Денежное дерево

   Вовка был единственным и долгожданным ребёнком в семье. Если об этом сказать так, значит не сказать ничего. Он был поздним ребёнком и воспитывался без отца. Его мама, Тамара Сергеевна, которую зачастую все звали просто Тома, забеременела уж за сорок. Замуж выйти не получилось, вот она и решилась на тяжёлую судьбу матери одиночки. Подруги отговаривали её от родов, но она твёрдо решила родить для себя. Как бы трудно не было, но она хочет ребёнка. Отец Вовки вроде бы и строил отношения с Тамарой, но замуж так и не позвал, а когда узнал, что Тамара беременна и вовсе вычеркнул свою кандидатуру из её жизни.
      Тамара работала медсестрой в районной больнице. Пока жила одна, денег хватало. Она была скромной в своих желаниях и без каких-либо вычурных запросов, а вот когда родился Вовка, сразу стало ясно каков размер зарплаты медсестры и на что его хватает.  Ещё до рождения сына, она помимо основной работы нашла себе подработку. Она устроилась уборщицей в своей же поликлинике. А что, время есть, денег больше, никуда не бегать, всё в одном месте. Не жизнь, а одни плюсы. Даже когда живот стал сильно мешать мыть полы и носить воду в вёдрах, она не бросала свою подработку. Деньги были нужны на пелёнки, коляску и прочие мелочи для будущего ребёнка.
    Время пролетело незаметно, и вот уже Тамара в долгожданном декрете. Роды, не смотря на возрастные изменения организма роженицы, прошли планово, без какой либо патологии.  Ребёнок родился крепким и сбитым малышом. Прямо пружина, весь в мать. Тамара была на седьмом небе от счастья. Имя она выбрала не случайно. Когда-то в далёкой молодости ей нравился парень. Она не сводила с него глаз, если они пересекались где-нибудь на танцах или просто на улице. У неё возникали всякого рода фантазии по поводу знакомства. Она сотни раз планировала свои действия и речи при случае неожиданного знакомства. Но трагедия навсегда забрала Володю из её жизни. Он разбился на мотоцикле. Это же было так модно в те годы иметь "Яву" или "Чезет". Много их, тех, кто в те  далёкие годы поломался или вовсе разбился насмерть. И вот в память о Володе Тамара назвала своего сына его именем.  Любимое имя, любимый человек. Вот он, рядышком, такой маленький, и совсем беззащитный.
    Находясь в декрете, Тамара штудировала медицинскую литературу, дабы не забыть своих профессиональных навыков. Она научилась печь торты, и даже некоторые удавалось продать, так как стала брать заказы на выпечку. Деньги лишними не бывают, особенно, когда доход исчисляется одними декретными. Но на первом месте у неё был Вовка. Вот он уже начал ползать, вот уже сделал первые шаги. Когда сыну перевалило за год, она стала оставлять его с соседкой, а сама вернулась к своим обязанностям уборщицы. Частенько подруги навещали Тому, и даже, можно сказать открыто  завидовали ей. Так Тамара была рада своей жизни, и то, что в ней появился Вовка, что вся светилась от счастья. У них, даже имея полноценные семьи, такой радости не наблюдалось. А может просто сама Тамара Сергеевна была весёлым, жизнерадостным человеком. Тут можно просто гадать…
     Первое сентября. Вовка стоит на школьной линейке с большим букетом хризантем. Он делает очередной серьёзный шаг в своей жизни. Тамара Сергеевна, присутствуя на линейке, улыбается во весь рот. Она искренне рада тому,  что сын пошёл в школу, но где-то в глубине души переживает за него. Как она сможет доверить воспитание сына учителю, новому человеку в его жизни. Вовку сразу определили в группу продлённого дня, так как Тамара продолжала работать на основной работе и параллельно она не отказалась и от подработки. Затем бегом в школу. Что там нового, как там сынок? Володя выделялся среди своих сверстников крепким сложением и высоким ростом. "Да что Вы, что Вы" – говорила учительница: "Какие там хулиганства. Он зачастую выступает миротворцем среди своих одноклассников, и знаете, они его слушаются". Тамара Сергеевна скромно улыбалась на похвалу учителя, а в душе всё равно была тревога за любимого сына.
    Первые три года начальной школы детей держат в отдельном боксе, или вернее в отдельной пристройке к школе. Ни старшеклассников туда не пускают и самих малышей оберегают от выхода в главный корпус.  Одним словом – инкубатор. Вот Володя перешёл в четвёртый класс. Это очередной экзамен в его жизни. С четвёртого класса ученики спокойно передвигаются по всей школе, а зачастую даже меняют классы, в зависимости от урока. Есть кабинеты химии, биологии, физики, да много чего. Вот ребята и ходят из одной аудитории в другую. И продлёнки уже нет. Вовка после уроков шагает домой самостоятельно. Правда,  с одноклассниками, живущими в одной стороне с ним. Вроде бы и хорошо, что вместе, но вместе это означает, возникшие  у кого-то в голове фантазии умноженное на количество. Они, то с горки на портфелях катаются, то кораблики в лужах пускают. А то и вовсе зайдут на спортплощадку, а там, и тренажёры, и футбол. Вот и ходи, ищи своё чадо.
     Неизвестно где, но Вовка краем уха услышал про денежное дерево. Он за вечер прожужжал матери все уши.  "Мама, заведём денежное дерево, и у нас всё наладится". Что должно было наладиться,  Тамара не понимала.  Она и так не жалела ничего для сына. У него было практически всё, что было у его сверстников,  учитывая то, что они росли в полных семьях. Она порой себе отказывала в покупке новых туфель или новой блузки, которую очень пристально рассматривала в универмаге. Вовка видел всё это, но повлиять на решение матери у него не получалось. Он частенько приставал к ней, что блузка красивая, ей к лицу, что она её молодит и прочее. Тома была бесповоротно упрямой, и только отшучивалась – потом или в другой раз, хотя,  по правде, Тамара устала на двух работах. Возраст был за пятьдесят, а тут помимо медсестры, ещё и уборщица. А там домашних дел полный вагон. Готовка, ведь Вовка уже вырос, и кормить его нужно как взрослого мужчину, а стирка. Хоть и выросло дитя, а шалости остались. Одной стирки не успеешь наготовить за сыном. Тамара уж подумывала бросить подработку, ну а на что жить. А Вовка дал себе слово, что достанет денежное дерево, и никто не сможет его свернуть от достижения цели.
    Как-то раз он разговорился с девчонками в классе по поводу денежного дерева. Одна из них сказала: "Так это "Крассула", обыкновенная Толстянка, у  меня дома растёт, я тебе принесу". Не заставив себя ждать, одноклассница принесла отросток обещанного цветка. Вовка взял в руки зелёную веточку и с недоумением спросил: " Эт, чё, всё? Эт оно и есть?" Радости от увиденного в Вовкином поведении не наблюдалось. Он, конечно, взял отросток, сказал спасибо, но недоумение,  возникшее у него в глазах, выдавало его с ног до головы. Отойдя от шока, и принеся отросток  домой,  он нашёл старый цветочный горшок, отмыл его и,  набрав на клумбе перед домом земли, посадил его. "Мама, мама, смотри, у нас денежное дерево!" И он протянул вперёд держащие цветочный горшок руки.  Тамара улыбнулась, и на её уставшем лице проявились морщинки. "Теперь ухаживай за ним, поливай, а то толку не будет". "Обязательно, и толк будет" – ответил ей сынуля.
    Вовка каждый день подходил к цветку. Что же так медленно растёт то, возмущался он. Вовка брал стул, садился перед цветком и что-то шептал, не то для себя, не то для цветка. "Мама, мам, а когда он начнёт плодоносить?! "Не всё сразу" – отвечала ему мама. "Он же называется "Денежное дерево", а тут какое дерево, только отросток.
    Прошло время. Цветок окреп и превратился действительно в маленькое дерево, похожее на баобаб. Как-то утром Вовка подошёл к цветку и увидел по ним насыпанную мелочь. Он не поверил глазам. "Мама, мама смотри, дерево урожай дало!" Он собрал мелочь и побежал к матери. "Смотри, смотри" – кричал Вовка. Он поделил мелочь пополам и протянул одну часть маме. "Нет, нет, всё, что выросло на дереве, это твоё". Вовка светился от радости.  Тамара и так давала ему денег в школу и на обед, и на пирожки, а тут ещё прибавка от денежного дерева. Вовка рос и нуждался в деньгах. Тамара это хорошо понимала. По выходным Вовка с ребятами ходили в кино. Бывало, что и после школы могли зайти на сеанс. Уже взрослые. Рядом с ними, а скорее уже они сами стали крутиться около девчат. Карманные расходы росли и требовали пересмотра статей расхода. Какого же было удивление Володи, когда под густой кроной дерева он увидел бумажный рубль. Он повернулся к маме, но та поняв его молчаливый вопрос, просто одобрительно кивнула головой. Вовка улыбнулся и обнял маму. Дерево, как подобает всем растениям,  плодоносило не часто, но добротно. Бумажные денежки, бывало, лежали не просто под стволом, а были булавочкой приколоты к листикам, благо те были толстые и со своей задачей справлялись исправно. Но это на качество плодов никак не влияло. Вовка сколько ни пытался уследить момент появления денежных купюр, но это ему никак не удавалось.
    После окончания восьми классов Вовка собрал документы и поехал поступать в областной центр, в техникум. Тамара, конечно, плакала по этому поводу, но жизнь есть жизнь. Снова одна, снова никому не нужна ни она, ни её любовь. Первое время Вовка каждые выходные летел к маме. Он и сам скучал по ней, по её разговору, по её объятиям. Как ни странно, хотя это уже было и не странно, но дерево продолжало плодоносить. Вовка всё понимал, но забирая денежки с дерева, не мог их не брать, дабы не огорчать лишний раз маму. Она и так заметно сдала в его отсутствие. Уже чётко высвечивалась седина, углубились морщины, но она продолжала быть для него самой красивой и самой любимой мамой.
    К концу четвёртого курса Вовка приехал к маме не один. "Познакомься, это Ася, Анастасия!, а это Тамара Сергеевна, мама!" Тамара как-то неловко улыбнулась и протянула руки навстречу девушке. Та, вытянув руки, приняла рукопожатие Тамары Сергеевны. Что ж, проходите в дом, пригласила гостей Тамара. "Мам, мне скоро в армию. Вот Ася будет тебя навещать, правда?" и он посмотрел Анастасии в глаза. "Володь…" – сказала Ася и посмотрела на Тамару Сергеевну. Они улыбнулись друг другу, и Тамара вытерла проступившую слезу.
     Пролетели два года службы, да что службы. Поменялся строй, поменялся флаг, поменялась вся страна. Тамара сидела у окошка и высматривала гостей. Вдруг, в клубах пыли к дому подъехал белый "Москвич". Тамара ничего не успела и понять, как из машины вышел её Володя, а с заднего сиденья, поддерживая живот, вышла Анастасия. Тамара бросилась на улицу, встречать долгожданных гостей. "Не зря сегодня кошка гостей зазывала". Выходные пролетели как один день. Нужно было собираться домой. Тамара нагрузила полную машину пирожков, солений, овощей. На отговоры ребят, у нас всё есть, она только что и говорила, это домашнее, это вкусней. Володя обнял маму и прошептал: "Скоро заживём!"
   Тамара стояла, провожая сына со снохой, до тех пор, пока придорожная пыль не осядет на землю. Машина уже давно скрылась из виду, но Тамара всё смотрела и смотрела им вслед. Зайдя в дом, Тамара подошла к окошку, где стояло денежное дерево.  Какого же было её удивление, когда она увидела рядом со своим приколотым рублём две розовые пятисотрублёвые купюры.
   
     05.03.2023 г.


Рецензии