Зачет, два рассказа

Зачет



Михаил Сигизмундович вальяжно сидел в аудитории, от скуки выстукивая закругленной стороной ручки по зачетке какой-то ритм.
- Ну-с, слушаю вас, коллега, вашу стихотворную интерпретацию на тему Илиада. Одиссея.
И поднял глаза к потолку.
Девушка с прической похожей на светлый одуванчик тонким голосом c воодушевлением продекларировала сочиненное накануне на одном дыхании, поздно вечером - стихотворение.
Лицо Михаила Сигизмундовича, по мере прослушивания, ничего не выражало. Он был известен на кафедре крутым нравом, непредсказуемым характером и не менее непредсказуемыми противоречивыми выводами.
- Виктория, так вас зовут, кажется? Виктория – победа! Виктория - имя королев! Зачем же вы Виктория, такая прекрасная, такая умная, такая юная читаете чужие стихи? Вас не учили в детстве, что плодами чужого труда без разрешения пользоваться нехорошо?
- Но это не чужие стихи, эти стихи я сочинила вчера – с обидой ответила Виктория, все ее воодушевление сняло, как рукой.
- Позвольте вам не поверить – нарочито вежливо кивнул Михаил Сигизмундович. – Стилистика вашего сочинения очень отличается от сочинения, которое вы демонстрировали в прошлый раз. – И он погрозил пальцем.
- Ну и что что отличается – с возросшим недоумением спросила Виктория. – Есть разные сочинения, литературные эксперименты, пробы.
- И все-таки я хотел бы сказать следующее. Уровень, который вы продемонстрировали сейчас, намного выше уровня, который демонстрируют ваши сокурсники и, который вы демонстрировали в прошлый раз. Откуда, вдруг такие способности, откуда такие познания человеческой природы и их чувств в столь юном создании? Откуда такие богатые сравнения, хитросплетения слов?
- Но это не доказательство того, что это чужое произведение. Вы сами говорили, что творчество – непредсказуемое, живое, изменчивое. Вы говорили, что творчество, произведения искусства может быть выше человека, который творит.  Кроме того, все детство и юность я провела за книгами. Есть природная наблюдательность, и больше интерес к людям, к их словам, чем к себе. Я занималась самообучением, самообразованием. А может быть у меня талант?
- Вы безусловно себя очень любите, это достойно похвалы.  И все же, осторожнее, коллега в выражениях.
- А что сделала не так?
- Ставлю четыре, Виктория, заслуженную прекрасную четыре, которой вы можете по праву гордиться. Конечно, вы молодец, никто не спорит. Но девушку украшает скромность, и весьма нескромно говорить о своем юношеском стихотворении – произведение искусства. Произведение искусства – это полет, это мастерство, духовность, а у вас это пока – скромная ученическая работа, хотя и не без достоинств, нужно выбирать эпитеты в отношении своего творчества скромные и осторожные. Это я вам по-дружески советую. Будущие коллеги вас не поймут.  А слово талант вообще обязывает, это я вам как старший коллега, товарищ объясняю. Человек с талантом – это творец, провидец эпохи, духовник исскусства, проводник жизни, глашатай тенденций реалий. Увы, пока не могу сказать, что у вас талант. Несколько самонадеянно, коллега. Но дерзайте, дерзайте. Как преподаватель я обязан вас поощрить.
Виктория молча забрала зачетку, положила ее в потрепанную сумку, и вышла с аудитории.
Оставшийся день Михаил Сигизмундович провел как обычно, но к концу дня накопилось такое раздражение, что он даже со злости швырнул на пол свою любимую кружку. Затем включил горячую воду, подошел к маленькому запотевшему зеркалу в ванной, посмотрел на себя и наконец понял причину своего раздражения. «Как эта соплячка смеет со мной пререкаться! Ненавижу таких баб. Сочинила, что-то в два притопа, а апломба куча. Я столько работал, учился, столько читал, до всего доходил терпением и трудом, кроме того, все-таки заместитель заведующего кафедры, как никак, уважаемый человек. А эта вечер посидела – и на тебе – мои стихи. А сколько апломба. Смешная соплячка думает, что у нее талант. Талант был у меня, талант предполагает настоящий ум, опытность, но к сожалению, талант растратил на таких как она. А благодарности ноль. А эта … стоит и прямо чуть ли не смеется мне в лицо. У меня талант, у меня стихи, стихи мои – тьфу! Природная наблюдательность, интерес к людям. Слова-то какие, какое самомнение о себе. Подрастешь, поймешь, способности еще не все, да начхать на способности, нужно уметь разговаривать с людьми, подладиться, уметь общаться, уметь понравится. Уметь понравиться людям - вот главный в жизни талант.
Вот не поставлю я тебе за твое выражение лица и слова, в следующий раз зачет, тогда и посмотрим какой у тебя "талант" и насколько тебя хватит!»



примечание: Подобная ситуация, на мой взгляд, часто встречается. Учебные заведения, имеющие отношение к словесности не при чем, вернее, я не знаю есть там подобные явления или нет, скорее всего, есть, как и везде, c подобными явлениями сталкивалась в другой сфере деятельности - но в подавляющем большинстве случаев со слов. О преподавателях, у которых лично обучалась в учебных заведениях такого написать  не могу - преподаватели у которых проходила обучение, на мой взгляд, хорошо обучали, старались обучить, передать знания, многое знали.





Правдивая история

В узком коридоре, занавешенным плакатами, привлекательная девушка вежливо потянулась с приветствием к проходившей мимо другой девушке.
- Привет, Валя.
- Ну привет, Милослава.
- Почему «ну» - тихо, спокойно спросила Милослава, но глаза ее зло блеснули, хотя она с детства прекрасно умела скрывать свои эмоции, не показывала свое недовольство.
- Помнишь, мы вообще-то подругами были. На прошлой неделе у меня на пижамной вечеринке, как мне сказали, ты читала мой дневник, который лежал с моими документами, видимо, прочитала, что мне нравился раньше Миша. А сегодня Павел мне сказал, что раз мне нравится Миша, он больше не будет со мной встречаться. Больше было некому о Мише рассказать.            Читать чужие дневники, чужую переписку и прочее, еще и рассказывать другим об этом – мерзко.           И пропали кое-какие документы.
- Насчет пропажи, доказательства, что я взяла у тебя документы, есть? Я так поняла, что нет. А насчет дневников, переписки и т.п. может, я за Павла переживаю, нравится тебе Миша, вот и встречайся с ним.
- Другого ответа от тебя я и не ждала. Нравился, а не нравится. Ты переживаешь за Павла? Верится с трудом. Как ты смеешь читать мой дневник, лезть в мои документы, я уже не говорю о том, что красть, это вообще в голове не укладывается. Хотя для тебя, видимо, это норма. И это уже далеко не первая подобная ситуация.
Сколько раз ты подобное делала, искажаешь информацию, врешь. Сколько раз такое было! Я молчала, думала, может ошибаюсь, боялась обидеть. Оказалось, не ошибаюсь. Тут умолчала, тут преувеличила.
- Да зачем мне лгать?
- Не знаю, может, из-за зависти или чтобы достичь каких-то целей, наверное, понимаешь, что без лжи своего ты не достигнешь, а, скорее всего, из-за того и из-за другого.
- Тебе, что ли завидовать? Чему завидовать? Ты не допускаешь мнения, что Павел тебе это сказал, потому что ты ему не нравишься больше, разонравилась, мои слова он использовал, как предлог, чтобы расстаться. Было бы кому завидовать! Ты посмотри на себя.
- Ну хотя бы я теперь понимаю, как ты меня на самом деле оцениваешь, а то столько сладких речей было раньше.
Хотя чего от тебя еще ждать, ты же более слабых гнобишь, причем знаешь, что самое плохое? Гнобишь не потому, что они в чем-то виноваты. А знаешь, что еще самое плохое?
- Просвети - спокойно и насмешливо сказал Милослава. Она чувствовала за собой превосходство спокойствия, поддержки друзей, денег.
 - То что ты готова на любые гадости, на абсолютно любые подлости, любые поступки вплоть до самых недопустимых ради достижения своих дурных целей. Добиваться своего достойными, правильными методами ты не хочешь, а, скорее всего, понимаешь, что и не сможешь. На последнем конкурсе я стояла позади всех и видела, как ты, когда все отвлеклись на объяснения преподавателя, вылила краску на рисунок новенькой и заняла второе место в итоге. Когда спросили кто это сделал, ты промолчала. Рисунок к конкурсу не допустили. Самое интересное, что ты способная, могла бы своими способностями сама чего-то добиться, без причинения вреда другим, да даже если и  не способная была бы, все равно так нельзя делать. А своим трудом, без изначального причинения вреда другим, без лжи, ты не хочешь постараться чего-то достигнуть.
- Мне твои похвалы...Попробуй только скажи кому-нибудь. Испорченный рисунок все равно бы ничего не занял и был, мягко говоря, странным.
- Рисунок был необычный, интересный, рисунок отметили с хорошей стороны.
Второе место твое липовое, потому что ты его добыла за счет лжи, подлости. И были другие поступки где добивалась своего гораздо более худшими средствами. Подобные достижения  - не достижения, гордиться тут нечем.
- Ты просто дура и больше никто.
- А ты гадина. Лучше быть дурой чем гадиной. Зачем рисунок испортила? Думаю дело даже не в победе на конкурсе, хотя, может быть, ты это сделала, чтобы победить. Еще у тебя всегда примерно такое понимание - если рисунок недоступен твоему пониманию, значит, виноват автор рисунка, а не ты.
Вместо того, чтобы задать себе вопрос достаточно ли у меня знаний, способностей, понимания, чтобы оценить, что-то, ты будешь искать недостатки в другом. Наш препод говорила, подобное поведение, отношение уничтожает дух творчества, красоту, многогранность, понимание, что искусство не от души - мертво, отбивает желание творить, насаждает только свое отношение, далеко не всегда плодотворное, причиняет в итоге вред.      
Твои дурные действия тебе пользу никогда не принесут, зато навредили. 
- Иди знаешь куда со всеми своими речами, нотациями.
- Мои слова, конечно, вряд ли тебя проймут, но надеюсь, когда-нибудь получишь по заслугам. 
- Надейся.
- Надеюсь, так и будет. 
Девушки некоторые время молча смотрели друг на друга, больше всего Милославу волновало не слышал ли кто-нибудь их разговор. Но коридор был пуст, и Милослава, убедившись, что их никто не слышал, успокоилась, пришла в свое обычное состояние и презрительно-насмешливо смотрела на Валю. Затем девушки разошлись в разные стороны.


Рецензии