Прогулка по болоту

Проверив одно большое болото на наличие морошки, я сделала однозначный вывод: морошка если и есть, то ее очень мало, не для сбора. Вряд ли кто- то специально пойдет на болото для того, чтобы полакомиться. Ну, нет, так нет. Впереди смородина, черника, брусника, клюква. Что- то из перечисленного непременно будет в таком объеме, что собирать их будет приятно. Но до меня стали доходить слухи, что люди ходят на деревенское болото и приносят по три - пять литров. Я решила посетить это место. Встала раньше комаров, в пять утра. Было по - летнему тепло, не было палящей дневной жары. Прекрасная погода для похода. Болото в двух шагах. Почему бы не прогуляться? После дождей мох влажный, сырые кеды на ногах охлаждают. Посередине болота не нашла ни одной ягодки. Сильные ветра унесли нежные лепестки будущей морошки. Если люди находят ягоды, то только в местах, где ветер проявляет себя слабее, чем в открытом пространстве, где- то поближе к лесу. Любое болото всегда окружает лес. Он чаще всего начинается постепенно, и создается впечатление, будто болото переползает в лес. Сначала встречаются кусты, потом одиночные тонкие деревья. Затем деревьев становится больше, а подо мхом чаще чувствуется твердая почва. Не пересекая определенную конкретную границу, ты незаметно оказываешься в лесу. Я прошла с середины болота в лесочек, где деревьев еще мало, но уже есть тень. Там увидела немного абсолютно незрелой морошки: ни поесть, ни собрать. Лепестки плотно облегают ягоды, как будто прячут их, чтобы дать им возможность созреть. Морошка напомнила мне детский кулачок, в котором спрятана вкусняшка. С момента цветения и до готовности ягод для сбора должно пройти 45 дней. Неспелая ягода красная, твердая, несладкая. Если ее собрать в таком виде и дать возможность дозреть дома- это не морошка. Это полуморошка или подобие морошки. В таких ягодах уже не появится медовый привкус. Спелые ягоды мягкие, желто - оранжевые, сладкие. Когда ягоды дозревают, чашелистики раскрываются сами, представляя нашему взору чудо ягоду.  Почти прозрачная оболочка удерживает внутри мякоть с косточками, пропитанную неповторимым ароматом природы. Природный вкус морошки аккумулирует в себе солнечное тепло, подземные воды и свободу ветра. Я с удовольствием гуляла по болоту среди редких деревьев не столько с желанием собрать ягоды, сколько смакуя мысль: оказывается, на болоте можно просто гулять. Я впервые проживала это. Люблю собирать ягоды и в лесу, и на болоте. Но до сих пор я никогда не наслаждалась прогулкой по болоту. Это состояние было ново для меня. Я чувствовала, как солнце набирает силу и ласково окутывает меня теплом. Комаров не было. Стояла тишина. От влажного болота исходила свежесть. Я и не заметила, что прошла большое расстояние. Решила вернуться другим путем, направилась глубже в лесочек. Вот там и начали встречаться и ягоды, и люди. Мимоходом, нигде не останавливаясь, машинально, без особого энтузиазма я набрала три литра. Мне не хотелось собирать ягоды, которые прячутся на благо мне же: они были незрелыми. Я буду ждать поры, когда закрытые ладошки, чашелистики, раскроются сами и предложат свое угощение. С момента созревания морошку собирают в течение двух недель. Позже этого срока ягоду в руках не удержать. Она лопается и стекает липкой сладкой массой. 
19.07.22 Лариса Иванова (Абраменко)Фото автора.


Рецензии