Жил-был я

                Мой сын был очень потешный и любознательный малыш. Он мог часами задавать вопросы и «вопросики» , не умолкая комментировал все, что только видел и слышал, его душевная раскрытость и, не побоюсь этого  слова, рыцарственность,  были бесконечны. Общительный, он любил весь мир и до шести лет ни разу не подрался, пока я не велела ему дать сдачи большому негодяю. В два года он часто брал за палец идущего рядом  незнакомого человека и  шел рядом с ним . «Солнышкин!» - звала я его. Улыбка редко покидала его личико, но, конечно, ангеленком  он  не был. Были и капризы – с возрастом он научился с большим вкусом и юмором их  демонстрировать. Были и скандальчики,  и неуважительные  выходки, почерпнутые в  детсаде, но в целом он был милый шкодный умница, с которым всегда можно было договориться о покупке пирожного в другой раз, чтобы не стоять в очереди, о том, что игрушку купим через три дня, когда  будет получка… И, поскольку я работала дома, а он,  как все советские дети, частенько простужался в яслях  и садике, мы  тесно и много общались. Меня очень трогала и радовала самобытность его  мышления, радостное, щедрое  восприятие мира , бескомплексное отношение ко всему на свете и я стала записывать его слова, чтобы не забыть, каким был мой ребенок в детстве.  Один поэт Перу сказал: «Когда у тебя появляется ребенок – все дети мира становятся твоими.»  Я согласна с ним  и мне хочется  надеяться, что мои записи напомнят вам детство ваших ребятишек, их милые радости и печали… Я  не стала пытаться как-то литературно  обработать высказывания моего сына. Пусть детство говорит само за себя.
   Итак -  Котьке три с половиной года, вес 18 кг, рост  104 см!
 Крайне отрицательное  ( после долгого расследования)  отношение к убийству великих русских поэтов: «Только негодяй  мог убить такого умного и прекрасного человека как  Пушкин!»
А когда не было бельев – чего носили?
Радостно: «А у бегемота не морда,  а лицо! Только толстое лицо. А  зачем?» И вот это «зачем» было каждым третьим словом.
Какурузник  (самолет), шоферица  (маленькая куколка), колабелла  (каравелла), Ванни-Пух. Клички лошадей и кур:  Чернянка, Белянка, Краснянка,  дедушка Чулковский (Чуковский).
Ест: «А это не чайная ложка , а съедобная (столовая).
«Поедем к бабуле и нашей Ленке вот так (энергично трет под носом) нос натрем!» - в смысле «утрем», т.к. мы мужественно лекарство пьем, а она – нет!
А когда у добрых молодцев не было мечей – чем голову Горынычу рубили?
После долгой возни хлопнула по попе, велела больше не лезть и  уткнулась в книгу. Котька карабкается на мои плечи и шепчет: «Люблю, люблю, жена моя…». Смотрели накануне фильм и он спросил, чего он ее обнимает, а я ответила: «Ну, жена же, любит…»
На мои призывы за столом жевать, с полным ртом отвечает: «А за едой беседовают!»
Начал говорить букву «р» и теперь во все слова вставляет «х-р-р».
«Питерь»  (теперь) сочиняет новые слова и спрашивает, что они  означают.

Дорвался до больших ножниц  и, пока  я  была занята на кухне, обстриг все свои кудряшки, негодяй!  Я вошла в комнату и остолбенела – весь пол в кудрях, сын – как индеец на тропе войны, только что не скальпированный!  Как  сумел  не пораниться?..
«Когда шли динозавры земля тряслась?» Раздельно: «А когда они жили – людей не было! Я правильно сказал?»
Магазин, большой как метро (Детский мир).
Я (возбужденно): «Марш под одеяло!». Котька (успокоительно, что-то доделывая в руках): «Маршу, я маршу…»

Я:  «Вот увидел бы тебя Мой до дыр, он бы тебе задал!» - «А Твой до дыр?»

Меч видит мечевые сны, а щит – щитные…

Сегодня, 5.7.1982 г. впервые сам «читал» книжку – очень серьезно сидел на стульчике и комментировал  рисунки, поглядывая в мою сторону – не подглядываю ли я за ним. Я, конечно, ничего не замечала…
Темпераментно сыпал страшные обвинения на голову своего ровесника, который нечаянно отдавил  ножку младшей сестричке: «Разве ты не знаешь, что маленьких нельзя обижать?! Ты хулиган!..»  и т.п.

…Сестра брала его на руки (годовалого) , начинала подкрадываться  большими шагами к настольной  лампе , говоря: «Пойдем, пойдем…», потом резко отскакивала и говорила: «Убежали, убежали!» Костик так хохотал! Вообще , он все время улыбался.
А сейчас из него просто фонтанирует жизнерадостность здорового, незавоспитанного  ребенка, и хотя часто это очень  меня утомляет, я всем сердцем радуюсь его неиссякаемой энергии и хорошему (буйному!)  настроению своего доброго молодца! Он знает, что у женщин ручки слабые, их нужно беречь и помогать им, и часто говорит мне с торжеством: «А у меня руки сильные, я будущий мужчина. Да, мам?»
Обожает воду  и пользуется каждым случаем мыть что-нибудь под краном или разводить лужи на полу  и столе когда рисует. Но надо отдать  сыну должное – всегда сам тащит швабру и вытирает пол  или начинает тереть в пол в коридоре, чем очень умиляет  соседей.

Поев, начинает с огромной энергией  носиться по комнате от стены к стене!
В день отъезда с отцом в Одессу долго на меня посматривал, потом спросил, шкодник: «Мам, а почему ты меня не ругаешь?». Я грустновато объяснила ему, что никак не могу «ругать» в последний день, который мы вместе. Тогда он тоже притих и почти весь день не  шалил.

После возвращения из Одессы страшно ругается, используя «фекальные» слова.
В аптеке : «А здесь была настеклышная змейка…».
В библиотеке:  я : «Пой про себя.» - Котька, сидя на стремянке : «Нет, я буду про них.»
Натиресно.   Калинизация ( канализация).
«Мы купили петушка?» – Я (в отчаянии, не зная, что ответить) – « Какого?»  Он, тоже растерявшись  – «Ну.. курочкиного!»               
Сын: « Когда я буду сначала?» -  т.е. первым выходить из троллейбуса. Я: «Когда вырастешь.» -«А я тебя с собой тогда совсем не возьму!»
Я буду хихахать!

За два  вечера, которыми мы играли в магазин, освоил обращение на «вы».
 Бодыкай меня!
Я буду пить наваренишный сок.
«Я одену платок и буду бабой-Ягой.» - и начал добрым голосом меня заманивать: «Заходити, заходити, я добрая бабушка, кормлю детей…» - из сказки запомнил.   
«Сейчас буду тебя натирать.»  - «А мне будет хохотно?»

Смеясь, утверждал, что Пушкина убил Диатез!
Зауальник (сирена), зауает.
Капишон, капиточек, лесня (лестница).
Сын: «Поеду в дальние страны.» - «Возвращайся скорей, как же я без тебя…» - «А ты валяй со мной!»
Я (обедаем): «Нужно же по-человечески!» ( в смысле – есть). «А так по-собачиному…»
А ты  будешь свои печаталки работать?

У меня болел зуб. Сидела и охала. Котька же, почувствововав свое превосходство здорового человека, свободного к тому же, наконец от маминой опеки , вдохновился и исполнил воинственный гимн. Начал с Абрыни Никитича и  двенадцати разбойников, потом были братья-солдатья, буржуи-буржуины… Потом очень минорно запел:
«Все ушли на войну,
А мамы остались одни.-  как бы спохватившись -
Но они быстро вернулись,
Напекли себе калачей
И припасов чтобы поесть.» Потом  с гордостью сказал, что спел такую большую песню! И, действительно, пел минут десять, бард мой дорогой!
Любит спрашивать, что такое припасы.

Мама, давай отразимся ( в елочном шарике).
«Что такое майка?» - отвечаю. – «А май?» - Отвечаю.- «А не праздник Май?»
Залез в темноту за плотную занавеску. Долго там все рушил, потом испуганно спросил: «Ой,
где тут я?»
 Бабуся, бабусюшка-а-а…
Увидел пустую будку ГАИ: «А где тут следитель?»
Проснувшись ночью: «Мне кажется, уже утренеет…»
В ванне: «- Похолоди теплым.»
Ой, какой большой и важный сыр!
«Что такое «трещина»? – Объясняю.-« А не трещина?» – И так  все время.
Второй день «уезжает»   в Одессу : нагружает чемоданы игрушками  и таскает их по комнате.
Покупаю продукты – «А на зиму хватит?»
С  «подначкой» спрашивал свою тетю Валю: «  А где у тебя «перчик»? Покажи!»
Мама, допустим кто оторвал ногу (сломанную им) Белянке? Ответ – медведь и т.п.
Совсем крошкой стоял рядом с отцом и, схватившись за поясницу, копировал: «Ой, пина боит!»
В зоопарке рядом с аквариумом, взял меня за руку и очень просительно  сказал: «Мама, ибиньки!»
Первая сынкина фраза была: «Кикис бух ямм!» - кошка, спасаясь от собаки, на наших глазах прыгнула  в подвал.
Без меча не выходит на улицу. Сделала ему лук, к моему удивлению научился стрелять. Попал однажды  стрелой мне в щеку, подбежал, стал целовать, тереть ладошкой и спрашивать: «Уже не больно? Я нечаянно. Ты не сердишься?»

Раньше, когда он был совсем крошка, каждый вечер я, лежа с ним рядом, тихонечко-тихонечко обцеловывала его и говорила ласковые слова. Мой маленький просто замирал с такой  блаженной рожицей! И теперь, прежде чем спать,  мы каждый вечер с ним милуемся: я наклоняюсь над кроваткой и так же целую его, а он охватывает ручками мою шею и никак не хочет отпускать, даже когда поясница у меня уже трещит! Как-то сестра стала чесать ему, маленькому, спинку так он стал даже похрюкивать от удовольствия!


После возвращения из Одессы страшно ругается, используя «фекальные» слова.
В аптеке: «А здесь была настеклышная змейка.»
В  библиотеке.Я:»Пой про себя.» Котька, сидя на стремянке: «Нет. Я буду про них!..»
Натиресно. Калинизация (канализация).
«Мы купили петушка?» - Я, не зная, что ответить, в отчаянии… «Какого?»  Котька, тоже растерявшись: «Ну…  курочкиного…»
Котька: «Когда я буду сначала?» - т.е. выходить первым из транспорта .-Я: «Когда вырастешь. Тогда и мне будешь помогать выходить.» - «А я тебя с собой тогда совсем не возьму.»
 Я буду хихахать! !

«Чего ты хочешь?!» - «Шаловливить!!»
За  два вечера, что мы играли в магазин. Освоил обращение на «вы».
Увлеченно рассказал таксисту легенду про нимфу Эхо, которая так сильно полюбила «Арцысса», что  стала такая тоненькая,  что ее нельзя увидеть стало, а только голосок остался.
Дай печнуть! -  ( стукнуть по клавише машинки).
Политграмота: «Дедушка Ленин хотел, чтобы у деток всегда была еда и игрушки, а у мамы – помада…»
Выпал снег. Костик сочинил песенку: «Ле-ок  (буква  еж) . лек, на улице снежок! Ле-ок . лек , на улице зима!» и что-то  там еще.

Прочитала ему дурацкий стишок в «Мурзилке» о том  что буки нет и Костька стал ее бояться, причем называет ее пуга.
«А как рыбам на кости голову и хвост надели?» - « А тебе как голову надели?» - Пауза.- «Как всем…»
Таня в  Одессе сказала, что я горшок, а я ей сказал: «Я не горшок, а твой дорогой брат!»
Книжник  (продавец книг)
Сын: «Возьми у бабы Маши гречневую кашу».  Я: «Ничего не буду брать, я с ней поругалась. Сын: «А ты помирись (очень убедительно), она хорошая тетя… женщина…»
После сада, вечером, был очень нервен (вчера была крупная разборка поведения),  несколько раз принимался беспричинно плакать. Наконец я его обняла и спросила, что с ним. Малыш, давясь всхлипами, прорыдал: «Не могу остановиться, капризулька в рот попала…»
Какая-то свинячья охота: вместо слона свинью поймал, вместо утки – слона…
Мама, давай снами поменяется во сне: ты будешь мой смотреть, а я твой!
Смотрит   на изображение лешего с огромными руками: «Какие у него руки хваткие…»
Быкиовцы (овцебыки)
А кто держит Землю?
Гражданин,  гражданинка
А могут птички летать выше слона?

Сказала, что  девочка-соседка толкнула  меня и я чуть не обварилась. Котька страшно нахмурился и сказал: «Я сейчас пойду и ударю ее ногой.» Я говорю: «Да  она нечаянно… - Все равно.»
Я: «Сейчас отхлопаю тебя ремешком. Я рукой не буду. У меня рука болит». - «А у ремешка тоже болит…печенка…»
Иван взял Василису за шиворот и посадил на ослика ( спас)

Сидя на моих коленях,  прижался и сказал голубиным голосом: «А я ничего хорошего делать не могу, только плохое. Правда?»
Поет: «Я тебе картинку с Богом дам! Злой чечен ползет на берег…»
Любит изображать младенца. Просит завернуть и имитирует  процесс сосания.
Гон-Кихот, Дурмалей, дядя Шаша, Ралиска, Рариска
Лежа (буква еж) и сижа
Мама, а ты чья гражданиночка?

Большую часть его мыслей занимает военная тематика. Импровизирует, сидя на горшке:
«…Попка вся обкакалась,
(грустно) попку никто не пожалел.
Враги убили маму,
Папа-солдат далеко, не спас…
Мимо проходил солдат
И постирал ему штанишки в колодце…
Крошка, крошка,
Ты не вырос даже,
Но ты потерпи…»

Поет:»Чашки-ложки покупите!
Чашки-ложки покупите!»
…Трах – и захлопнулась дверь. И написано- не подходите к злому царю : он может вас погубить, обидеть и униКтожить..
… Королева рулит машиной, злой царь рассердился на королеву и хвать ее за волосы…
Бодыкай меня!
Я буду пить наваренишный сок
Я одену платок и буду бабой-Ягой (и начал добрым голосом заманивать детей): заходити, заходити, я добрая бабушка, кормлю детей… (из сказки запомнил).
Смеясь, утверждал, что Пушкина убил Диатез!

Зауальник (сирена), зауает
«Буду тебя натирать.»- «А мне будет хохотно?»
Капишон, капиточек, иля, лесня (лестница)
Сын: «Поеду в дальние страны.» Я: «Возвращайся скорей. Как же я без тебя!» - «А ты валяй со мной!»
Сидим за столом. Завтракаем. Я возмущенно: «Нужно же по-человечески есть!» Котька «А так по-собачиному…» 
А ты будешь свои печаталки работать?
Мама, давай отразимся ( в елочном шарике).
«Что такое майка?» - Отвечаю.- «А май?» - Отвечаю. –«А не праздник Май?»
Залез в темноту за занавеску, долго там все рушил, потом  испуганно спросил: «Ой, где тут я?»
А лисичка-кот бывает? (После сказки, где кот и лиса поженились)

-Поет: « Судьба моя, судьба моя.
               Я буду жить, я буду жить.
               Я буду, буду, буду жить…»
А овцы – это маленькие бараны, серть (шерсть) – в отличие о больших овцебыков. И чего он  несколько дней отвязаться от этих овцебыков не может?
А змеи в кружок об дерево мотаются?
А кто землю держит? А почему небо высокое? А кто нас держит, чтобы мы с земли не улетели?
Крокодильник! (террариум)
Смотрит на картинку:  «Мама, а лисичка, значит, дворница, а слон – поливальник, поливает…»
Вырежи Жар-птицу и Жар-птяток!
Я буду Шер-хан, а ты – Шерханица! 

Как-то раз пошел я в лес –
Убежал коняшек верный
И пришел домой…

А бывают дома для пап и мам? Папам – папанские, мамам – мамские?
Захожу в комнату и вижу: стоит сын на стуле и говорит : «Мама, а иголки больно колют.» Я говорю: «Да, сынок. Не уколись, смотри» - «А я язычок себе уколол, чтобы он тебе не грубил. Больно». (После разговора с бабушкой, которая ему это обещала  за грубость  к маме).

Были в гостях в доме, где есть очень некрасивая женщина. Котька вышел из комнаты, где она была, очень серьезный и без малейшей шутки сказал: «Я сейчас видел настоящую бабу-Ягу».
 
Уже давно отвел мне роль маленькой сестрички, которую называет «внучка» и заставляет при этом со страшной силой сюсюкать, а если  я забываю это делать, напоминает, что я – маленькая, а его я должна величать  «бьятик».
Долго меня  «добивал», пока не выудил успокоительную правду - те, кто умер – поспят и вернутся, а на костях съеденных  коров и др. опять нарастет мясо и они опять будут живые. И теперь иногда  обыгрывает в своих играх это возвращение. А когда говорим о ком-то жившем  давно, он всегда интересуется, почему это лицо умерло. Но то, что ни он, ни я никогда не постареем и не умрем – твердо установленный факт!

Четыре года сыну.
Лежит на полу и, глядя на висящую на стене азбуку, распевает: «Л-л-л – на букву «лев» и «Лена Прохорова».
Котька, подкрепляя трясением пальца свои слова, вещает: «А я видел дорогу через все море без би-но-ка-ля и без подзорной трубы - просто глазКАми!» Я засмеялась, он поправился: «ГЛАзками.»
Подошел и напевно-торжественно, но с юморком спросил: «Мама, а  что тут бабуля написала мне, а то я что-то не могу разобрать…»

Увидев, как из моря вытаскивают «морские гребешки» и услышав. Как диктор сказал, что  их сеют осенью, спросил:  «А это буратиновы денежки?»
Заругалась на него было, что он не  одевается, а он удрал в коридор, воздел руки и запел: «Я водяно-о-ой… А я летать хочу-у-у!..»
Сколько драконяток этим летом народилось – просто загляденье!
Мама, а почему у тебя губки нахохлились? - Холодно. - А у меня тоже? - Нет – Значит маме горе, а Котьке слякоть.

Рассказывай громко и хохотливо!

На безголового крокодила Гену: «А он тоже, как всадник без головы!»
А я у себя в писиньке шарик нашел. Жаль, жаль не смог его вынуть.
Мам, а по-моему у Эли (четырехлетняя толстушечка)  сисеньки растут. Я  там что-то толстенькое видел.

Очень огорчается, что не попадает из лука в цель. Объяснила, что  надо один глаз закрывать, но у него, естественно, ничего не получается: закрываются оба.  И вот сегодня натянул на голову шнурок, прямо как  Робин Гуд, взял лук со стрелой, зажмурился, и говорит: «Мама, дай скорей  зеркало, пока глазки не открылись». А потом погнался за мной и страшно многозначительным тоном  сказал; «Ну, мама, попалась!»

Очень много смешного у него вылетает, но я не могу все запомнить. Все его детские обороты и искажения слов, хотя смысл он выражает правильно.
Слушая песню Леля, покритиковал Римского-Корсакова: «А голос женский». Пела-то женщина.
Увидев «Рабу любви» восхищенно: «ЖЕНЩИНА!» И тут же: «Мам, а ты знаешь, что я люблю женщин кусать?» - и типнул  меня за коленку! Потом внес поправку: «Красивых».

Подарил мне   8 -го Марта колокольчик : аппликацию на бумаге , пять цветов и все огорчался, что Эля один цветок украла, все предлагал новый приклеить.
Оригинальная манера носить лук - надев как пилотку.
Разные бывают породы людей: одни любят кислое – одна порода, другие не любят кислое и соленое – другая порода.
Ковыряет изюм из булки: «А я ягодку ужу!»
«Мам, а кто выше – ты или та тетя?» - «Думаю, я.» - «А ты с ней посантимерься».

Давно знает всю азбуку, а читать учиться ленится, хотя иногда такой порыв прорезается. Считает до десяти.
Встав с горшка, скачет ко мне на кухню со спущенными колготками как стреноженная лошадка и поет: «Холодно заиньке, холодно белому. Зайке холодно зимой, замерзает хвостик мой».

Шахта (лифтовая) мама , а лифт – сын.
Нарисовал три  разноцветных солнышка, глянул на зеленое: «Что-то лучик короткий. А, это трава-подросток…»
Собираемся в сад .Котька канючит: «Не хочу в сад». Я говорю: « А вот пойдешь на пятидневку, как же там будешь?» - «А я ночью проснусь (так это с юморком) и буду сидеть и плакать (обнял меня за ноги): «Где моя мать, родная моя?»

Ставит обувь: «Я твои туфли посторонил».

Продолжение следует


Рецензии