Малый уголок Моэма
Другой мотив романа — это романтика, любовная романтика и романтика путешествий. Интрига с молодой девушкой и локация моря, корабля, острова. Беспроигрышная тематика: любовь и остров.
Оба мотива задают вопрос: какая любовь истинная, а какая — иллюзорная. Моэм ответа не даёт.
Трагические события связаны с неким Фредом Блейком. Из-за него погибает три челнока: муж одной дамы, которого Фред фактически убил, жена его, пожилая женщина, которая не вынесла утраты отношений с Фредом и покончила с собой, житель острова, который застрелился на почве ревности (Фред соблазнил девушку — любовь всей жизни того бедолаги). А всё от утраты целомудрия, от вседозволенности. От юной наглости.
Другие персонажи курят опиум и пьют алкоголь. Иной иллюстрации тяжести на душе Моэм не даёт. Это очень просто: некто пьёт, курит, следовательно, ему плохо, значит, о жесткий человек. И все эти люди разглагольствуют об реальности. Впрочем, нет аргументов с ними спорить. Нужно ли изменённое состояние сознания, чтобы познать истину?
Морское путешествие — образ жизненного пути. Кто-то делец и мошенник, кто-то доктор, кто-то тихий плантатор. Женщина может маниакально влюбить или маниакально влюбиться.
Есть наивность и штампы (описание Японии, например), то текст сложен хорошо и отлично читается, завораживает экзотикой Востока.
Завидно оказаться на острове с такой вот молодой девушкой. Но и в малых уголках встречаются беды и трагедии. Неправда в любви всегда открывается. Это общий закон любовных текстов. От Греции и Рима до ХХI века писатели пишут о злоключениях амура. Это решение задач. Это алгебра эроса. «Грамматика любви». Любой разврат наказуем.
Привлекает роль капитана Николса. Циничный мерзавец, но мастер своего судоходного дела. За втрое прощается первое. Тему любви в его случае открывает нежданное появление жены, «благоверной». Обычный подкаблучник, наш капитан.
Если бы доктор, капитан и Фред не приплыли бы на остров, где жили выходцы из Скандинавии, то всё бы обошлась. Ну, и ещё... Ищите женщину! Такова девушка Луиза. Яблоко раздора.
Книга своего времени, своего автора, своего места и своего сюжета. Всё очень просто. А это требует мастерства. Легко ли, например, писать сцену милования Фреда и Луизы (пока поцелуи и объятия, не больше)? Можно сказать в двух сливах, а можно зарисовать и закрутить в целый абзац. В этом и заключается сила художника слова. Моэм, может, до неприличия прост, но это его достоинство. Он без хитрости. Но всё же свою «философию жизни» он проталкивает активно. Навязывает свои убеждения, и это явный недостаток. Ладно бы, чему хорошему учил. А то спиртное, опиум и бабы.
В целом автор хороший. Всем советую.
Свидетельство о публикации №223030301601
Пропуск слова СИЛА...АУ?
Повторы...Нужны короче аннотации...
Виталий Нейман 04.03.2023 21:52 Заявить о нарушении