1829, История восхождения на Эльборус. Бессе
В 1829 году венгерский исследователь Ж.-Ш.де Бессе – Янош Карош Бешше, совершил поездку на Кавказ и принял участие в экспедиции генерала Емануэле при восхождении на гору Эльборус.
В своих исследованиях Бессе «собрал богатую информацию и пришел к твердому убеждению, что местность у Кумы была местопребыванием его соплеменников не только в прошлом, но их потомки обитали в горах и в его время». Эти слова принадлежат исследователю А.В. Шумкину: «Маджары в фольклоре народов Северного Кавказа и письменных источниках» из книги Российской Академии наук, Института Российской Истории «История народов России в исследованиях и документах», Выпуск 4, Москва, 2010.
Действительно, об этих событиях есть интересные сведения, и
у венгерского исследователя Ласло Бендефи в книге «Венгры. Кавказская Родина. Гьретья», Будапешт, 1942.
Л. Бендефи пишет:
«В этой экспедиции Янош Бессе тоже участвовал; именно так он, среди прочих, попал на руины Маджар.
Он немедленно сообщил о своем опыте в Академию в письме.
Пять писем, опубликованных Майклом Редмарти в "Научном сборнике" (1829. год. Сентябрь 1830 года. Февраль и август. номер) появился. Отчет маджара. Цитирую следующее: 663
,, Карачаевцы и татары утверждают, что участвовали в захвате Азовского моря, когда они жили на севере маджар на Кумской равнине с поселениями до Дербенда на берегу Каспийского моря.
Они были маджарами.”. . . ,, вокруг Кавказа. . . двадцать
различных родов доказывают древнее жилище маджар.
,,A karacs;jok ;s a tat;rok azt ;ll;tj;k, hogy az Azovi-tengert;l
fogv;st. ;szak fel; a Kuma v;zpartj;n fekv; Magyart
v;rost;l fogv;st, eg;sz Derbendig a Caspium Tenger partj;n
Magyarok voltak az urak.” . . . ,,a Kawkaz t;j;k;n . . . h;sz
k;l;nf;le nemzets;g bizony;tja a Magyarok ..."
Напомним те обстоятельства, что в 1556 г., Пятигорские черкасы» вместе с русскими стрельцами отвоевали Темрюк и Азов у Крымского ханства. Пятигорским черкесом был Темрюк Айдаров. О «Пятигорских черкесах», в 1517г., писал Матвей Меховский в «Трактате о двух Сарматиях»:
«К югу, по направлению к Каспийскому морю лежат горы Иберии и Альбании, которые у русских называются по имени народа Пятигорские Чиркасы (Pietihorscij czyrkaczy), то есть приблизительно Чиркасы пяти гор (Quinquemontani)…»
В 1746 году, князь Бекович Черкасский прибыл из Кизляра на реку Баксан разрешить конфликт двух кабардинских группировок по названиям их местожительства «Кашкатавской» на горе Кашхатау, река Чегем и «Баксанской» на горе Кызбурун, река Баксан. Арсланбек Кайтукин просил право переселиться к Кызбурунам, где обитали его двоюродные братья Атажукины на место просторное и плодородное.
Б.Черкаский сообшает Астраханскому Губернатору Брилкину:
«А оная гора Кашкатовъ не удельная его Арсланбека, а была она со всеми ея угодъями прежнихъ, на Терке живущихъ, выезжихъ Кабардинскихъ князей Казбулата Мусалова, Довея и Алдигирея Канбулатовыхъ, а по фамилии Идаровыхъ» и другой фразой, что Кабардинские владельцы родились «от Казыя, у которого были три сына, а именно: Атокшука, Джанбулат и Мисост» от них соответственно родились: Бамат Кургокин, Арсланбек Кайтукин и Касай Атажукин…» Б. Черкасский различает, что Идаровы (Айдаровы) и дети от Казыя не сродственники, хотя и «Идаровы поименованы, как «Кабардинские князья». Отметим, что понятие «Кабардинских князей» не означает, что они по происхождению кабардинцы.
Дополним сказанное в отношении «Идаровых (Айдаровых)» известным путешественником Адам Олеарием (1666): «О черкасских татарах
Великий князь Московский военной силой покорил себе эти народы, населил укрепленные места русскими и предоставил черкасам жить вместе с ними в местечках и деревнях, причем под начальством князей и государей своей нации, которые являются присягнувшими вассалами великого князя и должны просить у него земель в лен. Но когда происходят важные разбирательства, то их приходится обсуждать с привлечением русского воеводы. Они платят великому князю дань, но не более того, чем нужно для содержания там солдат.
Мужчины большей частью крепкого сложения, черножелтого цвета и с несколько широкими лицами, но не столь широкими, как у крымских и ногайских татар; у них длинные, черные как смоль волосы; от лба через темя они выбривают себе до затылка полоску шириной с дюйм.
Помимо этого они у себя на макушке (как мы видели у Мусала) дают свисать вниз небольшой изящно сплетенной косе.
Скалигер плохо отзывается о черкесах и говорит: «Они вероломнее всех смертных и отличаются выдающейся безчеловечностью», что мы, пожалуй, могли бы сказать и об их соседях. Черкасы же теперь заметно мягче и ласковее, может быть, потому, что живут среди русских христиан и ежедневно с ними общаются.
Язык их общий с другими татарами, и почти все умеют говорить по-русски…»
Весьма важные сведения о «Черкесах» содержатся в фундаментальном исследовании 1663 года, «Родословная Истории о Татарахъ», Томъ I., Абулгачи-Баядуръ-Хана изданная при Императорской Академии Наукъ, в переводе с французского языка.
В этой работе в примечаниях французского издателя даны комментарии от издателя, и они очень ценны по своей информативности. «Татары живут во всем Севере Азии, и разделяются ныне на три разные народа,
именно первое, из Татаръ особливо такъ названныхъ» и среди них -«Черкесы, которые живутъ къ Весту отъ реки Волги, и къ Нордъ-Весту от Каспийского моря (Эти Черкесы названы татарским народом-Х.Т.).
Татары, которые живутъ къ зюйду от Черкесъ, къ весту от Каспийского моря. Кубанские Татары, которые живут по берегам Кубани реки между озером Меотическимъ, и Чёрным моремъ при горахъ Кавказскихъ…»
Но самое интересное этому другие обстоятельства. Исследователь
А. Шумкин в своей работе пишет о дигорском Бадилате и балкарском Басияте. Как известно из исторических сведений «Дюгер Бадинаты, Малкар Басияты», выходцев из одного рода. По сведениям которые приводит Шумкин со ссылкой на работы Миллера Ф.В. «Фольклор народов Северного Кавказа» У Баса (Басият- глава, владетель, Х.Т.) были сыновья Абай и Темрюк. У сына Абая Алибека рождается сын Кучук, родоначальник фамилий таубиев Абаевых и Кучуковых (таубий-горский князь-Х.Т.) Один сын Темрюка (Таукан) становится родоначальником фамилий таубиев Шахановых и Джанхотовых, а второй (Тазирит) – Айдебуловых (Биевых)…», с.25. Шумкин.
Напомним, что во времена Темрюка Айдарова упоминается имя «Тазрит», как один из участников похода на Азов.
Важным свидетельством того, что «Темрюк Айдаров» был сродственник Басиятидам, содержится в рассказе Кучука Джанхотова, который был в гостях у генерала Емануеля в период экспедиции в местности Харбас в 1829г.
Рассказывает Адольф Купфер, руководитель научной экспедиции восхождения на Эльборус в 1829 году:
«Немного выше места слияния Малки и Кичмалки (небольшая Малка), первая зажата между двумя скалами, так что достаточно бросить в нее несколько балок и покрыть их слоем хвороста и земли, чтобы образовался мост; вот почему этот мост называется по праву: каменный мост де Пьера де ла Малка. Здесь был построен небольшой Редут, получивший название крепости и являющийся частью военной линии; гарнизон там невелик, но достаточен, чтобы перекрыть проход парада, парада, образованного слиянием двух рек; она она довольно аккуратно размещена в хижинах, построенных из земли.
Генерал приказал разбить лагерь недалеко от этого редута.
Отдохнув несколько минут, он пригласил к себе князей и вождей черкесов, которые собрались как для того, чтобы отдать дань уважения генералу, так и для того, чтобы узнать о причинах, побудивших его на вступление в их земли.
До сих пор мы еще находились на территории кабардинцев, которые издавна присягнули на верность Его Величеству российскому императору и привыкли видеть у себя русские войска; но уже распространился слух, что мы собираемся войти на территорию карачаевцев и приблизиться к ним с Эльбруса.
Карачаевцы, которые в прошлом году проиграли битву с русскими и которые только что принесли присягу на верность, не могли без беспокойства наблюдать, как к их границам приближаются такие значительные силы; некоторые недоброжелатели, некоторые эмиссары Аббасеков, населения, все еще независимого и находящегося под влиянием Османской Порты, воспользовались этим моментом брожения, чтобы поднять их на восстание и убедить их, что русские пришли только для того, чтобы уничтожить их и отомстить за потери, которые они им нанесли в прошлом году. Они действительно обратились за помощью к своим соседям; они укрепили свои деревни, перекрыли проходы и [ocr errors] таскали камни с гор, чтобы они катились на нас, когда мы проезжали мимо; однако, прежде чем начать военные действия, они решили послать нескольких своих вождей вперед, чтобы попытаться выяснить его истинные намерения.
Генерал пригласил их в свою палатку и, поговорив с ними очень доброжелательно, вскоре развеял их опасения.
Он сказал им, что теперь, когда они дали клятву верности, на них смотрят как на русских подданных, и что он сам навлечет на себя негодование своего Государя, если он захочет причинить им хоть малейший вред;
только благодаря хорошему поведению и покорности, которые они проявили за последний год в прошлом они приобрели неоспоримые права на дружбу русских;
что только желание познакомиться с их замечательной страной побудило его и некоторых ученых, занятых исключительно сбором растений, камней и животных, и что он хотел воспользоваться хорошим взаимопониманием, существовавшим между русскими и карачаевцами, чтобы приблизиться к Эльбрусу, к которому до сих пор никто не приближался.
Кроме того, он пообещал им, что не будет проезжать через их деревни, и отпустил их, сделав им несколько подарков.
На следующее утро нас снова посетили несколько кабардинцев, которых любопытство привлекло в наш лагерь…» Отметим, то обстоятельство, что черкесы и карачаевцы, это один народ, называемый русскими, и «черкесами» и «карачаевцами».
Об этой встрече Бессе писал, что: «Глава VIII
При приближении экспедиции жители соседних гор... направили выборных для того, чтобы узнать ее цели...
Они сказали, что на расстоянии 3 дней пути от нашего лагеря расположены
5 селении или племен, принадлежащих также к роду мадьяров; это — оруспиэ, бизинги, хулиамы, балкары и дигорцы. Эти племена говорят на языке, совершенно отличном от языка других жителей Кавказа. Они живут на самых высоких горах и поддерживают связи со своими соседями осетинами и имеретинцами...
Этот народ (карачаевцы) отличается хорошими манерами, выразительным лицом, красивыми чертами лица и высоким ростом. Я отметил, что в этом отношении ни одна нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы, которых я увидел позднее в Нальчике. Их язык — татарский, а религия — магометанская; впрочем, они придерживаются ее обрядов очень относительно, за исключением постов, которые добросовестно соблюдают...»
Ж. –Ш. де Бессе , опубликованные в сборнике «Осетины глазами русских и иностраннх путешественников (XIII – XIX вв.), составитель Б.А. Калоев, перевод части текстов И.С. Зевакиной, изданной Северо-Осетинским книжным издательством, города Орджоникидзе, 1967 году.
Напомним, что это была первая встреча с местными жителями: карачаевцами и балкарцами в местности Харбас 7 июля 1829 года.
Напомним, что до последнего времени историю восхождения нам представляли с того, что 27 или 28 июня 1829 года, генерал Емануель встретился с делегациями кабардинцев, балкарцев, карачаевцев на посту, русском укреплении Каменный Мост, место, где река Кичи-Малка соединяется с главной рекой Малка.
Продолжим рассказ А. Купфера:
«На следующее утро (8 июля-Х.Т.) нас снова посетили несколько кабардинцев, которых любопытство привлекло в наш лагерь.
Самым выдающимся из них был Кучук-Шанко (Кучук Джанхотов – балкарский таубий-Х.Т.), один из богатейших князей Кабарды; он называл себя родственником российского императора, потому что Иван Васильевич вступил в союз с его семьей, женившись на принцессе Марии, дочери Тимрука…»
Отметим, что «Кучук –Шанко» отмечен, как «один из богатейших князей Кабарды», что он «верховный князь Кабарды» ни слова.
В России все богатые, тоже не все русские, то же и относится к Кучуку Джанхотову, представителю балкарских князей. Как исторически известно, к кабардинским владетелям – князьям относятся 4 фамилии: Кайтукины, Бекмурзины и Атажукины, Мисостовы.
Отметим, что Кучук Джанхотов и его люди недолго задержались в гостях у генерала Емануеля и далее продолжили путь.
В нашем исследовании, мы выявили новые факты о жизни и роли «Пятигорских черкесов» и об этом рассказ впереди, и в другой статье.
Когда Бессе приехал в русскую крепость Нальчик в 1829 г., после похода на Эльбрус, то он встретился с дигорскими и балкарскими князьями.
Бессе: «Казай Кубдчеев (Кубатиев-Х.Т.) рассказал Бессе, что маджарский народ, покинув горы Кавказа, двинулся на Запад, дугуры и шесть упомянутых сейчас народов отделились от них, и они остались по сей день. В дугуре сохранился каменный столб, на нем есть арабская вязь. Эту надпись дугуры знают, читают, но не понимают ее содержания, поэтому они считают, что она старая и написана на маджарском языке, на котором они сами когда-то говорили.
И среди народа балхар есть род, который по древности происходит от вождя маджар. Вот как говорил Казаи Кубачеев и все его нынешние товарищи доказали правдивость его слов, ибо, как они сказали, эти вещи
были переданы им их отцами как передаваемая из уст в уста традиция”.
"В других случаях он снова встречался с Бессе Дугур из народа
люди, которые сказали им, что балхарский народ, его Князь, недавно умерший Абдулла Хан, является настоящим продолжателем этого, он переехал к большому маджарскому народу. У Абдуллы хана было два сына Бесса (Басият-Х.Т.) и Бредела (Бадил – Х.Т.) …”
Приведенные нами сведения говорят о том, что изучение истории балкарцев и карачаевцев, необходимо продолжить. Многое в этом изучении даст перевод работ Ж.-Ш. де Бессе написанных о своих исследованиях на Кавказе.
Напомним, что балкарцы их самоназвание: «Таулу- горец», свою страну называют – Бештау Эл –Пятигорская страна. Никто, на Кавказе, кроме сегодняшних балкарцев не называл себя – Бештау Эл. Это название «Бештау», означает имена 5 высоких гор: Казбек, Дыхтау, Джангитау, Шхара (Ушхара), Эльбрус, из которых собственно их местожительство назывался– Кавказ (Кабак-ас).
Когда говорят у балкарцев и карачаевцев история началась совсем недавно, то это далеко до истины. Одним из древних названий балкарцев было названия – Басиян – Б - Асия (Б-Бай-Бий – Царская). И это название упоминается во II веке н.э., с жительством на Центральном Кавказе.
Хадис Тетуев, историк, 05. 03. 2023г.
Свидетельство о публикации №223030501469