На крыльях фантазии. новеллы. юрий юсупов-4. 3. 03

                ============
                ============

                О ТОМ,КАК Я ВЫВЕЛ ИЗ ДВУХ РАЗНЫХ
                ГУСЕНИЦ,НОЧНЫХ БАБОЧЕК-ШЕЛКОПРЯДОВ.
                =======================================

               Мне тогда было 6 лет. Я был очень любознательным мальчиком,а стар-
шая моя сестра Хадича подарила мне сачок с ярко-розовой марлей,обшитой треугольно
углом и книгу о бабочках,автора- Льва Стекольникова,которая называлась-
- НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МАХАОН и посвящалась дневным и ночным бабочкам Именно эта книжка
и папина книжка,которую он подарил мне в подарок,тоже,которая называлась- ПАРОЛЬ
СКРЕЩЁННЫХ АНТЕНН,автора Халифмана,о муравьях,и являлись первыми моими учебниками
по ЭНТОМОЛОГИИ. Энтомология - это наука о насекомых и именно,мои первые шаги и
опыты и начальное изучение этой прекрасной науки,которая разделяется на несколько
различных разделов,которые дают знания по изучению какого-нибудь отдельного вида
насекомых. Например: АРАХНОЛОГИЯ- раздел энтомологии,который только изучает жизнь
пауков.А МИРМЕКОЛОГИЯ - это раздел энтомологии,который изучает жизнь муравьёв и
так далее.Мне было очень интересно. Таким образом,я узнал очень много нового о жизни насекомых.
               Однажды,гуляя во дворе,я стоял с стеклянной банкой в руках и ждал
маму,чтобы пойти на одно из наших,любимых мест наших прогулок и отдыха. Мама мне
сказала,что даст мне мой сачок для ловли бабочек и несколько банок стеклянных и
картонных коробок,чтобы я туда пускал,пойманных насекомых. Пока я её ожидал,я заметил на ветке старой абрикосины,гусеницу. Она была серовато-голубая. На голубовато-серой головке были две чёрные,круглые точки,которые являлись глазами
гусеницы.На спине у гусеницы было несколько продольных полос: чёрного,белого и
оранжево-коричневого цвета.Тело гусеницы было мягкое с несколькими " кустиками"
еле заметных,мягких волосков. Гусеница принадлежала бабочке,которую,энтомологи
называют - КОЛЬЧАТЫЙ ШЕЛКОПРЯД. Эта ночная бабочка откладывает маленькие яички в
форме колец на ветках,поэтому и получила такое название. Я помимо гусеницы- КОЛЬЧАТНИКА,как ещё его называют,положил свежие листья абрикос- это еда гусениц
КОЛЬЧАТНИКА. Я был намерен вывести из этой гусеницы - бабочку- КОЛЬЧАТОГО ШЕЛКОПРЯДА,дома. В это время,вышла мама. Она всё обещанное мне - принесла,в сумке,а сачок с ярко-розовой марлей,-вручила мне в руки и мы уже собирались с ней,пойти в сторону швейной мастерской,как проходя мимо старой сливины -единственного сливового дерева в нашем общем дворе,которая давала очень вкусные,продолговатой формы,сладкие,фиолетовые с голубовато-сизым налётом сверху,сливы,мякоть у них была -тёмная,янтарно-жёлтая, я заметил другую гусеницу
ШЕЛКОПРЯДА,которая принадлежала к другому виду-ШЕЛКОПРЯДОВ.
              Эта гусеница была тёмно-серая. Головка у неё ,была ярко-жёлтая с двумя параллельно друг другу,продольными и тонкими,чёрными полосками,которые и
являлись глазами этой гусеницы. Сверху,на спине у гусеницы,были круглые,в два ряда - синие бородавки,а книзу и тоже в два ряда,у неё были бордовые бородавки.
Возле них,росли " кустики " твёрдых и колючих волос. Тело у неё было твёрдое,колючее. Эта гусеница принадлежала к НЕПАРНОМУ шелкопряду,или просто-
- НЕПАРНИКУ. Название вида бабочки произошло,из-за различия окраски и величины
обеих полов бабочки. Самки у них- крупнее,по величине,а самцы- меньше самок и у
самцов и самок- разная окраска.
У меня появилась мечта - скрестить между собой,оба вида шелкопряда: КОЛЬЧАТНИКА
и НЕПАРНИКА. Интересно,какой получится гибрид и какой окраски?
              Я набрал сливовых листьев и положил в банку,а потом и гусеницу-НЕПАРНИКА.Обе гусеницы ползали в абрикосовых и сливовых листьях. Мы с мамой,закрыли эту банку с обеими гусеницами,марлевой крышкой и мы пошли к швейной мастерской. Мама сидела на моём детском стульчике,а я  увидел,как в окне
швейной мастерской,покрашенном в нежную,бледно-голубую краску т зарешечённом,в
верхнем углу,на паутине,бегала огромная,бурая паучиха с толстым и круглым брюшком,на котором,сверху,было пятно в виде тёмно-коричневой ёлочки,обведенной
тонкой,белой обводкой. Паучиха была из разновидности паука- КРЕСТОВИКА.
              Я поймал бабочек: КАПУСТНИЦУ,БОЯРЫШНИЦУ,ЖЕЛТУШКУ ЛУГОВУЮ,ГОЛУБЯН-
КУ-ИКАР,ЧЕРВОНЦА ОГНЕННОГО и ПОДАРИЛЛИЯ - который очень похож с ОБЫКНОВЕННЫМ МАХАОНОМ и из-за такого сходства - начинающие энтомологи часто их путают между собой. А потом ,мы с мамой,-пошли домой.
              Дома,я взял старый и непригодный для разведения рыб,аквариум и сделал из аквариума-садок и пустил обеих гусениц: КОЛЬЧАТНИКА и НЕПАРНИКА.
Я кормил их листьями. Кольчатнику - нравились листья абрикос,а НЕПАРНИКУ - листья слив. Время шло очень быстро и вот гусеница КОЛЬЧАТНИКА спряла большой,
овальный кокон белого цвета и войдя внутрь,через круглое отверстие,она заделала
кокон паутинистой тканью и выдавила из себя светло-лимонного цвета- пудру,которая окрасила кокон даже наружи - бледно-лимонным оттенком на белом фоне и успокоилась.Гусеница НЕПАРНИКА тоже зашевелилась,она тоже готовилась к окукливанию. Только делала она по другому:.Она - наверху аквариума,где обе гусеницы находились- спряла несколько паутинистых нитей и на них повисла. Потом,
шкурка гусеничная треснула,ссохлась и упала вниз,а в паутинистых нитях,уже висела крупная,с шипами,жёлтая куколка.С каждым днём,она становилась всё темнее
и твёрже. Когда куколка НЕПАРНИКА стала тёмно-коричневой,она была чуть покрыта кое-где тёмно-оранжевыми волосками.
               Так обе куколки спокойно ждали своего конечного превращения.
Через некоторое время,я заметил,что то место в коконе,куда внутрь его пролезла
гусеница КОЛЬЧАТНИКА - стал мокрым и стал дёргаться.Там появилось отверстие,куда
просовывала свою головку с чёрными ,круглыми глазками и усиками - бабочка КОЛЬЧАТНИКА. Вот она вылезла из отверстия кокона,полезла наверх его и стала отдыхать и сушиться. Её тельце было всё мокрое,крылышки пока были маленькие и свёрнутые и брюшко шевелилось,потому,что бабочка КОЛЬЧАТНИКА дышала.
               С каждым вздохом,у бабочки- КОЛЬЧАТНИКА раскрывались крылья.
Они увеличивались в размерах. Когда бабочка КОЛЬЧАТНИКА высохла и хорошо отдохнула,я её отлично разглядел. Это - был самец КОЛЬЧАТНИКА. Его тельце было
узкое,тонкое,светло-коричневого цвета,на верхних крыльях - была широкая, поперечная полоса.
                И тут зашевелилась куколка НЕПАРНИКА. Она тоже треснула и из-неё
выползла мокрая и слипшаяся бабочка с двумя круглыми и чёрными глазками.Она тоже тяжело дышала,а тем временем,её крылья увеличивались и развёртывались всё больше
и больше. Когда обсохла бабочка НЕПАРНИКА,я понял,что и она- оказалась самцом,как и КОЛЬЧАТНИК.Его тельце тоже было тонким,узким,окраска была коричнево-серого цвета с тонким чёрным узором. И хотя я сожалел,что и НЕПАРНИК
оказался самцом,как и КОЛЬЧАТНИК и я не смогу скрестить оба вида между собой,чтобы получить третий новый совершенно вид ШЕЛКОПРЯДА,я в то-же время был очень даже рад,что смог вывести впервые в своей маленькой жизни-бабочек из гусениц- дома,в домашних условиях.

                МОИ ПЕРВЫЕ КУРИЦЫ.
                ==================

                Это было как-раз,перед тем,как стать мне школьником. Однажды,па-
па и старшая сестра Хадича - пошли на базар,а я с мамой - остался дома.
Было лето.Тогда ещё в субботу,работали и в школу ходили. Я читал книжку- ПРЫГОДЫ
НЭЗНАЙКЫ, ТА ЙОГО ТОВАРЫШЫВ ,на украинском языке,мне очень понравилась песенка,
которую пела девочка ДЗЫГА,что в переводе с украинского на русский язык,переводится как - Юла:


                - Я впиймала комара.
                Шкода бидолажку
                Ни,впиймаю я соби,
                Краще це й,букашку!
                Но букашка теж,сумуе,
                Видно любыть погулять.
                Досыть з нымы забавлятысь,
                Трэба книжку почитать...


               В это время,пришли папа и сестра Хадича. Они принесли с базара -
- зелёный лук,чеснок,зелёный горошек,деревенские яйца,картошку,морковку,свёклу,
редиску,укроп,красные и зелёные яблоки,жёлтые груши,чай и печенье к чаю.
               В голубой,сетчатой авоське,были две,живые,белые курицы.
- Эти курочки куплены для нашего разведения! Не для резки,как раньше,а будем их
уже разводить сами!- сказал мне папа.- Ты так хотел разводить кур,а мы только и покупали кур для резки. А эти две курицы- для племенного разведения!- торжественно сказал папа.- Мы купили их в бабки,вместе с её деревенскими яйцами!
              И он вытащил из голубой авоськи -обеих кур.
Развязал верёвки на их ногах,и потом пустил прямо в ванную.
Я стал их внимательно рассматривать. Они были похожи только на первый взгляд,по-
тому,что имели одинаково белое оперение. Но,если внимательно приглядеться к ним,то различие между ними - сразу бросится в глаза и они станут сразу,совершен-
но не похожими друг на друга. Внимательно их разглядев,я понял,что у нас - наседка и несушка. Наседка имела постриженные крылья и хвост.Гребень у неё спадал на левую сторону и все острые зубцы гребня были как-бы согнуты и гребень
имел вид смятого лепестка алого мака. И гребень и бородки -были алыми.
             Наседка квохтала,сердито нападала и клевала свою подружку- другую курицу. Клюв и ноги наседки - были ярко-жёлтыми. Она была в этой маленькой стайке кур - лидершей,главной,а её подруга - ей подчинялась,кротко уступая ей.
              Наседку,- я назвал Белянкой.Она,в буквальном смысле этого слова,гоняла и очень обижала свою белую подружку,которая подчинялась ей безропотно,робко и кротко.Папа,не хотел Белянку садить на яйца.
Её подругу-несушку,я назвал Белушкой. У Белушки были целые хвост и крылья,в отличие от Белянки. Именно Белушка ,впервые снеслась в ванной,на цементном полу.
              Клюв и ноги,у Белушки были серого цвета,зрачки глаз были не тёмно-оранжевые,а тёмно-коричневые. В гриве было одно маленькое чёрное пёрышко и на спине - тоже было два маленьких,чёрных пёрышка.
Гребень у Белушки,по форме был в виде английской буквы "  S    ", в горизонталь-
ном положении. Белушка была по своему характеру - тихой,спокойной и уравновешенной курицей. Зато Белянка громко кудахтала,когда Белушка несла яйцо.
Потом,я и папа - перевели наших белых курочек в наш большой сарай,который находился на вершине " горы " - большой,рукотворной насыпи из жёлтой глины и серозёма,которая разделяла наш двор на две части: северную и южную.
             Зимой,я с старшей сестрой,а также и дети наших соседей- катались с
этой горы,на салазках и санках. А со-стороны,к нашему сараю впритык плотно,находился огромный,плоский,круглый,как блин - закрытый,цементный бассейн.
             По четырём сторонам бвссейна ,по его краям - были просверлены четыре круглые,величиной с детскую голову - отверстия. Внутри бассейна - было темно,влажно,там рос ярко-зелёный мох и жили серые и зелёные жабы,серые,бежевые и зелёные прыткие ящерицы,много комаров разных видов и много мух разных видов.
В центре бассейна ,лежали две огромные,квадратные,цементные плиты,которые лежали
параллельно друг другу. Так пришло время и нам тоже разводить кур.


                ( Продолжение следует).


               


Рецензии