Общие с нах. -даг. монг. обозначения жара, огня

Общие с кавказцами монг. обозначения "жара, огня"

В народном восприятии собственной самоидентификации, дагестанцы- это все те, в чьих язках "огонь" звучит как "ЦIА" (TS.hA). Старостин С.А. реконструировал общеалародийское обозначение огня как "ЦIАЙИ".Им было подмечено также и то, что эта основа присутствует также в картвельских языках, но он ничего не писал, в отличии от нас, что нахско-дагестанская основа широко представлена в монгольских языках. Мы считает, что эта основа в принципе не столько обозначала "огонь", а скорее "биотическую силу, заключённую в дереве, женщинах". Псевдоназвание "огня" часто оказывается среди круга понятий означающих "вытягивать, произрастать". В целом- это- то, что даёт "жизненную энергию роста, произрастания", а вовсе не "пламя" как таковое. В тюрк. языках эта основа отсутствует.Рассмотрим её в монг. языках, где, в оттличии от нахско-даг. языков эта тема представлена всё же дифференцирована, одни лексемы с "Ц", другие с "ДЗ (на письме "З")", третьи с "С":

1. ЦВЕТ БЕЛИЗНЫ И ЧИСТОТЫ: "Ц"

ЦАЙЧ ГАРАГДАХ, ЦАЙРАХ, ЦАЙХ "белеть",ЦАЙРУУЛАГЧ "белизна".

2. ВЫТЯГИВАНИЕ, РАСТЯГИВАНИЕ: "С"

СУНААХ,СУНГАХ "раястяжение", СУНЖИХ "растянуться". Тем не менее, самое существительное со значением "рост" не имеет связь с "растяжению". Но следует обратить внимание на присутствие основы БИЕ, НУРУУ. Первое имеет отношение к монг. "тело, сам" и мы считаем её родственной ав. БИ "кровь" (ср. корейское PhI).


Рецензии