Кого в Южном Дагестане называли Устадами?
В Южном Дагестане, в ряде случаев, при строительстве культовых соображений (и не только), рядом с именем правителя или заказчика строительства стоит и имя строителя, но он — строитель, обязательно наделен вполне определённым титулом профессионального мастера:
«приказал построить» мечеть «великий эмир Бадал, сын Малака, а устад — Хасан, сын Мухаммада» — надпись 644/1247 г. из Мишлеша;
«построил святилище Ибрахим Халил, сын шайха Дулдугского, а уста этой постройки — Мухаммад Каси из Рича» — надпись 1094/1682–1683 г. из Дулдуга;
«владелец (сахиб) этого минарета и его строитель Хамма, сын Абакара…, а воздвиг этот минарет устад Х.зсаз (Х.зсан) и его сын Мамма аз-Захури» — надпись 1401/ из Хнова;
«реставрируют» минарет ал-Хаджжи Мухаммад и ал-Хаджжи Рамазан из Ширвана, а строители — уста Мухаммад, сын Рамазана и уста Мухаммад, сын Х.н.г.ф.».
Термином «устад» (лезг. уст;ар) «… характеризовался человек творческого труда, достигший высокой квалификации… несомненно, что званием „устада“ обладали зодчие, достигшие определенной ступени признания и имевшие учеников. Это и давало зодчим — строителям подобного профессионального „ранга право именоваться устадами».
Таким образом, «Устад» — это не просто украшение к имени строителя, и оно не может быть применено к любому строителю вообще.
Автор: ‘Али Албанви
На фото: Каменщики в Иерусалиме. Неизвестный автор.
Литература / источники
1. Магарамов Ш.А. Дагестан и Ширван в VI–XVI вв. (экономические, политические и культурные взаимоотношения). Махачкала: «АЛЕФ», 2007. С. 420–423. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33gsNf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.03.2023). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №223030500737