Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 5

                ЧАСТЬ ПЯТАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

       В театрах (1970 - ые и 1980 - ые годы)
       **************************************
         В 1970 году вскоре после ухода Олега Ефремова во МХАТ,Олег Даль в
  очередной раз покинул "Современник".С этого момента начался новый этап
  биографии артиста:он начал искать "свой" театр.За десять лет Олег Даль успел
  порепетировать с Олегом Ефремовым во МХАТе(тот рассматривал О.Даля,как
  претендента на роль Пушкина в спектакле "Медная бабушка" по пьесе Леонида
  Зорина),поработать на ленинградской сцене,вернуться в "Современник",перейти в
  Театр на Малой Бронной,а затем - в Малый театр.

  Коллеги по - разному оценивают творческие метания актёра.

  Валентин Гафт,написавший эпиграмму со словами "Все театры Далю надоели".
  Считал,что ни в одной труппе он не мог реализовать свои возможности.С Олегом
  произошёл тот самый случай,когда Гамлет есть,а время его не хочет."

  Михаил Козаков замечал,что Олег Даль,застав атмосферу от тёплой открытости и
  энтузиазма,царившая в раннем ефремовском "Современнике" в дальнейшем
  безуспешно пытался найти подобное состояние в других театрах.
 
  Сам Олег Даль за неделю до смерти в ночь на 26 февраля 1981 года написал
  несколько странных воспоминаний в которых подвёл своеобразный итог "двадцати
  годам своего лицедейства на сцене."
         "Двенадцать полноценных и полнокровных работ. Да, там были и Пепел и
  Эгьюйчик и главная роль в мюзикле " Вкус черешни" и мой пожизненный позор
  -Беляев.И даже ненормальный(во всех отношениях)Двойников из Ленинграда.
  Остальные - уже порядком ниже.Ну,и совсем возле плинтуса копошатся,никак не
  умирая,мои срочные выводы.Каковых я не считал,и не считаю предметом для
  актёрского труда."

  ЛЕНИНГРАДСКИЙ  ТЕАТР ИМЕНИ  ЛЕНИНСКОГО  КОМСОМОЛА
  ****************************************************
  Уйдя из "Современника" Олег Даль более года находился вне театра.В ноябре 1971
  года актёр был зачислен в штат Ленинградского театра имени Ленинского
  комсомола,где сразу приступил к работе над спектаклем "Выбор" по Алексея
  Арбузова.В этой постановке Олег участвовал не только,как исполнитель главной
  роли,но и как сорежиссёр(вместе с Розой Сиротой.Персонаж Олега Даля - молодой
  учёный Николай Двойников,которого знакомые считают загадочным типом" - после
  завершения многолетнего труда получает признание в научном сообществе и
  одновременно  - предложения,ставящие его перед сложным выбором.

  Двойников должен определиться,что для него важнее:спокойное существование в
  престижном институте или тернистый путь " бескопромисного служения науке".В
  арбузовской пьесе главный герой представляется в двух ипостасях(положение - в
  первой половине действия,отрицательный - во второй).Олегу Далю столь
  однозначная трактовка темы выбора показался неинтересным,и он постарался
  привнести элемент противоречия в оба образа.При этом,по словам Натальи
  Галаджевой,артист хорошо понимал,как играть,сметённого,терзающегося Двойникова
  во втором акте,но испытывал затруднения при создании характера
  "благообразного" учёного из первого образа.

  СОВРЕМЕННИК
  ***************
  Третьего апреля 1973 года в "Современнике" состоялось самое короткое из
  истории Театра заседания Худсовета.Оно длилось всего десять минут,и на
  повестке дня стоял всего один вопрос:об очередном зачислении в штат Олега
  Даля.Итогом заседания стало решение,согласно которого актёр в четвёртый раз
  официально был принят в труппу(на самом деле без учёта документальной формы
  это было его девятое возвращение в "Современник").Неделей ранее Олег Табаков и
  Галина Волчек провели с ним беседу,в ходе которой поставили условие:артист
  сможет приступить к работе лишь в том случае,если принесёт справку о
  кодировании алкогольной зависимости.Требуемый документ выдал Олегу Далю
  специалист во вшивании "торпеды" - доктор Герман Баснер.

  Это было последним пребыванием Олега Даля в "Современнике".За три неполные
  года он сыграл там одиннадцать ролей,в том числе пять премьерных.Среди них -
  Камаев из вампиловских "Провинциальных анекдотов",Балалайкин из спектакля
  Балалайкин и К" по мотивам "Современной идиллии" Михаила Салтыкова - Щедрина,
  сэр Эндрю Эгьюйчик из "Двенадцатой ночи".Олег Даль был подключён к работе над
  постановками из прежнего репертуара "Современника" - ему в частности досталась
  "по наследству" От Олега Ефремова роль Бориса Бороздина из спектакля "Вечно
  живые",с которого в 1956 году началась история театра - студии.В то же время
  Олегу Далю предлагали роли,которые оказались несовместимы с его актёрской
  органикой.Так Олег Даль отказался от участия в "производственном спектакле".
  "Погода на завтра",где ему надлежало создать образ Русакова,рабочего
  автозавода.
  Затем начались репетиции "Вишнёвого сада" - затем в этой постановке Олег Даль
  должен был играть вечного студента Петю Трофимова.
  Артист,который в эту пору было почти тридцать пять лет считал,что он уже вырос
  из подобных ролей.
  Девятого марта 1976 года Олег Даль подал заявление об увольнении по
  собственному желанию.В дневнике Олега Даля информация об этом событии была
  ограничена двумя фразами:" Сегодня ушёл из театра "Современник".И ничего в
  душе не отозвалось."

  ТЕАТР на МАЛОЙ БРОННОЙ
  ************************
  В театр на Малой Бронной Олег Даль пришёл по приглашению Анатолия Эфроса в
  1977 году,а уже в следующем,покинул труппу.Историю пребывания Олега в этом
  театре исследователь Александр Иванов назвал "туманной".Олег Даль был знаком с
  Анатолием Эфросом со студенческих лет.Тот преподавал в Щепкинском училище
  актёрское мастерство.Затем была их совместная работа в телеспектакле "Страницы
  журнала Печорина" и фильма "В четверг и больше никогда".В театре Эфрос
  предложил Олегу Далю роль студента Алексея Беляева в спектакле по тургеневской
  пьесе "Месяц в деревне".По утверждению режиссёра Олег был "идеальным
  Беляевым",даже внешне трудно было подыскать.Уставая от повторов,он нередко
  позволял себе экспромты - к примеру,во время серьёзной сцены вдруг начинал с
  ботинком в руках ловить невидимую бабочку.Сам же Олег Даль в письме Эфросу
  признавался,что двадцатилетний Беляев ему тридцатисемилетнему не интересен,и
  он играет эту роль вынужденно."
  Но театр есть театр,и кроме всего прочего в театре хорошо то,что можно идти на
  сопротивление.
  В 1978 году Эфрос приступил к постановке спектакля Продолжение Дон Жуана" по
  пьесе Эдварда Радзинского" Роль Дон Жуана режиссёр отдал Олегу Далю;его
  партнёром стал Станислав Любшин,работавший над образом Лепорелло.В творческом
  дневнике Олега Даля сохранилась запись,сделанная в апреле 1978 года:"Пьеса
  хороша,сугубо театральна.<...> Очень трудно и интересно!" Спустя некоторое
  время,по воспоминаниям Эфроса,Олег Даль внезапно потерял интерес к постановке
  - это чувствовалось по его настроению и его "злым репликам",которые он бросал
  в адрес режиссёра и партнёра во время репетиций.Затем никого не предупредив, и
  ни с кем не попрощавшись Олег Даль покинул театр.К работе над спектаклем был
  спешно подключён Андрей Миронов(Дон Жуан)Станислава Любшина заменил Лев Дуров.

  По утверждению Льва Дурова,у коллег Олега Даля остались самые тёплые
  воспоминания о недолгом пребывания артиста в театре на Малой Бронной:"Колючий
  такой злюка был.<...>"Я от бабушки ушёл,я от дедушки ушёл".
  Когда после смерти Олега Даля началась подготовка к публикации творческого
  дневника актёра,оттуда были изъяты достаточно резкие записи,связанные с
  работой  у Эфроса.
  Как утверждает Александр Иванов:"На Даля труппа обиделась почти поголовно".

  Вот как,даже не стесняясь в выражениях раскрывает своё мнение Лев Дуров.
  "Вся его история от конца к началу - совершенно мудацкая.Похороны в марте 1981
  года Даль лежит в гробу.В джинсовом костюме и в водолазке.В которых он
  репетировал с Эфросом "Продолжение Дон Жуана:Издёвка судьбы? Ну,может так.
  Только хрен такое забудешь."

  МАЛЫЙ ТЕАТР
  *************
  На сцену Малого театра Олег Даль впервые вышел с студенческие годы:в апреле
  1961 года он второкурсник Щепкинского училища,был срочно введён в спектакль по
  пьесе "Макбет",где сыграл роль первого слуги в замке.

  На той же сцене Олег Даль в последний раз в жизни появился перед театральной
  публикой.Осенью 1980 года,после переговоров с директором Малого театра
  Михаилом Царёвым,артист был зачислен в труппу.В своём творческом дневнике Олег
  писал о приходе в театр как о "возвращении в нелюбимы дом";Вот стоит дом в
  лесу,на берегу тихой речки;и родился я там и вырос,и хорошие люди его
  населяют,а в душе неуютно"<...> И думаешь,а не на кладбище ли ты живёшь?"

  Возможно этот настрой повлиял на то,что первый после длительного перерыва -
  выход активный на сцену Малого театра оказался фактически сорванным.В конце
  декабря 1980 года Михаил Царёв оповести труппу,что в предновогодний спектакль
  "Берег" по произведению Юрия Бондарева.Хозяина кабачка Алекса будет играть
  Олег Даль(срочная замена была вызвана внезапной смертью прежнего исполнителя
  этой роли - Алексея Эйбоженко).Тридцать первого декабря в день спектакля Олег
  Даль находился не в лучшей форме по свидетельству Виктора Борцова,на сцене
  артист "очень странно двигался".Как перед обмороком".

  Не доиграв эпизод он ушёл за кулисы.Впоследствии в объяснительной записке ,
  адресованной Царёву артист перечислил причины "вызвавший провал".В их числе он
  назвал собственную безответственность к репетиции",выпитое перед спектаклем
  пиво,непривычное освещение сцены,внезапно раздаётся голос суфлёра.В конце
  записки Олег Даль заверил руководителя театра,что извлёк уроки из этой
  истории:Уверяю вас - мною сделаны жесткие и бескромисные выводы".

  Сразу после прихода в труппу,в ноябре 1980 года Олег Даль получил небольшую
  роль Николая Ежова в спектакле Бориса Львова - Анохина "Фома Гордеев."Как
  вспоминал(со ссылками на артистов Малого театра)Михаил Казаков,уже во время
  первой репетиции Олег" с листа прочёл,что все были в отпаде... На полях роли
  Ежова сохранились рукописи заметки Олега Даля.

  Свидетельствование о работе актёра над каждой репликой и каждой мизансценой".
  Крупно сыграть страшную философию.Может быть стихи поёт?Рано? Последнее в
  жизни Олега Даля репетиция состоялась 26 февраля 1981 года;по словам Львова -
  Анохина,после её окончания артист сообщил режиссёру,что пятого марта,по
  возвращении из творческой командировки,он планировал показать другие варианты
  роли Ежова.До следующей репетиции Олег Даль не дожил.После его смерти Ежова в
  спектакле "Фома Гордеев" играл Георгий Оболенский.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                05.03.2023 


Рецензии