Эскизы 2023-2

*
«Пусть новое Возрождение победит»! (И.Кулиану).
*
То, что всякие щели-ны обзывают «концом модерна и крахом глобализации» может быть просто болезненной задержкой человека на пути к самому себе. Надо иметь в виду и временную аберрацию. Люди, в силу чрезвычайной краткости собственной жизни, придают преувеличенное значение времени, в котором они живут, называя его «эпохальным». Ситуация, спору нет, непростая и опасная. Но разве, к примеру, в межвоенный период было проще? А ведь тогла белибердяевы камлали о «конце ренессанса» и «кризисе гуманизма», а многие аплодировали дуче. Потом произошло обратно едвижение.
Но кризис можно рассматривать и как порождение предыдущих успехов и преувеличенного оптимизма. Ведь стоит только прозвучать речам о свободе и достоинстве человека, как тут же сгущается мерзейшая мощь всяческой реакции и происходит усиление попыток ликвидации ростков свободы. Поэтому движение к свободе и достоинству у цивилизации столь извилистое и прерывистое. Так было и после Возрождения, и Просвещения, и мирных десятилетий 19 века, и после 1968 года, и после «конца истории» 1989-го. Но дальнейший прорыв все же происходил. И – произойдет, если выживем или не доживем.
Дополнительной уязвимостью «пессимистов» является их «теологическая» аргументация. Как только они затрудняются с подбором доказательств, они апеллируют к мифу, к эсхатологии. Но Будущее – не предопределено!
Отдельная сказка – это смена эпох (вех, эонов, исторических периодов и пр). Многое указывает на то, что мы сейчас живем в несчастливую «эру перемен». Но в любом случае, это процесс не одномоментный. Он растягивается на десятилетия и дольше. И только, возможно, будущие историки договорятся о конвенциональном рубеже между стадиями. Но это будет не более чем идеальная условность, так же как и год отстранения от власти подростка Ромула Августула…
***
Гайдай, Гайдай! Гайдар… Гойда!!
*
Назвать несогласных глупцами будет правильно, но не справедливо.
*
Человеку дали куртку с зашитыми рукавами  - невозможно не одеть, ни носить. Но он смиряется: «ну, как-нибудь накинем».   (После разговора об условиях деятельности).
*
Если корабль тонет, а дам разрушают и при этом  ни команда, ни пассажиры, ни насельники особенно не сопротивляются, то о чем это говорит? Либо пытаются что-то для себя выиграть  в сложившейся ситуации, или/и пришли к твердому убеждению, что здесь ничего изменить к лучшему невозможно, или уже просто смирились со своей злосчастной судьбой и ждут пока природа/погода доделают свое дело, возможно, лишь предоставив небольшую отсрочку перед трагическим финалом?
*
Что представляли из себя советские вузы? В какой-то степени, это была смесь «фазанки» (ФЗУ_ПТУ) и филиала партшколы… А советские традиции живучи, как сорняки. Нельзя не учитывать этого наследия, увы. А ведь бюрократический абсурд еще все более нарастает. И то, что даже в партийные времена не ругулировалось и решалось естественным образом, сейчас  нормируется и прописывается просто с безумной глубиной и охватом. Как же дошли до жизни такой?
*
Первые выпускники «экспериментальных» и «инновационных образовательных учреждений» пристраиваются на хорошие позиции, но в условиях социальной инволюции таких позиций мало и становится все меньше. Остается говорить об «уникальных индивидуальных жизненных траекториях», то есть  о личной ловкости пролезть-прорваться или же о вполне заурядной устройстве «по блату». Вообще, когда говорят про реформу образования, часто выносят за скобки внешние обстоятельства, среду. А как можно реформировать один институт, не модернизируя общество в целом. Ну, вот и озираются наши творческие менеджеры-искусствоведы, прослушавшие курс о «Великих книгах» и привыкших к смелым дискуссиям, куда бы им податься таким талантливым бедолагам. Или уже сразу «валить»?
*
Возвращение к древним культам выглядит для некоторых даже притягательным. Но «ролевой» аутентичности все равно достичь не удастся.  Не выйдет этого, потому что древний язычник не знал, что такое телевизор, а ты про это знаешь, хотя бы и очень не хотел знать. Так «просто».
*
В «лихие девяностые» действительность выглядела столь неприглядной, что от нее хотелось куда-нибудь убежать.  Популярность фэнтези и всяческой религиозной мистики этому способствовало. В этом виден некоторый «противоход», потому что , если и были какие-то возможности на что-то повлиять и изменить хоть немного, то это именно лет 25-35 назад. Кто-то пытался, но возобладала  «возможность острова», то есть стремление укрыться где-нибудь (не обязательно в материально-географическом смысле), а потом де все наладится как-нибудь. Увы, «кавалерия» не прискачет.
*
Любимый прием «апологетов»: противопоставлять «свое-идеальное» чужому реальному. Последнее, конечно, выглядит некрасиво, но свое реальное становится еще хуже.
*
История людей – это летопись их глупости.
*
Игромания проявляется не только в увлечении компьютерными играми.


Рецензии