Почему Солнце пишется с большой буквы
В этот прекрасный солнечный день учительница по русскому языку опять ругала Антона за отвратительную работу. Она снова поставила ярко-алую огромную двойку, словно штамповала эти двойки. Эта красная печать о недостатке знаний школьной программы убивала в нём надежду на его светлое будущее. Он возвращался домой, чтобы вновь делать домашнюю работу и заново исправлять классную.
В комнате залитой солнечным светом сидел Антон, залитый слезами. Мысли о будущем совершенно не приходили на ум, и он никак не мог написать сочинение на тему “Кем я хочу стать, когда вырасту”. О будущем и вовсе думать не хотелось, настолько всё было плохо. Глаза мозолили двойки, и мальчик решил посмотреть в окно. Напротив него находилось огромное красное лицо с жёлтыми шипами, которое смотрело на мальчика в упор. Мальчик вспотел и начал махать учебником как веером. Он выпил бутылочку холодной воды, снял жилет, но ему всё равно было жарко. Тогда Антон спросил Солнце:
-Солнце, почему ты так грозно смотришь на меня? Отчего нахмурило брови? На что ты обижаешься?
-Зачем ты встал ни свет ни заря?
-Я наказан как худший ученик в классе. Я встал пораньше, чтобы успеть выполнить работу над ошибками. Это сущее наказание!
-Так давай приступим! Открывай тетрадь.
Мальчик очень быстро переворачивал страницы, за что Солнце обожгло ему пальцы!
-АЙ!
-Помедленнее листай.
Тогда мальчик стал закрывать ладошкой оценки, чтобы Солнце их не увидело. Но его лучи были настолько яркими и горячими, что из тени проступила ярко-алая двойка, а из ладошки мальчика пошёл пар.
-Я вижу за диктант двойку. Это надо исправлять! Доставай магнитофон и ставь диск!
Мальчик начал неохотно доставать магнитофон с верхней полки и долго рыться в ящике, пытаясь найти диски. Тогда Солнце ударило его своим острым жёлтым шипом, и мальчик забегал по комнате. Процесс вставки диска в магнитофон пошёл быстрее.
-Включай магнитофон, бери ручку и пиши под диктовку.
Диктант длился 15 минут. Пришло время проверять текст.
-Ты почему Солнце написал с маленькой буквы??? Из-за леса выглянуло солнце.
-Не знаю.
-Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы. Ты считаешь это именем нарицательным?
-Конечно. Я не знаю такого собственного имени. Я знаю имена Катя, Маша, Таня, Денис…но Солнце…
-А ты попробуй замени это слово на другое нарицательное слово. Какое слово возьмёшь?
-Ну пусть это будет «медведь».
-Из-за леса выглянул медведь. Ну выглянул и выглянул. Интересно?
-Нет.
-В чём ценность такого текста? У ценного текста и герой должен быть ценным. Солнце - важнейшая планета. Выглянул не кто-нибудь, а само Солнце. Это центр Солнечной системы, и он такой один. А значит Солнце – уникальный объект. И пишется оно с большой буквы. Дальше ты ставишь точку. Она не уместна в данном предложении. Солнце выглянуло! Неужели ты этому не рад?
-Рад.
-Так вот для передачи эмоций восхищения, счастья и восторга ставится восклицательный знак!
И я бы поставил даже не один, а три таких!!! Представь, если бы Солнце так и не выглянуло из-за леса.
- Понял. Сейчас поставлю.
-Потом ты пишешь: ”Ласковое солнце согревает землю своим теплом”. Ты не уважаешь его за то, что оно делает?
-Уважаю.
-Так почему опять его с маленькой буквы пишешь? Оно росток твоего комнатного цветка в земле согревает?
-Согревает.
-Только клочок земли и согревает? А тебя, твоих дальних родственников, твою учительницу?
-Тоже согревает.
-Ты не оценил масштабы Солнечной мощности. Оно всю Землю согревает. Оно согревает всех обитателей планеты Земля. Земля – это твоя Родина. Помни об этом, гордись этим и заботься о ней. Ты как патриот обязан писать её название с большой буквы. Ты только слово Солнце в начале предложения написал правильно с большой буквы. Остальное – переделать! Подведи итог всему, чему я тебя научил. Сформулируй правило.
- Уникальные объекты, уважаемые нами объекты, название своей Родины пишутся с большой буквы. Предложения окрашенные радостной эмоцией пишутся с восклицательным знаком.
-Молодец, хороший мальчик! За что ты ещё получил двойку?
-Я изложение не написал.
-Давай потренируемся. Послушай мою речь и напиши своими словами. Солнце – источник энергии для всех устройств, работающих на солнечных батареях. Солнце – лучший друг растений, овощей и фруктов. Солнце - лекарство от дефицита витамина D. Солнце-будильник всех граждан твоей страны, с него начинает день любой работник. Солнце – обогреватель Земли. Солнце – свет и любой предмет в тени становится видимым!
-Я не успеваю делать пометки.
-Оставь ручку! Просто повтори, что я тебе сказал.
-Солнце…ЭЭЭ…будильник и обогреватель, устройства…
-Да своими словами скажи! По делу - без метафор. В чём основная мысль моей речи? Краткость – сестра таланта. Запомни! Солнце БУДИТ, ГРЕЕТ, СВЕТИТ, КОРМИТ и ИСЦЕЛЯЕТ. Теперь бери карандаш и рисуй стрелки над сказуемыми.
-Зачем?
-Текст мало правильно написать. Его ещё надо правильно прочитать. Мне нужен твой посыл! Ты должен сиять, а вместе с тобой и твои мысли. Голова должна быть светлой от блестящих идей! Они загораются как лампочки у гениев! Нарисуй над сказуемыми стрелки вверх, кроме сказуемого “исцеляет”. Над этим сказуемым стрелку вниз нарисуй.
-Зачем?
-Стрелка вверх повышает твой голос, стрелка вниз – понижает. Предметы перечисляются с высокой интонацией кроме последнего слова перед точкой. Здесь ты как бы сбавляешь посыл перечислять и делаешь голос ниже и тише. Сделай что я тебе сказал и прочти что получилось.
- Солнце будит, греет, светит…
-Стоп. Солнце БУДИТ. Не торопись перечислить, а вдумывайся в каждое слово. Выделяй его голосом. Нам важно не СКОЛЬКО умеет Солнце, а ЧТО оно умеет.
-Солнце БУДИТ
-Солнце бУУУдит. Ударение соблюдаем, мы нежно хвалим Солнце, какое оно хорошее. Планета Умница, планета трУженица. Кстати, а как ты напишешь слово труженица с одной н или с нн?
-Всё. Я устал. Принцип понял. Мне надо правила по русскому языку учить.
-Забей на правила! Они лишают человека собственного мнения и взгляда на сложившуюся ситуацию и интуиции, которая так нужна нам в жизни! Эти чёрствые правила делают вас рабами! Они не развивают душу и ограничивают её свободу. Учат не учебники. Учит общение. И так учится любой язык. И ещё. Не подскажешь который час?
-6 вечера
-Что-то я совсем с тобой засиделось. Мне пора уходить. Не переживай. Меня заменит настольная лампа. Ты только следуй за мной, и я освещу тебе путь!
-Погоди, я ещё сочинение должен написать на тему “Кем я хочу стать, когда вырасту”
-Это ты сам. Всё. Ухожу в закат. Люблю, целую.
На следующий день его работу над ошибками комментировала учительница при всём классе.
-Как был двоечником, так и остался! Везде Солнце с большой буквы, везде восклицательные знаки и какие-то стрелки. Ты меня вообще слушаешь? Всё на солнце смотришь за окном. А ещё в сочинении пишешь, что хочешь стать учёным-астрономом. Ха! Да ты даже школьный текст написать не можешь. Ты позор!
Антон посмотрел в окно и увидел Солнце. Оно прошептало ему: «Ты кому веришь мне или ей? Кто освещает твой путь? Кто твой учитель?»
Антон встал, задвинул стул и сказал: «Я не буду исправлять слово «Солнце», потому что не считаю это ошибкой!» Он молча взял портфель, надел куртку, замотался шарфом и вышел из класса.
Пусть Антон так и не научился писать школьные диктанты, изложения и прочие контрольные работы, правила по русскому языку так и не применил в жизни, а его сочинения никто так и не воспринял всерьёз. Зато после школы он поступил в Государственный Астрономический институт имени Павла Карловича Штернберга и после его окончания стал учёным-астрономом. И во всех своих научных статьях он писал Солнце с большой буквы, и его никто за это не наказывал. Теперь он давал задания, а лаборанты и научные сотрудники его делали. Этот взрослый мужчина в прошлом - застенчивый мальчик, который слушал себя и следовал за Солнцем.
Свидетельство о публикации №223030301430