Русский язык - живой организм!
И тогда начинаются поиски тех, с кем можно поделиться: не пропадать же прекрасным продуктам.
Вот и звоню я давнему своему приятелю, Ивану Степановичу: - Слушай, друг, у тебя ведь нет дачи, давай я тебе привезу кабачков и яблок, мы уж не знаем, что с ними делать, в этом году Природа явно перестаралась.
- Конечно, не откажусь, приезжай!
И вскоре у него на кухне мы раскладывали дивный натюрморт: кабачки разных сортов, красавицы тыквы и румяные яблоки.
Степаныч – мужик интересный, увлекающийся. Одно время всерьёз занялся фотографией, потом его заинтересовала старинная деревянная архитектура, и всю свою квартиру он украсил видами Кижей и резных хоромов русского Севера. И, наконец, новая страсть – бороться за чистоту русского языка. Теперь всякий разговор непременно сведёт к этой теме.
Вот и я в этот раз попался: - Глянь, какой ассортимент – кабачки всех цветов, какие красавцы!
Степаныч меня поправил: - Слушай, ты зачем чужие слова говоришь? «Ассортимент»… Понимаешь, наш русский язык – богатейший, и нам иностранных слов не надо, любому из них можно найти замену в нашем языке!
Я усмехнулся: - А не опоздал ли ты с этим, милый друг? Сегодня в нашем языке столько иностранных слов, что ежели мы отважно откажемся от них, мы друг друга не поймём.
- А вот я не соглашусь с тобой! Мы вполне можем обойтись без этой иностранщины! Язык Пушкина богат и разнообразен, и мы должны его ценить и беречь!
- Хорошо, давай вспомним из «Евгения Онегина»: - Одевши модный боливар, Онегин едет на бульвар… …Опрятней модного паркета, блистает речка, льдом одета…
Итак, боливар, бульвар, паркет – ведь это не русские слова, Степаныч?
Так ведь это был ещё 19 век, а что же говорить про наше время, когда вся наша жизнь изменилась, техника изменилась? Разве мы сегодня сможем обойтись без всех этих заимствований?
Степаныч упрямо гнёт своё: - Сможем и должны!
Я засмеялся: - Ладно, давай разберём подробнее твоё окружение, я буду перечислять только нерусские, заимствованные слова. Итак, гляди: адрес, индекс, квартира, лоджия, балкон, паркет, ламинат, кафель, унитаз, конфорка, радио, телевизор, телефон, карандаш, мебель, компьютер, монитор, сайт и так далее. Но вот мы вышли из квартиры: - секция, этаж, лифт, тротуар, проспект, асфальт, бордюр, транспорт, автобус, троллейбус, метро, такси, автомобиль, велосипед, пассажиры… Километры, килограммы и прочие меры длины и веса, названия всех наук.
Опять же твоя обстановка здесь, дома: - библиотека, литература, фотографии, микроскоп и телескоп, а твои инструменты, Степаныч? Вот гляди: - верстак, штангенциркуль, пинцет, рашпиль, надфиль, лобзик, дрель, перфоратор… Продолжать?
А как с техникой нам работать, как мы назовём карбюратор, трансформатор? Что уж тогда говорить про электронику? Как же здесь обойтись без этих иностранных слов?
Так что не горячись, Степаныч, этот процесс – взаимопроникновение языков – не сегодня начался, это неизбежное явление, и в других языках точно так же происходит.
Язык – это живой организм, он принимает и перерабатывает чужие слова, и мы к этому привыкаем. Скажи, давно ли в нашем обиходе появились аппараты «Ксерокс», и сразу же появились новые слова: - Эту квитанцию нужно ОТКСЕРИТЬ… (А то и того интереснее: - ОТКСЕРАЧИТЬ)! Режет слух! А потом, со временем, становится привычным…
Степаныч вздохнул: - Понимаю, процесс этот неизбежен, но ведь больно, обидно за нашу речь.
Богатый, красивый язык, а его теснят со всех сторон, скоро от него одни матюги останутся!
Я засмеялся: - Не вешай носа, Степаныч! Язык наш живёт и будет жить, чего и тебе желаю!
Свидетельство о публикации №223030401670
Язык мы сохраним благодаря любви к своей Отчизне, живому интересу к её истории, культуре... Ведь даже просто мыслить, размышлять сложно не зная основ, увы. Как боязно становится порой от осознания того, что редко кто из юных особ этим интересуется...
Ps: с младых ногтей с трепетом отношусь как русскому, так и татарскому, оба языка для меня родные и любимые.
С уважением,
Альфия Ахметшина 16.06.2025 22:03 Заявить о нарушении
Александр Макаров 6 16.06.2025 23:01 Заявить о нарушении