Русский космизм. Из романа Пасха на берегу Вселенн

Когда вернулись с прогулки в дом, Игорь стал рассказывать о сложности философских взглядов Циолковского. Великий учёный был, несомненно, материалист, как иначе можно делать разные приборы, устройства, конструировать дирижабли, изобретать космические ракеты?
- Но вот вопрос, был ли он при этом атеистом и коммунистом? Вопреки утверждениям официальной советской науки не был, - заявляет друзьям Игорь.
- У него жена, с которой он прожил долгую, трудную и верную жизнь была дочерью священника из Боровска, - вспоминает Серёжа.
- Да, его жена из семьи боровского православного священника, - подтверждает Игорь, - но суть не в том. Циолковский уважал нравственные посылы христианства, но отрицательно относился к церкви, как посреднице между Богом и человеком. Скептически смотрел он и на христианские таинства и догматы.

В юношеские годы Константин Циолковский самоучкой обретал в московских библиотеках все свои познания, потому что из-за глухоты, после перенесённой в детстве скарлатины, поступить в университет он не мог. Жил он на хлебе и воде в буквальном смысле слова. Здесь Константин близко познакомился с «московским Сократом», педагогом –новатором, библиотекарем и библиографом, религиозным мыслителем Николаем Фёдоровичем Фёдоровым. Свою фамилию Фёдоров получил по крёстному отцу, а на самом деле был внебрачным сыном князя П.И. Гагарина.
Никуда не торопясь, в течение многих лет он создавал своё учение, которое со временем стало известно как «Философия общего дела».
Главной идеей Фёдорова стала патрофикация – воскрешение предков и расселение их в космосе. Он разработал проект обновления человеческого общества на основе дружественности людей, их объединённого сельскохозяйственного и промышленного труда: «не для себя, не для других, а со всеми и для всех».
«Философией общего дела» восторгались Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Владимир Соловьёв. Учение Федорова во многом повлияло на идеи Циолковского о необходимости освоения человеком космоса: «Земля – колыбель Человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».
Константин Циолковский одухотворял Вселенную, то есть являлся панпсихистом, а не атеистом. Атом-дух является по Циолковскому первоосновой Вселенной, поэтому нет принципиальной границы между живой и неживой природой, между материальным и духовным.
- Константин Эдуардович рассуждал о возможностях высшего по отношению к человеку космического разума, о существовании во Вселенной небелковой, полевой (лучистой) разумной жизни. Он не только изобретал космические летательные аппараты, но и раздумывал о высшей внеземной жизни, О Боге, а также о потенциальном бессмертии человека. В христианство такие мысли не укладывались, скорее их можно соотносить с индийской религиозной философией, с реинкарнацией и буддизмом. Ему принадлежат статьи на религиозные темы: «Молитва», «Есть ли бог?», «Жизнь галилейского учителя Христа», «Научные основания религии». Грёзы о Земле и Небе калужского учёного и философа, ранее скрываемые официальной наукой, теперь являются открытыми для прочтения и осмысления для всех интересующихся.

- Калуга – удивительное место, где встретились две гениальные личности со взорами, устремлёнными в Небо и Вечность. В начале двадцатого века кроме Константина Циолковского здесь поселился Александр Чижевский, поэт, художник, учёный –энциклопедист, который стал основателем гелиобиологии. В голодные и жестокие годы становления советской власти в России они в буквальном смысле слова помогали выживать друг другу на берегу Вселенной. Чижевского называли русским Леонардо да Винчи, его избрали почётным президентом Первого Международного конгресса по биологической физике и космической биологии, который состоялся в 1939 году в Нью-Йорке. Главный его труд – фундаментальное исследование «Земля в объятиях Солнца». Александр Леонидович Чижевский номинировался на Нобелевскую премию, но получить её не удалось, вместо Америки и Швеции большевистская власть отправила его в Гулаг.

- Кроме развивающих русский космизм учёных нельзя забывать и о богословах и религиозных мыслителях, - замечает Сергей, - в первую очередь стоит вспомнить о Владимире Соловьёве и Павле Флоренском. Владимир Соловьёв родился в семье видного русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Он стал известен как поэт, философ, богослов, выдвинувший идею Софии – Души мира, то есть духовного космического совершенства. В своём учении он пытался преодолеть разногласия между православием и католичеством. Его идеи оказали большое влияние на многих русских поэтов, писателей, религиозных философов. Как считается, Владимир Соловьёв послужил прообразом Алёши Карамазова в знаменитом на весь мир романе Достоевского. Он сам умер в 1900 году, прожил всего 47 лет.
А Павел Флоренский получил известность как математик, учёный, изобретатель, потом стал священником и христианским философом. Особенно выделяется его книга «Столп и утверждение Истины. Опыт православной Теодицеи». Теодицея (богооправдание) – религиозная доктрина, которая объясняет управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие в мире зла. Флоренского по ложному доносу репрессировали, а в 1937 году расстреляли.
- Кого ни возьми – аскеты, мученики, даже святые...
- Если рассматривать обсуждаемую нами тему основательно и обстоятельно, если думать об истоках, то первым русским космистом следует признать Михайло Васильевича Ломоносова, - заявляет Игорь, - который не слыл аскетом, а тем более святым, любил и выпить, и закусить, и пошуметь, спесивых немецких академиков погонять.
- Можно ещё вспомнить далёкого от христианского подвижничества Александра Васильевича Сухово-Кобылина, - вставляет Серёжа.
- То есть автора «Свадьбы Кречинского»? – удивляется Саша, - а он - то здесь при чём?
- А как ни странно, при том, - парирует Серёжа, - больше всего он известен, конечно, как выдающийся драматург, но, оказывается, сей богач, аристократ и долгожитель, патриарх нашей истории и культуры всерьёз занимался философией. Он закончил философский факультет Московского университета, слушал курсы лекций в западноевропейских университетах, изучал и переводил Гегеля, создал собственную философскую систему «Учение Всемир». Его основная идея заключается в трёхэтапной эволюции человечества. На первом этапе существует теллурическое, земное человечество, заключённое в тесные границы земного шара. На втором оно становится солярным сообществом обитателей Солнечной системы. На третьем этапе человечество превращается в сидерическое (звёздное) и распространяется по всей бесконечности Вселенной.
Получается так, что христианство предоставляет нам своё видение человеческого мира, а космизм показывает пути преображения человека и мира.
Вся мировая история представляет собой космический процесс исхождения материи в дух, эволюционного движения к Богу.
Человечество занимает на некой вертикали срединное положение между высшим духовным миром и низшим миром невежества. Согласно своей космической судьбе оно должно подниматься по вертикали нравственного развития, совершенствования духовных способностей, развития тонкоэнергетических свойств.


Рецензии
Спасибо за великолепную статью! Циолковский называет в работе "Философия общего дела" Христа только словом Учитель. Давно знаю стихотворение "Учитель" и когда читала книгу "Философия общего дела", то полностью согласна с трактовкой поэта Юрия Кузнецова. О преображении - по воле иного мира.
Вот и думаю, что Циолковский был верующим человеком. Но не так однозначно представлял себе Бога, как, например, обыватели его себе видят. Может быть, под влиянием трудов Циолковского было написано стихотворение, кто знает. Знаю стихотворение наизусть и когда читала "Философию" Циолковского, то для меня это было просто одной темой.

ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ

Он истину мира сего
Принёс на ладони тебе:
«Не мысли другому того,
Чего не желаешь себе». (эпиграф)

Он светло-рус, и мягко бьёт о плечи
Его волос струящийся потоп,
И чист его широкий светлый лоб,
И нет на нём морщин противоречий;

Темней волос его прямые брови,
Его глаза невыразимы в слове,
Как будто небеса глядят на вас,
Чуть подняты обочья синих глаз,

И глубину ресницы оттеняют;
Едва заметно скулы проступают,
А плавный нос ни мягок и ни груб,
Усы не закрывают полных губ,

Густая борода невелика,
Слегка раздвоена на подбородке.
Высок и прям. Его издалека
Народы узнавали по походке.

Он исходил и Запад, и Восток,
И Юг, и Север вдоль и поперёк.
Две бездны разом видел он во мраке:
И солнце и луну. И на песке
Порой чертил пространственные знаки
И после их сметал в глухой тоске.

Ученики, предавшие его,
Такое действо посчитали странным
И, потаясь, спросили: — Отчего
Не пишешь ты на чём-то постоянном?

И слово указательным перстом
Он начертал на воздухе пустом.
И вспыхнуло, и засияло слово,
Как молния... И молвил он сурово:
— Вот ваше постоянное. Вот то,
Чего не может вынести никто.

Покоя нет: вы грезите покоем,
А силы тьмы вокруг теснятся роем.
Три битвы, три войны идут от века.
Одна идёт, сокрыта тишиной,
Между свободной волей человека
И первородно-личною виной.

Вторая битва меж добром и злом,
Она шумит по всем земным дорогам.
А третья — между дьяволом и Богом,
Она гремит на небе голубом.

В душе и рядом бьётся тьма со светом,
И первый крик младенца — он об этом.
Раскаты грома слышатся в крови,
Но говорю вам: истина в любви.

Не ждите чуда, не просите хлеба.
Ваш путь туда! — он указал на небо.
Ученики ему сказали: — Отче,
Уныние в крови, а ты горишь
И коротко, и просто говоришь,
Но можешь ты сказать ещё короче?
— Могу! — и на ладони написал
Он истину и миру показал:
— В двух первых битвах победите с нею.
О третьей битве говорить не смею.
Направит вас туда, преобразив,
Иного мира воля и порыв.

1987

Кузнецова Любовь Алексеевна   06.03.2023 19:58     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемая Любовь Алексеевна, за доброе внимание и такую рецензию, не прощаюсь

Евгений Анатольевич Ефрешин   07.03.2023 06:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте Евгений Анатольевич!

Вот про то, что бывает божественная и музыка. Россия. Балалайка.

http://www.youtube.com/watch?v=2jBeEoFQE2c

Кузнецова Любовь Алексеевна   07.03.2023 10:38   Заявить о нарушении