Мечта Мули. Глава 9. Кому ты нужен, лягушка?

Мина Эйтан 
Перевод

Утром мы всегда видим вещи лучшими. Из всех пугающих снов, что были у него ночью, запомнил Муля только одну картинку: Лиор в чёрных воротах, выглядывает и исчезает, выглядывает и исчезает из царской крепости, рот его кривой, как рот рыбы. Этот сон был ему неприятен, т.к. Лиор ничего не говорил, только его кривой рот открывался и закрывался, открывался и закрывался. Но утром было так свежо и прохладно, и Муля пошёл в школу с радостью в сердце.
К шестому классу на четвёртом этаже Муля прыгал через три ступеньки в каждый прыжок и встретил Лиора точно около двери, когда стоял и вешал  своё пальто.
- Хай, Лиор!- Позвал его Муля, сегодня тебе не нужно ждать меня около ворот с портфелем, ты конечно спешишь. Оставь мне в твоём классе, на столе, портфель и плащ и спортивную обувь. Я приду и заберу их.- Муля глядел на Лиора со светлым лицом.
- Кому ты нужен, лягушка!- Сказал сухо Лиор. У меня крепкая память.
- Что?
- У меня крепкая память, рыжий!-сказал Лиор громко.
Не сказал "Муля",и не сказал "Хороший друг" и не сказал "Опора", только "Лягушка" сказал и "Рыжий".
Во дворе школы, между забором зданий классов, стояла лужа воды от последнего дождя.
Муля собрал несколько камней, и по одному бросал их в центр лужи.
Один. один. один. один.
Круги тонкие и круги толстые распространялись по луже. Забор со зданиями классов
и с лицом Мули, которое отражалось в луже дрожали, ломались длинными линиями.
Камень за камнем.
Один, один,один...
Метал в центр лужи.
- Учительница зовёт тебя в класс,- услышал, вдруг, позади себя голос Алекса, мальчика, который  прибыл  из  России. Только тогда он обратил внимание,  что  двор  совершенно  пуст.
- Ьыл звонок?- Спросил Муля
- Давным давно,- ответил Алекс.
В мокрых брюках и с каплями грязи  на их  концах, Муля вошёл в класс. Все дети повернулись и посмотрели  на него, а учительница что-то сказала. Муля надеялся,
что он не оглох-этот звук колокольчика он раньше не слышал и то, что сказала учительница сейчас не слышал тоже. Только слова Лиора  звучали у него, как будто как трансляция громкого радио: "Лягушка, Рыжий, Лягушка, Рыжий, у меня крепкая память!" А Лиор сидел через три этажа от класса Мули, на четвёртом этаже.
На большой перемене Муля остался сидеть на стуле возле окна и медленно скручивал занавеску, пока она не стала как толстый шнурок.
Алекс пришёл навестить его. Сел рядом и шумно грыз яблоко.
- Ты портишь занавеси,-сказал Алекс. А Муля продолжал крутить и говорил Алексу с болью.
-Он сказал, что у него крепкая память( поворот)
-Он сказал я рыжий (поворот)
- И лягушка ( поворот)
- А кто нужен тебе?
Алекс повторял всё время.-Кто? кто? Кто?
И в конце Муля сказал.-Он.
В тот день, когда закончилась учёба, Муля выбрал самую длинную дорогу домой. Он вышел  через задние ворот школы, и повернул по направлению к поликлинике. Знакомый запах лекарств и уколов окружил его. Уже собрался уходить оттуда, и вот из ворот выходит молодая женщина, Наами, сестра Бат-Шева.
- Ой ,Муля- Сказала женщина,-Хорошо, что я тебя увидела, забыла медицинскую карточку дома.Я боюсь,что мне не достанется номера к врачу, там так много людей...
Я не знаю, как мне бежать с Иланом снова домой...
Маленький Илан сидел к коляске с серьёзным лицом.
- Он болен?- Спросил Муля.
- Воспаление в ушах,-вздохнула Наоми.
- Подержи мой портфель,-Сказал Муля и повернулся бежать.
- Скажи моему сыну, Гиору, что это в выдвижном ящике, в спальне!- Сказала Наоми ему вслед и Муля крикнул коротко в улицу,- Хорошо.
Через пять минут вернулся,-Геора не было дома,-рассказал ей Муля и дом был закрыт,тогда я полез по трубе и вошёл через ванную, вот карточка.
- Муля, ты чудо! Сэкономил мне массу времени,- благодарила его Наами.
-Будь здоров, -Муля погладил щёку малыша и поправил ему шерстяное одеяло вокруг тела. И добавил,-Чтобы было тебе тепло.

Возле магазина увидел Муля, что установили новый общественный телефон. Вениамин из магазина говорил по нему и посмотрел на улицу. Когда он увидел Мулю, сказал в трубку,-одну минутку,- и позвал Мулю,-Парень! Заскочи, пожалуйста, к госпоже Шварц и скажи ей, что есть звонок от её сестры!
Муля положил портфель около телефона и его ноги полетели в сторону дома госпожи Шварц. Но госпожа Шварц услышала крик Мули с улицы, тотчас, не снимая домашнего  халата и не распутывая розовые колёса из волос, быстро накрасила губы губной помадой, линия и ещё линия, и покатилась по ступенькам. Муля бежал быстро, а
госпожа Шварц пыхтела позади него.
- Это сестра моя из Америки...она в Нетании...она из Америки...Я так волнуюсь...
Я умираю.
До того как Муля повернул так и так, госпожа Шварц уже смеётся и кричит в трубку
и машет Муле рукой.
-Твой портфель, сладкий! Не забудь свой портфель!
 Муля медленно шёл и пинал круглые камни которые выдолбили на дороге.

- Мальчик!Мальчик!- Позвали кого-то сзади. Мирьям, библиотекарша, нагруженная пакетами, догоняла его.
- Ой, Муля, не знала, что это ты,- сказала женщина задыхаясь,-сделай доброе дело, возьми, пожалуйста, у меня этот пакет, он сейчас упадёт...
Муля взял пакет и пошёл рядом с Мирьям.
- Вот. Это здесь. Довольно близко. Не знала, что присоединишься тащить так много.
Если бы знала, взяла бы тележку или что-нибудь. В действительности, тележка моя сломана. Михаэль обещал починить её, но никогда у него нет времени для починки. Он занят. Всё время занят. Едет туда. Едет  сюда. Только для дома у него нет времени. Сколько можно ждать?...
 Мирьям  говорила и говорила без перерыва, пока, наконец, не объявила.
- Всё, пришли,  большое спасибо, Муля, ты хочешь грейпфрут или что-нибудь?
Пока Муля  пришёл  домой, было уже пять или половина шестого. Его мама очень беспокоилась, и даже Рахеля не могла сказать, куда пошёл.
- Я не почувствовал, как прошло время,- оправдывался Муля перед мамой.- Я прошу прощения, что заставил тебя беспокоиться.
Собака Рахели выла на лестничной площадке. Муля открыл двери и стал смотреть.
Рахела стояла около корыта, и пыталась отмыть грязь из длинных волос щенка.
- Я думал, что он грустный,- сказал Муля,-но он только моется...
- Всегда,когда он моется, он делается грустный,-сказала Рахеля,- у него в природе пачкаться.
- Ты не представляешь, какой грустный я был вчера,-- сказал Муля.
- А сегодня как ты себя чувствуешь?
- Сегодня? Сегодня я может быть, немного больше грустный...Мне кажется, что я тоскую за вещами, связанными с Лиором. Мне доставляло удовольствие помогать ему.
-Рахеля немного скривилась.
- Да,-сказал Муля,-если у тебя есть хороший друг, тебе удовольствие помогать ему.
И, вдруг, я не понимаю, что случилось...Ты понимаешь, Рахеля?
- А если я понимаю, тогда что?- Ответила Рахель. И начала намыливать собаку.
- Тогда может быть скажешь мне.-Попросил Муля.-Может быть я смогу что-то исправить или попросить прощения, или что-нибудь...
- Да,- сказала Рахеля,- ты должен просить прощения.
Муля слушал внимательно.
- Только не у Лиора,-продолжала Рахеля,- напротив, ты должен просить прощения у себя самого! Ты думал, что Лиор важный господин, потому, что он давал тебе деньги.
А господин привык, что Муля должен бежать, Муля должен тащить, Муля должен идти навстречу опасностям - а что Муля? Ничего? Только раб? Не важно? Вообще?Нельзя ему бояться? Нельзя ему быть усталым? Всегда должен соглашаться? Сколько это должно продолжаться? Это написано в Торе?

-Муля смеялся,-ты говоришь, что я важный, Рахеля? Я важный?-Он втянул голову в плечи.
 Рахела кивнула  головой.
 Муля смеялся.
- Рахеля,-сказал ей,- у тебя красивые мысли. Я люблю твои мысли...
Рахеля  улыбнулась.
-Так это значит, что я важный.- покачал Муля головой. Тонкая струя хорошего настроения начала трепетать в сердце,  в сущности, что это значит, что
кто-нибудь важен?
Рахеля пожала плечами.
- Может быть кто-то... который должен думать о тебе.
- Даже ребёнок из школьного класса?
Рахеля кивнула головой, а Муля засмеялся,- Сейчас я понял...Я только не знаю...
Я только не знаю, что нужно думать обо мне...
Но Рахеля знала- если  Муля так хочет заработать деньги, стоит достигать желанной трубы, но дорога к этому должна быть уважаемой. Не оскорбительной и не позорящей.
Так думала Рахела, в тотчас пока вытирала и сушила волосы  собаки.
- Может быть я могу немного помыть ноги в этой воде?- Спросил Муля,
- От чего они такие грязные?
- От беготни- ответил Муля и рассказал Рахеле обо всех миссиях, которые выполнял.
Немного пробежал по грунтовой дороге, немного упал, немного полазил по трубам, немного тащил...
Рахеля посмотрела на него долгим взглядом.

Мокрые от воды, маленькие и тонкие  ноги Мули блеснули в корыте.
- Ты можешь быть прекрасным посыльным, -сказала,-у тебя ноги лани.
Нужно было открыть глаза и уши и вмешаться в подходящий момент. И так точно сделала Рахеля. Как будто удивляясь, задержалась в кооперативном магазине и в очереди к автобусу, и в овощном магазине, и в очереди к телефону. В каждом месте
где собрались люди останавливалась Рахеля, слушала беседы и давала маленькие советы: Если нужен быстрый курьер, чтобы передать  что-то или получить что-то,  нет лучше чем Шмуэль Спивак. Он ответственный и быстроногий и не дай бог заперта дверь и хозяйка дома осталась на улице без ключа, просто нужно обратиться к Муле. Он может залезть в квартиру по канализационной трубе и войти внутрь. Рахеля не забыла заметить в конце, что в обмен на услуги, Муле нужно дать небольшую плату. Он нуждается в  этом.

Кто помнит советы? Тот кто нуждался в них. И южном районе было много нуждающихся в советах Рахели. Почему? Потому, что после обеда туда дули западные ветры с моря
и двери часто захлопывались и запирались. До того как разрекламировали имя Мули, были домашние хозяйки с корзинами овощей, которые остались от рынка, стоящие растерянные на улице. Ждали до тех пор, пока кто-то не позовёт Нахума, слесаря.
Но  его мастерская была закрыта три раза в неделю, потому что Нахум  проводил время у дочери и внуков. А когда открывал свою мастерскую, заявлял равину, что он занят и только советовал, что делать, а если уже соглашался прийти, требовал
наперчённую сумму денег и нужно было спорить с ним по меньшей мере пол часа, чтобы опустил цену. Вот, раз так, был у Мули заработок.
Кроме  того  в  те  дни ещё не было телефонов в большинстве домов,и всё таки были другие интересы и мысли  которые должны были  быть переданы  или  получены  срочно. Поэтому была дополнительная причина, чтобы искать Мулю, и его звали и посылали и давали ему работу.
Он не знал, что всё это, дело рук Рахели и удивлялся -как, вдруг, все люди в районе получали "Решение Мули". Он брал вещи и приносил вещи, передавал сообщения и получал сообщения, и он  лёгкими ногами бежал с места на место, и время от времени, как шустрый кот, лез на водосточные трубы, и открывал запертые двери.
Его старая копилка  окончательно наполнилась  и Рахеля ему одолжила свою, голубую. Постепенно наполнялась также  и голубая.

Однако, не все люди понимали, что такое небольшая оплата, которую должны дать Муле за усилия.  Каждый понимал это по  разному. Иногда дадут ему использованную одежду, которая  передавалась между  братьями в семье, иногда получит кусок пирога или стакан охлаждённого напитка, иногда просто скажут ему: "Большое спасибо. " Но, иногда, получит монету или две, чтобы купил себе к Пасхе в киоске мороженое. Такие случаи Муля назвал "Возможность" И в эти дни чувствовал Муля, что день трубы приближается.
Однажды, когда он бежал позвать госпожу Шварц к телефону, он увидел Джимбо, предводителя клиперов, ехавшем на красном велосипеде Лиора. Муля  остановился
поглядеть и...убедиться, что это действительно велосипед Лиора, и на нём Джимбо,  а закончив свои посылки, побежал искать Рахелю.

- Я думаю, что Жимбо на самом деле украл велосипед Лиора,- рассказал волнуясь, Муля.- Он уже не друг мне, но нужно рассказать ему. Ты согласна сказать ему, Рахеля?
Рахеля согласилась  пойти,  не смотря на то, что она не любила Лиора.  Муля предложил проводить её, может быть случится что-то хорошее, думал.
По дороге к Лиору они встретили Ёни.
- Куда вы идёте?- Спросил Ёни.
- Сказать что-то Лиору.-Ответил Муля.
- Что сказать?
- Что Джимбо украл у него велосипед,-ответила Рахеля, Муля видел как он его украл.
_ Он не крал его,-Сказал Ёни.-У них  есть соглашение. Джимбо может брать велосипед
Лиора, когда он захочет.
- Что?- Рахеля и Муля открыли рты,-Что ты говоришь? С каких пор у них это соглашение?
-Давно. В тот день, когда украли у жадины этот велосипед.-Сказал Ёни.- то есть через два дня после этого.
-Почему через два дня после этого? Что случилось  через два дня?
-Рассказ старый,-засмеялся Ёни,-родители 'Щепотки,' пожаловались в милицию, что новый велосипед их сына исчез. А через два дня пришел полицейский в их дом.  Одной рукой он держал большого Джимбо, а в другой руке у него был пропавший велосипед. Полицейский спросил  у Щепотки, правда ли что он одолжил Джимбо велосипед, и правда ли что он знает, что Джимбо нужен велосипед для важной цели и правда ли, что Джимбо его друг- т.к. так сказал  Джимбо в милиции, после того как нашли этот велосипед у него во дворе.

- И что он сказал?-Спросили Муля и Рахеля одновременно.
- Щепотка? Он два раза не думал. В тот же момент как Джимбо посмотрел в его маленькие глазки быстро и сказал, " да, да, забыл что одолжил ему этот  велосипед,  придурок такой я".
Родители его попросили  прощения  у полицейского  за напрасное беспокойство, а полицейский отпустил Джимбо и ушёл. Джимбо  сказал,-Молодец толстый!-и так погладил, похлопывая его по спине, что Лиор упал, но быстро поднялся и спросил,-Так ты действительно мой друг? И тогда Щепотка разрешил Джимбо брать велосипед
когда он ему понадобится, потому, что они друзья. Благодаря этому,ему разрешают приходить на собрания клиперов.
Муля чуть не упал в обморок.-Ты хочешь сказать мне, что Лиор играет в футбол с клиперами? Лиор?
 - Кто сказал? Он готовит для них полотенца, наводит порядок с рубашками и вещами
такими...-Сказал  Ёни.
- И он  соглашается  это  делать?- Спросила Рахеля.
- Что значит соглашается,-ответил Ёни,-Джимби сказал ему, а с Джимби не спорят.
- Слышала, Рахеля? Он приводит в порядок рубашки и готовит полотенца.-Сказал Муля.
Но Джимбо обещал ему,  что если когда-то освободится место в группе, вспомнят о нём и возьмут, но прежде он должен показать, что он им подходит.А пока между ними соглашение  по велосипеду.
- Он, конечно, грустный,-сказал Муля, я знаю его. Он  не  любит  быть  не  важным, как сказала Рахеля.
- Грустный? Чего,вдруг  грустны?- Засмеялся Ёни.-Тебе нужно послушать, какие он рассказывает анекдоты...

- Интересно,-сказала Рахеля, какие анекдоты он  рассказывает?-Также удивился Муля.- Не знал, что Лиор может рассказывать анекдоты.
Оба посмотрели на Ёни.
- Всегда одно и тоже, шутка о маленьком мальчике, который однажды пошёл на свадьбу
и после этого стал немного "Ку-Ку"( Ёни покрутил пальцем около головы.)Он  решил,  что  должен играть только на свадьбах, и только  весёлые  песни  и только на  трубе, но то, чего не достаёт ему, так это трубы и чёрной рубашки, иначе он не  может.
- А это, что, смешно?-Спросила Рахеля.
 -Сначала это очень смешно, но шутка перестаёт быть смешной, если её повторяют пятьдесят раз. Говорю ему, придумай что-то новое, тогда он добавляет к этому рассказу что-то ещё... Я знаю? Уже не помню...Что-то с газетами и птицами...не помню!
- Интересно,-Сказала  Рахеля,-Очень интересно. Жаль,что он не помнит ещё  один анекдот, о господине, который превратился в слугу. Он, конечно, знает этот  анекдот. У Рахели было  красное лицо, но Муля просто стоял и на лице его была странная  улыбка.
- Тогда, всё хорошо,- сказал он,-тогда пойдём домой, Рахела?







        Продолжение следует


Рецензии