Прибалтика. Литва. Друскининкай

Друскининкай – город в южной части Литовской Республики, в ста двадцати пяти километрах от столицы Литвы – Вильнюса.

Старейший и самый большой курорт Литвы, знаменитый минеральными источниками и целебными грязями.

Первое упоминание о населённом пункте Друскеники, ещё в статусе деревни, относится к 1563 году. Название происходит от литовского слова Druskininkas, которое означает занятие соляным промыслом; слово «Druska» с литовского языка переводится, как соль.

Название населённого пункта связано с наличием на территории города источников с солоноватой минеральной водой, которые в двадцатом веке стали основой курортной индустрии города.

Статус курорта Друскеники получили в 1793 году, когда личный врач польского короля и Великого Князя литовского Станислава Августа, экспериментально подтвердил целебные свойства минеральных источников. Известность вОды приобрели благодаря местному крестьянину, Пранасу Сурутису (Сураучюсу), который считался целителем в Друскеники и его окрестностях. 

В 1830 году впервые был произведен химический анализ воды одного минерального источника в деревне Друскеники. Было установлено, что в воде содержатся соли натрия и кальция, а также сульфат магния; на основании данных исследования, Гродненское общество врачей впервые признало минеральные воды деревни лечебными.
 
Спустя пять лет профессор химии Виленского университета И.Фонберг представил Государю Николаю Первому доклад о лечебных свойствах минеральных источников в районе населённого пункта; в декабре 1837 года высочайшим повелением императора был основан курорт Друскеники.

Существует и другая версия открытия целебных источников. Издательством Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона в 1908-1913 годах была выпущена «Еврейская энциклопедия», которая  была посвящена, по определению авторов самой энциклопедии, «еврейству и его культуре в прошлом и настоящем».

В ней утверждалось, что Авраам Каценеленбоген «открыл минеральные воды в Друскениках, за что получил награду в 1837 году при письменной благодарности от гродненского губернатора Доппельмейера».

В первой половине девятнадцатого века в Европе распространилась мода пребывать «летом на водах»; Друскеники становились «летней столицей» Литвы. Своим патриотическим долгом польско-литовская знать и интеллигенция считала пребывание на своём, литовском курорте.

Наплыв больных и раненых после Крымской войны побудил гродненского вице-губернатора Якова Петровича Рожнова принять меры к оборудованию в 1857 году в частном доме Друскеники временного православного храма. На пожертвованные вице-губернатором десять тысяч серебряных рублей в 1865 году была построена небольшая православная церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». По убеждениям прихожан, икона Божьей Матери помогала излечиваться от различных заболеваний.

К концу девятнадцатого века курорт ежегодно принимал до пятидесяти тысяч гостей, а в период между Первой и Второй мировой войнами, находясь в составе Польши, – до ста тысяч человек. Именно в это время в Друскениках была проведена модернизация курорта, перестроены санатории, создана современная для тех лет инфраструктура и научно-техническая база для лечения.

Второго ноября 1939 года Друскеники вошли в состав Белорусской ССР; шестого ноября 1940 года курортный город с окрестными деревнями был передан Литовской ССР и стал называться Друскининкай.
 
На территории города было построено несколько санаториев. В советское время функционировало десять оздоровительных комплексов; в 2007 году был закрыт один из них – «Nemunas» («Неман» - лит.).

***

В восьмидесятых годах прошлого века мы с мужем гостили в Гродно, в семье моей сестры Татьяны. В городе мы бывали неоднократно и уже успели ознакомиться с достопримечательностями древнего белорусского поселения.

Вечером, обсуждая планы на следующий день, Володя Цыркунов, муж сестры, предложил съездить в Друскининкай:

– Самый южный литовский город расположен на правом берегу Немана, примерно в сорока километрах от Гродно. Городок небольшой, но очень красивый и ухоженный.
 
Татьяна поддержала инициативу мужа:

– Да, обязательно нужно посмотреть Друскеники (жители Гродно по-прежнему так называют курортный город), вам понравится!

Дорога заняла около получаса. После проезда условной границы между Белоруссией и Литвой, я обратила внимание на качество дорожного покрытия: оно значительно отличалось от проезжей части белорусского шоссе. Неподалёку от трассы – велосипедная дорожка, такая же основательная, как и автодорога.

Осмотр достопримечательностей города мы начали с католического собора – костёла Пресвятой Девы Марии Шкаплерной*, который был построен из красного кирпича в неоготическом стиле в начале двадцатого века. Собор был закрыт; мы ограничились наружным осмотром здания, уделив особое внимание статуям и разноцветным витражам.

Далее мы направились к дому-музею Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, выдающегося литовского художника и композитора.

Музей был основан в 1963 году в родительском доме Чюрлёниса; в нём Микалоюс жил и работал в 1896-1910 годах.

В двух небольших деревянных домах воссоздана аутентичная атмосфера жизни семьи Чюрлёниса. В одном из домиков выставлена семейная фисгармония и пианино Чюрлёниса, на котором композитор играл во время учёбы в Варшаве, а также другие подлинные вещи семьи. Во втором домике восстановлен рабочий кабинет композитора и художника.

В скромных домиках – небольшие помещения, в том числе, мастерская художника с маленьким окошком. Рассматривая экспонаты, я вспомнила об идее «синтеза искусств» – новой, независимой от старых форм и видов искусств концепции, которая зародилась в первом десятилетии двадцатого века практически одновременно у Микалоюса Чюрлёниса, как «музыкальная живопись» и у Александра Скрябина, как «световая симфония».

Идея философа и музыканта Александра Николаевича Скрябина была реализована: он первым в мире придумал концепцию свето-цвето-музыки (современное название – светомузыка): визуализировал мелодию с помощью цвета. В последние годы жизни композитор мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо из всех видов искусств – музыки, танца, пения, архитектуры и живописи.

Мне трудно судить, удалось ли одарённому литовскому композитору и художнику осуществить свой замысел, но, по мнению специалистов, при внимательном рассмотрении написанное рукой художника Микалоюса Чюрлёниса начинает звучать, «так же, как и его музыка видится нам, когда мы её слышим. Он весь мир видел и весь мир слышал одновременно»**

Вероятно, у меня отсутствует синестезия – явление одновременного восприятия ощущений от двух органов чувств при раздражении одного из них: рассматривая картины художника Чюрлёниса, я не слышала музыки композитора Чюрлёниса.

От дальнейшего обдумывания темы несовершенства моей высшей психической деятельности, меня отвлекла сестра:

– Ну что, в музее всё посмотрели, можно прогуляться по городу.

Во время пешей прогулки Татьяна рассказала, что численность населения Друскининкая – более десяти тысяч человек; почти девяносто процентов из них – литовцы, около четырёх процентов – поляки, около трёх – русские и чуть более одного процента – белорусы.

Муж Татьяны, Владимир Максимович, в то время доцент кафедры инфекционных болезней Гродненского медицинского института, дополнил рассказ жены информацией об основной специализации курорта Друскининкай. В местных санаториях эффективно лечатся заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, болезни нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания и гинекологические заболевания.

– Когда состаримся, обязательно приедем сюда лечиться! – с озорной улыбкой завершил сообщение Володя.

– Значит, не скоро мы будем поправлять здесь своё здоровье! – заметила я с присущим молодости оптимизмом.

Моя реплика – «не скоро» со временем претерпела изменения; сейчас она звучит –  «вряд ли когда-нибудь …»

Не прошло и десяти лет с момента нашей поездки в Друскининкай, как недальновидные горе-политики развалили могущественную державу – Советский Союз; Литва стала для белорусов заграницей …

* Шкаплерной, от слова скапулярий (от лат. Scapulae – лопатки) – часть одежды монашествующих, надеваемая на плечи, знак посвящения себя Деве Марии и её особой защиты.

**Лосева Светлана Николаевна «Творческое наследие М.Чюрлёниса: синестетический аспект исследования модели музыкальной одарённости».


Рецензии
Доброе утро уважаемая Нелли!
В тех северных (для меня) чудесных я один раз был на бегу проездом
Спасибо вам за познавательную информацию.
Всего доброго светлого вам!
С уважением

Владимир Деменин   30.08.2024 09:34     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Владимир!

Искренне благодарю за отзыв!

Да, во времена моей молодости поездка в Прибалтику приравнивалась к поездке за границу.

С самыми добрыми пожеланиями.

Нелли Фурс   31.08.2024 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.