Бурят, не переводится, как предатель!
На фотографии над текстом уроженец Бурятии - Аюшеев Радна Будаевич, служивший на Северном флоте в 63-й Киркенесской Краснознамённой бригаде, 125 полку, 3 батальоне морской пехоты. Геройски погиб в конце 1944 года под Мурманском. Имя Радна, переводится на русский как - "драгоценность", "великая ценность".
Радна Аюшеев родился в 1922 году в Бурятии в селе Инзагатуй Джидинского района. В семье крестьян Буды и Бадма-Дари Аюшеевых было 11 детей, из них трое мальчишек. Младшим был Радна. Будучи хорошим охотником, отец приучил к этому занятию сыновей и племянников. Рассказал про это автору статьи «Снайпер из Бурятии», опубликованой в журнале «Братишка», Л.Р. Диаменту, двоюродный брат Радны - Аюшеев Цыренжап Базарович. А вот информация с сайта «Генеологический форум», к редакции которого обратилась жительница Бурятии Цыденова: «Семья Аюшеевых на войне потеряла четырёх мужчин». А это значит, что во время Великой Отечественной, с войны не вернулись все мужчины этой бурятской семьи – отец и три сына. Разыскивающая информацию о них женщина, перечислила погибших поимённо: «Отец Буда Бамбуевич, 1890 (по другой информации 1898) г. р., колхозник, член ВКПБ, призван в 1942 г., место службы: 12 омсбр, умер от ран (по другим сведениям от туберкулёза) 27. 01. 1944г., в п. Голышево, Горьковской области, похоронен в р.п. Горбатовка. Брат Буда-Цырен Базарович Аюшеев,1922 г.р. призван в марте 1942 г, рядовой 846 стрелкового полка 267 стрелковой дивизии, пропал без вести в феврале 1944 г., предположительно воевал на Курской дуге. Брат Дари-Цырен Будаевич, 1922 г.р., член ВЛКСМ с 1938 г., призван в 1941 г., ефрейтор, был дважды ранен, погиб 15.02.45 в Восточной Пруссии, г. Браунсберг». Женщина желала знать были ли награждены Аюшеевы, отдавшие жизнь за родину, правительственными наградами. И вот ответ: «Орден Красной Звезды. Аюшеев Дари--Цырен Будаевич 1922 г.р. Звание: ефрейтор, в РККА с 07.1941 года. Место призыва: Джидинский РВК, Бурят-Монгольская АССР, Джидинский р-н. (http://www.podvignaroda.ru/?#id=25233353), Орден Славы 3-й степени (http://www.podvignaroda.ru/?#id=34231007) и Медаль "За отвагу" (http://www.podvignaroda.ru/?#id=32484842). Это награды старшего брата, имя которого переводится как «Освободитель-Долгожитель». Он и вправду вошёл в Германию, как освободитель. И он, действительно, выживал на войне дольше своих отца и братьев и только три месяца не дожил до победы. Все Аюшеевы служили на войне снайперами. Видимо недаром отец учил сыновей меткой стрельбе. Снайпером был и заряжающий артиллерийского орудия Дари-Цырен - это выяснилось только 14 января 1945 года, когда погибли командир орудия и наводчик. Тогда заряжающий принял командование на себя и метким выстрелом накрыл 105 мм пушку противника, убившую его боевых товарищей. А 21 января, Дари-Цырен, уже в должности командира орудия 980-го арт. полка, 17-й стрелковой Бобруйской Краснознамённой дивизии, расстрелял прямой наводкой наступающую пехоту противника, при этом поразил двадцать одного солдата вместе с офицером. После чего воспрянувшие духом красноармейцы захватили позиции врага. Но и орден Славы требует совершения настоящего подвига. И подвиг Дари-Цырена был достоин этого ордена: На западном безлесом берегу реки Нарев не из чего было построить блиндажи, чтобы укрыться от артналётов. Тогда, Дари-Цырен с красноармейцем Матюк, 27 сентября 1944 года, вплавь добрались до противоположного берега и надёжно закрепили трос. Напоминаю - это был не май месяц, а почти октябрь, и по смельчакам, противник открыл шквальный огонь. Я не удивлюсь, если они переплыли на вражеский берег... Для заготовки брёвен, в лодку села группа отчаянных добровольцев, и дружно схватившись руками за трос, в мгновение ока, оказалась на том берегу.. Бензопил тогда ещё не было, и они, двуручными пилами, стали пилить лес. И мне кажется, что противник не остался к этому безразличен. Когда было заготовлено достаточно брёвен, их осталось только связать в плоты и, как паромы перетянуть за трос на свой берег... А сколько надо было брёвен на два блиндажа размером 5 на 4 метра с крышей в три наката и бревенчатыми стенами. Думаю - около сотни. Да ещё товарищ Аюшеев и его напарник, в мокрой одежде, работали наравне со всеми. Да, герой! Старшему сыну и положено быть примером. Странное дело – Радна был младшим сыном, но все трое родились в 1922 году. Как такое может быть? Ну ладно двое, а третий когда успел? Тут ответ простой – Буда-Цырен был Базарович, как и двоюродный брат, дававший интервью Л.Р. Диаменту. А это значит, что в семье Аюшеевых он был приёмным сыном. Иначе, зачем отцу семейства было учить охоте племянника, если его мог научить этому родной отец. Но там было своих десять детей, а Аюшеевы не отдали его в детдом. Почему? А потому, что после того, как актёр Станислав Садальский посетил Бурятию в 2014 году, и заявил в интервью прессе, что слово «бурят» переводится, как «предатель», его поклонница, бурятка по национальности, ответила в том смысле, что не надо верить сплетням, нужно просто посетить детские дома Улан-Удэ, где нет ни одного бурята. Это древний обычай – родственники не оставят ребёнка в беде не при каких обстоятельствах и будут его воспитывать как родного. А теперь ближе к теме:
Язык без костей и болтливые люди такого могут наговорить, что сами потом диву даются. И вот уже интернет пестрит от сенсации – бурят переводится с монгольского как «предатель»! Это не подлежит сомнению, потому что так сказал Чингисхан! Видимо, автор сенсации при этом присутствовал лично. Это ложь! Начну доказывать свою правоту с того, что даже во времена Советского Союза, современная Бурятия называлась Бурят-Монгольская АССР. А это значит, что всем было известно о бурятах, как о монголах, только проживающих в границах Советского Союза. Ну, то есть – буряты и монголы это один народ, разделённый границей. Но как приангарские, прибайкальские и забайкальские монголы стали бурятами, если монголов нигде больше так не называют? Может и правда их навечно заклеймил Чингисхан? Но Чингисхан был военный гений и авторитетный в монгольском народе лидер, неужели ему не хватило авторитета, и он от бессилия стал обзываться, а потом махнул рукой, и, обидевшись на значительную часть соплеменников, удалился в западном направлении. А это не исключено! Монголы всегда были вольными людьми и Чингисхан не единственный их народный лидер того периода. Не исключено, что природное изобилие степей и лесов вблизи Ангары и Байкала показалось монголам раем на Земле. Ну, чего ещё надо человеку в жизни, если реки кишат хариусом, омулем, сигом, осётром, в конце-то-концов. По тайге «пешком ходит» лучший в Сибири соболь цена которому - «на вес золота». А Байкал – это же «чудо-чудное», кроме всего прочего там тебе и нерпа, и бакланы водятся, для красоты. А воздух какой! От сладкого пихтового духа голова кружится! Так ведь, ещё надо учитывать, что монголы - это непревзойдённые скотоводы. А тут бескрайние степи с богатым травостоем и множеством ручьёв и речек, способных напоить чистой водой тучные стада быков, овец, лошадей и верблюдов. И не все вожди монгольские захотели искать счастья за «три-девять земель». Конечно, слава покорителей мира звучит заманчиво, но отказаться от земного счастья способен не каждый. Версия того, что буряты отличаются от монголов тем, что не пошли за Чингисханом, довольно таки эффектна, но маловероятна. Из неё следует, что великий полководец был недальновидным стратегом. Это кем надо быть, чтобы оставить без монголов Монголию и броситься «сломя голову» навстречу славе? Чингисхан оказался умнее, чем о нём думают – в 1199 году он разгромил армию тюркоязычного Найманского ханства, простирающегося от Байкала до западных границ Тувы. С юга оно начиналось чуть ли не от современного Улан-Батора, прихватывало немного Китая и северо-восток Казахстана, а с севера границу можно совместить с Трансибом. Тюркоязычные народы, русские, исстари называли «татарами». И воины разбитой татарской армии, в большинстве своём, перешли на сторону победителей. То есть, на запад, в том числе и на Русь, двинулось монголо-татарское войско, а монгольский стратегический войсковой резерв остался в Монголии, современной Бурятии, Приангарье, Прибайкалье и Забайкалье. А это значит, что разговора о предательстве и быть не может. Но может возникнуть вопрос: «А кто мог напасть на воинственных монголов в этой глуши, если татары ушли с монголами?». А татары ушли на запад не все. Значительная часть их разбитого войска, с семьями и гражданским населением, отступила на север по Лене и на восток по Амуру. Сейчас мы знаем этот тюркоязычный народ, как якутов. Гоняться за северо-восточными найманами, уходившим на запад монголам, было некогда. Да и примкнувшие к ним татары могли на этой почве отказаться от совместного военного похода. То есть, в тылу остался недобитый военный противник. А, если к этому добавить, что по Енисею, Ангаре и Нижней Тунгуске массово проживали тунгусы (эвенки), которых защищал спецназ - «шитые лица», способный за сутки покрыть на нартах, запряжённых оленями, или собаками, расстояние в 200 километров, то расслабляться монголам было опасно. Для этих спецназовцев, с вышитыми шёлковыми нитками на лицах боевыми татуировками, горные кряжи не были препятствием, ведь слово «эвенки» переводится на русский, как «идущие поперёк хребтов». Я не говорю уже о том, что с трёх сторон Монголию окружал Китай с враждебно настроенным многомиллионным населением. А это значит, что буряты остались в пределах Монголии и Бурятии по приказу Великого Могола и это были его верные воины, а не предатели. Да и какой народ сам будет официально именовать свою нацию предателями, даже если их так называл сам Чингисхан? Но, тогда, как российские монголы стали бурятами? Как только на эту тему не извращаются филологи и прочий активный люд. Выясняется, что и в бурятском языке, там что-то есть похожее, и тувинцы называли их «пырат» (волк). Странно тут то, что казаки сразу назвали их «братами», или «братскими людьми», а не волками какими ни будь. И первый острог на Ангаре был Братским. Да и где тут логика? Русские, что были сумасшедшими, чтобы называть враждебный народ братьями только потому, что для тувинцев по сути это были волки, а по тувинскому произношению, это слово отдалённо напоминали русским родню? Но дело было не в игре слов и не в неприкрытой лести русских первопроходцев Сибири. Видимо, изначально, россияне видели в бурятах равный себе по статусу народ. И это не мудрено, если понимать, что Русская империя, зарождалась путём преобразования ещё существующей Монгольской, в новое совместное с монголами государство. Но почему тогда не вся Монголия вошла в российскую империю? И, похоже, что я знаю, в чём дело… Когда был возведён Братский острог, маньчжуры уже "отжали" Внутреннюю Монголию и присоединили её к китайской империи Цинь, они торопились - русские были близко. Русские тоже спешили, так как богатства Северной Монголии были просто сказочными и соболиный ясак, собранный с этих территорий, давал силу государственной казне. Поэтому царь со боярами требовали расширения сферы русского влияния в Сибирских землях и увеличения объёмов изъятых у местного населения мехов. И тут уж было не до церемоний. Иван Похабов, заставляя платить русскому царю ясак, обходился с приангарскими и прибайкальскими бурятами настолько жёстко, что они ушли в центральную Монголию, называемую Внешней. И дело было не только в его похабном к ним отношении – они сами собирали ясак с местных народов для монгольского правителя кочующей столицы Урги. Поняв, что «перегнул палку» и ему «не сносить головы» за утрату «ясашных людишек», Иван сильно рискнул и стал преследовать беглецов, желая уговорить их вернуться, а заодно и выведать у местных, где они берут столько серебра для женских украшений. Так он случайно встретил на своём пути тысячи юрт, которые и оказались монгольской столицей. Какой у него был выход? И он представился монгольскому правителю посланником русского царя. А дипломат – лицо неприкосновенное! И надо же, он и вправду оказался талантливым дипломатом! Этот пройдоха, смог убедить монгольские элиты отправить в Москву своё посольство и договориться о мире. При этом новоиспечённый дипломат проводил монгольских послов до казачьих застав, и повелел обеспечить их дальнейший беспрепятственный проезд. Результатов этих переговоров я не знаю, но знаю, что казаки во Внешнюю Монголию не пошли, а балаганские и осинские буряты вернулись на Ангару. Почему я думаю, что русско-монгольские переговоры состоялись? А русские, впоследствии продвигались, обогнув Монголию, в Китай, в Якутию и на Дальний Восток, обозначая свои владения острогами - Верхнеудинский, заложенный в 1666 году, впоследствии стал современной столицей Бурятии. То есть к середине семнадцатого века из одной Монголии образовалось три - китайская, русская и оставшаяся независимой Внешняя Монголия, которую, всё-таки в 1691 году, подмяли под себя всё те же манчжуры. И осталось от Монголии только Джунгарское ханство. Монголы последней кочевой империи заняли круговую оборону и отбивались и от русских казаков, строящих на северной границе новые остроги, и от армии маньчжуров империи Цинь, на юге. Но тщетно, армия "циников" многократно превосходила защитников последнего монгольского оплота. И это кончилось трагически - к 1758 году они уничтожили не только само государство, но и осуществили геноцид - истребили две трети джунгар, население которых составляло около шестисот тысяч человек. Поэтому, братами нам стали не все монголы, а только те, что присоединились тогда к России. Не волки они и не предатели, а наши братья! И уже не раз русские сказали бурятам: «Спасибо!». Потому, что даже Папа Римский был впечатлён их силой духа «на поле брани». И так было всегда – в Великую Отечественную войну ушло на фронт сто двадцать тысяч бурят и каждый третий погиб за нашу общую родину, но мир узнал, кто самые меткие стрелки и самые стойкие бойцы. И ничего в этом удивительного нет – со времён Чингисхана монголов было мало, но они были «в тельняшках» (смотрите фото на заставке). И только Чингисхан был близок к Мировому господству, покорив почти всю Евразию и Северную Америку. Исключением стала Япония, благодаря «камикадзе» (божественному ветру) дважды потопившему монгольский флот. Вот вам и «Да, ну!?» - у монголов был флот по количеству превосходящий все современные флоты мира, вместе взятые. Но вернёмся к бурятам – во всех советских и постсоветских сражениях бурятские воины были образцом для подражания. Сколько Героев Советского Союза и Героев России воспитала Бурятия? Пятьдесят восемь! Да ещё двенадцать полных кавалеров Ордена Славы. Тут уместным будет ознакомиться с курсовой работой студента второго курса Бурятского филиала МЭСИ Мунаева Николая Сергеевича «Бурятские снайперы в годы Великой Отечественной войны». Там есть и материалы о Героях Советского Союза, но моё внимание привлекла информация об Арсении Михайловиче Етобаеве. «Он родился в 1903 году с. Моголют Осинского района Иркутской области. Во время гражданской войны, в 17 лет за храбрость и меткость в стрельбе Арсений был награжден наганом. Награду ему вручил командир партизанского отряда Павел Балтахинов.. Еще в начале 30-х годов А.М. Етобаев проходил службу в отряде особого назначения при НКВД Бурятии. В 1930 году при инспектировании Бурятского кавалерийского дивизиона нарком обороны, маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов за отличную службу и хорошую стрелковую подготовку отметил А.М. Етобаева. Их вторая встреча состоялась в 1942 году на Волховском фронте при обороне Ленинграда. Когда маршал узнал снайперский счет Етобаева, он был вновь изумлен. При прорыве блокады Ленинграда Арсений Етобаев у Синявских высот неоднократно шел в рукопашную, ликвидировал ДЗОТ и лично захватил в плен в качестве «языка» немецкого офицера. Его оружие практически не знало промаха. К концу войны на счету у Етобаева было 356 немецких солдат и офицеров, включая снайперов. Кроме этого, умудрился из обыкновенной винтовки сбить два самолета «Хейнкель- 111» и «Юнкерс-87». Арсений Етобаев награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 2-ой степени, орденом Красной Звезды. До выхода на пенсию Арсений Етобаев работал участковым инспектором в отделе внутренних дел Хоринского района. В Хоринске есть улица, носящая его имя. В Улан-Удэ проводится республиканский турнир по стрельбе из боевого оружия на призы легендарного снайпера и отличника милиции, участники которого сотрудники и ветераны правоохранительных органов Республики Бурятия и Иркутской области». Да, не Герой Советского Союза, но для меня он, действительно, не просто бурят, а брат. Ну, во-первых – он работал участковым инспектором, как и я. Во вторых – он брат по оружию командиру зиминского партизанского отряда и писателю Новокшонову И.М., который проводил совместные операции с командиром бурятского партизанского отряда Балтахиновым. Новокшонов был организатором первой комсомольской ячейки в Иркутске, которая называлась «Совмол» (советская молодёжь). После восстания белочехов на ст. Нижнеудинск, в мае 1918 года, был арестован, но бежал в Зиминскую тайгу, организовав отряд из местных большевиков и сочувствующих Советской власти. Затем объединил свой отряд с отрядом молодёжи из местной набожной общины русских иудеев (субботников), которым командовал Давид Пятигорский. По сути, это невозможно - атеисты выступили единым фронтом с иудеями, против зарубежных католиков. Но пришлые католики уничтожали большевиков и грабили набожных субботников и бурят, считая их варварами. Эти носители культуры европейской цивилизации, забирали у них всё, что понравится – в том числе и скот, который грузили в вагоны и везли по Трансибу, на КВЖД, где продавали китайцам. А буряты с субботниками терпеть этого не стали и создали отряды для самообороны. И объединились потенциальные буддисты и почти настоящие иудеи, в борьбе с заморским беспределом, вокруг «красного авторитета», способного противостоять наглости западных завоевателей. И выяснилось, что когда мы вместе – мы сила. Хотя отряд существовал на территории подконтрольной Колчаку. Тем не менее, после того, как распустившиеся чехи и местные белогвардейцы, попали несколько раз в засады, и поняли с кем связались, был заключён с Новокшоновым договор о трёхверстовой зоне вдоль железной дороги. За которую, белые и чехи обязались не выходить и не грабить местных, а местные партизаны за это гарантировали, что не будут пакостить на станции, взрывать мосты и совершать налёты на караулы и посты за пределами оговорённой зоны. В общем, снайпер Етобаев боролся с зажравшимися европейцами и возле своего дома, а 27 июня 1941 г. ушёл на Западный фронт, чтобы продемонстрировать свою меткость ещё раз. Но это бурятская доблесть давно минувших дней, а Земля крутится, время идёт, но разве что ни будь изменилось в характере наших названных братьев? Восемь бурятских Героев России награждены высшей воинской наградой уже в 1922 году. Это успел отметить даже Римский Папа, как я уже упомянул выше. А что же так впечатлило Папу? Тридцатого марта, 23-летний лейтенант из Бурятии Балдан Цыдыпов, спас попавший в засаду батальон – сто пятьдесят бойцов. Он замыкал колонну бронетехники на своём БМП. Колонна попала в засаду, и по классике жанра, были подбиты головные и замыкающая машины. А дальше, противник стал методично расстреливать запертые подбитой техникой танки и БМП. То есть, батальон был обречён на полное уничтожение. Но, хоть снаряд и попал в броневик юного лейтенанта, хоть и погибли четверо из семи русских военнослужащих, а трое были ранены, в том числе и он, Балдан своего поражения в этом бою не признал. Двигатель бронемашины не заглох, и коренной житель Бурятии съехал на обочину, освободив колонне путь для отхода назад. Этого бы никто не заметил, но пушка и пулемёт подбитой боевой машины пехоты отрыли беглый огонь по противнику. Паника в колонне прекратилась, и батальон в спешном порядке отступил. Но не отступил мальчишка лейтенант! Демонстрируя традицию бурятских снайперов, он ни разу не промазал ни по вражеским танкам, ни по пулемётчикам противника. Однако, боекомплект БМП ограничен и боепрпасы быстро закончились. И что – это причина отступать? Лейтенант вышиб заклиненный люк прикладом автомата, вытащил двух раненных товарищей, оказал им медпомощь и бой был продолжен. На его глазах товарищи погибли, но и это не сломило сопротивления настоящего воина. Два часа он, перебегая от одной подбитой машины к другой, расстреливал нападавших. Я представляю себе реакцию офицера руководящего движением этой бронированной колонны, два часа слышавшего перестрелку – случилось то, чего не может быть. Ведь, засада – это внезапное нападение, скоротечный бой и организованный мгновенный отход. А тут, «засадный полк» не может отойти, после того как объект нападения скрылся – мстительный русский, нападавших не отпускает. Уничтожить наглеца они не могут, а он настолько меткий, что покидать место столкновения, из его противников, скоро будет некому. Наконец, израненный снайпер падает, истекая кровью, но никто даже не рискует к нему подойти – должен же кто-то вернуться с задания живым. А вдруг это дьявол? Разве может простой человек дать двухчасовой бой прошедшим огни и воды диверсантам? Наступила тишина… Это сигнал для руководства колонны о том, что можно продолжать движение – либо непобедимый лейтенант всех перебил, либо, наконец то, отпустил выживших врагов восвояси. Разведка осторожно проверила место боя и, убедившись в отсутствии опасности, дала добро на дальнейшее продвижение колонны по заданному маршруту. Потерявшего сознание, израненного Балдана, нашли не сразу – он лежал на земле, возле подбитого танка. В автомате остался последний патрон, для себя…. А что это значит? Десятки единиц российской бронетехники мешали трём раненным российским бойцам из Бурятии расправиться с внезапно напавшим противником. И как только эта бронетехника покинула поле боя, они показали, как нужно действовать в подобной ситуации. Известно и имя второго героя этого двухчасового боя, вместе с Балданом Цыдыповым сражавшегося с врагом и погибшим от вражеской пули - это Артем Дамбаев. Когда его хоронили в родном селе, чтобы отдать дань памяти его подвигу, люди выстроились в живой коридор, протяженностью почти 40 километров — от Петровск-Забайкальского до Зугмары. И этот пример бурятской стойкости будет принят к сведению при выдвижении всех колонн, как горький опыт, и спасёт сотни жизней российских солдат и технику, которой они будут управлять. А теперь аргументы для злопамятных, для которых буряты – это потомки татаро-монгольского ига. Для кого это было «иго» то? Для русских князей, в ходе междуусобных войн раздробивших Киевскую Русь на десятки мелких княжеств. И эти мелкие княжества, не смогли оказать монголам достойного сопротивления. Но Чингисхан оказался благородным воином, и не оккупировал русские территории, а только поставил в крупных городах своих наместников. Не надругался над верой Православной, оставив и храмы, и священников в неприкосновении. При сражении на Чудском озере, в битве, на стороне Александра Невского, приняли участие две тысячи конных половецких лучников из Золотой Орды. Они с флангов пронзили шквалом стрел рыцарский клин, который своим остриём упёрся в русскую рать. Эта военная помощь спасла веру Православную от уничтожения её немецкими католиками. А вера – это образ жизни и внутренняя политика государства. Это то, что делало русских русскими. А над нашими пошаливающими князьями нужна была твёрдая рука, удерживающая их от военных походов «брата на брата», с пожогами русских городов и деревенек, от которых страдал, по большей части, простой народ. Да, эти князья платили монголам дань, но зато у них не было достаточно денег для нападения друг на друга. Народу эти деньги всё равно не достались бы. И главное – при монголах не было на Руси крепостного права, все русские люди были свободны, а рабами крестьян сделал русский царь Иван Третий. Европейские и американские элиты везли рабов из Африки, Азии и Латинской Америки, а русским дворянам было проще – обратили в рабство свой народ и далеко ездить не надо. А значит «иго» для русского народа было не татаро-монгольским, а игом русских царей, князей и дворян. Ну, некоторых скептиков, могут не убедить мои сомнительные блага татаро-монгольского правления на Руси. Тогда обращу взор читателей на то. что делает русского русским в глазах иностранцев. Балалайка – татарский народный струнный музыкальный инструмент! Шапка ушанка – русская версия монгольского треуха! Булатный меч – холодное оружие, изготовленное китайскими оружейниками, попавшее к русским воинам, через монголов! Ямщик – по-монгольски «ямчы» (почтовый гонец)! Почту изобрёл для экстренной связи сын Чингисхана и всю территорию империи Великих Моголов, в том числе и Русь, опутали почтовые тракты, на которых, через определённое расстояние имелись почтовые станции для смены лошадей и гонцов, где они ели, пили и отдыхали. Почтовая станция называлась «ям». Но, самовар то русский!? Самовар появился в России, чтобы царю было из чего пить чай. А чай ему привез русский посол из Монголии! Случилось это в 1638 году, то есть - вскоре после строительства Братского острога. Не исключено, что это Иван Похабов и был. В Китае чай заваривали в большом самогрейном блюдце "хо-го", там, если чай в блюдце остывал, то, значит пора заканчивать беседу с гостями до следующего приёма. Выходит - у гостей китайского императора, тоже были не остывающие блюдца. А русский царь, так же, не спеша, желал попить горячего чайку за одним столом со боярами. Русские чайные блюдца были сильно поменьше обогреваемых китайских. И тут одним блюдцем, за долгой беседой не обойдёшься! Ну и, тульские мастера не осрамились - сработали самогрейный сосуд ведра на два воды, отливающий на солнце золотом, а сверху на него примостили заварник. Нельзя обойти вниманием русских богатырей. Богатырь – это батыр (непобедимый воин) на русский манер! Ну, что ещё в нас осталось русского? Медведь не виноват, что русские селились в «медвежьих углах». Мороз у нас с бурятами общий. Ну, может быть, нашу честь защитит русская Матрёшка!? Однако, первыми поместили деревянные фигурки одну в одну японцы, на религиозной почве. Там в главном божке помещался второй по значимости, и так далее, по статусу. А для русских бог был един! Но не пропадать же идее того, что младший появляется на свет из старшего. И вот вам дородная красавица Матрёна, которая легко, за минуту произведёт на свет целое семейство. То есть, Матрёшка, это не просто игрушка - это символ материнства и стремления к многодетности на Руси. Эта расписная куколка с секретом, оказалась уже почти русской, хотя и не совсем... А как же гармошка, да водка? Гармошку сваяли в Питере, а водку сварил русский учёный Менделеев. Тут отрицать не буду, так же как и автомат Калашникова, и космический спутник. Но вот про монгольского космонавта вы слышали? А он есть! Гуррагча Жугдэрдэмидийн, вот он кто! Да, язык сломаешь, а ведь он поднялся в космос с русскими на их ракете и посетил русскую космическую станцию. К чему я клоню? Мы встретились с монголами на земле и боролись за власть в нашей общей империи, затем поднялись вместе в космос, уже как друзья. Наши отношения с монголами в 90-х ухудшились, но буряты пошли с нами до конца, и остались нашими братами до сих пор.
Посткриптум:
Не смотря на то, что китайцы, владея численным преимуществом, практически проглотили монгольский народ, русские с этим не смирились. В годы Гражданской войны, атаман Семёнов, имеющий монгольские корни, отправил в Ургу русскую военную экспедицию под руководством барона Унгерна. И, многократное численное преимущество китайцев, не оказало влияния на результат компании - китайцы были вышвырнуты на родину. По этой причине в Монголию не были переселены десятки миллионов китайцев, в которых монголы растворились бы без остатка. А точку в независимости Монголии от китайцев поставил товарищ Ленин, к которому Сухэ - Батор, не преминул обратиться, когда наступили трудные времена. Но и на этом дело не закончилось - в 1939 году, случилась битва на реке Халхин-Гол, уже с японцами, которых сокрушил товарищ Жуков. Из всего выше сказанного выходит, что русские позаботились обо всех монголах, но, до сих пор, благодарными остались только буряты.
Дополнение к основному тексту:
Я решил проверить на сайте "Память народа" информацию поступившую на "Генеологический форум" от гражданки Цыденовой - о пропавшем без вести в 1944 году на Курской дуге двоюродном брате Радны Будаевича Аюшеева, увековеченного на фото перед текстом. И выяснилось, что Аюшеев Буда-Церен Базарович,1922 г.р., родившийся как и Радна в Бурят-Монгольской АССР, Джидинском р-не, Борогойском с/с, к/зе Кагонович, был призван тем же военкоматом в марте 1942 г, и рядовым 846 стрелкового полка, 267 стрелковой Сивашской Краснознамённой, ордена Суворова, дивизии, дошёл до берега Балтийского моря в районе Клайпеды. Затем, его часть 30.04.1945 г. сместилась километров на пятьдесят на восток, где и закончился боевой путь Аюшеева Б.-Ц. Б. Но ни один источник не указывает на то, что он погиб, или пропал без вести. Часть в которой воевал этот боец, в битве на Курской дуге участия не принимала, а к началу контр наступления под Сталинградом, с Ленинградского фронта была переброшена под Воронеж, и вступила в бой с немцами в районе Урюпинска, затем наступала на Харьков, Донецк и Севастополь, откуда была переброшена в Прибалтику, и, через Вильнюс устремилась к порту на Балтийском море. А значит - двоюродный брат Радны вернулся с фронта, о чём женщина, желающая узнать подробности его боевого пути, не знает. То есть она ему не родственница, как, видимо, и Аюшеевым вообще. Но она сподвигла неравнодушных россиян выяснить судьбу уроженцев Бурятии, не жалевших жизни в битве с фашизмом. И ещё - Л.Р. Диамент, хоть и обронил, что Буда Бамбуевич обучал охоте племянников, но не уточнил, что у Цыренжапа Базаровича, у которого он брал интервью, был родной брат фронтовик. И что, об этом брате помнит только одна жительница Бурятии - Цыденова? Не похоже это на бурят... Но вот что я нашёл на сайте Виртуальная выставка ;«Их подвигам и доблести – память и честь!» - там скопирована стр. №21 газеты "Информация Полис" за номером 29(1449) от 22 июля 2020 г., где отображена та же фотография, что и у меня на заставке. А что там для меня оказалось полезным? Там написано, что одного из братьев звали Бадма-Цырен, а не Буда-Цырен, и, якобы мать получила на него похоронку. А младший сын остался жив и это Цыренжап и есть. То есть - младшим родным сыном был Радна, а приёмным Цыренжап. Что же это получается? Гражданка Цыденова настаивает, что Буда-Цырен пропал без вести. А газета сообщает, что Бадма-Цырен погиб, и усыновившая его женщина получила на него похоронку... При этом сайт "Память народа" солдату сохраняет жизнь, а о Аюшееве Бадма-Цырене там вообще нет сведений. А это значит, что через восемьдесят лет искать истину не легко. Но одно можно утверждать точно - в этой многострадальной семье было два своих сына и два приёмных. Оба родных погибли, старший приёмный, похоже что, домой возвращаться не стал, а младший приёмный успешно трудился в сельском хозяйстве Бурятии. Но самое интересное на этой странице - это сообщение о том, что на месте дома семьи Аюшеевых установили памятник младшему сыну - Радне, его отцу и братьям. И, даже, если Буда-Цырен остался жив, то он, всё равно, достоин памятника, как солдат прошедший всю войну в пехоте и сражавшийся под окружённым Ленинградом, начинавший наступление под Сталинградом, освобождавший Крым и Севастополь, и выбивший немцев из порта Клайпеда, на Балтике, накануне Победы. Кстати - 267 дивизия, изначально вступившая в бой на Ленинградском фронте, попала в окружение в р-не Мясного бора и практически полностью была уничтожена. Вот подробности с сайта: "267 СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ - "ЗАБЫТЫЙ ПОЛК" - Polk.ru":"267-я стрелковая дивизия (I формирования) была сформирована в июле-августе 1941 года в Старом Осколе Белгородской области. В августе 1941 года переброшена в район Новгорода и заняла позиции по правому берегу реки Волхова севернее города. Участвовала в Тихвинской оборонительной и наступательной операциях, в Любанской наступательной операции. С 24 июня 1942 года остатки дивизии выполняли приказ на вывод войск 2-й ударной армии из окружения. Дивизия практически полностью была уничтожена в котле, и лишь отдельные отряды смогли выйти. 30 июля 1942 года была расформирована. В сентябре 1942 года в г. Серпухов была возрождена как соединение II формирования.". Это не просто сухая статистика - это сообщение о том, что меткий охотник и лесной следопыт Аюшеев Буда-Цырен Базарович - один из немногих, вышел из вражеского окружения и вывел за собой товарищей. А затем, продолжил воевать во вновь сформированной 267 дивизии, в том же 846 полку. А это значит, что и знамя дивизии, и знамя полка, оставшиеся в живых бойцы, вынесли из окружения. Иначе, эти воинские подразделения были бы расформированы.
О том, что к бурятским воинам-героям почти не относится:
Информация с сайта "Крепкие корни «Алтарганы" (Культура, 13:05, 23 июля 2012г.)
Буряты всего мира встретились в Забайкалье. Алтаргана – такое название носит неприхотливый степной кустарник, который благодаря мощным и крепким корням может расти на каменных склонах, в засушливых местах и на песке. Закрепившись в любом месте, он расцветает затем красивыми золотыми лепестками. Благодаря своим качествам цветок алтарганы был выбран символом и дал название Международному фестивалю, объединяющему бурят всего мира. Юбилейный Х форум монголоязычного народа, который проводится один раз в два года, прошел с 20 по 22 июля на территории трех районов Агинского Бурятского округа, который входит в состав Читинской обл.
Агинские красавицы – вновь лучшие: В субботу одними из первых стали известны итоги конкурса красавиц «Дангина». Бесспорно, это шоу стало одним из самых ярких и запоминающихся на «Алтаргане». Участницы, оспаривающие главный титул, по условиям должны блистать не только внешними данными, но и безупречно владеть родным языком, знать традиции, родословную, красиво петь и танцевать. В итоге, Гран-при фестиваля завоевала уроженка Могойтуйского района Оюна Нимацыренова, окончившая в этом году среднюю школу с золотой медалью. Первое место заняла Цырена Мункожаргалова из Агинского района, второй стала Елена Аюшеева из Бурятии, тройку замкнула Ирина Бардамова из Иркутской области".
Из текста следует, что вторая красавица на десятом (юбилейном) всебурятском празднике - это Елена Аюшеева. Она не снайпер, хотя не исключено, что приходится родственницей знаменитым бурятским стрелкам. Она бурятская красавица, способная побороться за истину "Красота спасёт Мир!".
Свидетельство о публикации №223030401399