На чужом поле

из книги «…и все цвета радуги», ноябрь 1993 г., Мюнхен, ФРГ


Я старался, что было сил
Быть таким, как я есть,
Но все-то хотят,
Чтобы ты был таким, как они.
Они говорят мне,
Что я должен петь как раб,
А мне это надоело...           
Боб Дилан, "Ферма Магги"


                НА ЧУЖОМ ПОЛЕ 


                I

В спорте есть такое понятие, как игра на чужом поле.
Именно понятие, а не что-то иное.
И особенно обостренно игра на чужом поле чувствуется в футболе. Потому, что решающими становятся не качество игры, а то, что ты - на чужом поле.
Против тебя не только болельщики, но и что самое главное - судья, который как правило судит в одни ворота - ворота гостей.
И для того, чтобы хотя бы не проиграть, не говоря уже о выигрыше, гостям необходимо играть не только на равных, но и с явным превосходством, быть на голову выше, сильнее, чтобы не оставить никаких шансов ни судье, это - во-первых, и во-вторых - сопернику.
В противном случае, ты - обречен.
Ну, а хозяевам, разумеется, не приходится особенно и потеть, т.е. работать.
Все зачастую бывает именно так, заранее предопределенным, роли расписаны, распределены, отклонений от сценария практически не допускается.
И все это считается нормальным, как бы разрешенным по правилам.
Потому, что в любом случае результат игры остается в силе.
Подавай протест - не подавай. Нет никакой разницы.
А подашь - потреплешь себе нервы, и еще заплатишь за это.
Могут только пожурить судью, но ты - все равно проиграл, переигровки не будет, и гельд* от хозяев судья давно уже получил.

                II

Другими словами, вопрос этот стоит гораздо сложнее, чем выглядит на первый взгляд.
Дело не просто в чужом поле, а в том, что само положение «о чужом поле» искусственно, оно необходимо и создано теми, кто стоит за судьей, т.е. хозяевами этой Системы, одно поколение которых сменяет другое - меняются лозунги, вывески, названия, но суть - остается прежней.
Потому, что все это уже у них в крови, т.е. в генах, а Законы здесь всегда писаны ими и только для них.
И поэтому, везде и повсюду для них - зеленый свет, все двери открыты, и они до того привыкли к этому, что даже и не замечают этого.
На этой земле еще никогда не бывало иначе.
Первое поколение хозяев нынешней Системы под большевистскими лозунгами уничтожало тех, кто был цивилизованнее и грамотнее их; второе, уже под коммунистическими, продолжило «правое дело» первых, добив не добитых; третье - воспело эти победы, устроив райскую жизнь только в своих спец. квартирах и дачах, передав их затем своим сыновьям, дочерям, зятьям и племянникам по наследству.
А теперь уже эти - вначале коммунисты, затем социалисты, потом центристы, теперь уже т.н. беспартийные реформаторы и рыночники, а на самом деле - необольшевики, делят и распродают, вернее распределяют между собой все подряд без разбору - должности во властных структурах, депутатские мандаты, сферы влияния в бизнесе, инвестиционные проекты, кредиты, природные ресурсы и госимущество, созданное несколькими поколениями, которое тоже якобы им, и только им принадлежит.
Одно у них называется приватизацией, другое - привлечением инвестиций.
Вот только кем, куда и кому, вернее - в чей карман?..
И на деле для народа или для всех остальных - нет ни того, ни другого, ни третьего...
Схема эта очень проста, как бы они ни старались запутать нас новыми цветами и красками, названиями и переименованиями.
К власти придя почти 80 лет назад через трупы и кровь, затем заседая в губкомах, фабзавкомах, райкомах, горкомах, обкомах, исполкомах, президиумах, сессиях, пленумах, бюро и политбюро, а теперь - на коллегиях и всевозможных заседаниях, совещаниях, сессиях, у них - довольных своей жизнью, никогда не было времени не только работать, но даже снять очки с искаженными линзами и посмотреть - «А как же другие живут в этом мире?..»
«Народ нас не поймет», «Мы к этому еще не готовы», «Нам это рано», «Нам это не надо» и т.д. и т.п.
И так было всегда - при тех, при других, теперь и при этих.
Они решали и решают всегда за других.
А работали тем временем на них дети и внуки тех, кто был репрессирован и уничтожен когда-то, и те, кто, смирившись с судьбой молча доживали короткий свой век.
Но тех, кто работает, вдруг оказалось меньше, чем тех, кто заседает.
К тому же интеллекта хозяев на большее, чем организовать ручной труд рабов - не хватило, что в конечном итоге и не позволило им идти в ногу со Временем, с остальным цивилизованным миром.
Вот и пришли к нынешнему краху…

Но Система эта жива и сейчас, только поспешно трансформируясь, цепляясь за все без разбору, и принимая поэтому новые, но тоже уродливые, а потому и временные формы.
Не случайно поэтому и не приживается здесь, топчась на месте, власть законодателей, за ненадобностью с одной стороны, а с другой - потому, что в ней заседают попеременно те же самые лица, кто бессменно правит бал в этой Системе.
И потому только будет что-то «не так» - тут же роспуск советов, парламентов. И вновь - выборы, перевыборы, референдумы…
На пенсии и зарплаты средств не хватает, а вот миллиарды на бесконечные тои, юбилеи, совещания, переименования, форумы со всеми этими и другими всевозможными дастарханами - пожалуйста!..
При этом, «особо понятливым» - «пожал-те медальку-с…»
Заморочить мозги обывателю - главное в этой политике...

А развитие экономики, устроители новой государственности, лже-реформаторы или т.н. «новые...» видят только в одном - в быстрой, очень быстрой распродаже, вернее присвоении себе всех и всего, оставив народ свой теперь вообще без ничего.
Большее - им вновь не под силу. Да и не хочется, отдавать что-то кому-то другому, не из своего роду-племени.
Пытаясь быстрее завуалироваться, вывески обкомов и облисполкомов заменили администрации, а общественные забегаловки, вроде отделов образования - департаменты, со всеми теми же руководителями, вчера - строительства коммунизма, сегодня - капитализма.
Странная логика, как будто от новых названий и ориентиров здесь что-то реально изменится. К тому же стирая из памяти, не замечая все то, что было вчера, продолжая, как и раньше жить только днем сегодняшним, т.е. без прошлого, а значит - и без будущего.
А думать только о себе, лишь стараясь побольше с собой прихватить, как делают это они в это сложное время, когда остальные - полуголодные и не устроены, или считать, что он, находящийся у кормила - человек незначительный, маленький, от которого ничего не изменится, или думать, что сегодня так якобы надо в высших интересах молодого государства, и поэтому быть ко всему безразлично-спокойным - это не только не позволительная роскошь, а преступление.
Преступление перед этим же своим государством, перед народом, перед будущими здесь поколениями. И чревато это самыми непредсказуемыми последствиями.
Как для него самого, так и для всего этого государства.

                III

Так вот, если и далее следовать этой футбольной терминологии, то уже пятому нашему (моему) поколению, приходится все время выступать как бы на чужом поле.
При этом национальность не имеет к этому никакого отношения - тема эта над-национальна и касается она абсолютно всех, независимо от национальности. 
В то же время, с моей стороны нет никакой и сверхчувствительной, болезненной реакции или тем более - амбициозности.
Есть только иной, чем у хозяев Системы взгляд на действительность и видение мира таким, какой он есть, без чьей-либо призмы, преломлений и искажений в угоду их интересов.
А отсюда - и это глубокое чувство неудовлетворенности Системой и пороками, которые с их легкой руки продолжают иметь здесь статус Закона и являются определяющими в этой порочной на мой, но нормальной на их взгляд Системе, а потому оправдываемой и защищаемой ими.
С молоком матери впитывая преимущества своего поля и зная, что и судья в их команде, им потому и трудно, да просто невозможно понять, почему же ты до сих пор не принимаешь правила этой игры и чем же все-таки ты не доволен - «Ведь дали же тебе работу, что еще тебе надо?..»
Однако, постоянная игра в одни ворота с судьей, который явно судит против тебя, с годами вырабатывает обостренное чувство защиты, неудовлетворенности этим судейством и нанесения ответной контратаки, которая обязательно должна завершиться взятием ворот!
Да не простым голом, а таким, чтобы разбудить это самодовольное спящее Болото, считающее себя полноводной Великой рекой, якобы кормящей всех, кто живет на ее берегу. Да, если бы так это было...
Ну, а если не сможешь забить этот гол, то будешь освистан болельщиками и в буквальном смысле сметен, превратившись мгновенно в ничто.
Даже в этом ихнем Болоте...
Таковы правила этой Игры.

                IV

Жизнь этой Системы, развитие и углубление её пороков продолжается только на моих глазах, на протяжении уже четверти века. Без изменений.
И вот, как-то однажды подумалось: «А что, если нет никакого просвета, и тем более, зная прекрасно правила этой игры, правила поведения в этой системе, может взять и перейти в команду хозяев?.. К тому же, ведь есть же правила перехода…»
Однако, вот тут-то и заключается еще один парадокс этой Системы, его бесперспективность и обреченность.
Правила эти вроде бы есть, и в то же время, их как будто бы и нет.
Потому, что они действуют только для них.
А для других, т.е. для нас, для этого нужно заново родиться, т.е. измениться физиологически и принципиально или - абсолютно.

Так, долгие годы наше общество делилось якобы только на классы, но на деле оно было всегда очень четко и жестко, как и сейчас, разделено на страты, группы, исходя из их социальной стратификации, т.е. отдельно - по национальности, возрасту, связям, родам и родству, социальному положению, происхождению, имущественному цензу (ограничению в правах исходя из наличия имущества и денежного дохода) и т.д.
И это одно из главных свойств, свидетельствующих о преемственности прошлой и нынешней Системы.
У одних - больше прав и возможностей, у других их, естественно - меньше.
И все это - в рамках Закона.
В центре внимания не Человек, Гражданин и его Права, а то - кто он, чей, откуда, зачем, от кого, почему и т.д.
Конечно, можно махнуть на все это рукой, смириться и, выражаясь образно, перейти в дубль команды хозяев, довольствуясь тем, что «тише едешь - дальше будешь» (т.е. проживешь), или только теми подачками, которые будут доставаться от их роскошных застолий.
Можно, конечно, и уехать. Куда подальше.
Но ведь дело не только во мне, а абсолютно во всех, кто не входит в команду хозяев этой Системы.

                V

Народная мудрость гласит: «Не плюй в колодец, из которого пьешь».
Да, это так. Но только, если колодец - один.
А если их, как здесь - несколько?..
И разных - больших и малых, глубоких и мелких, чистых и грязных...
И пьют из них всегда по ранжиру. У всех - свой колодец.
Из которого начал с рождения пить, так и будешь пить до конца.
А потому, не волнуйтесь - мне не грозит пить из вашего колодца.
Ведь для вас важен не сам человек, а то, кто и что стоит за ним…
«Демократия дозами», «новый апартеид», трайбализм, сращивание государственных и рыночных структур, коррупция, взятки, протекционизм, крими, мафия, и в итоге имитационная квази-демократия со всеми признаками полицейского государства, вот и все, на что способна эта Система.
Да, жизнь как в дерьме…

А иначе пока и быть не может.
Потому, как известно, дерьмо всегда на плаву, не тонет, оно всегда на верху, какой же тогда может быть жизнь у тех, кто под ними, внизу?..
Не случайно ведь, поменялись все вывески, лозунги, партии, а они, все те же самые остались. И они вряд ли, когда и уйдут - их сменят опять же от них.
Что же дальше, и где же выход?..

На мой взгляд, единственное, что может еще спасти эту Систему от новых потрясений, а значит и всех нас, кто живет еще здесь - сменить судью, нравы, царящие в поле, поставить вторые ворота, настоящие, а не мнимые, и начать игру по нулям и по новым правилам, равным для всех.
Другими словами - заново переписать наши законы и так, чтобы приоритетными в них однозначно стали Демократия и Свобода, Выборность и Сменяемость, Законность и Правопорядок, Верховенство Права, а значит - Равные Права, Возможности и Свободы для всех граждан без исключений, независимо от национальности, возраста, пола, вероисповедания, наличия бизнеса и связей с правящей элитой, а потом - их соблюдать и исполнять.
В противном случае, спираль истории сделает новый виток, но с той лишь разницей, что поменяет старых хозяев на новых.
Не поняв и не сделав этого, потеряем вместе все мы.
    

***************************
* гельд (нем. geld) - деньги


November 1993, Bundesrepublik Deutschland, Munchen, Hardenbergstrasse 34


Рецензии
Есть команды, которые прекрасно играют на чужом поле, им удаётся отыграться.

Нелли Григорян   28.06.2023 01:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.