Кто про что, а я про СЕБЯ!!!

« Не поэт Я  и,  даже не писатель.
Своих дум и мыслей выражатель.
Живу в северной тиши да глуши.
Пишу их для исцеления  души!!!»

     Летом этого года будет десять лет как я зарегистрировался на Проза.ру.
За эти годы опубликовал 500 сочинений, рассказов, миниатюр, нескладных и не совсем ладных стишков, местных поговорок, живучих, а значит крылатых слов и выражений выйских жителей. Оценили и прочитали мои скромные сочинения 70 000 (семьдесят тысяч)  читателей, в большинстве своём мои земляки: местные и иногородние. Огромное Вам всем спасибо и низкий поклон за то, что оценили скромный, иногда не совсем грамотный, сочинительский труд своего земляка.
 
     А ведь  корни-то наших с вами, земляков выян, идут из глубины седых, мохом поросших, веков от племени народа, когда-то жившего  по северным рекам Пинеге и Вые , чуди белоглазой, сорочины долгоносой – носы были на сорочьи схожие. Остались от этого древнего племени воспоминания в названиях речушек, ручейков с прозрачной и чистой, как слезинки, водой:Илеша и Улеша, Яба, Тырас, Ихала, Етчуга, Коргова, Вырага, Тырас,  Ошева, Кярнеш, Чульчиха и многие другие. Несут свои воды с давних, первобытных, времён лесные роднички, ручьи да речки, которые ещё помнят, как по этой водной глади плыли на плотах древние племена чуди – первонаселенцы нашего края.
Но не скажет и не расскажет лесной родничок про прошлое и древнее моей родины – некогда этим заниматься. Дальше нужно бежать да торопиться. Своей ключевой и холодной водицей  в Пинегу реку влиться, а там и в Северную Двину впасть да в суровое Белое море попасть – чистыми своими водами опресневить его солоноватые воды .
*****
    « Выя река – непростое, заповедное,   место. Попасть сюда очень непросто.
Только тот сюда приезжает. Кто шибко порато  этого желает!!!» (Сергей Засухин) 

    (Есть в Архангельской области река Выя – левый приток сказочной и оттого, может быть,  загадочной реки Пинеги, протяженностью 188 километров. В народе говорят, что выпала она из круглого болота и сразу потекла рекой, а не ручейком. Протекала сначала из-под севера на юг, прошла половину пути и начала кружиться  на месте, накрутила таких витков, что всем на удивление: такие крутые повороты, такие крутые мысы! А потом повернула под восток и пошла прямо, до реки Пинеги, влилась в неё и стала левым притоком – её старшей дочерью.
 *****
     Малая моя родина – это река Выя и небольшая деревня Окулова на левом берегу, от устья Выи – 5 км. (до войны проживало 109 едоков
в 21-ом дому, а в настоящее время  в 1 дому,  1 житель –  и это Я (автор этих строк).) Всего по реке Вые, до войны, насчитывалось 30 деревень, с населением больше  3000 (трёх) тысяч жителей. В настоящее время: больше половины деревень, и лесные посёлки:  Осяткино и Северный, полупустые, жителей – около  200 человек, если не меньше. Доживаем, вполне возможн, что  последние десятилетия, а потом лес полностью покроет многовековой труд прапрадедов и всё!! Но надеюсь, до этого  не доживём. Верю, что распашут   поля, там заколосятся хлеба, зазвучат детские голоса, в храме зазвучат колокола – возродится российская, в моём понимании «выйская» деревня!!!
   
     Моя родина не малая – она для меня великая, от того, что в душе и на сердце только она одна и, нет больше в мире другой краше и любее и значимее для меня земли.
За что люблю я отчий край? Не выразить словами!!!
За то, что родился, здесь в школе учился, шесть раз из дому уезжал и под старость снова здесь очутился и помирать тоже здесь!!!
С рождения  живу   на нашей старинной, выйской, земле с добрым, трудолюбивым народом. Который, чтобы жить достойно, знал в жизни всего три истины: Богу помолиться, на земле потрудиться и детьми расплодиться. А после исполнения всех истин, душа хотела праздника, и неслась, старинная да протяжная, песня в небо дальнее, бесконечное и синее.  Преклоняюсь перед подвигом простой, женщины-северянки, наших с вами дедок,бабок, родителей. Тяжело жили, особенно в военную годину, откуда силы брались на каторжную, полуголодную работу, и с какой любовью, заботой и вниманием, относились к детьми. Ни одного ребёнка  не сдали в детдом. Погибал отец на фронте, иногда умирала мать, и детей воспитывала одна, полуграмотная, бабка!!!  Какие условия жизни были, но доброта и забота душевная о близких тебе детях, считалась самым главным богатством в жизни. Сами недоедали, но делились с ребёнком последней крошечкой хлеба. Поколению 21-го века никогда не понять доброты и человеческого тепла простой женщины-северянки. Живём вроде с людьми, а законы-то нынче волчьи!!! 
А какая у нас природа красивая, особенно весной и летом, когда всё утопает в зелени, с чистым воздухом и ключевой водой. Кто-то скажет что, далеко живём, и нет дорог хороших, да разве в этом проблема?  В нашем 21-ом веке имеем связь со всем миром, через интернет, телевизионные программы – это не самое главное. А чтобы душа всегда была в полёте, а тело в работе. Самое страшное в том, что деревня, в 21-ом веке, потеряла работу. Молодое поколение оторвали от работы на земле, прервалась связь древних родов. И живут в городах Иваны, непомнящие родства.
Не  важно,  где  живёшь, а как жизнь свою ведёшь!

*****
    Немного о своей, никому не нужной, писанине – так называемому самобытному, самородному, творчеству. Я простой, деревенский, мужик из глухой, всеми забытой и заброшенной в двадцать первом веке, деревне Окулове, Русского,  Архангельского Севера. Дороги в мои края, а он  заповедный, загадочный, с вековыми тайнами,  до сих пор нет и вряд ли когда они будут. Вместо них есть только направления, без дорожных указателей, в бесконечной тайге. Многие водители, особенно не местные, приезжие, да и наши тоже, могут легко заблудиться и проехать по лесной дороге  лишние пятьдесят, сто км, а потом куда? Хорошо, что у заботливого и опытного шофёра есть пара канистр с бензином. А если нет? Связи сотовой между населёнными пунктами, расстояние между ними больше сто км, нет и в будущем не обещают. Кому мы нужные? Вот и доживаем кто как может да сумеет.
У меня на наше житьё бытьё есть и частушка:
« В наше время непростое.
Сумеешь выжить – выживай!
Нет денег и здоровья?
Ложись и помирай!»
Образование моё такое: окончил 45 лет назад нашу Выйскую восьмилетнюю школу. Учился круглогодично: в весенние, летние, осенние и зимние каникулы ходил и исправлял по математике, алгебре, геометрии, двойки на твёрдую, стабильную,  «тройку». А она считалась в советской школе государственной отметкой. У меня даже отметка была на уроке истории: «Тройка»  с двумя минусами, но не двойка ведь!!! Телевизоров в семидесятые годы прошлого века в нашей сельской местности не было. Зато очень много было в школьной и сельской библиотеках книг, всякой художественной и познавательной литературы. Вот и стал вечерами зимними, после выполнения домашних уроков, и в выходные дни читать книги. Начинал с русских народных сказок, а потом был интерес к революционной, военной литературе. Начинал читать рассказы про героев подпольщиков, герое коммунистов Гражданской войны с белогвардейскими войсками.
Это про М.С. Будённого, Оку Городовикова, Сергея Лазо. Книги Аркадия Петровича Гайдара: РВС; Чук и Гек; Дальние  страны; Судьба барабаншика; Тимур и его команда; Школа и, ещё большое множество замечательной и никогда не забываемой художественной литературы советских писателей.

 Тогда много выходили книжек советских писателей  про пионеров героев, которые активно помогали нашим войскам приближать Великую и народную победу  во Второй Мировой войне, 1941- 1945 г.г, с фашистской нечистью, с нацистами, с гитлеровскими войсками. До сих помню по прочитанным книгам некоторых пионеров героев, школьников:  Марат Казей; Саша Чекалин; Зина Портнова; Володя Дубынин, подвиг молодогвардецев из Краснодона.

На данный момент я пенсионер. Постоянного собирательства фольклора по выйским деревням и записей от местных старожилов в моей практике не было. А зря, время потеряно и в наше время уже нет на Вые старожителей, долгожителей. А ведь в своё время они нам многое могли бы сказать да поведать. Жаль, что вот так  относимся к нашей родовой и вековой памяти. Сейчас уже всё потеряно, а что-то и забыто, так и осталось невостребованным. Изучать историю родно края – это удел призванных краеведов, а их единицы. Если бы каждый человек задумался про  своё родовое древо, может тогда поменьше было  белых пятен  в истории наших с вами родных и близких. Но нам с вами всё некогда. Летим, спешим и торопимся везде и всюду успеть, но как всегда опаздываем.
   Кое-что отложилось в моей памяти с детства и я  воспользовался, бабкиными бывальщинами. Ведь я родился и жил в те времена, когда в нашей деревенской избе на стене говорило только одно лишь радио, да иногда в местном Доме Культуры показывали хорошие, душевные, детские фильмы про пионеров героев в годы В.О. войны и другие военные фильмы, сказки, мультфильмы да  в будние дни в Выйской восьмилетней школе были уроки. В свободное, от игр уличных и уроков, время очень много читал художественной литературы на военную тематику: рассказы, повести, сказки, путешествия и разные журналы, которые брал в Выйской сельской библиотеке, работала тогда там Нина Ивановна Заборская – душевная и очень внимательная женщина.   Бабушки наши не умели читать да писать, но у их очень хорошо было развито устное народное творчество, которое передавалось, перешёптывалось от матери к дочке, от бабки в внучке. Верили в знаткое слово, присуху, ополохи, отсудные и присушные слова. Знали как закрывать и открывать человека или скота, в икоту да многие нехитрые но нужные житейские знания в семейной и сельской жизни в глубинке северной деревни. Рядом всегда жила наша, покойная ныне,  тётушка Клавдия Степановна Андреева, 1926 г.р. От неё много услышал житейских «бывальщин» из её жизни, из прошлого  д. Окулова,  и про других односельчан. Всё это вошло в книгу «Выйские бывальщины» в 2017 году она вышла. Первая моя работа появилась в районнной газете «Заря» в августе 1993 года «Доморощенные поговорки». В 2003 году начал сотрудничать с районной газетой через корреспондента Владимира Афанасьевича Тюпина. Он в моих нехитрых, небольших, рассказиках нашёл «слог» и я начал потихоньку писать житейские истории из жизни выйских жителей. Старался писать самые интересные, житейские,  и потешные случаи, которые передаются из поколения в поколение. Был в переписке с районным краеведом Александром Александровичем Тунгусовым, который меня всегда поддерживал добрым словом, советом, в сочинительстве и краеведении. Также всегда даёт полезные и нужные советы малопинежская писательница, проживающая в г. Котласе, Дина Александровна Кокорина.  В 2011 году в районной типографии, тиражом 550 экземпляров, вышел словарь выйского говора «Самородное слово» по совету и активной помощи заведующего Афанасьевским музеем Александра Владимировича Шкрябина.
*****
  Вот такие мои воспоминания, простого, мужика из северной деревни. Спасибо, что прочитали всё это. Храни нас всех БОГ!!!


   На фотографии это - Я. Это было  прошлым летом, ко мне приходили  гости. Не местные да ближние, а дальние. Приехали из центральной России в нашу глушь, в провинцию. Корни-то у них наши, деды-прадеды выйские. Душа-то не спит, тоскнёт на чужбине,  по малой и далёкой, родине Вые. Поговорили душевно, хорошо  посидели. На память мои последние книжки купили. Вот сижу,  почитателям и читателям моим , автограф сочиняю. Слава Богу, что есть такие земляки, неравнодушные, «серча-то чоловечески!» Храни нас всех Господь!!!


Рецензии
🪀 Для меня- волшебно всё, что связано со словом « Выя».Про северные края- особенно интересно. Можно пошутить?
« Как по Вые-по реке
Плыла корова в шубяке.
Ты скажи, корова мне.
В которой милый стороне?»

Райя Снегирева   05.05.2023 07:04     Заявить о нарушении
Райя, благодарю за ваш отклик!!!
С ув.

Сергей Засухинпоздеев   28.05.2023 11:42   Заявить о нарушении