Учительница

          
                Жизнь -- не  одежда,  ее  по  10  раз  не  примеряют,
                что  есть -- все  твое  и  открещиваться  ни  от  чего
                пускай  и  самого  плохого  не  годиться.
               
                Валентин  Распутин
               
               
         Сибирь,  это  территория,  где  время  течет  в  своеобразном  ритме, свойственном  только  ей  своим  расположением  в  середине  планеты.  На  ритм  жизни  наслаивается  яркость  чувств,  мыслей,  поступков. Человек,  окруженный  великолепием  и  величавостью  природы,  проявляет  себя  естественным,  бесхитростным  образом  отдавая  всего  себя  другому  человеку,  если  потребуется  или  учиняет  самосуд, почувствовав  подлость  или  предательство.  Мужчины  здесь  не  допускают  женского  пижонства,  самостоятельности,  когда  женщина  пытается  занять  их  место.  Только  женщины,  имеющие  особую  отметину,  некий  знак  высокого  качества,  делают  всегда  исключительно  то,  что  сами  считают  нужным.  Это  те,  которые  уважают  себя,  знают  себе  цену,  трезво  оценивают  свои  возможности  и  все  свои  проблемы  решают  самостоятельно  без  привлечения  чьей – либо  помощи.  Каждый  проживает  здесь  жизнь,  раскручивая  ее  на  всю  катушку  до  донышка,  утверждая  себя  своим  проявлением,  не  допуская  нарушения  сложившихся  устоев  жизни.

          Весной  1971  года  во  все  тело  Государственного  Университета  ворвался  «смерч»,  он  рвал  на  части  судьбы    выпускников,  их  планы,  мечты….  А  следствия  и  последствия  «смерча»  исходили  из  нового  Постановления  ЦК  КПСС,  о  направлении  всех  выпускников,  этого  года  выпуска,  не  зависимо  от  специальности  на  работу  в  школы  удаленных  регионов  страны.  Каждый  выпускник  должен  был  отработать  учителем  в  школе  три  года  и  вести  тот  предмет,  который  ближе  всего  к  его  полученной  специальности.  Если  закончил  физико - математический  факультет,  в  направлении  на  работу  указывалось:  учитель  физики,  математики,  астрономии,  труда.  Если  закончил  геологический  факультет:  учитель  химии,  биологии,  астрономии,  труда.  После  отработанных  трех  лет,  каждый  мог  решать  сам  ---  либо  оставаться  здесь,  либо  устраиваться  на  работу  в  соответствии  с  полученной  специальностью  на той  территории  страны,  где  они  требуются.  На  каждом  факультете  Университета  были  группы,  в  которых  готовили  исключительно  специалистов  педагогической  деятельности.  Для  таких  выпускников  Постановление  ЦК  КПСС  не  было  чем – то  сверхъестественным,  они  изначально  шли  на  педагогическую  деятельность  и  знали,  что  поедут  на  отработку  в  глубинку.  Удаленным  территориям  страны  требовались  квалифицированные  кадры,  шло  освоение  территорий.  Молодежь  ехала  с  удовольствием  и  с  имеющейся  специальностью  и  без  нее.  Но,  случившаяся  данность  для  выпускников  Университета  была  специфична  тем,  что  надо  отработать  три  года  педагогом,  к  деятельности  которого  никто  не  был  готов.  Не  было  ни  лекций,  ни  практик  по  методикам  работы  учительской  деятельности.  Выпускников,  отправляемых  учительствовать,  корежило  и  гнуло  не  от  того,  что  они  едут  в  глушь,  а  от  того,  что  едут,  не  зная,  как  будут  себя  реализовывать.  По  своей  специальности  они  с  удовольствием  поедут,  куда  дадут  направление,  как  это  было  всегда,  а  тут  «разрыв  шаблона»  ---  баттхерт.  Главное  не  припекло,  не  мечталось  об  этом. 

         Мария  закончила  геологический  факультет  и  по  сему  разумению  знала,  какой  предмет  ей  дадут  вести.  В  направлении  на  работу  было  написано:  учитель  географии,  астрономии,  химии,  домоводства.  Поселок,  в  который  направили,  находился  на  севере  Красноярского  края.  Рядом  с  поселком  находилась  колония  поселения,  а  вокруг  лес  на  сотни  километров,  где  не  ходит  транзитный  транспорт.  Узнав  расположение,  где  находиться  предстоящее  место  деятельности,  Марии  вспомнились  стихи  Пушкина:

            "Во  глубине  Сибирских  руд,  храните  гордое  терпенье   
             Не  пропадет  ваш  скорбный  труд  и  дум  высокое  стремленье…"

Вспомнилась  и  песня,  которую  часто  студенты  пели  под  гитару:

            "Кому  на  Индигирку,  кому  в  другую  дырку,               
             А,  кого  опорный   пункт  возьмет.
             Нет  там  ни  газу,  нет  ни  унитазу  …(и  т. д.)…."
               
         Мария  много  думала  о  случившейся  ситуации,  воспринимая  ее  не  однозначно.  После  окончания  Университета,  Мария  мечтала  работать  на  вулканах  Камчатки;  проходила  там  практику,  писала  диплом,  ждала  запроса  (приглашения)  на  свое  имя,  как  на  молодого  специалиста,  в  институт  вулканологии  АН СССР.  А,  тут,  облом,  все  баста  ---  учитель.  Но,  духовный  стержень  романтика,  любящего  жизнь,  не  сломался  он,  как  веретено,  переместился  в  другую  сферу  человеческой  нужности.  Азарт,  к  свершению  чего-то  важного  для  человечества,  охватывал  Марию,  появилось  ощущение  новизны,  радости,  сопричастности  к  всеобщему  движению  в  освоении  своей  Сибири,  своей  Родины.  Вспоминались  декабристы,  автобиографический  роман  Николая  Островского  «Как  закалялась  сталь»,  роман  «Овод»  Э.  Войнич,  «Повесть  о  настоящем  человеке»,  Б.  Полевого,  где  проявляется  мужество,  истинный  патриотизм,  гуманизм.   Данные  персоналии  грели  ей  душу,  вдохновляли.  Пресса  пестрила  началом  строительства  БАМ,  дороги  Решеты - Богучаны,  крупных  инженерно - геологических  изысканий   на  территории  будущего  ложа  Богучанской  ГЭС.  Мария,  от  себя  не  ожидала,  что  в  ней  произойдет  такой  аспект  духовной  трансформации;    он  явился  одним  из  путей  ее  духовного  пробуждения.  Молодость,  океан  энергии,  явили  нейропластичность  ее  нейронных  связей  в  мозгу.  Мария  стала  торопиться  читать  как  можно  больше  книг  об  учителях  и  отношениях  «учитель – ученик»,  о  детских  шалостях  в  книгах  о  школьниках.  Она  прочитала:  Валентина  Распутина  «Уроки  французского», Андрея  Платонова  «Еще  мама»,  Чингиза  Айтматова  «Первый  учитель»,  Натальи  Соломко  «Белая  лошадь  горе  не  мое»,  Анатолия  Рыбакова    «Кортик»,  «Бронзовая  птица»,  «Выстрел».

         Оставалось  два  месяца  до  начала  учебного  года.  Мария  жила  в  спринтерском  беге,  поставила  себе  цель  прибыть  к  месту  назначения  исключительно  хорошим  педагогом.  Пыталась  внедрить  в  мозг  свою  программу  навигации  в  учительской   деятельности.  Цель  придавала  энергетический  заряд  к  жизни.  Она  пыталась  сделать  свой  сценарий,  чтобы  он  удовлетворял  ее  потребности,  а  не  использовала,  тупо,  чужой  сценарий  без  участия  своих  психических  основ.  Марии  не  хотелось  получать  психологические  травмы,  используя  чужой  опыт,  она  думала,  что  человек  может  все,  когда  установит  правильную  для  себя  цель.

          Настал  день,  ее  отбытия  в  новое  жизненное  путешествие.  Поезд  ехал  шестнадцать  часов  до  станции  Тайшет,  и  все  это  время  Мария  плакала,  лежа  па  верхней  полке.  Плакала  от  расставания  с  родными,  о  предстоящей,  пугающей  неизвестности.  В  динамике  поезда  крутились  песни,  из  них  особенно  цепляла  песня,  которую  пела  Эдит  Пьеха:  «Мама  родная,  я  знаю,  я  знаю,  что  ты  далеко,  что  ты  ждешь…..».  После  железнодорожного  плацкарта,  поездка  продолжалась  пятнадцать  часов  на  автобусе  по  бездорожью.  В  Сибирском  бездорожье  есть  своя  немереная  прелесть.  Это  безгранично - буреломный  лес  с  чарующими  и  опьяняющими  запахами  всей  гаммы  произрастающей  флоры.  Но,  главным  феноменом  растительного  мира  запахов  тайги  является  кедр.  Коренные  жители  этих  территорий  лес  называют  кедрачом.  Среди  этой  видимой  красоты  обитают  тридцать  восемь  видов  птиц  с  вариационным  разноголосьем:  нежным,  ликующим,  райским  и  неумолкаемым.  Пока,  она  ехала  на  автобусе  до  поселка,  всю  эту  сопровождающую  ее  красоту,  Мария  ощущала  каждой  частицей  тела.  Автобус  укачивал,  воздух  пьянил,  она  проваливалась  во  всеблаженство,  появлялось  ощущение,  как  будто  она  находится,  в  какой - то  генетической  капсуле.  По  древним  Славянским  поверьям  Вселенная  это  яйцо,  а  Земля  желток,  везде  прослеживается  форма  капсулы.  Блаженство  достигало  апогей  и  пробуждало  неизвестные  ей  ранее  чувства,  похожие  на  обрывки  памяти  предков.  Когда   день  близился  к  вечеру  и  величественные  чувства  дня  стали  стихать, появилось  легкое  чувство  беспокойства;  Мария  боялась  увидеть  бурого  медведя  и  лесную  кошку,  много  свирепых  зверей  довелось  ей  видеть,  пережив  страх,  на  практиках  в  геологических  экспедициях.  Лесной  кошкой  называют  крупного  хищника   рысь,  которая  со  скоростью  птицы  лазит  по  деревьям  и  нападает  на  жертву  из  лесных  укрытий.

         В  поселок  автобус  пришел  поздним  вечером,  Марию  встретили  и  отвели  в  школу,  до  утра,  на  передержку,  в  свободное  помещение  для  гостей.  Школа  деревянная,  двухэтажная,  к  ней  пристроены  длинные,  одноэтажные  здания  с  множеством  отдельных  входов,  что  и  соответствовало  жилью  для  проживания  приехавших,  на  отработку,  учителей  и  врачей.  Утром  директор  школы  Анфиса  Александровна,  женщина  лет  пятидесяти,  с  красивым  русским,  добрым выражением  лица,  встретила  Марию.  Встреча  получилась  очень  красивой,  можно  сказать,  по  правилам  имперского  этикета,  много  добрых  слов.  Была  задана  приятная  тональность  общения,  для  организации  дальнейшей  эффективной,  совместной  работы.  Марию  подселили  в  комнату  к  девушке  врачу,  свободных  комнат  для  жилья  не  было.  Девушку  звали  Адели,  что  в  переводе  с  казахского  на  русский  «Изящная  красавица».  Закончила  Адели  Казахский  Национальный  медицинский  Университет  имени  С.Д.  Асфендиярова,  стоматологический  факультет.  Это  учебное  заведение  являлось  ведущим  вузом  Республики  Казахстан.  Адели,  как  и  Марию,  после  учебы,  отправили  на  отработку,  на  три  года  в  этот  Северный  Край.  Отрабатывая,  таким  образом,  молодые  специалисты  получали,  очень  хороший  опыт  работы,  опыт  общения  в  коллективе,  умение  вливаться  в  новые  условия  жизни,  принимать  самостоятельно  решения.   

         Наступал  день,  когда  Марии  предстояла  встреча  и  знакомство  с  коллективом  учителей,  с  условиями  работы,  зарплатой.  Чувствовала  она  себя,  вполне,  уверенно,  еще  не  видя  учителей,  представляла  их,  просто,  русскими  бабами,  по  неизвестным  причинам,  осевшим  в  этой  глуши.  Мария,  тогда,  по  своему  молодому  возрасту  не  понимала,  что  это  есть  настоящая  емкая  жизнь  в  среде  девственной  природы,  где  и  человек  себя  проявляет  натуральным  образом,  выражая  истинные  эмоции  (положительные   или  отрицательные),  без  обмана  и  манипуляции.  Учителя  школы,  для  Марии,  и  вправду  оказались  обычными  бабами.  К  статусу  женщины  можно  было  отнести  только  директора  Анфису  Александровну,  остальные  деревенские  простячки.  Они  к  Марии  не  проявили  особого  интереса,  просто  посмотрели,  как  на  проезжающую  по  дороге  телегу.  В  дальнейшем,  в  процессе  работы  они  подобру  приветствовали  ее,  кто-нибудь  ежедневно  просил  провести,  за  них  урок,  не  важно,  какой,  и  в  каком  классе.  Такая  система  работала  с  разрешения  директора.  Учителя  вели  свои  большие  подсобные  хозяйства:  коровы,  свиньи,  козы,  куры  и  немереное  количество  земли,  где  выращивали  всевозможные  овощи.  Их  огороды  уходили  в  глубь  выкорчеванного,  ими,  леса.  В  этот  дальний  край  два  раза  в  месяц  прилетал  вертолет  МИ-4  и  один  раз  в  неделю  самолет  АН-2,  привозя  продукты,  почту,  медикаменты. 

         Данный  поселок  примыкал  к  колонии  поселения,  где  отбывают  наказание  те,  кто  осужден  к  лишению  свободы  за  преступление,  совершенное  по  неосторожности.  Такие  колонии  расположены  преимущественно  в  Северных  и  Восточных  регионах,  где  много  лесов,  как  и  здесь.  Тюрьмы  такого  плана  появились  в  1963  году  и  относятся  к  категории  исправительно  --  трудовых  колоний  поселений.  Тотальный  контроль  со  стороны  руководства  отсутствует,  нет  надзирателей.  Персонал  отслеживает  здесь  общую  дисциплину  и  адаптацию.  В  связи  с    отсутствием  транзитного  транспорта,  далеко  не  убежишь.  Да  и  желающих  сбежать,  практически,  не  бывает.  Форма  одежды  гражданская.  Заключенные  могут  жить  с  семьей  на  период  отбывания,  могут  также  жениться,  получать  новые  специальности.  В  зоне  имеются:   больница,  столовая,  магазины,  баня,  школа,  библиотека,  актовый  зал,  кинотеатр.  Выход  за  пределы  только  с  разрешения  руководства.  Здесь,  в  поселке  жила  категория  расконвоированного   поселения,  они  жили  самостоятельно  в  поселке,  работали  на  имеющихся  производствах  или  ходили  на  работу  в  зону.  Некоторые  учителя  нашей  школы  являлись  женами  расконвоированных,  они  когда – то  приехали  к  своим  осужденным  мужьям  и  остались,  здесь,  жить  на  период  судимости  мужа,  часто  семьи  увеличивались,  рождались  дети  и  семьи  оставались  на  постоянное  место  жительства.  Все  славянское  население  ---  это  приехавшие  сначала  не  по  своей  воли,  но  в  последствие  оставшиеся  здесь,  привыкшие,  полюбившие  этот  край  спокойствия,  умиротворения  и  благодати.  Это  население  составляет  восемьдесят  процентов.  Среди  них  современные  жители  и  потомки  декабристов,  ссыльных  поляков,  разного  рода  политических  ссыльных,   уголовных,  которым  смертная  казнь  была  заменена  ссылкой  в  Сибирь.  Сюда  тысячами   бежали  непокорные  стрельцы,  раскольники,  запорожцы  и  др.  Ссылки  на  Руси  практиковались  уже  с  шестнадцатого  века.  Коренное  население  этой  территории,  которое  составляет  двадцать  процентов,  это,  долганы,  образовавшиеся  от  северных  якутов  и  русских,  эвенки,  ханты,  тунгусы  и  другие  народности.  В  поселке  много  образованных  людей,  даже,  как  Марии  казалось  гениальных  с  сильным   характером  и  какой - то  эксклюзивной  оригинальностью.
               
         Марии  пришлось  давать  свой  первый  урок  в  жизни,  в  таком  интересном  месте.  Она,  очень,  готовилась  к  первому  уроку:  продумывала  все  наглядные  пособия,  которые  привезла  с  собой,  подготавливала  всякие  интересные  дополнительные  сведения,  которых  не  было  в  учебнике,  дети  этой  территории  вряд  ли  могли  это  знать,  мечтала  пробудить  интерес  к  дисциплине.  На  урок  шла  с  девизом:  «Хочу  я  провести  урок,  чтоб  все  забыли,  про  звонок».  Внешне  Мария,  так  же,  подготовилась:  отглаженный  темно - синий  английский  костюм,  у  шеи,  на  груди,  из  рукавов  выглядывала  белая  накрахмаленная  блузка;  на  левом  лацкане  пиджака  ромбик  Университета,  туфли  шпильки,  высота  каблука  семь  сантиметров.  Мария  сама  себе  понравилась,  главное,  когда  сам  себе  нравишься,  доволен  собой  ---  у  тебя  все  получится.  В  класс  вошла  с  радостью,  с  улыбкой;  дети  встали,  смотрели  на  Марию,  как  на  кинозвезду.  Урок  прошел  великолепно,  на  «ура».  В  последующем,  все  ее  уроки  проходили  с  подготовленным  определенным  сценарием,  согласно  теме  и  той  дисциплине,  которую  она  вела,  это  география,  астрономия,  химия,  часто  математика.  По  математике  ее  приглашали,  как  заместителя,  если  учитель  не  мог  выйти  на  работу.  К  этим  дисциплинам  Мария  готовилась  особенно  основательно,  так  как  ни  какого  отношения,  ни  имела  изначально.  Хорошо  что,  она  окончила  Университет,  если  бы  окончила  педагогический  институт  и  попала  в  эту  ситуацию,  то  не  выбралась  бы.  В  Университете  широкий  спектр  преподавания  разных  дисциплин,  сильнее  преподавательский  состав,  уровень  подготовки  выше.  В  Университете  вырабатывается  умение  переориентироваться  к  любой   дисциплине.  Слово  Университет,  произошло  от  латинского  слова  «universitas»  --  cовокупность,  общьность.  Когда  комиссия  из  РАЙОНО  присутствовала  на  уроках  Марии,  ее  члены    отметили,  что  Мария  обладает  энциклопедическими  знаниями  и  ее  уровень  преподавания  не для  школы,  а  выше.  Мария  на  это   им  сказала,  что  именно  так,  возможно  и  выше,  но  не  ниже  уровнем  надо  вести  уроки  в  школе.  Она  чувствовала  себя  в  «своей  тарелке»  везде  и  в  учительской  и  на  уроке  и  на  улице.  У  нее  не  было,  ни  чинопочитания,  ни  раболепства  перед  учителями,  вела  она  себя  спокойно,  по  деловому,  с  уважением.  Есть  такое  выражение  у  Валентина  Распутина  «Ожидание  событий  сильнее  самого  события».  Марии  удалось  удачно  пережить  этот  барьер  ожидания  событий  ---  преподавания  в  школе,  новая  обстановка  проживания.

         Вечерами,  после  работы,  Мария  и  Адели  находились  дома,  никуда  не  ходили,  они  не  чувствовали  себя,  здесь,  своими.  Каждая  из  них  внутренне  отделяла  себя  от  остальных  жителей  поселка.  Девушки  были  амбициозны,  чувствовали  свое  превосходства  в  плане  молодости,  красоты,  своей  урбанистической  натуры.  Они  видели,  что  мужское  население  поселка  обращает  на  них  внимание,  расконвоированные  и  осужденные,  приходящие  в  поселок  из  зоны,  просто,  сверлили  их  глазами.  Девушкам  это  не  льстило,  а,  только,  пугало.  Они  никому  не  давали  повода  ухаживать  за  собой,  не  хотели  и  не  желали  заводить,  здесь,  романы,  а  спокойно  отработать  положенный  срок  и  уехать  к  себе,  каждая  на  свою  Родину.

         У  Адели  в  стоматологический  кабинет,  где  она  принимала  больных,  очередь  длилась  до  полу  километра,  в  основном  из  мужчин.  Когда  Мария,  вечером  выходила  из  школы  домой,  на  школьном  стадионе  лавочки  были  усеяны  молодым  мужским  населением,  которое  пожирало  ее  каждый  шаг.  У  нее  было  единственное  желание  быстро,  без  приключений  дойти  до  своего  жилища  и  закрыть  за  собой  дверь  на  огромный  чугунный  крюк,  который  там  был  вмонтирован.  В  магазин,  девушки,  не  ходили,  это  было  для  них  роскошь  наглого  раскрепощения  или  вызов  к  согласованному  контакту  с  нежелательными,  для  них,  элементами.  Учителя  познакомили  их  с  женщинами,  занимающимися  подсобным  хозяйством,  результаты  которого,  в  основном,  излишки,  они  реализовывали  желающим.  Таким  образом,  у  девушек  было  отличное  питание:  козье  и  коровье  молоко,  мясо,  сало,  картошка,  все  соленья  и  варенья.  Еда  была  вкусная  и  натуральная.  Вечерами,  Мария  и  Адели,  слушали  радиостанцию  «Маяк»,  читали  журналы  «Роман - газата»,  «Иностранная  литературу»,  «Юность»,  литературная  газета,  все  это  они  набирали  в  городской  библиотеке.   В  школьной  библиотеке  Мария  брала  журнал  «География  в  школе»  и  «Астрономия  в  школе».  Девушки  не  чувствовали  себя  чем - то  обделенными  или  ущербными,  они  были  счастливы.  Реализация  себя  в  работе  на  переднем  крае,  очередной  Пятилетки,  вызывало  у  них  гордость  за  себя,  и  энергия  жизни  летела  от   них,  подобно  свежему  ветру.

         Осень  была  прекрасная.  Диск  солнца,  не  затронутый  тучами,  давал  больше  морального  тепла,  чем  природного.  Два  раза  в  неделю  Мария  с  учениками  ходили  после  уроков  гулять  на  речку  Бирюсу.  Долина  реки  очень  живописная,  извилистая,  сила  Кориолиса  изрядно  замеандрировала  ее.  Река  притягивает  своей  суровость,  строптивостью  и  необъяснимой  красотой  силы;  берега  в  кедраче  и  ревени,  многочисленные  острова  покрыты  черемухой.  По  реке  постоянно  идет  сплав  леса.  Райские  места.  Сколько  таких  неописуемо  красивых  мест  у  нас  в  Сибири,  знает  каждый  житель  Зауралья.

         Приближался  день  учителя.  В  этих  местах  особо  почитаются  учителя,  врачи,  сплавщики  леса,  специалисты  лесной  промышленности.  Особый  культ  почитания  характерен  той  личности,  которая  отдает  себя  на  благо  других.  Все  на  виду,  принципы  и  плоды  их  жизни,  можно  без  труда  оценить,  каждый  старается  проявить  свои  чистые  помыслы  добрыми  делами  для  других.  Минимум  выпендрежа,  максимум  скромности  и  честности.  Выделяться  здесь  не  принято.  Суровость  края  диктует  на  все  уровни  подсознания  ---  выжить,  а  выжить  можно,  только,  в  коллективе,  уж,  здесь-то  это  все  знают,  сыграла  генетическая  память  поколений.  Отступление  от  выкристализуемых    жизнью  принципов  наказуемо  самосудом,  которым  движут  не  только  эмоции,  но  и  разум.

         День  учителя  отмечался  в  школе  торжественной  частью  и  большим  праздничным  вечером  с  танцами.  Мария  поприсутствовала  на  торжественной  части  и  пошла  в  свою  хатку.  Адели  ждала  ее,  накануне  они  договорились  отмечать  этот  праздник  вдвоем.  Мария  на  стол  постелила  белую  льняную  скатерть  с  вышивкой  славянского  узора  по  периметру,  эту  скатерть  ей  дарила  ее  бабушка,  она  вышивала  ее.  Нажарили  картошки  на  сале,  поставили  белый  деревенский  хлеб,  купленный  вечерней  выпечки,  поставили,  по  тарелке,  черной  и  красной  икры.  Икру  доставляют  в  поселок  летчики  с  АН-2,  которые  прилетают  раз  в  неделю.  Она  продается,  в  неограниченном  количестве  во  всех  Сибирских  городах.  Дальний  Восток  и  Камчатка  бесперебойно  снабжают  этим  деликатесом  жителей  Сибирского  края.  Поставили  на  стол  белых  маринованных  груздей  и  серых  соленых.  Украсили  малосольный  хариус  (сугудай)  зеленью  с  кольцами  репчатого  лука  и  вареной  картошки. Нарезали  в  тарелочку  отварного  языка  тюленя.  Начинка  стола  выглядела  очень  аппетитно.  Спиртным  девушки  не  баловались,  вместо  него  поставили  на  стол,  ядреный  квасок  с  хмельцою .  Его,  подарила  одна  жительница,  аж  целый  трехлитровый  бидон,  они  у  нее всегда  покупают  хлеб.  Окна,  девушки  занавесили  плотной  шторкой,  а  чтобы  не  было  яркого  света,  включили  настольную  лампочку  на  сорок  ват.  Сели  за  стол,  по  душе  растекалась  благодать,  они  обе  пришли  к  мнению,  что  из  мелких  радостей  можно,  постепенно,  сколотить  вполне  приличное  счастье!  Адели  не  громко  запела,  на  казахском  языке,  свою  любимую  песню:  «Жорга  --  иноходец»,  конь  для  казахов  играет  огромную  роль  в  жизни.  Песню  она  исполняла  в  танце,  подражая  грациозным  движениям  человека,  сидящего  в  седле.  Когда  она  закончила  петь,  Мария  запела  свою  любимую,  ей   нравились  слова  «Самолет  поднимается  выше  и  выше  и  моторы  на  взлете  надсадно  ревут,  а  над  миром  синеет  огромная  крыша,  а  под  этою  крышею  люди  живут…..».  Ей  казалось,  что  песня  о  ней,  Мария  отождествляла  себя  с  самолетом,  который  только  набирает  высь.  У  поэтессы  Юлии  Галкиной,  есть  стихотворение  со  словами:   «Вся  наша  жизнь,  как  самолет,  бывают  взлеты  и  паденья,  а  когда  опытный  пилот,  то  больше  шанс  на  приземленье…».  В  их,    праздновании,  дня  учителя,  было  много  тепла,  радости,  домашнего  уюта,  что  давало  раскрепощение  и  выход  накопившейся  энергии,  и  если  бы  их  спросил  корреспондент:  «Девочки,  что  такое  счастье?»,  они  бы  ответили:  «Чтобы  жизнь  сделать  счастливой,  нужно  любить  повседневные  мелочи  и  находить  в  них  наслаждение».  Девушки  были  хорошо  подкованы  философскими  знаниями,  преподнесенными  им  в  учебных  заведениях,  пользованием  литературой  этого  рода  и  собственной,  уже,  немного  отмеренной  жизнью  мудростью,  что  соответствует  ее  понятию  в  их  возрасте.  Они  знали,  что  существенными  чертами  мудрости  многие  мыслители  считали,  что  надо  довольствоваться  малым  и  просто  тем,  что  у  него  есть.  И,  еще,  как  говорил  Сенека:  «Самый  сильный  тот,  у  кого  есть  сила  управлять  самим  собой».  Им  обоим  близок  Сенека  и  когда  он  говорит  о  людях  с  внутренним  локусом,  что,  именно,  они  из  лимонов  жизненных  неудач  могут  приготовить  лимонад  мудрости.  В  своих  песнях  и  разговорах  Мария  и  Адели  достигли  эффекта  эмоционального  резонанса.  Столкнулись  два  эмоциональных  потока,  в  воздухе  носилось  чувство  гармонии,  что - то  очень  светлое  и  радостное,  движущее  вперед.  Разговаривая,  они  отзеркаливали   друг  друга,  вырабатывался   комплекс  гормонов,  дающих  им  веру  в  высокие  достижения  в  жизни  и  уверенность  в  будущих  результатах  своих  трудов.  Разгоряченная  духовность  подняла  температуру  их  тела  до  высоких  пределов.  Они  были  красные,  потные  с  горящими  счастливыми  глазами,  медитировать  на  сон  было  бесполезно,  они  решили  немного охолонуться.  За  дверью  их  хатки,  на  улице  стояла  бочка  привозной  воды  из  Бирюсы,  для  хозяйственного  и  питьевого  использования.  Они  черпали  ковшом  и  обливали  себя  холодной  водой.  Водичька,  пришлась  в  пору,  если  действует  магия,  то  на  нашей  планете  она  сосредоточена  в  воде.  Недаром  корейская  пословица  гласит:  «Вода,  которую  пьет  корова  становиться  молоком.  Вода,  которую  пьет  змея  ---  становиться  ядом».  А,  их  вода  сделала  Афродитами.  Время  было  за  полночь,  сон  стал  сшибать.  Они  проверили  дверной  запор,  и  пошли  по  кроватям.  Договорились,  что  не  будут  больше  болтать  и  уснут  мертвецки.  Минут  через  десять,  услышали  какое-то  звяканье  за  входной  дверью,  свет  не  стали  зажигать,  на  цыпочках  подошли  к  двери  и  посветили  фонариком.  Чугунный  дверной  крюк  слегка  прыгал  в  ушке  двери.  Чувствовалось,  если  амплитуда  колебания  увеличиться,  то  крюк  выскочит  из  ушка.  За  дверью  слышались  шорохи  и  мужские  разговоры,  разобрать  было  невозможно,  так  как  речь  была  пьяная.  Чувствовалось,  что  там  человек  пять - семь.  Окна  в  ту  сторону  не  было,  оно  находилось  на  противоположной  стороне.  Девушкам  некогда  было  рассуждать,  только  мысли  о  спасении,  они  как  по  команде  натянули  на  себя  болоневые  плащи,  прыгнули  в  резиновые  сапоги  и  кинулись  к  окну.  Окно  раскрылось  легко,  оно,  еще,  не  было  законопачено  на  зиму,  иначе  бы  они  его  не  открыли.  Из  окна  выпрыгнули  на  землю.  На  улице  стояла  запредельная  темнота,  ни  с  чем  несравнимая.  Девушки  пытались  разглядеть  свои  руки,  но  их  не  было  видно.  Какой  физический  закон  действует  в  этих  краях,  дающий  расползание,  такой,  темноты  им  было  неизвестно,  но,  даже,  в  такой  критической  ситуации,  Мария  подумала,  что  изучит,  позже,  для  себя  это  явление.  В  церковно - христианской  библейской  теме  есть  выражение  «полное  отсутствие  света».  В  Библии  под  этим  выражением  подразумевается  ад,  преисподняя.  Рядом  были  слышны  дрожащие  всхлипы  Адели.  Из  их  хатки  раздался  треск,  грохот  и  матерная,  отборная  брань.  Девушки  поняли,  что  дверь  взломана  и  сорвана  с  петель,  надо  спешить  судорожно  думали  они,  вспомнили,  что  налево  по  часовой  стреле  от  них,  за  поселком,  лес.   Мария  и  Адель  ощупью  по  стенам  заплотов,  пошли  в  левую  сторону.  Хорошо  в  поселке  не  было  бездомных  собак,  иначе  они  бы  их  разодрали.  Своим  передвижением  девушки  создавали  шум  и  беспокойство  для  сторожевых  собак  жителей.  Хозяева  ночью  снимали  с  цепей  своих  собак  для  свободного  их  перемещения  и  охраны  своего  хозяйства.  Некоторые  хозяева  держали  вместо  собак,  прирученных  волков,  а  у  двоих  хозяев  были  медведи.  Вот,  залаяла  одна  собака,  не прошло  и  пяти  минут,  как  стоял  всеобщий  громкий,  злобный  собачий  лай.  Постепенно  к  этому  лаю,  присоединился  лай  собак  зоны,  но  они  лаяли  реже, так,  как  злым  и  особо  опасным  собакам  не  свойственно  часто  издавать  звуки,  они,  итак,  легко  могут  сорваться,  со  своего  места  содержания,  на  жертву.  Ситуация  для  девушек  была  настоящей  преисподней,  другого  названия  к  этому  подобрать  невозможно,  так,  как  не  существует.  Мария  и  Адели  бежали,  падали,  ползли,  цепляясь  за  все  попутные  строения  руками,  чтобы  не  отклониться  от  заданного  направления;  мысли  работали  одинаково:  «Быстрее,  быстрее  бежать  в  лес,  спрятаться  там  от  всего  этого  ужаса».  Этот  кошмар  продолжался  часа  три.   Наконец,  девушки  почувствовали,  что  кончился  поселок,  руки  больше  не  скользили  по  доскам  заплотов.  И,  вот,  они  нащупали  здание  сеновала.  Раньше  девушки  видели,  этот,  полузаброшенный,  общественный  сеновал,  а  теперь  они  его  обнаружили  осязаемым  чувством  и  знали,  что  он  находится  на  опушке  леса.  Вот,  и  лестница,  спасительный  ориентир,  друг  за  дружкой  стали  взбираться  по  ней  и  нашарили  долгожданный  лаз.  Забравшись  внутрь  и  ощутив  мягкость  и  запах  свежего  сена,  они  одновременно  издали,  толи  вздох,  толи  стон.  Это  была  нота  их  спасения.  В  стрессовых  ситуациях  мысли  мелькают  на  опережение  недопустимости  неприятных  для  человека  событий.  У  Марии,  всплыли  воспоминания  мудрых  поучений  старца  Иоаникия,  о  котором  когда  то  тайно  читала,  религия  была  запрещена.  Иоаникия  говорил,  молитесь  со  словами:  «Господи,  дай  мне  то,  что  полезно  ---  для  спасения  души  моей»,  он  говорил,  что  надо  благодарить  Бога  за  абсолютно  все,  неблагодарные  люди  Богу  не  нужны.  Мария  шепотом  стала  произносить  благодарения  Богу  за  все,  что  имела,  что  имеет  и  будет  иметь.  Благодаря  молитве,  чувствовала  постепенное  успокоение.  Критические  ситуации  выковывают  людей,  одевают  их  в,  нужное  для  них  время,  в  железные  доспехи  думала  Мария,  тем  самым   находя  для  таких  ситуаций  какой-то  толк.  Запах  сена  дурманил  и  успокаивал.  После  ползуче -- осязаемого  передвижения,  очутившись  здесь  на  сушиле,  тело,  как – будто  находилось  в  невесомости.  Мария,  без  всяких  мыслей,  смотрела  в  открытый  лаз  на  звездное  небо.  От  долгого  смотрения,  пропало  боковое  зрение  и  появилось  ощущения,  как – будто  она  проваливается  в  черную  бездну  со  звездами,  она  уснула.  Проспали  девушки  долго.  Одновременно  проснувшись,  улыбнулись  друг  другу  с  радостным  чувством,  что  все  закончилось,  страшная  ночь  позади.  После  сна  чувствовалась  необыкновенная  легкость,  ведь,  за  ночь  они  пропустили  через  легкие  огромное  количество  чистого  воздуха,  настоянного  на  целебных  травах.  Спустившись  вниз,  Мария  и  Адели,  под  руку  пошли  в  поселок.  Им  казалось,  что  когда  они  идут  рядом,  то  меньше  привлекают  внимание  их  ссадины,  синяки,  кровоподтеки  и  царапины.  Чем  дольше  они  шли,  у  них  плавно  пропадало  чувство  беспокойства  по  этому  поводу.  Подойдя  к  своей  хатке,  они  увидели  валяющуюся   выбитую  с  петель  дверь.  Вещи  в  комнате  не  были  тронуты,  все  было  на  месте.  Окно  было  распахнуто,  гулял  колотун.  И,  вдруг,  они  заметили,  что  напротив  их  окна,  на  электрических  проводах  и  на  одном  из  столбов  болтаются  на  ветру,  свисая  вниз  внутренние  органы,  висели  кишки,  почки,  печень  и  другие  внутренности.  Смотреть  было  страшно  и,  поэтому,  разобрать  подробнее  увиденное  было  сложно,  человек  это  или  животное.  Онемев  от  страха  и  покрывшись  беспредельной  белизной  лица,  они  побежали  в  школу,  там  еще  никого  не  было.  На  школьных  часах  было  шесть  утра.  Девушки  решили  идти  к  директору  школы  Анфисе  Александровне  домой,  выслушав,  она  расположила  девушек  у  себя,  сказав,  что  доложит  об  этом  инциденте  в  соответствующие  органы.

         Им  отремонтировали  дверь,  с  проводов  и  электрического   столба  сняли  распотрашенную   сибирскую  косулю.  Все  мероприятия  проводили  рабочие  с  зоны.  Мария  и  Адели  поняли,  что  это  было  предупреждение    за  их  независимость,  за  установления  своих  правил  женской  самостоятельности,  непокорности  на  их  территории,  где  есть  хозяева,  свой  уклад  жизни,  свои  привычки,  свои  понятия  поведения  женщины.  Здесь  был  жуткий  патриархат,  который  устраивал  всех  жителей.  Мария  твердо  решила,  для  себя,  что  работать,  здесь,  не  будет  и  уедет  --  чего  бы  это  не  стоило.  Ей  руководил  не  страх,  а  обида.  Директор  отпустила  ее  в  РАЙОНО  на  собеседование,  оплатила  билеты,  туда  и  обратно,  на  самолет  АН-2.  В  РАЙОНО,  недавно  назначили  нового  заместителя,  который  учился,  в  университете,  с  братом  Марии.  Удостоверившись,  что  Мария  родная  сестра  Павла,  он  без  проблем  написал  открепление  от  работы  с  формулировкой,  что  по  специальности  геолога  обеспечить  работой  не  можем.  Директор  школы  не  была  против  и  оформила  документ,  который  бы  устраивал  Отдел  народного  образования   города,  который  направил  Марию  на  работу.

         Перед  отъездом  Мария  решила  сделать  отходную,  собрать  сабантуйчик  из,  ставших,  близкими  ей  учителей  и  врачей,  с  которыми  успела  сдружиться.  Заведующая  поликлиникой  предоставила  им  свой  дом,  а  все  застольное  пиршество  организовала  Мария.  В  поселке  все  живут  зажиточно,  нет  бедных  и  пьяниц,  ровная  людская  адекватность.  Хозяин  дома  отбывал  срок,  но  был  на  поселении,  ему  было  разрешено  построить  в  поселке  дом,  обзавестись  хозяйством  и  создать  семью.  В  зоне  он  был  на  хорошем  счету,   работая  по  специальности  ---   технолог  деревообрабатывающего  производства.  Звали  его  Викентий.  В  поселке  ценился,  как  лучший  специалист  по  самогоноварению,  хотя  оно  было,  официально,  запрещено  законом.  Прилетавшие  летчики  всегда  у  него  закупали  самогон.  Кроме  хозяев  на  вечеринке  были  Адели,  еще  две  женщины  врача  и  две  женщины  учительницы.  Мужья  их  были  на  сплаве.  Гуляли  душевно  и  пели  и  плясали.  У  Марии,  на  душе,  нахлынула  грусть,  что  уезжает.  Она  знала,  что  уедет  из  этих  мест,  когда  кончится  срок  отработки,  но  не  сейчас,  ей  хотелось  еще  поработать  с  учениками  и  продлить  общение  с  людьми  этого  края.  Мария  разозлилась  на  судьбу,  и  ей  захотелось  снять,  с  себя,  груз  обиды  за  ситуацию  недопонятности  ее  лучших  побуждений  к  этой  территории,  и  ее  людям.  Она  подумала,  что  это  можно  снять,  убрать  из  ее  жизни,  собственным,  действие  ответки.  Только  кому  и  как?   Она  думала,  что  этим  все  сойдет,  вся  обида  выйдет  через  ею  устроенное  событие  аналогичное  по  подлости  устроенное  ей.  Карма,  конечно,  настигнет  подлецов  и  расставит  все  по  своим  местам,  она  это  знала,  но,  ждать  не  хотелось.  И,  тут,  пришел  инсайт,  она  умозрительно  постигла  целое  и  нашла  правильное  решение.  У  Марии  мелькнула  мысль,  не  Викентий  ли,  муж,   заведующей  поликлиники,  устроил  им  с  Адели  эту  гнусную    ситуацию.  Он  являлся  не  гласным  главой  этого  поселка  и  зоны,  люди  слушались  только  его,  боялись  и  уважали.  До  осуждения,  он  работал  директором  крупнейшего  Сибирского  деревообрабатывающего  комбината.  Имел  опыт  общения  и  руководства  большими  массами  людей,  более  трехсот  человек  и  характер  свойственный  людям  высокого  ранга  руководителя.
 
         На  гулянье  все  немного  покуривали,  и  считалось  шиком  показать,  что  ты  куришь.  У  Марии  была  «Мальбора»,  она  всех  пригласила  выйти  на  крыльцо  покурить.  Публика  обрадовалась,  увидев  такие  дефицитные  сигареты.  Курили,  болтали,  смеялись,  уличный  холод  взбадривал  и  придавал  уверенности  Марии,  Она  специально  завела  долгоиграющий  разговор  с  Викентием,  чтобы  осуществить  свой,  инстинктивно    вспыхнувший,  план.  Вот,  они  остались  на  крыльце  вдвоем,  беседуя  об  экзистенциализме.  Она  специально  вклинила  для  разговора  эту  сложную  тему,  чтобы  беседа  не  оборвалась  быстро.  Разговаривая  и  приближаясь  все  ближе  и  ближе  к  Викентию,  она  как  кошка,  тихо  и  мягко  подошла  и  обняла  его,  поцеловав  несколько  раз  в  шею  по  кругу,  сделав  ожерелье  из  засосов.  Потом  отвела  его  подальше  от  себя,  зажгла  зажигалку,  осветила  свой  труд,  похлопав  по  плечу  и  грубо  сказав:  «Иди,  грейся»  и  впихнула  его  в  дверь  дома.  Он  был  ей  омерзителен,  она  поняла,  что  это  он  руководил,  гнусным,  поступком.   Внезапность  хода  Марии,  полностью,  выбила  из  него  сообразительность.  Он  еще  не  успел  понять,  что  сила  заправилы,  этой  территории,  у  него  прогорела,  закончилась.  «Ожерелье»,  накинуло  на  него  узду  и  удила  в  поселке  теперь  перейдут  к  другому.  Мария,  надела  свое  пальто,  которое  заранее  вынесла,  положив  на  скамейку  у  дома,  и  пошла  в  свою  хатку.  Запредельной,  темноты  не  было  на  улице,  которая  стояла  в  ночь  наказания  девушек  для  острастки.

         Утром  Мария  летела  рейсом  АН-2  до  поселка  Тайшет,  было  солнечно  и  красиво,  в  мозгу  крутились  слова:  «Самолет  поднимается  выше  и  выше  и  моторы  на  взлете  надсадно  ревут,  а  над  миром  синеет  огромная  крыша,  а  под  этою  крышею  люди  живут».  Неудержимые,  крупные,  горькие   беззащитные  слезы  текли  по  щекам  и  падали  на  ее  красный  портфельчик,  где  лежали  документы  об  откреплении  от  учительской  деятельности.


Написано  21  февравля  2023 года,  г. Москва.


Рецензии
Хорошее жизненное описание нелёгкой работы сельского учителя. Я избежал этой участи т.к. заикаюсь, когда волнуюсь. Я тоже из выпуска 1971 года.Мои сокурсники-географы спокойно поехали в сельские школы. Но....впервые слышу, чтобы геологов направляли в школы. Не было такого на Украине. Все выпускники геолфака попали на производство от Карпат до Зеи.
Наилучшего.

Геннадий Шлаин   15.04.2023 22:49     Заявить о нарушении
Добавлю, что это ужас какой - то! Ну и Мария "Магдалина"!

Николай Павлов Юрьевский   31.05.2024 20:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.