Поезд на Душанбе

Для Таджикистана вопрос быстрого преодоления пространства и времени в 20 - 30 годы прошлого века приобрел сверхважное значение. Отсутствие путей сообщения, транспортных коридоров полное бездорожье тормозило развитие республики. Уже в ноябре 1925 года  правительство Таджикской АССР приняло решение строить железную дорогу и обратилось к Председателю правительства СССР Валериану Куйбышеву с просьбой о выделении необходимых средств.                16 апреля 1926 года правительство СССР приняло решение построить железную дорогу широкой колеи Термез – Душанбе общей протяженностью 225 километров. Средства на ее строительство в сумме 14 миллионов рублей золотом были выделены из союзного бюджета. За подписью Председателя правительства СССР Куйбышева был издан приказ о полном и бесперебойном обеспечении строительства железной дороги Термез – Душанбе всеми материалами. Инженерно – технический персонал на строительство дороги был направлен из Москвы и Ленинграда.               
Весь процесс строительства линии дороги проводился вручную. Вооружившись лопатами, костыльными молотками и гаечными ключами строители прокладывали железнодорожное полотно. От Денау до Душанбе, прежде чем возвести капитальную насыпь, строители сооружали временное железнодорожное полотно из… камыша, укладывали на нем рельсы и по такому шаткому полотну доставляли издалека грунт для капитальной насыпи.
Проект всей дороги был готов спустя три года после начала работ - осенью  1928 года. До составления окончательного проекта на каждый участок составлялся отдельный проект.  Парадокс, но последние изыскания трассы проводились уже тогда, когда были построены  железнодорожные мосты. Линию железной дороги приходилось подводить к мостам, вместо того, чтобы строить мосты там, где проходила линия. 10 сентября 1929 года линию железной дороги довели до Душанбе. Станции тогда еще не было. Строители просто воткнули флаг в землю на месте будущего вокзала. И в этот же день первый поезд привел в Душанбе начальник строительства Вагаршак Карамов. После прибытия поезда в Душанбе и установления железнодорожного сообщения с Таджикистаном строительные работы  по укреплению полотна дороги, замены временных сооружений на постоянные  по трассе железной дороги продолжались вплоть до 1935 года.  Доведение железнодорожной линии до Душанбе позволило двинуть в республику огромный поток грузов для промышленного строительства, сельского хозяйства и торговли, что имело огромное значение для развития  экономики Таджикистана.                Гафур ШЕРМАТОВ.


Рецензии