Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 4

                ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

         Итак,Олег Иванович Даль продолжает идти по ступеням своей актёрской
  стези.На это раз он радует нас своим творчеством в фильмах:

  ЖЕНЯ,ЖЕНЕЧКА,и КАТЮША
  ************************
  Фильм Владимира Мотыля "Женя,Женечка,и Катюша" был снят в 1967 году по мотивам
  повести Булата Окуджавы "Будь здоров школяр".Сценарий картины,как утверждал
  Окуджава "писался" в расчёте на Даля" - создатели ленты считают,что именно он
  способен воплотить на экране образ интеллигентного весёлого юноши - фантазёра
  Жени Колышкина,который,попав на войну продолжил жить в собственном выдуманном
  мире.Несмотря,на то,что Олегу во время кинопроб было двадцать пять лет,он с
  угловатой,аскетически худой мальчиковой фигурой - в целом совпадал по типажу с
  персонажем ленты.
  Первые пробы с участием Олега Даля были однако признаны неудачными -
  представители Худсовета киностудии отмечали,что в его герое "нет стихийного
  обаяния" и русского национального начала".Владимир Мотыль несмотря на это
  отстаивал кандидатуру Олега,объясняя коллегам,что видел работу артиста на
  сцене "Современника" и хорошо знает его потенциал. Вопреки решению худсовета
  режиссёр провёл повторные пробы,после которых Олег Даль был утверждён на роль
  под персональную ответственность Владимира Мотыля.

  Перед съёмками режиссёр настоятельно попросил актёра соблюдать дисциплину и
  находиться в состоянии,подходящем для творчества.Тем не менее во время работы
  над картиной у Олега Даля произошёл алкогольный срыв,и он получил
  административное наказание сроком на пятнадцать суток.Актёра,попавшего на
  "перевоспитание" в милицию,ежедневно под конвоем доставляли на съёмочную
  площадку,в конце дня он возвращался в камеру.Согласно производственному
  графику,именно в то время снималась сцена пребывания жени Колышкина на
  гауптвахте,и внутреннее состояние артиста совпало с настроением его героя.

  Сам по себе образ интеллигентного героя - фронтовика был по словам Натальи
  Галаджевой,для советского кинематографа не новым: до ленты В.Мотыля на экраны
  вышли такие фильмы,как "Летят журавли" Михаила Калатозова и "Солдаты"
  Александра Иванова.Однако Женя Колышкин,будучи "младшим братом" лейтенанта
  Керженцева и Бориса Бороздина,принёс на экран ещё и черты сказочных героев.
  Подобно Иванушке - дурачку "герой Даля балагурит и озорничает,проявляет
  смекалку и действует так,как диктует его чистая душа"."Не доиграв своё в
  детстве" Колышкин относится к военным будням с непосредственностью подростка,
  влюбленного в произведения А.Дюма:мытьё стола он превращает в игру,а
  грубоватую связистку Женечку Земляникину наделяет чертами Прекрасной дамы,
  честь которой он готов отстаивать с мушкетёрской шпагой в руках.Поначалу
  поведение героя - фантазёра кажется сослуживцам нелепым и смешным,однако
  постепенно "высокий настрой" Жени Колышкина начинает находить отклик и у
  связистки и у прижимистого ефрейтора Захара Косых.Главный герой тоже меняется,
  осознавая насколько далеки его романтические устремления от окружающей
  обстановки.Он вынужден иронизировать над собой и старается "улыбаться,чтобы не
  плакать".

  ХРОНИКА  ПИКИРУЮЩЕГО  БОМБАРДИРОВЩИКА
  ****************************************
  В разгар съёмок в фильме "Женя,Женечка и Катюша" Олег Даль покинул
  "Современник";его уход по словам киноведа Александра Иванова,"был громким и
  скандальным".После завершении работы в картине В.Мотыля Олег обратился к
  Директору театра.
  Двадцать шестого ноября 1966 года состоялось заседание худсовета
  "Современника",где Игорь Кваша зачитал письмо Олега Даля.Из девяти членов
  худсовета лишь трое - Олег Ефремов,Евгений Евстигнеев и Виктор Сергачёв
  - проголосовали за возвращение актёра в труппу.
  Через три дня,29 ноября,вопрос о дальнейшей творческой судьбе Олега Даля
  решался на общем собрании коллектива.Олег пришёл на мероприятие в нетрезвом
  состоянии и Игорь Кваша,увидев его у служебного входа,настоятельно попросил
  коллегу покинуть театр.Собрание проходило без актёра.

  Согласно данным,сохранившейся стенографии за Олега Даля готовы были проучиться
  Владимир Земляникин,Юрий Комаров,Андрей Мягков и другие артисты 
  "Современника".
  Против его возвращения проголосовали Михаил Козаков,Людмила Иванова,Игорь
  Кваша,Евгений Евстигнеев,директор театра Леонид Эрман;Галина Волчек
  воздержалась.В итоге было решено отложить решение на месяц.И именно в этот
  период,словно Всевышний решил вмешаться в его жизнь.За это время Олег Даль
  получил приглашение на участие в фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика" и
  вернулся в "Современник" лишь через полгода.

  Роль стрелка - радиста Евгения Соболевского,сыгранная Олегом Далем в
  "Хронике..." - это своеобразное продолжение образа Жени Колышкина.Героев
  объединяет лёгкая,ироничная,внешняя беззаботность,нелюбовь к пафосу и
  тяготение к романтизму.Однако,если Колышкин выглядит порой инфантильным,не
  умеющим скрывать свои слабости,то Соболевский способен с помощью иронии
  закрываться от бесцеремонности,вторжения в личное пространство и сохранять
  внутреннюю свободу.По замечаниям киноведа Киры Клюевской,в "Хронике..." герой
  Даля" всегда чуть - чуть отстранён и поэтому не боится смешных положений.

  СТАРАЯ,СТАРАЯ СКАЗКА
  **********************
  Первая встреча Надежды Кошеваровой с Олегом Далем состоялась в 1962 году,
  перед началом работы над гротесковой сказочной комедией "Каин 18".По
  предположению ассистента режиссёра Анны Тубиншляк Олег(в ту пору студент) был
  привлечён к кинопробам.По признанию Надежды Кошеваровой во время проб она
  увидела молодого человека с интересным актёрским мышлением,однако принять
  участие в съёмках "Каина.." Олег Даль не смог из - за запрета директора
  театрального училища.
  Пять лет спустя Надежда Кошеварова предложила Олегу Далю две роли в
  музыкальной фантазии "Старая,старая сказка" по мотивам произведений Андерсена:
  артист сыграл там и печального Кукольника и его внутреннее состояние -
  весёлого и неунывающего Солдата.Партнёршей Даля стала Марина Неёлова,которой
  достались роли избалованной Принцессы и мягкой,деликатной Дочери трактирщика.
  По сюжету,Кукольник сочиняет историю про сметливого героя,которому удаётся
  всё:обмануть Ведьму,получить огниво,добиться взаимности от Принцессы.Сам автор
  - сказочник оказывается в фильме не столь удачлив:в финале картины Дочь
  трактирщика,ради которой была придумана волшебная история о любви,
  отказывается покинуть родной дом и оставить без поддержки старого отца,Герой -
  бродяга сворачивает ширму,складывает в чемодан своих "персонажей" и
  отправляется странствовать в одиночестве:В жизни чудес не бывает".

  Олег Даль по словам режиссёра тщательно готовился к съёмкам,а потому у него не
  было проблем с текстом.В процессе работы артист не перепутал,и не изменил ни
  одной фразы,написанной сценаристами.Однако нелюбовь актёра к повторам
  приводила к тому,что в каждом очередном дубле он дополнял образ Солдата новыми
  неожиданными красками.Режиссёр Надежда Кошеварова,оценившая умение Олега Даля
  фантазировать,и его профессионализм(Если по роли требовалось он "открывал"
  свой темперамент,если нет,то его закрывал"),порой ограничивая количество
  дублей,потому,что актёр своими импровизациями менял режиссёрские установки и
  "ломал" операторские мизансцены.Через год после выхода "Старой,старой сказки",
  когда Григорий Козинцев приступил на Ленфильме" к съёмкам "Короля Лира",
  именно Надежда Кошеварова предложила коллеге режиссёру пригласить на роль Шута
  Олега Даля:Это удивительный человек,лёгкий,точный,который вас аккумулирует".

  ТРЕТИЙ БРАК.ЕЛИЗАВЕТА АПРАКСИНА
  **********************************
  Знакомство Олега Даля с монтажёром студии "Ленфильм" Елизаветой Апраксиной (
  1937 - 2003 год) - внучкой литературоведа Бориса Эхенбаума и дочерью 
  театрального художника Алексея Апраксина произошло в 1969 году во время съёмок
  фильма "Король Лир".По воспоминаниям Елизаветы их первая встреча состоялась в
  монтажном зале киностудии,где во время просмотра рабочих материалов появился
  бритый наголо(так требовалось по роли) молодой человек с "совершенно
  нематериальной фигурой".Такое впечатление,что в костюме не было тела".
  Постепенному сближению Олега и Лизы способствовала экспедиция в Нарве - там
  вся киногруппа Козинцева размещалась в одной гостинице.После съёмок начался
  обмен посланиями.Олег Даль,находившийся с театром на гастролях,то отправлял
  будущей жене телеграмму с призывом - Давай поедем куда - нибудь".И вообще
  давай!То предостерегал:Предрекаю муку тебе от меня неимоверную.Но ты люби
  меня."
  Когда Елизавета Апраксина сообщила Козинцеву,что собирается выйти замуж за
  Олега Даля,кинорежиссёр откликнулся на новость телеграммой:Замечательно!
  Великолепно!Удивительно!Восхитительно!Страшно рад!Пусть вам обоим всегда
  светит солнце!".
  На первых порах по воспоминаниям Елизаветы семья жила весьма трудно.Олег
  оказался вне театра,вне съёмок",и единственным источником существования была
  скромная зарплата тёщи Олега Даля - Ольги Эйхенбаум.Максимально ограничивали
  себя в бытовых потребностях.Жена и тёща Олега порой продавали собственные
  вещи.Когда Олег Даль после заключения договора о работе в фильме "Тень" принёс
  аванс - 300 рублей(конец 60 - ых) - в доме наступил невероятный праздник".
  Однако через несколько дней кто - то из знакомых актёра попросил "помочь с
  деньгами" и тот легко отдал,оставшиеся после семейного торжества сумму.

  "Вообще страшно,какую нищенскую жизнь мы прожили.Нищую", - писала впоследствии
  Елизавета Апраксина - Даль.

  В первое время после свадьбы Олег и Лиза жили в двух городах.Елизавета долго
  занималась обменом ленинградской квартиры своей матери на московскую.В 1973
  году,когда стало понятно,что для поисков подходящего варианта потребуется ещё
  много времени,помощь пришла со стороны Олега Табакова,который от имени
  Дирекции театра "Современника" написал запрос в Моссовет.В отправленном письме
  О.Табаков указал,что из - за жилищных проблем О.И.Даль и его жена в течении
  нескольких лет живут врозь,и эта ситуация мешает работе артиста.После
  получения запроса секретарь исполкома Моссовета Николай Сычёв в течении суток
  решил "Квартирный вопрос" Олега Даля.По признанию Елизаветы,уйдя из профессии
  по настоянию Олега,она стала служить мужу":" Он считал себя главой семьи - в
  самом точном понимании этой должности".

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                04.03.2023   


Рецензии