Прибалтика. Литва. Друскининкай

Друскининкай – город в южной части Литовской Республики, в ста двадцати пяти километрах от столицы Литвы – Вильнюса.

Старейший и самый большой курорт Литвы, знаменитый минеральными источниками и целебными грязями.

Первое упоминание о населённом пункте Друскеники, ещё в статусе деревни, относится к 1563 году. Название происходит от литовского слова Druskininkas, которое означает занятие соляным промыслом; слово «Druska» с литовского языка переводится, как соль.

Название населённого пункта связано с наличием на территории города источников с солоноватой минеральной водой, которые в двадцатом веке стали основой курортной индустрии города.

Статус курорта Друскеники получили в 1793 году, когда личный врач польского короля и Великого Князя литовского Станислава Августа, экспериментально подтвердил целебные свойства минеральных источников. Известность вОды приобрели благодаря местному крестьянину, Пранасу Сурутису (Сураучюсу), который считался целителем в Друскеники и его окрестностях. 

В 1830 году впервые был произведен химический анализ воды одного минерального источника в деревне Друскеники. Было установлено, что в воде содержатся соли натрия и кальция, а также сульфат магния; на основании данных исследования, Гродненское общество врачей впервые признало минеральные воды деревни лечебными.
 
Спустя пять лет профессор химии Виленского университета И. Фонберг представил Государю Николаю Первому доклад о лечебных свойствах минеральных источников в районе населённого пункта; в декабре 1837 года высочайшим повелением императора был основан курорт Друскеники.

Существует и другая версия открытия целебных источников. Издательством Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона в 1908-1913 годах была выпущена «Еврейская энциклопедия», которая  была посвящена, по определению авторов самой энциклопедии, «еврейству и его культуре в прошлом и настоящем».

В ней утверждалось, что Авраам Каценеленбоген «открыл минеральные воды в Друскениках, за что получил награду в 1837 году при письменной благодарности от гродненского губернатора Доппельмейера».

В первой половине девятнадцатого века  в Европе распространилась мода пребывать «летом на водах»; Друскеники становились «летней столицей» Литвы.  Своим патриотическим долгом польско-литовская знать и интеллигенция считала пребывание на своём, литовском курорте.

Наплыв больных и раненых после Крымской войны побудил гродненского вице-губернатора Якова Петровича Рожнова принять меры к оборудованию в 1857 году в частном доме Друскеники временного православного храма. В 1865 году, на пожертвованные вице-губернатором десять тысяч серебряных рублей, была построена небольшая православная церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». По убеждениям прихожан, икона Божьей Матери помогала  излечиваться от различных заболеваний.

К концу девятнадцатого века курорт ежегодно принимал до пятидесяти тысяч гостей, а в период между Первой и Второй мировой войнами, находясь в составе Польши, – до ста тысяч человек. Именно в это время в Друскениках была проведена модернизация курорта, перестроены санатории, создана современная для тех лет инфраструктура и научно-техническая база для лечения.

Второго ноября 1939 года Друскеники вошли в состав Белорусской ССР; шестого ноября 1940 года курортный город с окрестными деревнями был передан Литовской ССР и стал называться Друскининкай.
 
На территории города было построено несколько санаториев. В советское время функционировало десять оздоровительных комплексов; в 2007 году был закрыт один из них – «Nemunas» («Неман» - лит.).

В восьмидесятых годах прошлого века мы с мужем гостили в Гродно, в семье моей сестры Татьяны. В городе мы бывали неоднократно и уже успели ознакомиться с достопримечательностями древнего белорусского поселения.

Вечером, обсуждая планы на следующий день, Володя Цыркунов, муж сестры, предложил съездить в Друскининкай:

– Самый южный литовский город расположен на правом берегу Немана, примерно в сорока километрах от Гродно. Городок небольшой, но очень красивый и ухоженный.
 
Татьяна поддержала инициативу мужа:

– Да, обязательно нужно посмотреть Друскеники (жители Гродно по-прежнему так называют курортный город), вам понравится!

Дорога заняла около получаса. После проезда условной границы между Белоруссией и Литвой, я обратила внимание на качество дорожного покрытия: оно значительно отличалось от проезжей части белорусского шоссе. Неподалёку от трассы – велосипедная дорожка, такая же основательная, как и автодорога.

Осмотр достопримечательностей города мы начали с католического собора – костёла Пресвятой Девы Марии Шкаплерной*, который был построен из красного кирпича в неоготическом стиле в начале двадцатого века. Собор был закрыт; мы ограничились наружным осмотром здания, уделив особое внимание статуям и разноцветным витражам.

Далее мы направились к дому-музею Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, выдающегося литовского художника и композитора.

Музей был основан в 1963 году в родительском доме Чюрлёниса; в нём Микалоюс жил и работал в 1896-1910 годах.

В двух небольших деревянных домах воссоздана аутентичная атмосфера жизни семьи Чюрлёниса. В одном из домиков выставлена семейная фисгармония и пианино Чюрлёниса, на котором композитор играл во время учёбы в Варшаве, а также другие подлинные вещи семьи. Во втором домике восстановлен рабочий кабинет композитора и художника.

В скромных домиках – небольшие помещения, в том числе,  мастерская художника с маленьким окошком. Рассматривая экспонаты, я вспомнила об идеи «синтеза искусств» – новой, независимой от старых форм и видов искусств концепции, которая зародилась в первом десятилетии двадцатого века практически одновременно у Микалоюса Чюрлёниса, как «музыкальная живопись» и у Александра Скрябина, как «световая симфония».

Идея философа и музыканта Александра Николаевича Скрябина была реализована: он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-музыки (современное название – светомузыка): визуализировал мелодию с помощью цвета. В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств – музыки, танца, пения, архитектуры и живописи.

Мне трудно судить, удалось ли одарённому литовскому композитору и художнику осуществить свой замысел, но, по мнению специалистов, при внимательном рассмотрении написанное рукой художника Микалоюса Чюрлёниса, начинает звучать, «так же, как и его музыка видится нам, когда мы её слышим. Он весь мир видел и весь мир слышал одновременно»**

Вероятно, у меня отсутствует синестезия – явление одновременного восприятия ощущений от двух органов чувств при раздражении одного из них: рассматривая картины художника Чюрлёниса, я не слышала музыки композитора Чюрлёниса.

От дальнейшего обдумывания темы несовершенства моей высшей психической деятельности, меня отвлекла сестра:

– Ну что, в музее всё посмотрели, можно прогуляться по городу.

Во время пешей прогулки Татьяна рассказала, что численность населения Друскининкая – более десяти тысяч человек; почти девяносто процентов из них – литовцы, около четырёх процентов – поляки, около трёх – русские и чуть более одного процента – белорусы.

Муж Татьяны, Владимир Максимович, в то время доцент кафедры инфекционных болезней Гродненского медицинского института, дополнил рассказ жены информацией об основной специализации курорта Друскининкай. В местных  санаториях эффективно лечатся заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, болезни нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания и гинекологические заболевания.

– Когда состаримся, обязательно приедем сюда лечиться! – с озорной улыбкой завершил сообщение Володя.

– Значит, не скоро мы будем поправлять здесь своё здоровье! – с присущим молодости оптимизмом, заметила я.

Моя реплика – «не скоро» со временем претерпела изменения; сейчас она звучит –  «вряд ли когда-нибудь…»

Не прошло и десяти лет с момента нашей поездки в Друскининкай, как недальновидные горе-политики развалили могущественную державу – Советский Союз; Литва стала для белорусов заграницей …

* Шкаплерной, от слова скапулярий (от лат. Scapulae – лопатки) – часть одежды монашествующих, надеваемая на плечи, знак посвящения себя Деве Марии и её особой защиты.

**Лосева Светлана Николаевна «Творческое наследие М.Чюрлёниса: синестетический аспект исследования модели музыкальной одарённости».


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли!

Интересен Ваш экскурс по истории Друскеники-Друскининкаю, "летней столице" Литвы. Не менее интересны и впечатления о самой поездке. Прочел с удовольствием.
Дошел до рассказа о музее Чюрлёниса и призадумался над состоянием синестезии, о которой дотоле и не знал. А думал вот о чем: как можно ощущать в картинах художника, (который был и композитором) сочиненную им музыку человеку вроде меня, который ее никогда не слышал? )

Вы заметили качество дорог, а я, побывав в Литве, в удивлении глазел на жилые массивы – дома из железобетонных плит, которыми тогда застраивали микрорайоны. В Тбилиси они были ужасными – однотипные, прилепленные друг к другу, серые и грязные – какое-то гетто. А в пригородах Вильнюса их возводили в лесных зонах, они утопали в зелени и все многоэтажки были окрашены в разные цвета. Нынче подобным мало кого удивишь, строят теперь нормально, а тогда это зрелище было в диковину.

С наилучшими пожеланиями и дружественой улыбкой,

Николоз Дроздов   21.05.2023 18:12     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемый Николоз!

Искренне благодарю за отзыв!

Если мне не изменяет память, в музее Чюрлёниса в Вильнюсе, созерцая картины художника, посетители могут слушать музыку композитора Чюрлёниса, созвучную тематике выставленных в музее экспонатов.

Этакая первая ступень приобщения неподготовленных зрителей-слушателей к пониманию синестезии...

В 2018 году, будучи проездом в Литве, я обратила внимание на качество дорог - оно, увы, оставляет желать лучшего.

С самыми добрыми пожеланиями здоровья и благополучия.

Нелли Фурс   22.05.2023 09:30   Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Нелли!
На ютубе посмотрел 11-ти минутный ролик, где картины Чюрлениса наложены на его музыку. И картины, и музыка хороши, возможно, они как-то и гармонируют, но мне кажется, что не всегда. Похоже, я из числа тех, кого природа чувством синестезии обделила. )
А дороги в советские времена в Литве были гораздо лучшими, чем у нас в Грузии. Как и архитектура. Два коллектива литовских архитекторов в 1974 и 1975 годах получили Ленинские премии за проекты жилых массивов. Строительство у них было самого высокого качества. Не знаю, как обстоят дела сейчас, я с конца 80-х там не бывал. Возможно, кое-что и попортили… )
С наилучшими пожеланиями,

Николоз Дроздов   22.05.2023 15:59   Заявить о нарушении
Не огорчайтесь, уважаемый Николоз, по поводу отсутствия у Вас чувства синестезии - должен же быть у человека хоть один недостаток!

С улыбкой.

Нелли Фурс   22.05.2023 16:13   Заявить о нарушении
Надеюсь, как-нибудь переживу. )
С улыбкой,

Николоз Дроздов   22.05.2023 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.