Жизнь или смерть

Почему, на ваш взгляд, в рамках идеологемы «Надо перемениться физически или умереть» невозможно создать литературу, заслуживающую имени «великой», и, напротив, возможно в рамках идеологемы «Надо перемениться духовно и жить»?
ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ?
(ЭССЕ)
В основу коллизии поставленного вопроса заложены противоречия между гуманизмом и теизмом.
По определению Международного гуманистического и этического союза, современный гуманизм – это «демократическая, жизненная этическая позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» ви;дение реального мира». 
Теизм — это (греч. ;;;; — Бог) — в широком значении — вера в Бога; в узком значении — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность. Теизм полагает, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении. Отсюда представление о божественном провиде;нии.
 Основным выводом из противопоставления идеологем является спорное утверждение о том, что великой может называться только та литература, которая исповедует жизненный оптимизм и даёт надежду. Первая идеологема говорит о неизбежной смерти, потому что перемениться физически, это значит перестать быть человеком. Вторая даёт надежду, правда, надежда эта имеет условие: чтобы жить, нужно перемениться духовно. А если не переменимся? Значит, смерть? Так, может, по-настоящему великой будет та литература, которая скажет, как это сделать, как перемениться человечеству, чтобы сохранить жизнь?! Хотя для великой литературы может быть и достаточно просто поставить такие вопросы? Однако Ф. М. Достоевский не только поставил эти вопросы, но и его художественный гений дал ответы на главный из них. Его поиски духовного преображения людей остановились на христианской морали, но он как бы заново открыл для людей веру во Христа, он нашёл её внутри человека, в человеческой природе, направляющую и неизбежно побеждающую и в этом сила его творчества.
«Перемениться физически» или «перемениться духовно» разве это возможно? Разве это в воле человеческой? Если мы верим в бога, значит, верим в то, что мир, и мы созданы Богом. Но если мы верим, то почему не хотим понять, что без Его промысла ничего невозможно на свете. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Мф. 6:27. «если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом — ничто не поможет нам, но всё будет тщетно». Свт. Иоанн Златоуст.
Оставит или не оставит нас Бог нам неизвестно пока, очевидно, не оставил, раз мы существуем. Предугадать это, возможно, только ответив на вопрос: зачем Бог создал нас?
         Если мы не верим в Бога, а верим в то, что мы продукт эволюции, случайным образом зародившийся на Земле, то, значит, нам остаётся верить только в себя. Человек разумный существует на планете, по последним данным, 300 тыс. лет. Изменился ли человек физически за это время? Достаточно сказать, что череп 300 тыс. - летнего человека практически идентичен современному человеку. Этот первый человек разумный уже умел добывать огонь и имел каменные орудия труда.
Невиданные преобразования совершил человек на Земле за эти годы: он освоил Землю, расщепил атом, вышел в космос, создал невероятные орудия производства, заменив свой труд машинами и компьютерами, создаёт искусственный интеллект! Человечество, создав науки, продвинулось по всем направлениям к разгадкам тайн мироздания. Люди, создали великие образцы искусства: литературу, живопись, музыку. Всё это происходило на фоне величайших исторических подъёмов, времени, когда рождались и творили гениальные представители рода человеческого. И все эти подъёмы чередовались периодами жестоких падений, когда люди, как будто забывали о знаниях и опыте поколений и принимались уничтожать сами себя. Почему просто разум не позволяет человечеству анализировать собственный опыт и действовать на Земле как вид, как единое человечество? Получается мы не такие уж умные или «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», как говорил Екклезиаст? Получается, природа человека неизменна и все лишь химеры «города Солнца»? Конечно, на то она и природа, то есть, то, что свойственно человеку в зависимости от его духовной организации, не будем перечислять пороки человеческие. Но, главное, нет понимания между людьми, как сказал И. С. Тургенев: «Человек всё в состоянии понять — и как трепещет эфир, и что на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии». Выходит, перемениться духовно самостоятельно, для человека так же невозможно, как и перемениться физически. Неужели это вечное и неисполнимое стремление к идеалу?
Уверовав в своё могущество, поставив на службу свои великие достижения, современный человек, как это ни странно, не стал свободней, чем, тогда, когда решал вопросы выживания и не имел, в прямом смысле, свободной минуты, потому что вынужден был добывать себе пищу. Сейчас добывание «пищи», осталось не менее трудной задачей, но она обременена неестественными потребностями человека, а создана результатами общества, которое построил человек. Современное общество, само рождает потребности, все новые и новые потребности, которые требуют удовлетворения. Связка потребность-удовлетворение в настоящее время создаёт видимость развития, движения общества. Общество составило стандарты потребностей, уровни потребностей, которым человек стремится соответствовать, превращая свою жизнь в бессмысленный бег за их достижением. Но цель, тем не менее, всё дальше и дальше.
Общество, которое построили мы сейчас, есть общество неравных возможностей. Конечно, было много плохого и сейчас, конечно, есть много хорошего, но в целом все мы, кто жил на просторах бывшего СССР – изменились, но стали ли мы лучше? Мы сделали шаг назад или шаг вперёд, в контексте вопроса перемениться духовно?
Если Промысел Божий в том, что он нас создал людьми разумными, то, значит, разум непросто наше основное отличие, но и наше основное предназначение в жизни и по его пути мы должны идти. Более того, Бог никогда не даст нам свернуть с него и, придём мы к тому, что общество, основанное на извлечении прибыли для потребления будет неизбежно трансформировано, на том простом основании, на котором происходили смены общественно-экономических формаций в человеческой истории. Основным результатом этой смены, а причину можно понять по результату, было перераспределение добытых трудом благ, в результате чего человек постепенно освобождался в широком смысле этого слова. А сейчас дошёл до такого положения, что его дальнейшему существованию и, главное, развитию (мысль о движущей идее разума) угрожает бездумное потребление, катастрофически сокращающее ресурсы Земли. В результате человечество зашло в тупи;к. В мире идут не прекращающиеся локальные войны за источники энергии. Духовное преображение дошло до того, что смертные грехи скоро будут узаконены, частично это уже реализовано.
Взгляд Ф. М. Достоевского на современный гуманизм обозначен известным вопросом: если Бога нет, то всё дозволено? А мы зададимся вопросом, способно ли человечество найти выход самостоятельно? Человечеством управляют верхи, или как сейчас принято говорить элиты. По какому пути собираются повести человечество элиты в настоящее время, используя научные достижения? На этот вопрос ответил Н. В. Ковальчук президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, на круглом столе, организованном министерством оборона РФ на тему: «Психологическая оборона, борьба за историю — борьба за будущее». Он сказал примерно следующее, что уровень развития современных технологий и науки таков, что по факту человек вторгся в такие области, которые считаются уделом Бога. Теперь — ничего в мире не изменилось — колонизация и порабощение продолжаются, только реализуются они не физически с помощью войн, как раньше, а технологически. Выстраиваются общества, которым учиться не нужно — перестают развивать свои мозги — и, выключив интернет, этим людям просто «отрубают головы». (Создают управляемые сообщества). Дальше работают когнитивные технологии: одурачивают общество, упростив всё до максимума, например, вводят ЕГ, раздают всем айфоны и в космос спутник! (Когнитивные технологии в управлении массовым сознанием – это результат научных достижений в области психологии человека). (История цивилизации — это история эксплуатации одних людей другими). Почему пришлось при капитализме купить каждому рабу маленькую машинку, квартирку и поездку в Турцию? Потому что рабы физиологически такие же люди, как и те, кто ими управляет. Современная мировая идеология есть, по сути, идеология фашизма. Рабы неконтролируемо размножаются, хотят кушать и у них растёт самосознание. Мечта всех элит: вывести подвид людей с ограниченным самосознанием. Сегодня впервые в истории цивилизации появилась технологическая возможность выведения служебного человека. Это есть абсолютный научный факт!
Вот это «конспирология» от доктора наук! Слышите, абсолютный научный факт! А дальше было сказано о том, как братья Даллесы создали всемирную организацию здравоохранения, для того чтобы не лечить людей, а взять под контроль состояние здоровья мира и это то, что мы сейчас хлебаем! Это не намёк – это прямое указание на источник нынешней пандемии, от старейшего института страны. Вот тебе и «более гуманное общество посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей».
             Но оставим ненадолго глобальные вопросы и посмотрим на современного человека ближе.
Этот бессмысленный бег лишает человека радости жизни. И многие спрашивают себя: «Куда девалась радость?» Раньше купишь диван, простояв в очереди по записи двое суток, и радуешься, сейчас — радость от приобретения заканчивается сразу после кассы. Что же происходит? Прежде чем духовно перемениться, нужно знать, в чём духовный смысл жизни.           
После сорока лет, если не обретён духовный смысл, жизнь становится пошлой обязанностью. Наступает период отсутствия радости. Многие, обладающие чуткой душой слышат это и почти никто не понимает. В этот период люди начинают совершать несвойственные им поступки, пытаясь разогнать тоску, появившуюся в душе. Они прыгают с парашютом, лезут в горы, меняют место жительства, веру, семью…
А душа тоскует, потому что она созрела и томиться радостями бездуховной жизни. Первые взрослые вопросы, которые возникают, как бы сами собой, не озвучиваются, даже не знаешь, как сформулировать и кому задать, но все вопросы касаются смысла. Может душа ищет бога?
Самое важное это понимание необходимости смирения собственного «Я». Осознание не собственной тщеты, а безусловной важности каждого живущего на земле и своей. Жизнь во славу Бога, ибо закон, который неизбежно является Промыслом божьим, есть закон Христа. Христос выступал против насилия, стяжательства, непомерной роли государства и поможет вернуть радость и наполнит жизнь смыслом. Понимание главного в жизни, откроет глаза на суету прежней. Мы удивимся, что то, что казалось главным, необходимым, на самом деле не имеет никакого смысла.
Всё, что написано выше вряд ли кому-то поможет, так как попытка кратко передать словами, то к чему приходишь, думая о жизни, к сожалению, возможна только всем известными словами. И где найти таких слов, чтобы не вызвать страх и отторжение, оттого что нам непонятно и во что мы не верим! Мы не верим, но в нас есть вера! Бог находится в нас и с нами непосредственно всегда.
Человеку хочется конкретики, что же делать, чтобы вернуть или научиться непосредственно, радоваться жизни? Может быть, нужно научиться воспринимать жизнь как дар? «Дарёному коню в зубы не смотрят». Может быть, нужно верить в то, что жизнь дарована богом, а раз так, то всё, что не делает бог к лучшему, зачем же ты появился? Может быть, нужно постараться найти в жизни то, что можно назвать служением богу? Может быть, нужно поверить в то, что душа бессмертна. А если душа бессмертна, то тогда жизнь не трагична, потому что смерть лишь момент жизни. А раз так, почему не радоваться? Может быть, нужно работать над раскрытием всех своих талантов? Это и есть служение богу, потому что является подтверждением того, что он не зря произвёл тебя на свет. Нужно любить. Нужно искать любовь. Нужно заставлять себя любить!
 То, что происходит в настоящее время в мире, свидетельствует о начавшемся прямом противостоянии «гуманистов» и «теистов». Фактически это борьба за перемены физические или духовные. Мы стоим на пороге нового мира. И в этом мире без Бога ничего не произойдёт. Христов закон, заложенный в нас, который художественный гений Ф. М. Достоевского провидел, не находя в современниках, восторжествует.


Рецензии