Как всё было часть3 мобилизация

К а к   в с ё    б ы л о: часть 3 -  мобилизация

                П Р О Л О Г от автора.

Давно это было. С тех времён, прошло более ста лет. Не одно поколение  сменило одно другое. Словно вековой ветер пронёс их судьбы по дорогам тех лет. Теперь нам и невдомёк; о чём более всего радел крестьянин?  О чём более всего болела его душа? События тех лет, начала двадцатого века, удивляют нас сегодняшних. Отношение крестьян к  Советской власти, к их мобилизации в Красную Гвардию?

Село  Ильинское. Конец апреля 1919 года. Праздничный день. Время – полдень. День солнечный благоприятствует настроению народа. Люд гуляет и веселится; рядно одетые девушки гуляют по улице не спеша, степенно, за ними стайкой ходят парни, и мужики, одеты празднично - в светлых рубахах и штанах. Волосы на прямой пробор причесаны. У кого-то на ногах лапти - новые, а кто и в кожаных сапогах форсит. У каждого по-разному благосостояние складывается.  Последний рубль отдай, а себя на людях покажи в лучшем виде. Сидят они на завалинках – лясы точат, где-то играет гармонь. Сыплется, как из ушата - частушки с приплясом, гуляющих . Поёт молодой мужской задорный голос:
-Я на печке сижу, реквизирую
А из печки блины – леквизирую
Поёт другой  женский голос:
- Едет Ленин на телеге,
А телега на боку,
- Ты куда, товарищ Ленин
- Реквизировать муку
В голос, ему в ответ:
- Ленин Троцкому сказал:
Поедем вместе на базар
Купим лошадь карюю
Накормим пролетарию
Неожиданно к мужичкам подошёл человек. Явно, нездешний. На вид -  городской.  Спрашивает  у них:
- Товарищи! А где бы мне найти  ваш Совет?
- А ты батюшка откель будешь? Кто таков?
- Из губернии. Товарищ Лазарев  Иван. По батюшке -  Васильевич.
Мужики промеж себя переглянулись.
Иван Васильевич Лазарев сразу заприметил неподдельный интерес с их стороны к собственной персоне. Они  тут же подались  к нему, стараясь быть ближе к нему и уловить, и не пропустить каждое  его, глаголющее и извергающее, как истину народную в душах крестьян, слово.
- Из губернии?! Нечасто к нам, аж из самой губернии гости приезжают.
Тут же посыпался ряд вопросов.  Мужики стали жаловаться:
-  Вот землю - то подняли, а засевать нечем..
- Всё бы хорошо, да хлеба-то нет..
- Семян тоже..
 Товарищ Иван Лазарев с большой охотой им отвечал:
- Товарищи – крестьяне, смекаю я , вы совершенно, не осведомлены о декретах и распоряжениях власти. А ваш волсовдеп совсем об этом не заботится…. Семена у вас будут, - добавил он ещё более убедительно.
- Ну, коли.. так !
- А семена все получат али выборочно?
- Семена получат все. Монополию на хлеб никто не отменял. Все поняли? Мужики, у меня ещё вопрос к вам имеется. А много ли на вашем селе дезертиров?
- Хватает…Не без этого…
- А где их нет? А то как же? Мы что – хужее других?
- Укрываем?
- Вот  поле засеем, а вот тогда и пойдём воевать..
- Что про нас толковать? – добавил  мужичонка в лаптях, с бородкой, и одет беднее других.
- Видать небогато живёт. – сделал вывод городской про себя, - бедняк
- если  в самом волостном исполкоме, - продолжал говорливый селянин, - на должности члена  земского отдела почтенный Крымов имеется. Ещё, тот - шкурник. Сам скрывает двух  сыновей дезертиров. Вопрошаем его: Почему Ваши сыновья нейдут защищать интересы трудового крестьянства? И что, вы думаете, он нам ответил? Дескать, я над ними неволен. Выходит, его сынки – дезертиры обрабатывают землю, а их отец сидит в совете и получает народные денежки и всё ему ни по - чём. Чаво, уж, про нас   гутарить?
- Разберёмся.. по данному вопросу. А тепереча, подскажите, где ваш совет?
- Третий дом по леву ряду.
В село Ильинское  Иван Васильевич Лазарев прибыл в качестве агитатора – пропагандиста из Иваново-Вознесенска по зову коммунистической партии для проведения волостного съезда о мобилизации  сельского населения призывного возраста в Красную армию. В партии его ценили, как опытного специалиста. И он готов был с этим согласиться. Бывший сельский учитель, уж, как не ему, было не знать все струны крестьянской души. Он, как никто другой знал быт и уклад деревенского жителя. Внешне - всегда  сдержан. И слов на ветер, не бросал. Умел завоёвывать к себе симпатии других людей.  Красноречиво, убеждал в правде и победе Октябрьской революции. Был немолод, что придавало вес его словам. Что, несомненно,  являлось доверительным и немаловажным фактором, при  общении с большой аудиторией народа. Короткая стрижка, среднее телосложение, простая суконная рубаха -косоворотка, обязательный ремень на поясе, отглаженные брюки, ботинки и ты свой, в доску. Знал он – крестьянин во всём твоём виде ценит опрятность и чистоту в одежде, а форс - тут не причём.  Это удел молодых.
В доме Советов его уже ожидали и с которыми Лазарев сразу познакомился. Председатель сельского совета - товарищ Архипов подошёл  и поздоровался с ним, рукопожатием, первым. Это был невысокий широкоплечий мужик, лет 35-ти, взгляд исподлобья. Секретарь - Дианов, почтенный мужчина до 50 лет, подошёл к нему вторым и тот самый Крымов, о котором шла речь накануне, и ещё двое человек  из совета. Приехал и из города Тейково из уездного исполкома товарищ Анисимов. Он подошёл к агитатору последним. Поздоровался, представился. Поприветствовали друг друга рукопожатием. Он выделялся среди остальных высоким ростом, военной выправкой. Из одежды кожаная куртка, сапоги. Всё, как по уставу. В комнате совета взору Ивана Васильевича предстал памятник царю - Александра второго, на усах которого висела бумажка с лозунгом: Пролетарии всех стран соединяйтесь! Немало, удивившись, товарищ Лазарев спросил у членов Совета:
- Отчего эту прелесть, куда следует, не отправили?
Секретарь Дианов в ответ хмыкнул:
- Извиняйте, совсем нет времени.
- Пора бы, давно бы пора, убрать  эдакую, роскошь на свалку или в музей, что ли?
Недовольству агитатора-пропагандиста не было предела, когда он заметил в правом углу комнаты и икону.
- А это , что ещё такое? Снимите сейчас же.
Председатель Волсовдепа замялся, и со смятением в голосе, стал оправдываться:
- Никак не могу
- Это ещё почему?
- На  миру порешили. А я против мира пойти не могу.
- Чёрт знает что. Всё равно вынесите. Это вам не церковь. Не положено…
На собрании товарищ Лазарев ярко и просто обрисовал, со всех сторон положение Советской России. При решении вопроса о мобилизации   двадцати человек с волости, с учётом, постановления ВЦИК, на съезде   образовалось  много шума, беспорядочного крика и чуть ли не скандала. Прозвучал и голос говорливого селянина:
- Пошто нам мужикам ваша красная гвардия! Одна от неё несуразица!
Иван Васильевич услыхал, спросил его: « Отчего несуразица?»
- Известно нашему брату, каких людей там набирают! Сборище тунеядцев, шкурников и уголовников! Чтобы поболе грабить и разбогатеть! И для нас крестьян,  Крас.армия – имя ругательное!
- Пущай мобилизуют наше начальство из Волсовдепа – вторил ему сосед, сидящий рядом.
В ходе собрания партийные работники вынуждены принять решение собрания из уст  одного из крестьян, назвавшимся Турмановым , который заявил:
- Пусть мобилизуют наши высшие власти, а мы на них поглядим, как они пойдут.
Но вставший у стола, покрытый красным тканью, агитатор,  подняв руку вверх, отвечал: - Так дело не пойдёт.
Но его уже не слушали. Много говорилось, что Советска власть в деле обирания народа ещё хуже царской, об отобрании телег, велосипедов, и о невыдаче сапог когда-то, кому-то и о неправильной выдаче продуктов, муки, керосину. Кто-то из мужиков задал вопрос:
- Почему керосин выдают рабочему три четвёртых фунта, а крестьянину одна четвёрть, муку – рабочему десять фунтов, а крестьянину шесть фунтов?
Товарищ Лазарев  молча, выслушал  все эти  жалобы и нападки на местную власть, но высказался народу:
- Что касаемо последнего, то вопрос не по моему окладу, что всего остального, товарищи – ваш долг контролировать избираемые вами Советы. У вас есть центры – уезд, губерния, куда вы и должны не дрожа перед властью, сообщать  о неправильных действиях ваших советов. Виноват не только тот, кто делает злоупотребления, а виноват и тот, кто молчит, видя эти злоупотребления.
Зал одобрительно загудел, как пчелиный рой в дупле дерева. Но тем, не менее, несмотря на одобрение, прозвучавшее в голосах присутствующих, некий мужик протянул руку, встал с табурета, лично принесённого со своей избы, и изрёк, следующее:
-  А чаво делать, если таковые действия имеются у нас и со стороны милиции. Вот к примеру есть таковой у нас милиционер Хренов. Состоит  членом организации из сочувствующих РКП(б). Приезжает  он в деревню Пужату, и чаво  вы думаете, приказывает одному крестьянину, не буду оглашать фамилию, отпереть житницу. Хренов ентот, сообразив на глаз, что там, овса более, двадцати мешков и приказывает, отсыпать себе десять мешков. Мужик перепугался до смерти ну, и понятное дело молит его: «Иван Кузьмич, хоть бы, восемь» - Ну, насыпай восемь. А молодая дочка  крестьянина не испугалась, стала что-то ему говорить, и што вы думаете? Он шельмец, вынул свой револьвер и приказывает, замолчать. Чаво делается, если сама милиция творит такие беззакония?»
- Безнаказанность  за подобные действия, ведут к слухам на селе, что мол, они делают, что хотят и никакого суда им нет. Непорядок. Не видите дальше  своему горизонту, товарищи. Я уже вам объяснял. В таких случаях, любой уважающий себя гражданин Советской республики, не должон терпеть подобные действия ни стороны милиции, ни со стороны Совдепа. Всё  должно быть по закону. Повторяю. Все противоправные действия вышестоящих над вами органов надобно обнародовать, проводить по все местную огласку и сообщать об этом в  вышестоящие  организации. Всеобщая гласность, понимаете ли ? Понятно дело – вы устали от революции. Кажный из вас вцепился в землю и хочет, чтобы до него никто не касался. Середняк и тот думает о какой-то своей мужицкой власти, которая не будет большевистской и не будет и кольчаковской. Лучше бы даже не было вообще никакой власти. Власть она что? Несёт там разные повинности, тяготы, мобилизации, учёты. Вот, к примеру, на одном митинге в Лежнёве была подана мне такая записка: «Вот  вы все говорите, власть, власть; нельзя ли нам без власти пожить?»  Главное, что отпугивает у нас крестьян от коммунистов -  это учёты, реквизиции. Знаю, и понимаю - много напортили комитеты бедноты. Произвольные действия отдельных коммунистов. Средний крестьянин чего хочет, чтобы ему дали прочную гарантию. Правильно я говорю?.. С этой точки зрения, борьба со всякими злоупотреблениями, бесчинствами имеет огромное значение. А крестьянину нужно что? Надежда, на то, чтобы его интересы, как собственника были ограждены. Согласны вы со мной?
- Согласны-то мы, согласны. Да только вот….
- Вот, к примеру, - продолжал агитатор, - Знаете ли вы, что из себя представляет- наша русская революция?
- Куда, батюшка нам?
- Мы народ тёмный.
- Нам бы только одно: не трогали бы  лошадку у нас, последнею.
- Да отпускали бы в норме мыло, сахар, да и табаку
- А  так, слава богу, жить ещё можно.
- Русская революция произошла по воле народа!!
- Это како-то?
- Мы люди  полуграмотные, газет не читаем.
- Вот ты нам и растолкуй, а мы послухаем.
- Потому, как русский человек устал жить в бедности, в постоянном неравенстве, в постоянном принижении богатого над бедным. А тепереча земля-то  ваша. Не будет ни богатых, ни бедных. Все будут жить, как братья. А кто это сделал – Советска власть! Наступила новая жизнь. Жизнь - Советов рабочих и крестьян. Здеся-ка на нашей земле построим мы царство социализма – царство равенства. Вот и толкую я вам; Бывшие генералы и адмиралы при поддержке иностранной буржуазии со всех сторон идут походом на Советскую Россию, с тем, чтобы восстановить власть царя, помещиков и капиталистов и лишить крестьянина и рабочего земли, фабрик и заводов. И тем самым заставить рабочего и крестьянина продолжать братоубийственную бесконечную бойню. Брат против брата. Чтобы раз и навсегда положить этому конец, мы вынуждены вести войну. Войну против всех войн. Правильно я говорю, товарищи!
Зал опять одобрительно загудел.
- Защитим родную страну от нашествия насильников, - наконец вставил своё слово товарищ Анисимов из уездного исполкома города Тейкова.
Послышались слова согласия. Председатель Совдепа попросил собрание проголосовать за мобилизацию 20-ти призывников волостного села Ильинского. Потянулись руки согласных.
- Кто воздержался?- спрашивал товарищ Архипов. Двое или трое человек воздержалось.
- Кто - против?
Были и таковые.
- Большинство голосов – за постановление
 Из присутствующих попросили огласить, список призывников.  Список огласить, взялся сам председатель сельского совета товарищ секретарь Дианов, встал со стула и дрожавшим и неуверенным голосом , стал зачитывать фамилии двадцати избранных. Что тут началось. Настоящий переполох. Слышались крики:
- Почему моего Анисима? Молод он…
- Да за что же моего Петра – он единственный наш кормилец!
- Председателя первым в рекруты, вон како брюхо себе отъел!
- Илью-то, Илью за что? Пущай дома сидит!
- Мы не согласные!
- Да, кто вас спрашивать будет?
- Согласные, несогласные, пожалуйте в красармию.
- Кто-то должен идти….Защищать интересы трудового крестьянства! – высказался, наконец, Иван Васильевич и в комнате сразу все притихли, и добавил:
- Все призывники, фамилии которых указаны в списке, прошу быть  29 апреля к десяти утра города Тейково у призывного пункта. День на сборы. Прошу не опаздывать. Объявляю: собрание закрытым. Расходитесь товарищи.

                Э П И Л О Г.
Базарный день в городе Тейково. Стоят прилавки. На них различная снедь и товары по хозяйству. Продается домашняя скотина. По базару кучками ходят будущие дезертиры,  семечками лузгают по сторонам, куда придётся, и переговариваются с торговцами, как бы, между прочим:
- Мы-та, ни за что не пойдём на фронт, хоть они лопни, большевики проклятущие. Мы лучше в лес пойдём. Будем жить как-нибудь, а на фронт всё-таки не пойдём. Идите вы сами «Товарищи разлюбезные».
                К О Н Е Ц


Рецензии