Рассуждение о существовании и свойствах души
Соответственно, когда человек становится и стал мёртв, то два варианта: (а) душа умирает вместе с телом; смерть тела = смерть души – вновь своего рода абсолютное тождество; (б) либо в той же мере живая, что и прежде, душа покидает тело, сделавшееся мёртвым. Смерть тела отнюдь не означает смерти души.
Рассмотрим только второй случай (первый настолько очевиден, что отсутствует предмет рассуждения и анализа). Правомерно утверждение: живое и мёртвое отличаются наличием / отсутствием души. Следовательно, перенос внимания на рассмотрение мёртвого позволит нам приблизиться к ответу на вопрос, что такое душа.
Живое = Материя плюс душа. Мёртвое = Живое (вплоть до момента расставания с душой) минус душа.
Закономерно обратимся сейчас к мёртвой материи, некогда бывшей живой, к её свойствам.
*** *** *** *** ***
Из чего состоит человек? – Из биологического материала. Последний складывается из костной, мышечной, нервной – вообще клеточной ткани, из проводящих путей в виде кровеносных и лимфатических сосудов, etc. В конечном итоге, если дробить тело, организм на всё более мелкие единицы, из молекул.
Для дальнейшего изложения необходимо спуститься ещё на одну ступень, затронуть строение атома.
Мы используем “классическую”, предложенную Нильсом Бором модель строения атома – ещё и потому, что она прекрасно согласуется с нашим излюбленным принципом “Что внизу, то и вверху. Что в большом, то и малом”. (А уж соответствует ли он истинному положению вещей – дело десятое). В ней движение электронов вокруг атомного ядра уподобляется вращению планет вокруг звезды, составляющей центр системы. Но что чрезвычайно важно: это движение, это вращение электронов постоянно, неостановимо, то есть в известном смысле – либо в самом прямом! – вечно! Атом – “всегда живой”, поскольку его электроны находятся в вечном, не прекращающемся ни на мгновение движении.
И вот какая любопытная получается вещь. Хорошо, человек умер. Биологические процессы, обеспечивавшие его “живое” состояние, там, внутри его организма, прекратились, начинается деградация, распад белковой плоти. Молекулы и более крупные элементы (клетки, целые органы и т.п.) уже “мёртвые”, но атомы-то, из которых составлены молекулы, судя по всему, остаются “живыми”: электроны по-прежнему обращаются вокруг ядра. И будут ещё вращаться бесконечно долго, вплоть до очередного, наверное, Большого взрыва. – “… Среди орбит электрона есть первая. Ниже – ядро. И, к великому недоумению классической физики, ниже электрону уже нельзя поселиться. Так между 0 (нулём) и 1 (единицей) уже не поместить никакого целого числа. С этой нижней орбиты электрону некуда падать. И потому он может вращаться на ней БЕССРОЧНО. – (Так, большими буквами, в тексте. – М. Б.) — Это и было то состояние атома, какое Бор искал с самого начала: естественное или ОСНОВНОЕ!” (Д. С. Данин Нильс Бор – М.: Молодая гвардия, 1978. – Серия “Жизнь замечательных людей”).
Единственное, что роднит живую плоть с мёртвой, это атомы. И там и там они “живые”. Всё остальное – разное, по свойствам противоположное.
Как это понимать? Что это означает? Каковы следствия? – В меру сил попробуем внести ясность. В нашем понимании, душа – именно та сила или субстанция, которая удерживает атомы в составе молекул. Точнее, не просто удерживает, но в первую очередь “запускает”, актуализирует и обеспечивает “живое” состояние молекул. Пока душа обитает в человеческом теле, атомы в составе молекул находятся в таком отношении друг к другу и так между собой взаимодействуют, что молекулы и вся плоть, весь организм объективно и несомненно “живой”, в той или иной мере “активный”, “динамичный”, так или иначе ведущий жизнедеятельность. Если говорить “красиво”, имеет все или многие / хотя бы некоторые признаки модальности “Жизнь” в противоположность модальности “Не-Жизнь”. Или модуса “Жизнь” – как угодно. Душа – и условие такого “бытия” атомов и молекул, и сила, энергия, которая обеспечивает и поддерживает эту модальность. Душа сообщает этому соединению атомов в пределах телесного контура то важнейшее свойство, что молекулы, их ассоциации и организм в целом обретает качества-характеристики “живой”, “тёплый”, “дышащий”, “пульсирующий”, “поглощающий – выделяющий” и проч. И может оставаться в подобном качестве столько, сколько ему определено свыше.
Пока душа действует, пока присутствует в теле, человек живой – за счёт того, что молекулы и прочие, более крупные составляющие “живые”. Покидает душа тело – молекулы становятся “мёртвые”, человек умирает.
В общем, / Вообщем, (как всё-таки правильно? Встречается по-разному) действуя методом вычленения общего элемента, а также прибегая к простейшему логическому умозаключению, [* Примечание] ответ на вопрос “Душа, судя по всему, всё-таки существует?” даём, с известными оговорками, положительный: “Скорее да, чем нет”.
[* Примечание. Собственно, это уже у нас было. (1) Живое = Материя плюс душа. (2) Мёртвое = Живое минус душа. – (3) Ergo, душа существует, раз она выполняет столь важную различительную функцию в отношении мёртвой и живой материи – подобно Солнцу, позволяющему нам отличать день от ночи.]
Переходим к определению. Оно, разумеется, будет только приблизительным. Когда речь идёт о таких сугубо метафизических материях, не может быть такой же точности, недвусмысленности, определённости, как если, к примеру, даётся определение, что такое катет, гипотенуза, биссектриса или фундамент, несущая балка, перекрытие (определение ещё можно подкрепить наглядно – рисунком, картинкой). – “Наиважнейшее и вместе с тем непостижимое называется метафизической проблемой. Таковы смысл жизни, предстоящая смерть, существование как таковое, само наличие мира, вообще бытия. […] Метафизическая проблема принципиально неразрешима: ответ на неё людям знать не дано” (Жигалкин С. А. Проблема времени // Вопросы времени: Коллективная монография. – М.: Издательский дом “Русская Философия”, 2022. – С. 38–39).
Или уж, к слову, ещё: “Тут есть что-то непостижимое и чего истолковать не можно” (Граф Кочубей (1768–1834), один из ближайших сподвижников Александра I, правда, по другому поводу).
То есть уже прозвучавшее выше нужно просто передать несколько иными словами: душа – это сила, энергия, субстанция, благодаря которой человеческое естество приобретает свойства и качества живой материи и находится в таковом состоянии то или иное количество времени / лет.
Ещё некоторое количество слов – и простых, и “с претензией”. Душа – это чудесная, непостижимая субстанция-энергия, имеющая несомненное божественное происхождение и такую же природу, пронизывающая каждую частицу плоти, связующая атомы в составе молекул, а главное, поддерживающая и насыщающая модус “Жизнь”, “живой” в течение всего отпущенного человеку срока.
Энергия совершенно особой и иной природы, – метафизической, горней, идеальной, духовной – нежели все известные нам виды энергий. Есть ещё в богословской литературе прекрасный термин “энергийность”. Всепроникающая животворящая субстанция, энергия, энергийность. [* Примечание]
[* Примечание. В принципе, можно было бы весь этот огород и не городить. Просто вспомнить, что “душа” по-латыни anima, то есть “живая”, “жизненная”, и что реанимация – это возвращение умирающего к жизни. Ну да ладно, поздно уже.]
И вряд ли можно дать ещё более внятное и непротиворечивое определение душе как энергии или ещё чего-то такого. “По ходу”, теорему Гёделя ещё никто не отменял. “Единственно правильное” её понимание – удел математиков, а нам с аспирантских времён запомнилось, как бы это правильнее сказать, её упрощённая проекция на более понятные обывательскому уму вещи. Есть, скажем, система уровня N. А над нею система более высокого уровня: N +1. Так вот, нечто, существующее в рамках и на уровне Системы N, никогда не сможет объективно, адекватно и исчерпывающей полнотой и точностью описать Систему N +1. Якобы и такое может быть из теоремы следствие. А когда ничтожный человечишко берётся рассуждать о божественном (нет, вы только подумайте, какое самомнение!), то страшно даже представить, какая бездна отделяет этого представителя “системы N” от предмета его, с позволения сказать, “размышлений”!
*** *** *** *** ***
Ещё предположение, не менее важное. Пока сохраняется движение на уровне атомов (вращение электронов вокруг ядра или хотя бы их колебания в каких-то точках орбиты), остаётся возможность воскресения всех некогда бывших на земле. Для Г-да это уже достаточное основание, чтобы в урочный день и час воскресить всех возлюбленных чад Своих силою и чудным действием божественных энергий. Сложить из атомов прежнюю их комбинацию, бывшую некогда живым человеком. Так что процесс и акт будущего восстания из мертвых будет иметь в каком-то смысле вполне материалистическую основу.
Тут, надо сказать, встаёт вопрос: отличаются ли друг от друга атомы двух покойников, пролежавших в соседних могилах, скажем, лет 50? Одинаковы ли они или же хранят индивидуальную метку? Атомы Q. чем-то неуловимым, но вполне достаточным для Г-да отличаются от атомов R.?
В свете нашей “теории” желательно именно такое расположение вещей. В этом случае не страшно даже и полное исчезновение спустя сотни и тысячи лет мест захоронений – или если встретил одинокий человек свой смертный час где-нибудь в лесу или овраге, сгинул на войне и т.п. “У Бога все живы”. Обычно помимо памятования об усопших максима трактуется ещё и в том смысле, что праведные будут спасены и обретут жизнь вечную, а неправедным Г-дь оставляет возможность покаяния и искупления грехов. Дерзнём присовокупить: может статься, каждая атомарная частица плоти хранит и несёт в себе индивидуальную отметину, присущую только сему рабу Божьему – только ему и никому иному. Г-дь в день Страшного суда по этим тайным знакам, лишь Ему ведомым маркерам призовёт к Себе каждую частицу и, соединив их в прежнюю “нераздельность и неслиянность” плоти и духа, тем и воскресит. Воистину чудом воскресения “у Бога все живы”.
Единственно, нежелательна кремация, крайне – даже для Г-да весьма усложняет задачу. А так, ну умер человек, нет его больше, исчез с лица земли, но атомы-то его никуда не подевались, все в основном где-то здесь, в пределах родных осин. А если даже и унесли их космические ветры куда-то в межзвёздные дали – ничего страшного, “Богу всё возможно”: [* Примечание] вернёт и воскресит.
[* Примечание. “А Иисус […] сказал им (= ученикам): человекам это невозможно, Богу же всё возможно“ (Ев. от Матфея, 19:24).]
Подобно атомам в составе человеческого организма, душа каждого человека также заключает в себе некие уникальные знаки, отметины. Непременно должна, как же иначе? И столь же “непременно” она есть ещё и некий “идеальный план”, чертёж, в соответствии с которым в день Страшного суда будет воссоздаваться живая плоть воскресшего человека.
И тогда, помимо всего прочего, действительно будет, как сказано в Апокалипсисе, “новая земля и новое небо”. Ведь с тех пор, как умер человек и предан был земле, его атомы вошли составными частями в землю, растения, в иных живых существ (сначала, например, в траву на лужайке, где паслась коровка, потом бедную отвели на бойню, там забили и мясо её употребили в пищу). Придётся изъять атомы, из которых состоял при жизни имярек, вновь собрать их воедино и воссоздать имярек в его всё в том же телесном обличье. А природа должна при этом трансформироваться, пере-воссоздаться из тех элементов, которые никогда не входили в состав человеческих организмов.
Главное, чтобы каждый атом хранил свою особую метку, был по-своему неповторим и уникален, чтобы впоследствии был вновь явлен человек во всей его прежней телесной, материальной и духовной целостности. Тогда, безусловно, есть шанс примерным благочестивым христианским поведением, послушанием воли Божией, кротостью, смирением, добротолюбием заслужить не то чтобы восстание из мертвых – это всем предначертано, и праведным, и грешным – но, чем чёрт не шутит, уготовать себе жизнь вечную, если со Страшным судом всё тем или иным образом благоприятно сложится.
Причём тот факт, что современные приборы едва ли обнаружат разницу в атомарном строении двух наших условных покойников, не должен иметь никакой роли или, что то же самое, не может играть никакого значения и вообще лишён какой-либо доказательной силы. Не хватало ещё, чтобы технические устройства, созданные несовершенным человеческим разумом, неоспоримо свидетельствовали о явном присутствии в осязаемом, вещном мире следов Божественного замысла. Сюжет, интрига не должны раскрываться прежде уготованного им часа. Жизнь человеческая в руце Божией. И вообще, это всё, как сказано где-то у Лескова, “таинственно надо понимать”!
Между прочим, это может быть ответ тем, кто цинически, издевательски глумится-потешается над учением Н. Фёдорова о воскрешении отцов: “Ну, и как этот сумасшедший, вконец спятивший старик собирается это сделать?!” – Да вот так хотя бы! Когда придёт день и час, когда исполнятся все сроки, Г-дь по одним только Ему ведомым знакам и отметинам найдёт и воскресит… – Profani, procul ite… (лат.) Подите прочь, непосвященные…
*** *** *** *** ***
Что происходит с душой после смерти биологического организма? Куда она отправляется? К теории реинкарнации Святая Мать Православная церковь относится с прохладцей, если не сказать с порицанием. Ладно, так тому и быть, пусть никуда больше не вселяется, значит, так надо: хранить верность однажды суженому. Тогда, наверное, переносится в дальние неведомые чертоги, чтобы, там дождавшись Страшного суда, вновь войти, как всё свершится, в то же самое тело, которое было её единственным пристанищем во время земной жизни. – С чем бы сравнить? Нечто вроде пассажирских теплоходов, грузовых барж, буксиров, зимующих в каком-нибудь речном затоне, тихом рукаве или протоке. Например, когда поздней осенью или зимой подъезжаешь к Ростову-на-Дону со стороны Москвы, очень хорошо видны эти массовые скопления речных судов, пребывающих в покое до открытия навигации. Образ, возможно, грубоватый, тяжеловесный, но вполне отвечающий критериям точности и смысловой определённости.
*** *** *** *** ***
О чём ещё нужно сказать? Получается, что душа – просто жизненная сила, энергия. Но она существует вне и безотносительно к морали. Тут мы (полноте, только ли тут?), конечно, расходимся с каноническим учением, в частности, с Тертуллианом, раннехристианским богословом и писателем (160–220 гг. н. э.), утверждавшим, что душа человеческая “по природе своей христианка”, то есть, благостна априорно, имманентно – надо же, подряд два каких словечка, и всё в масть! Мы же исповедуем, что душа индифферентна по отношению к добру и злу, никакого знака изначально и сама по себе не имеет. Теми или иными свойствами, добрыми или злыми, наделяет её обладатель – своими мыслями, чувствами, а главное – поступками, отношением к другим людям, своими действиями, на них направленными.
Такой вывод напрашивается исходя из тех рамок, которые мы сами для себя установили в виде принятых аксиом, допущений и уже сформулированных определений. А также из всего хода наших “раздумий”.
Этими же добрыми чувствами в миру и людям либо противоположными настроениями определяется и место, та “протока или старица”, где душа будет находиться до Страшного суда, а также исход Суда для её носителя. Последнее неизмеримо важнее; для христианина нет ничего важнее.
*** *** *** *** ***
Что ещё можно было бы сказать, уж совсем близко подойдя к завершению? В каком-то смысле предлагаемый подход отдалённо перекликается с воззрениями на предмет “Метаморфозы и перспективы человека после смерти” “выдающего” французского философа-просветителя Дени Дидро (1713–1784). Тот полагал, что “если человек не разрешается бесчисленным множеством людей, он во всяком случае разрешается в бесчисленное количество инфузорий. Почём знать, не рассадник ли это второго поколения существ, отделённого от теперешнего непостижимым промежутком веков и последовательных развитий?” (“Сон Даламбера”). – Понимаем это так, что, на взгляд просветителя, со смертью человека своеобразная “история странствий и метаморфоз” его физического естества тем не менее продолжается. Да, поначалу происходит его деградация до уровня инфузорий, но затем, эволюционируя сотни и тысячи лет, ставшая некогда мёртвой плоть, какая-то её частица может в конце концов породить нового прекрасного человека – небывалого гения, великого творца или учёного, народного трибуна и заступника, политического титана и т.п.
Перекличка с великим сыном Франции возникла во многом случайно, но в итоге, смеем надеяться, столь же неожиданно удалось внести скромный вклад в развитие предмета в духе православной традиции.
Свидетельство о публикации №223030501575