Глина

Мне понадобилась глина. Немного, пару ведер, чтобы сложить стенку возле печки в бане. Нужны, конечно, и красные кирпичи для этой самой стенки, но насчет кирпичей дело ясное – куплю на местном кирпичном заводике, расположенном неподалеку – там подешевле, чем в магазине. А вот насчет глины… придется ее поискать, размышлял я. Лет двадцать назад мы с тестем брали глину неподалеку в овраге, в яме. Но сейчас я видел, что там все заросло, и вряд ли я найду старое место. Но ведь берут же местные деревенские жители где-то глину для своих нужд, размышлял я, значит не там, так в другом месте найду.
 По дороге на кирпичный завод заехал к старому знакомому товарищу-одногодку, живущему в частном доме.
- Валера, - спрашиваю его, - где ваши деревенские глину берут?
- Не знаю, Николай, - отвечает он мне. – А зачем тебе глина?
Выслушав мое объяснение, говорит:
- На заводе спроси, там наверное продают глину.
- А сам-то ты где глину берешь? У тебя ведь баня есть.
- Мне глина не нужна. Печка в бане у меня железная…
Подъезжая к заводу, я размышлял, что действительно, спрошу про глину, ведь кирпич то из нее делают, и ее там валяется видимо-невидимо, подскажут где ее набрать.
На заводе я выписал сорок кирпичей по 6 рублей за штуку, договорился с машиной об их доставке и спросил у кладовщицы, знакомой мне женщины.
- Слушай, Аля, у вас тут можно глиной раздобыться?
- Пожалуйста, - отвечает она – 100 рублей за мешок.
- Это вы глину за деньги продаете? Тогда я лучше сам в овраг схожу с лопатой и наберу бесплатно.
- Как хочешь, твое дело, - ответила Алевтина и пошла по своим делам.
Поеду в другую, соседнюю деревню, решил я, там у меня живет двоюродный брат, он наверняка знает, где их деревенские глину берут. Дома его не оказалось, звоню ему на мобильник:
- Слушай, Юра, ты не знаешь, где у вас в Ивакине глину можно взять?
- Именно в Ивакине? – спрашивает несколько ошарашенный Юра.
- Ну да, у меня же тут дача рядом, вот стенку надо выложить, глина нужна.
- Слушай, не знаю, Николай. А ты на завод кирпичный съезди, там, говорят, продают.
- Зачем мне покупать, если в овраге можно взять бесплатно?! – начинаю нервничать я. - 20 лет назад мы с тестем глину брали в овраге за деревней.
- Ну так съезди в Воронино, это ведь недалеко, - резонно подсказал брательник. – А, подожди, вспомнил, - спохватился Юра, - я когда у тещи огород копал, тоже лет двадцать назад, так у нее прямо в огороде такая глинистая земля!
На огород его покойной тещи я не поехал, тем более, что там живет ее младший сын и навряд ли он позволит среди лета искать глину у него в огороде.
«Что же получается, - невесело размышлял я, - теперь и деревенские жители глину покупают. Лень что ли им в овраг сходить?»
Ну что же, поеду в Воронино, туда, где мы с тестем 20 лет назад глину из оврага привозили на небольшой тачке. Тесть и теща давно умерли, но живет там мой знакомый – дядя Лёня, он наверняка скажет мне, как сейчас до глины добраться. А если дяди Лёни дома не застану, сам поищу глину в том заросшем уже овраге.
Еду в Воронино. Деревня полупустая, одни дачники практически остались. А вот и дядя Лёня выходит на крыльцо своего дома. Постарел за последние лет десять – примерно столько лет мы с ним не виделись.
Я, видимо, постарел еще больше, потому что он меня совершенно не узнал, и на мое приветствие подошел и стал меня рассматривать, явно пытаясь припомнить.
- Не узнал, дядя Лёнь? Вот так вот, своих не узнаешь.
- Да, что-то знакомое, - неуверенно начал он, а потом его как озарило: - А Коля! Извини, действительно не узнал.
Мы перекинулись с ним парой общих фраз, и я рассказал о цели приезда в их деревню:
- Дядь Лёнь, слушай, подскажи, где здесь в овраге глину сейчас можно взять?
- Так съезди на кирпичный завод, там продают, - сказал мне он. Я взорвался:
- Слушай дядь Лёнь, зачем я буду отдавать деньги за глину, которую я сам смогу накопать бесплатно, как это и раньше было? 
- А, ну тогда иди в овраг, – сказал дядя Лёня и объяснил мне, где можно найти глину. – Я сам там в прошлом году брал, - сказал он мне на прощание, - отличная глина!
Я поехал к оврагу и, действительно, нашел на его крутом берегу отличную жирную глину. Наложил лопатой два ведра, отнес в багажник и поехал домой. Там залил ее водой и оставил на три дня намокать. Через положенное время я выложил стенку в бане, и был чрезвычайно горд, что сэкономил сто рублей, не поддавшись на уговоры отдать деньги за бесплатную в общем то глину. Однако, что-то меня беспокоило, и из памяти эту историю не отпускало. Правильно ведь я сделал?- спрашивал я сам себя. И отвечал: Правильно! И когда ко мне в гости приехал сын, я начал рассказывать ему эту историю: «Понадобилось мне два ведра глины, - начал я, - я поехал искать ее в овраг, туда, где мы с тестем, твоим дедушкой,  20 лет назад ее брали, но там все заросло и я не узнал места…»
- А ты бы на кирпичный завод съездил и купил там, - перебил меня сын.
- Слушай, Андрей, - сказал я ему, еле сдерживаясь. – А не кажется ли тебе странным и даже обидным, что вот ты приезжаешь на завод и просишь у них глины. Они, образно выражаясь, берут лопату, идут в овраг, набирают там ее и мне продают. Это нормально?
- Нормально, - отвечает сын, - глина там высушена, упакована, они потратили на нее свой труд. Я бы на твоем месте купил мешок глины за сто рублей, а не ездил целый день в ее поисках по всей округе.
И тут я понял, отчего эта история с глиной меня беспокоила. Я понял, что жизнь вокруг за последние 20 лет настолько изменилась, а я от нее настолько отстал, что теперь выгляжу в глазах других людей человеком, живущим старыми понятиями. Ведь раньше, действительно, кому из деревенских в голову могло придти покупать глину, которая рядом в овраге лежит?! Засмеют. А сейчас смеются над тем, кто два дня ездит по округе в ее поисках.


Рецензии