Пушкин Онегин - Глушь степных селений

Мы возвращаемся к геолокации места жительства (регистрации и по факту) героев и героинок (так!) романа Евгений Онегин, написанного местами Пушкиным, местами Онегиным, местами Белкиным, местами Таней
Причина возврата – вот такой комментарий Ю.М. Лотмана к стиху  строфы XVII последней главы романа в стихах:
„Ужели“, думает Евгений:
„Ужель она? Но точно... Нет...
Как! из глуши степных селений...“
И неотвязчивый лорнет

«Степной иногда употребляется у Пушкина в значении «сельский», как антоним понятия «цивилизованный».

До чего ж любят умничать эти семиотики…

(Прим. Семио;тика, или семиоло;гия (греч. ;;;;;;;;;; < др.-греч. ;;;;;;; «знак; признак») — общая теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем). То есть так любят знаки, что во всем их видят и толкуют как в голову взбредет. Ибо толковать то надо, а оснований нет. Кто сказал, что Пушкин что-то именно так употреблял? толковал и понимал?  Отчего лесной тогда не сельский? А морской? А пустынный?

И отчего пасторально-рюральный сельский вид тогда приравнен лотманообразными семиологами  к «суровым видам» жития?
 
Тупо выписываем про степь в романе :
 
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд и мука и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.

В глуши что делать в эту пору?
Гулять? Деревня той порой
Невольно докучает взору
Однообразной наготой.*
Скакать верьхом в степи суровой?
Но конь, притупленной подковой
Неверный зацепляя лед,
Того и жди, что упадет.

(в черновике было иное:
В глуши что делать в это время?3
Гулять — но голы все места4
Как лысое Сатурна темя
И скучно всё [как] нищета5
Скакать верхом в степи суровой?—6
Но конь скользящею подковой7
Неверный зацепляет лед —8
Того и жди, что упадет —9)

И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол,
С толпою чувства разделяя,
Я Музу резвую привел
На шум пиров и буйных споров,
Грозы полуночных дозоров;
***
И позабыв столицы дальной
И блеск и шумные пиры,
В глуши Молдавии печальной
Она смиренные шатры
Племен бродящих посещала,
И между ими одичала,
И позабыла речь богов
Для скудных, странных языков,
Для песен степи ей любезной...
Вдруг изменилось всё кругом:*
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках


И ныне Музу я впервые
На светский раут44 привожу;
На прелести ее степные
С ревнивой робостью гляжу.


„Ужели“, думает Евгений:
„Ужель она? Но точно... Нет...
Как! из глуши степных селений...“
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.


---

Аналитика:

1. Четырежды (минимум миниморум)  Пушкин упорно уведомляет -  место обитания героев и героин романа = глухая степь!
2. Но дважды он давал ориентиры поисковикам не семиотологам и фиг-лологам:
-  Красногорье = деревня Ленских (горка типа Савкиной…)
- Таня – барышня уездная (хотя это может означать = просто провинциальная)

3. И не надо «ля-ля» = степь тут не равна селу!  Это ближайшая к Москве ковыльная степь Курской или Орловской губерний. Там ныне спец ЦЧЗ = берегут самую северную на ВРР степь!

А теперь сыщите сами ближайшую степь от Москвы и убедитесь, что от нее до Москвы "семь суток ехали оне"

И вся недолга = как говорил Иван Зыков


Рецензии