Прогулка

Собрался я и поехал навестить могилу последнего диктатора Европы. Давно собирался, да недосуг было. Выехав за Мадрид, уже издалека вижу огромный бетонный крест. Название деревни я помню и, поэтому, не занимаюсь его разглядыванием издали. Зря, между прочим. Приезжаю в Эль-Эскориаль (деревня такая) и не вижу креста. Всё великое видно только издали. Стоят вокруг горы метров 600-800. Монастырь стоит. Парк есть. Сосны в парке высотой до 30 метров, что не способствует ориентированию на местности.
Так! Похоже погуляем. Спрашивать не решаюсь. Многие испанцы, мягко говоря, не приходят в восторг при упоминании имени дона Франко. И я беру примерное направление и пошел по зелёному зимнему лесу. Иду и по дороге, и без. Нету! Вспоминаю, что на днях по ящику видел, как одного старика на горку пешком заводили и оттуда был виден сей статуй. Лезу на вершину и я. Чем больше лезу, тем меньше уверенности в правильности направления. Вылез. По всей горе, по её хребту из камней выложена стена. Заглядываю за неё.
Вот тот монумент! Ещё каких-нибудь 5 км осталось. Перемахиваю через стену, через хребет. Через какой-то загороженный лесной участок с устрашающими надписями "Министерство агрикультуры и ещё чего-то, ходить запрещается!" Выхожу на дорогу. Еще пару км и пришел. Чем ближе подходишь, тем меньше кажется горка из-за нависшего над ней креста. Не могу отделаться от мысли, что как-то здесь всё заброшено и не ухожено. Но машины проезжают туда и обратно. Читаю надпись на камне посреди перекрестка "Basilica El Escorial". И всё. Ну, ладно, иду дальше. Один всего ресторанчик, одно кафе. Паркинг небольшой и три десятка машин на нем. Не почитают!
Захожу по ступенькам на площадку мемориала размером с Красную Площадь и вижу огромнейшие двери, высотой метров 12, ведущие в гору. Заглядываю вовнутрь. Через полицейского, металлодетектор. И всё содержимое карманов, включая мобильник, на просветку. Ну, это понятно. Не всем другом каудильо был. Ещё одна дверь и оказываюсь в тоннеле шириной 20, высотой 25 и длиной 200 с лишним метров. Слева на стене только одна надпись "Этот мемориал задумал и открыл 1 апреля 1959 года генералисс...".
Пол из чёрного мрамора. Всё монументально просто. А могилы нет. В самом конце этой штольни, где проходят церковные службы, прямо на полу лежат венки, ленты. Ну, мало ли что и для чего кладут? И я выхожу наружу. И только потом я узнал, что именно там, под венками, и упокоили дона Франциско. А венки лежат еще с 20 ноября - годовщины смерти. Там, где я большими буквами про инаугурацию читал, сослепу не заметил на стенах мелкими буквами списки строителей, кто сей мавзолей до самой смерти своей строил. Крут был дон.
Посмотрел я почти всё. Наверх подниматься не стал и отправился восвояси. Пешком. По дороге уже, а не по горам. Километров через пять вижу, как через солидные ворота въезжают авто и с них плату берут. Во, отомстили диктатору! После смерти на самоокупаемость поставили! Но я вроде как уже посмотрел, а за выход не берут. Посмотрел на меня полицейский будничным взглядом: раз идёт пешком, значит по делам. Ну и я с ним здороваться не стал.


Рецензии