Мудрость д Артаньяна или Песни о Будде

      Мудрость д‘Артаньяна или песни о Будде, увиденном в замочную скважину

     Есть вещи, которые нельзя высказывать вслух, даже если они полностью соответствуют истине. На этот счет есть замечательное свидетельство великого психолога Александра Дюма : «Никакая дружба не выдержит разоблачения тайны». Правоту его я не однажды испытывал на собственном опыте.
     Меня всегда, сколько себя помню, тянуло к буддизму. И вместе с тем последнего и решающего шага : обращения в буддийское монашество, я сделать не могу. Что-то мешает. Как-будто, как в гоголевском «Вие», кто-то провел мелом невидимую черту между мной и безоговорочным следованием великому учителю древности.
     Когда я вижу буддийские статуи, когда монахи в оранжевых робах идут мимо, когда поблизости неглубокие просторные пещеры, ашрамы или храмы, я ощущаю душевный и духовный покой. И соответственно чувство пребывания в «своей тарелке», которое говорит о многом. Казалось бы : если так, то иди дальше в этом направлении. Путь-то найден. А это самое главное.
     Не тут-то было. Все гораздо сложнее. Судя по непосредственному ощущению, мой путь : быть рядом с ними, но ни в коем случае не стать одним из них. А это, как не однажды указывал и сам Будда, по сути нет ничто. Так, пустое и полудуховное развлечение.
     Для меня же дело обстоит совершенно иначе : оказаться необратимо в их среде сродни духовной катастрофе. А быть далеко от них все равно что расстаться с женщиной, которую полюбил больше всех других женщин.
     Из такого положения вещей естественно вытекает, что я в Мюнхене посещал множество буддийских семинаров и лекций. И даже собирался пожить пару недель в ихнем монастыре. Но для этого этого нужно пройти кое-какие испытания, это во-первых. Во вторых, я был в то время счастливо женатым человеком. И в-третьих, в мир явился коронавирус, и то обстоятельство, что буддисты стали плясать под одну дудку с организаторами сего отвратительного мирового спектакля, очень меня в них разочаровало.
     И вот однажды, после очередного семинара – это было несколько лет назад – я разговорился с его ведущей : молодой немкой, производившей во всех отношениях хорошее впечатление. Она приятно выглядела, прекрасно владела материалом, верила в свое дело и разговор ее блистал умом и энергией. Одним словом, она как бы нашла себя в чужой для западного – и тем более русского – человека духовной стихии.
     Не всем это дается. О, далеко не всем. Я разговаривал со многими рядовыми участниками разного рода буддийских мероприятий – и буквально все из них, без единого исключения, рано или поздно разочаровывались в собственных достижениях на данном поприще. Они напоминали ученика, выучившего наизусть хрестоматийное стихотворение, неплохо его прочитавшего, но... не более.
     Не только никакого духовного преображения с ними не происходило, но и о каких-либо серьезных сдвигах говорить не приходилось. Усвоение высоких буддийских истин для них напоминало вливание воды в ведро с широкими дырами : вода из него тотчас выливалась.
     Сходный опыт я наблюдал и на себе самом. В сущности, это было похоже на попытку играть на музыкальном инструменте при отсутствии музыкального таланта. Это сравнение настолько «в точку», что я остаюсь при нем до сих пор. И вот этим именно моим сравнением, ставящем все точки над i, я и поделился с молодой ведущей тогдашнего семинара.
     Оно ее не на шутку задело, и она очень серьезно заявила мне, что я не имею права так говорить. Как можно судить о духовных процессах, происходящих на глубочайших – и потому незримых – душевных уровнях? Или их нет – и тогда вся ее деятельность по большому счету напрасна. Или они есть – и тогда в моем высказывании есть воистину нечто дьявольское.
     Да, исповедуемая мной философия – и даже религия – роли исходит из того, что человек делает лишь то, что ему предначертано в этой жизни свыше. И если он рожден просто для того, чтобы быть хорошим мужем и отцом, то его жена и дети бесконечно ему ближе – и так оно и должно быть! и иначе просто быть не может! – чем Будда и иже с ним. А стало быть и терять время на них, пожалуй, не стоит. Здесь намек на все те же семинары и лекции.
     Молодая и способная буддистка это сразу уловила. И мне стало не то что бы стыдно за свое высказывание, но дух нечаянной и все-таки чудовищной провокации, сопровождающий меня, как тень, по жизни, опять сделался зримым и ощутимым.
Я считаю его – то есть высказывание – глубоко правдивым в своей основе. Однако нечто дьявольское в его чреве тем не менее остается. И если я от него не отрекаюсь, значит здесь моя свобода, чем-то схожая с бергеровской («Герой  нашего  времени»). Недаром, значит, мы сблизились в свое время.
     А ведь нужно было всего лишь следовать мудрому правилу д‘Артаньяна и не разоблачать чужие невинные тайны – и все было бы в порядке.
     И пресловутый черт не посмел бы вылезти из своей табакерки.


Рецензии