5 марта. Девять дней одного года

5 марта 1962 года в московском кинотеатре "Россия" состоялась премьера фильма Михаила Ромма "Девять дней одного года".

Фильм Михаила Ромма за год посмотрели почти 24 миллиона советских кинозрителей, или почти 11% населения. По опросу журнала "Советский экран", проведённым в 1963 году, фильм был признан лучшим советским фильмом года.

Через три месяца после премьеры фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" был представлен на международном кинофестивале в Карловых Варах, Чехословакия, где был удостоен высшей премии - Хрустального Глобуса. Среди 25 номинантов на эту премию был, в частности, фильм Пьера Паоло Пазолини "Аккаттоне". На родине, в СССР, в 1966 году фильм был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

Восприятие фильма кинокритиками нельзя охарактеризовать как однозначное. Один из патриархов российской кинокритики Наум Клейман вспоминал в 2000 году: "Должен сказать, что мое поколение вгиковцев восприняло «Девять дней одного года» очень критически. Во-первых, задолго до съемок Ромм прочитал нам сценарий весь целиком, сидя на сцене. Он хотел знать нашу реакцию. ... Он хотел знать наше мнение, а мы так и не поняли, что он собирался сделать из этого сценария. А потом он снял фильм и показал его нам. После фильма было молчание. Наконец кто-то сказал: «Ну, некоторые эпизоды очень интересные, а еще игра Смоктуновского... можно похвалить то и это... но сам фильм — «жестяной», подделка». Вот какова была реакция ВГИКа. Хотя для Ромма фильм был шагом вперед. А для нас этого было уже недостаточно." - http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/679/

Чтобы понять причину такой "кислой" реакции, нужно вспомнить, кто такой Михаил Ромм. Этот режиссёр был настоящим классиком советского и, можно сказать, сталинского кино. Он был автором таких картин, как "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году", "Мечта" и т.д. Известно, что доклад Хрущёва на XX-м съезде КПСС с осуждением культа личности Сталина буквально поверг этого режиссёра в ступор. Пять лет после этого он не мог ничего снимать. И фильм "Девять дней одного года" стал первым после столь длительного бездействия. А за это время в советском кинематографе появилось немало так называемых "оттепельных" кинолент, например, "Летят журавли" и "Неотправленное письмо" Михаила Калатозова, "Сорок первый" и "Баллада о солдате" Григория Чухрая и другие. И молодые кинокритики, каковым в то время был Наум Клейман, ожидали чего-то более революционного.

В этой связи, наверное, более взвешенной и справедливой была оценка фильма великим учёным Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Он вспоминал: "Первоначально Ромм обратился за материалами для будущего фильма к проф. Василию Семеновичу Емельянову, тогда начальнику Управления по мирному использованию атомной энергии. (Емельянов – старый большевик, автор нескольких книг воспоминаний; в 60-е годы он выступил в “Правде” с резкими нападками на писателя Виктора Некрасова за умаление роли рабочего класса, тоже в связи с кино.) Что Ромму рассказал Емельянов – мне неизвестно; он любит и умеет поговорить. Но он направил Ромма к И. Е. (Тамму-FG). С Игорем Евгеньевичем Ромм разговаривал несколько раз. ... Герой фильма – Гусев – имеет имя и отчество, напоминающие мои – Дмитрий Андреевич, но он экспериментатор; отец его живет в деревне (воплощает народную мудрость). Ромм пытался в своем фильме показать изнутри жизнь научно-исследовательского ядерного института, пафос и психологию работы над мирной (и – за кулисами – немирной) термоядерной тематикой. Мне первоначально фильм скорее понравился; теперь мне кажется, что его портит слишком большая “условность” большинства ситуаций. Для самого Ромма фильм явился как бы переходной ступенью от “Ленина в Октябре” к замечательному и волнующему “Обыкновенному фашизму”. - https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/

В отличие от Наума Клеймана, западными кинопрокатчиками фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" сразу был отнесён к категории так называемого "оттепельного" кино, причём, намного раньше Карена Шахназарова, который назвал фильм Михаила Ромма "самым шестидесятническим фильмом". Благодаря такой классификации фильм был достаточно широко был представлен на зарубежных кинофестивалях и в кинотеатрах западных стран и, как следствие, нашёл отражение в отзывах зарубежных кинокритиков.

Например, кинообозреватель британской The Guardian Питер Брэдшоу поставил фильму 4 балла по 5-балльной системе и отметил в своей рецензии: "В фильме присутствует мрачный, призрачный экспрессионизм, оккультное ощущение тайны и опасности в подземных коридорах лаборатории. Облучение может быть метафорой любовной тоски, но, возможно, этот символ работает только в том случае, если мы понимаем любовь как любовь к науке или любовь к стране. Это история о людях, которые беспрекословно жертвуют личными соображениями ради советского ядерного дела, и тем не менее эта потерянная любовь с равной силой маячит рядом с ядерной судьбой Советского Союза." -
Американский кинокритик Деннис Шварц в рецензии, озаглавленной "Реалистичный фильм времен холодной войны об идеалистичных ученых-ядерщиках, заботящихся о человечестве", отметил: "Хотя фильм слишком однообразен, чтобы им можно было наслаждаться, он художественно поставлен. Но что более важно, художественный фильм позволяет Советам показать свою человеческую сторону и то, что на их объектах могут произойти ядерные аварии." - https://dennisschwartzreviews.com/ninedaysofoneyear/

Современными кинозрителями фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года" оценён ничуть не меньше, чем зрителями начала 60-х годов. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Михаила Ромма "Девять дней одного года" (см. Предисловие) составил 8,445, что позволило ему занять 346-е место в Золотой Тысяче.


Рецензии