения в России была назначена в Германию – она принимала 80% стажёров, - наверно, в благодарность за воссоединение. И вот воочию удалось столкнуться с «преимуществом» «свободного западного мира». Уже по прилёту в аэропорт Дюссельдорфа очень удивил бежевый ковёр в коридорах с многосантиметровым ворсом – так и подмывало воспользоваться сменной обувью, (потом ещё несколько раз приходилось в уличной обуви ступать по светлым, а то и белым коврам)… Пока несколько минут стояли в очередь за штампиком в паспорт, наш багаж уже крутился на «карусели» - будто его доставили параллельным рейсом чуть раньше нашего…  На улице сразу бросилась в глаза нереальная чистота, у нас в 90-е во многих квартирах грязнее было… Приходилось жмуриться от солнечных бликов проезжающих машин – как будто они только что после автомойки и полировки кузова!..
   Эта стажировка была гораздо круче, чем призовое путешествие в «Поле чудес»! Было оплачено всё, правда, перелёт не бизнес классом. Жили в гостиницах, строго по одному, а один раз в 4-х звёздочном отеле в двухместных номерах: двухкомнатная, всем укомплектованная квартира более 100 кв.метров, с двумя балконами, мягкая мебель в коже, большая прихожая, просторный зал. Причем, кухня, спальня и душевая по 15-20 метров. В спальне кровать на полкомнаты – сопоставимая с кроватью Петра Первого в Эрмитаже. В душевой одна стена зеркальная. Халат, сланцы, фен, комплект полотенец, шампуней, мыла – всё с логотипом отеля, если использовал - на другой день заменили. На кухне куча всевозможных приборов: плита, духовка, микроволновка, миксер и т. д. – наверно, для того, чтоб постояльцы баловали себя кулинарными изысками… Большой телевизор с приставкой кабельного телевидения в гостиной, на столе фирменные вещи с эмблемой отеля: бумага для письма, ручка, блокнот, спички с яркой синей или красной селитрой, - этот набор менялся каждый день. В большом холодильнике изобилие всякого алкоголя, правда, за дополнительную плату. В гостинице спортзал, бассейн и сауна. Большой стадион рядом, - я не смог отказать себе в удовольствии от утренних пробежек. Приходилось в предрассветных ноябрьских сумерках здороваться со встречающимися бегуньями и бегунами - не узнавали во мне иностранца! На завтрак - шведский стол в кафе при гостинице. Обедали всегда в городе, всегда в разных ресторанах. Всегда предлагалась рюмка шнапса от заведения. Каждую неделю проживали в разных городах и землях: Дюссельдорф, Берлин, Эрфурт, Гамбург. Занятия проходили на английском, в конференцзалах, при гостиницах; на столах тематическая учебная литература, тетради, ручки, минералка, соки. Каждые 2 часа объявляли кафе-паузу. Официанты прикатывали тележки с пирожными, фруктами, печеньем, булочками, конфетками, и т.д., чай или кофе наливали сами. В общем, обучали как «правильно» вести бизнес с западными партнёрами. После обеда проводили коллективные посещения различных предприятий, в том числе всемирно известных. На «Сименс», «Алкатель» каждому предоставляли возможность позвонить в любую точку мира. На «Лаки Страйк» каждому выдавали продукцию фирмы: сигареты, спички, пепельницы. Во время лекции докладчик постоянно курил и призывал курильщиков поступить также. По окончании курильщики набрали себе сигарет и фирменных спичек. На каждом предприятии выдавали плакаты, сувениры, буклеты.
   Были ещё и индивидуальные посещения предприятий – по профилю работы или бизнеса, правда, «бизнесменом» в нашей группе был я один, остальные работали по найму. Там вообще дарили разные подарки. Оставшись на таком посещении отобедать в ресторане предприятия, нам, с другом из Костромы, хозяйка фирмы, узнав, что мы из России, презентовала бутылку вина за 800 дойчмарок… По вечерам предлагалась культурная программа: посещение музеев, клубов, концертов. Первые дни мы передвигались по городу на такси, потом нам выдавали проездные на всю неделю на все виды городского и пригородного транспорта. Кроме того, каждому выдали по тысяче сто дойчмарок на карманные расходы – тогда Берлинская стена только рухнула. Можно было ещё обосновать какое-либо посещение в пределах Германии, и его тоже отдельно оплачивали. По этой статье я из Гамбурга съездил на ферму дочери моего знакомого, который на тот момент сам жил в Америке, на электричке километров за 50… В выходные, как правило, мы были предоставлены сами себе. В ноябре в Германии в тот раз уже начинались Рождественские распродажи, и многие наши неплохо «прибарахлились» – скидки были до 90%; и не как у нас: сначала поднимут цену на 100%, а потом скинут 50! После я много лет мечтал поехать на машине в Европу под Новый Год и «затариться» основательно, но так и не сподобился, хотя и был допуск к международным перевозкам на 5 лет, только в Финляндию съездил…
   Вобщем, ученье – свет! А с зарубежной стажировкой – занятие не только полезное, но и приятное, и выгодное!


Рецензии