Многомерность смысла и коэффициент информативности

Проекты популяризации знаний

Научно-популярный исследовательский проект интеграции знаний и универсальной методологии, Ксения Мира

Научно-популярное исследование «Жизнь: глубокое обучение» и универсальные методы

Интеграция литературы и информатики

Заметка
«Многомерность смысла, информативная составляющая произведений и коэффициент информативности»

2016 год

(исследования интегрированного знания и универсальной методологии - для вас)


Интеграция наук и искусств даёт поразительные результаты. Представьте себе сочетание информатики и литературы - более чем крепкий союз информации, смысла, содержания и форм его выражения. Исследуя интеграцию знаний в процессе разработки универсальных методов, я всегда поражаюсь многомерностью смысла информации, а потому интересует информативность текста, его информативная составляющая, и возможность измерения коэффициента данной информативности как «весовой категории» любого информационного обьекта. Если термин «информационный» воплощает собой статику - факт наличия информации, то информативность представляет собой динамику, степень эффективности передачи информации от источника (адресанта) к воспринимающему информацию субъекту (адресату), её усвоение.

Связанными с понятием информативности текста, документа, произведения являются понятия информационных технологий, представляющих собой систему, включающую в себя информацию, процесс её обработки, участников данного информационного процесса, деятельность по управлению данным процессом и приёмы, способы и устройства обработки информации.

Понятие информации является философской категорией и предметом науки информатики. Именно данной наукой вводится понятие единицы измерения размера и объема информации. Но названные понятия характеризуют информационный объект, тогда как степень усвоения информации требует введения термина коэффициента информативности. А сама информативность зависит от метода восприятия информации, который может быть прямым или контекстным. Восприятие информации и операции с ней, управление информационными процессами исследуются в рамках кибернетики.

Информативность является оценочной категорией, и для различных участников информационного обмена эффективность донесения информации посредством текста может быть разной. И информативность всего текста будет выражена в процентом соотношении усвоенной информации воспринимающим его субъектом и всего массива информации, содержащейся в тексте.

Именно в целях сохранения смыслового содержания и гарантии его передачи адресату, автор в процессе работы над текстом может оценить его информативность, способность этого «информационного сообщения» донести информацию без искажения и в максимальном объеме до слушателя, зрителя, читателя. Информационная составляющая произведения и смысловая нагрузка - акценты и распределение информации в нем - зависят от двух оснований: от функций, цели и задач, и от соседств выразительности, самих троп, несущих этот смысл, и от композиции произведения.  Зависит информативность текста произведения и от самих участников информационного обмена, автора и чтеца, их способности соответственно донести и усвоить информацию. Оценка самим автором информативности составляемого текста, таким образом, должна основываться на соотнесении путём абстрагирования и объективного восприятия своего же произведения как стоонний незаинтересованный читатель - согласитесь, задача виртуозная. Это особенно важно при написании публицистики, обучающих текстов. А вот способности конкретного воспринимающего информацию субъекта к усвоению содержания данной информации - многообразие вариаций.

В контексте рассматриваемой темой перспективной является разработка системы оценки информативности текста. И в этой оценке в качестве измерительной категории может выступать коэффициент информативности, работу над которым я начала в 2016 году в связи с исследованиями информационных технллогий. И в этом измерении множество других категорий. Информация, которая передается с помощью носителя, и им, например, может быть сигнал. В литературе данным носителем является слово, которое обладает всеми свойствами информационного объекта. Особенности слова полностью раскрываются в речи и её хранителе - литературе. Так, в «Волшебной горе» Томас Манн приводит рассуждение о движущих силах прогресса – разуме, науке и праве, и указывает, что с помощью слова должно рождаться действие. Именно литература помогает реализовать в различных отраслях знания механизм цепочки от слова и мысли, или стиля, к деянию, действию. Действие идей в произведннии опирается на силу слова, эффективность его информативной составляющей. Такая ответственность лежит, например, на правовых текстах - так слово в действии наглядно демонстрирует общеизвестная фраза «закон гласит», то есть глаголет, действует.

В действии может быть любая информация, соединенная с энергией - все физические величины. И одно из известных говорящих слов - это и есть глагол. «Глаголом жги сердца людей» (А.С. Пушкин) – так и автор должен передавать свои мысли посредством текста для воплощения данных идей. И самая мощь слова - в литературе и информатике. В последней эта динамическая функция информации в определенной форме наиболее полно описывается в примере составленной на языке программирования из кода всего одной команде, которая приводит к реальному действию в нейронных сетях, кибеонетике. И в литературе - это воплощение нам известно - слово произведения оживает благодаря одному из сложных механизмов - тетру. Слово, информация - это колоссальный потенциал смысловой энергетики, рождающей действие, материю, энергию и новую информацию - в этом колоссальный жизненный смысл, заложенный информацией во всех сферах, науке и искусстве, биологии и технике, в самой Вселенной.  Именно поэтому важно знать информативную составляющую - она и в нас, она - во всём.

2016, 2023 © Ксения Мира, научно-популярный проект «Жизнь: глубокое обучение» и универсальные методы.
2023 © Научно-популярный исследовательский проект интеграции знаний и универсальной методологии, Ксения Мира


Рецензии