Отношение мужчины к женщине. часть 1

Некоторые элементы отношения достойного мужчины к женщине

Отличительной особенностью интеллигента является щедрость души. Безусловно, достаточно осмысленная. Так сказать, с чувством меры. Интеллигент, в проявлениях своей щедрости, исходит не из банального рационализма, свойственного многим простым людям. Когда каждое усилие должно приносить конкретную и ощутимую выгоду, преимущественно личного характера. Причем, как можно быстрее и значительнее. А из принципов духовной целесообразности. Чтобы его то или иное благодеяние не нанесло вред душе другого человека. Даже в случае, когда оно помогло его чисто физическому существованию. Но это тема большая и сложная, требующая совершенно отдельного объемного разговора. Что не входит в задачи данной работы. Ибо, ее специфика совсем иная.

Душевная щедрость проявляется, в первую очередь, в объеме качественного (это принципиальный момент) душевного тепла. Ибо, большинство людей, в лучшем случае, способны проявлять душевное тепло среднего качественного уровня. И то лишь иногда. А, чаще всего, к сожалению, лишь низкого уровня. И это создает четкий и конкретный стереотип поведения, который, со временем, переходит из разряда сознательных в разряд подсознательных. Иначе говоря, действующих уже не зависимо от воли и желания человека. Становится естественным и закономерным, организованным элементом его личностного менталитета. Что, собственно, является еще одним проявлением его существенной деструктивности и дисгармоничности в целом.

Интеллигент, в своем проявлении душевного тепла действует достаточно тонко и дифференцированно. Хотя, этот момент не означает высокомерия и пренебрежительности, формализма и чванливости, яркого демонстративного чувства принципиального превосходства над представителями других социальных слоев общества. Интеллигент, в силу определенных соображений, может отказать человеку в душевном тепле вообще. Но мелочиться и размениваться он не будет. С представителями своего круга и просто очень достойными людьми интеллигент бывает значительно более щедрым и вообще, и применительно к душевному теплу, в частности. Чем большинство обычных людей. И это при условии проявления только качественного душевного тепла.

У классического интеллигента душевное тепло имеет значительно более интеллектуальное и духовное содержание, чем у большинства простых людей, да и, по большому счету, и у большинства представителей формальной интеллигенции. Более того: обладая тонкой душевной организацией, интеллигент старается проявлять свое душевное тепло в наибольшей степени удобоваримым для того или иного конкретного человека.

Особенно щедр интеллигент для своих друзей, родственников, членов семьи. Он умеет создавать благоприятный психологический климат в своем окружении. Причем, на хорошем качественном уровне. Большинство обычных людей об этом, как впрочем, и о многих других элементах интеллигентности вообще, и аристократичности души, в частности, к сожалению, имеет весьма смутное представление. Все дело упирается в момент присутствия интуиции и проницательности, а также в момент наличия определенного комплекта свойств классической женственности или мужественности. Преимущественно врожденного характера, но и интенсивно развитых в родительской семье и в ходе самовоспитания и самосовершенствования.

Душевная щедрость проявляется не только в количественно плане, но и качественном. Душевное тепло интеллигента имеет особенно тонкий и изящный характер, высокий уровень многогранности и изощренности, мудрости и одухотворенности, гармоничности и совершенства.

Чуткость – это одна из классических добродетелей человека. В ощутимом количестве она присутствует у хорошего человека. В более существенном – у творческой личности. И в максимальной степени – у интеллигента и аристократа ума и души. Чуткость проявляется во внимательности человека к чужим проблемам и неприятностям. В некоторых случаях чуткий человек предлагает свою помощь более слабому и немощному даже в простой бытовой ситуации. Или же в той или иной жизненной ситуации. И делает это не ради получения благодарности от того, кому он помог. А ради того, что он должен постоянно и основательно ощущать чувство собственного достоинства, уважения и любви к себе, чувство собственного внутреннего удовлетворения тем, что он делает и тем, как он это делает. Есть, как минимум, интуитивное ощущение того, что равнодушие и безразличие к чужим бедам привнесет в нее массу элементов деструктивного и дисгармоничного характера. Что может запустить процесс психологической и духовной деградации.  С которым в последующем будет бороться очень сложно.

Серьезный самоанализ и самоконтроль не дают чуткому человеку быть равнодушным. Другой вопрос, что интеллигент это не только интуитивно чувствует, но и вполне сознательно относится к этой ситуации. И у него чуткость достигает своего максимального проявления. Не говоря уже о многогранности и изощренности, осознания чуткости как конкретного элемента своего мировоззрения, а не только характера. Конечно, все имеет свои разумные рамки. И даже самый изысканный интеллигент отдает себе отчет в том, что его даже чисто физические силы достаточно ограничены и регламентированы. И поэтому, даже вывернувшись наизнанку десять раз, он не сумеет осчастливить весь народ в целом, сделать все государство более совершенным. Не говоря уже обо всем человечестве. Хотя, безусловно, это никак не обесценивает его усилий по повышению уровня гармонии и в самом себе, и в окружающем мире.

Чуткость предполагает добросовестность в работе ума и души, альтруизм и щедрость на душевное тепло. Чуткому человеку в принципе чужд элемент банального рационализма. Он сам серьезно и основательно заботится о своей душе. Не зависимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Чуткость предполагает вполне определенную утонченность душевной организации. Не говоря уже об ее изящности. Правда, чуткий человек старается не навязывать своего дополнительного внимания. В нем хорошо развито чувство обратной связи и умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. И поэтому, если он видит неадекватную реакцию со стороны другого человека, то вносит адекватные коррективы в ситуацию. В ряде случаев, даже прекращает проявление своего внимания к тому или иному конкретному человеку. Чуткий человек проявляет сострадание и сопереживание, понимание и сочувствие, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, психологическую бережность и аккуратность, осторожность и заботливость, бдительность и внимательность, тактичность и деликатность, психологическую гибкость и дипломатичность.

Чувство психологической эстетики - это человеческое свойство базируется на целом комплексе качеств личности. Во-первых, необходимо наличие тонкой душевной организации. Кроме этого, неплохой интеллектуальный уровень, хотя бы средний уровень интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности, интуиции и проницательности, умение правильно воспринимать и оценивать прекрасное и гармоничное, элемент сообразительности и изобретательности, как минимум, умеренный уровень многогранности и психологической изощренности личности.

Чувство психологической эстетики проявляется в том, насколько дифференцированно способен человек воспринимать что-либо из окружающей действительности с элементом красивости, красивое, прекрасное, утонченное, изящное. И в том, насколько изящно он способен оформлять и по сути, и по форме свои мысли и чувства, желания и стремления, мечты и намерения. Особенно ярко это может проявляться в проблемных и конфликтных, странных и своеобразных ситуациях.

Рецензия человека с чувством психологической эстетики на книгу, фильм, спектакль, картину, скульптуру, социальное явление будет, как правило, резко выделяться среди других мнений обычных людей своей более изящной стилистикой выражений, нестандартностью ракурса восприятия, оригинальностью эпитетов и словосочетаний, глубиной и утонченностью мысли. Такой человек никогда не позволит себе откровенных глупостей и грубостей, пошлостей и резкостей, поверхностного и легкомысленного, наглого и стервозного, сумасбродного и своенравного, примитивного и банального, ограниченно стереотипного поведения. 

Чувство психологической эстетики на хорошем уровне встречается лишь у одного человека из десяти. На высоком уровне – у одного из ста. На изощренном уровне – у одного из тысячи. И эти уровни, как правило, имеют не только большое количественное отличие, но и принципиальное качественное. Человек с низким уровнем психологической эстетики, чаще всего, очень конфликтный и неуравновешенный, имеющий большую деформацию своей структуры личности деструктивного и дисгармоничного характера. Большая часть явлений жизни с хорошим уровнем гармонии вызывает у него явное и откровенное раздражение, неприятие и отторжение. В отдельных случаях, даже мощную злобу и психологическую (как минимум) агрессивность.

Высокий уровень развития чувства психологической эстетики является одним из элементов истинной интеллигентности. Собственно, интеллигентность предполагает, как минимум, хороший уровень (или очень близкий к нему) развития практически всех основных достоинств и добродетелей. Из числа вечных и универсальных классических ценностей. В первую очередь, духовного характера. Без этого качества невозможно представить себе талантливого писателя, скульптора, композитора, художника (особенно портретиста), режиссера, артиста, деятеля культуры, полноценно исполняющего свои профессиональные обязанности.
 
Чаще всего, чувство психологической эстетики является врожденным. Именно поэтому оно порой встречается у семилетних детей на таком уровне, что в несколько раз выше, чем у большинства взрослых. Это качество является особенно ценным не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и с точки зрения общественной и государственной. 

Человек с хорошим уровнем развития чувства психологической эстетики, как правило, относится не только к числу хороших людей, но нередко и к числу людей замечательных. По своей внутренней сути. Такой человек может легко и непринужденно устанавливать прочные и перспективные, многогранные отношения с окружающими. Он бывает душой компании, состоящей из умных и достойных, развитых и интеллигентных людей. Наибольшее очарование это качество приобретает в женском исполнении. Ибо, оно свидетельствует о наличии элементов классической женственности.

Такому человеку легче работать над собой, повышать уровень своей одухотворенности, мудрости, зрелости, самодостаточности, конструктивности, созидательности, гармоничности и прочих ведущих добродетелей. Если семья создается из людей, имеющих средний уровень развития этого качества (но средний не с точки зрения житейской, а с точки зрения духовной), то такая семья будет не просто успешной, а удивительно благополучной и счастливой. Да и дети в такой семье, в большинстве своем, будут нести на себе печать психологической избранности и элитарности. Наряду со скромностью и самокритичностью.

Даже фотографии такого одаренного фотографа будут отличаться особым уровнем утонченности и изящности. Как, собственно, стилистика речи и лексика, интонации голоса, мимика и жесты, выражение глаз, тембровая окраска голоса, ракурс восприятия жизненных явлений, набор аспектов для анализа, специфика направления мыслительного процесса. И многое другое, характеризующее саму личность человека, его жизнь и творчество. В искусстве невозможно представить себе классика без хорошего уровня чувства психологической эстетики. Но, тут необходимо отметить следующий момент. Такой человек внешне изящен не потому, что сознательно и целенаправленно играет на публику. Это естественное и закономерное отражение его реальной внутренней сущности. Он просто-напросто не умеет мыслить и чувствовать, говорить и поступать по-другому. Это норма его  жизни. Это то, что он делает постоянно и непрерывно, без каких-либо специальных и дополнительных усилий ума и души. Которые находятся на таком высоком энергетическом уровне, что его, как такового, уже достаточно для проявления высокого уровня трудолюбия и добросовестности ума и души. Конечно, это требует большого и серьезного развития и постоянной тренировки. Ибо, само по себе не возникает и не развивается. Как и большинство других классических достоинств и добродетелей.

Такой человек проявляет постоянный и очень серьезный самоконтроль за всем, что происходит и внутри него, и в его внешней жизни. Он имеет хороший уровень внутренней организованности и самодисциплины, чувства долга и ответственности. Изящность его мысли и чувства – это проявление высокого уровня требовательности к себе. Нередко во много раз выше, чем у большинства окружающих. Простых и обычных людей, не стремящихся к истинной интеллигентности.

Большинство обычных людей предпочитает отдавать первенство либо своим эмоциям, либо своим мыслям. Если стопроцентно доминируют только эмоции, то в этом случае можно говорить об экзальтированности. Если доминируют мысли, то о рационализме. И то, и другое в равной степени нежелательны в роли постоянной доминанты. Ибо, жизнь – это штука весьма разнообразная и многовариантная. И тут не может быть единого и универсального ключа на все случаи жизни.

В решении обычных логических задач, в ряде случаев, эмоции в большом количестве нежелательны. И в то же время, в ситуациях с преимущественно эмоциональным содержанием не всегда нужна формальная логика. Иначе говоря, в зависимости от сути и содержания той или иной конкретной ситуации, требуется от человека дифференцированный подход. Что, само по себе, требует проявление хорошего интеллекта, творческого мышления, интуиции и проницательности, осмысленности и одухотворенности, гармоничности и мудрости. Особенно вредным и опасным представляется влияние различного рода отрицательных эмоций на логику поведения. Вносящих в той или иной степени элемент деструктивности и дисгармоничности.

Классический интеллигент обладает способностью к дифференцированному восприятию различных явлений жизни. Интеллигент – в умеренной степени, а аристократ – в выраженной. Другой вопрос, что интеллигент, стремящийся к уровню аристократичности, как правило, достигает существенно больших результатов, чем просто интеллигент, формально относящийся к своему статусу. Хотя, по большому счету, интеллигентность предполагает достаточно большое творческое начало в человеке. Что, собственно, исключает доминирование духа негативного консерватизма, как и духа формальной логики и рационализма. Хотя, в некоторых отдельных случаях, и их проявление в разумных количествах представляется достаточно целесообразным.

Оптимальным вариантом проявления выраженных положительных эмоций является хотя бы частичный учет закона целесообразности во избежание нежелательных последствий и осложнений. И, конечно же, положительные эмоции изящного характера, не говоря уже – одухотворенные – это тема для отдельного и большого разговора. Полное ослабление самоконтроля и самокритичности в отдельных случаях имеет весьма нежелательные последствия. В девяти случаях из десяти не бывает лишним чувство меры.

Максимализм и категоричность имеют смысл только применительно к фундаментальным ценностям бытия. Особенно духовного характера. В большинстве вопросов интеллектуального и психологического характера не только возможен, но и необходим максимально возможный компромисс. Особенно относительно второстепенных и третьестепенных вопросов жизни. Момент прямолинейности и корректности будет освещен в отдельном разделе.

Главное в жизни – присутствие реальных и практических ориентиров из системы классических ценностей. А уже тот или иной конкретный случай может предполагать и определенную импровизацию по форме, но не по сути явления. Желательно, конечно, и учитывать основные психологические и духовные законы бытия. И вот этот узор мысли и чувства у интеллигента идет на уровне автопилота, с мощным вовлечением конструктивной части подсознания человека. Это своего рода отражение виртуозности многих процессов внутреннего мира интеллигента. Чтобы выдавать изящные мысли и чувства, ему нет необходимости очень сильно напрягаться. Как и в процессе дифференцированного восприятия различных явлений жизни.

Как оказалось, и к человеческой душе применимо понятие лени, как и понятие трудолюбия. Умственное трудолюбие или физическое еще как-то понятно большинству людей. А вот что такое душевное трудолюбие - это даже самым умным в большинстве случаев представляется чем-то достаточно абстрактным и весьма туманным. Трудолюбие души означает привычку к постоянному, повседневному добросовестному (иначе говоря, качественному) труду душевного характера. Это не только сознательное и целенаправленное развитие свойств души: простых, утонченных и, в идеале, даже изящных, но четкое и конкретное осознание жестокой необходимости повседневного проявления лучших душевных качеств. Ибо, этот момент лежит в основе уважения и любви человека к себе. Без этого невозможно реальное повышение уровня гармонии личности в целом. И потом, действительно достойный человек, а интеллигент, тем более, понимает свою персональную миссию на Земле - всеми силами ума и души, духа и тела стремиться повысить уровень гармонии, как своего непосредственного окружающего мира, так и Вселенной в целом.

А, чтобы душа человеческая была в принципе способна к серьезной и качественной работе с психологической и духовной точки зрения (высокая осмысленность данного процесса как бы подразумевается сама собой), необходимо, чтобы она постоянно находилась в хорошем тонусе. Но человеческая жизнь отличается тем, что перед каждым жизнь ставит все более и более сложные задачи, требующие достаточно конкретного мастерства (мощного знания и местами виртуозного умения), которое достижимо лишь в результате интенсивного и многолетнего процесса работы человека над своими классическими достоинствами и добродетелями. О душе нужно заботиться очень внимательно и серьезно, грамотно и умело. А вот с этим, как правило, у большинства (восемьдесят -девяносто процентов) возникают большие проблемы.

Конечно, есть всего несколько процентов людей, которые интуитивно чувствуют то, что им нужно делать применительно к своему уму и душе, личности в целом. Но они, по большому счету, погоды в обществе не делают. Ибо, даже девяносто процентов людей, относящих себя к интеллигенции, правильно заботиться о себе, и в том числе, о своей душе, совершенно не умеют. За что всегда платили очень дорогую цену. А, уже в нынешнюю эпоху эта цена увеличивается еще в несколько раз. Высокий драматизм ситуации, что называется, налицо.

Только, как ни странно, каждый, к сожалению, идет лишь своим путем проб и ошибок, категорически не желая знать и понимать, как фундаментальные правила и законы человеческого бытия, так и достижения мудрецов человечества, открытия классиков философии и психологии. Ибо, истинное познание - это вечный напряженный труд, результаты которого (как и особенности и закономерности проведения, методы и средства, пути и цели) принципиально не вписываются в закон современного банального рационализма. В соответствии с которым, все, что не имеет быстрого и конкретного, непосредственно ощутимого и значительного результата, должно быть признано бесполезным и бессмысленным. Особенно, если не соответствует интересам и потребностям конкретного сегодняшнего дня. Ведь, уметь думать об интересах дня завтрашнего - это элемент мудрости, который, к сожалению, не всем доступен в принципе.
 
Трудолюбие души проявляется в желании и умении адекватно помочь ближнему. Хотя бы осознанным сочувствием и сопереживанием. Не говоря уже о реальной способности настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника. И в том, чтобы постоянно развивать всю психологическую гибкость и дипломатичность, психологическую сообразительность и изобретательность, внимательность и осторожность, тактичность и деликатность, предупредительность (не только бытовую и физическую, но и психологическую и духовную), утонченность своей души, умение создать качественный психологический комфорт для партнера по общению, который является сложной и многогранной личностью со своими индивидуально-специфическими особенностями и закономерностями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера; психологическую бережность, психологическую любознательность (не путать с банальным любопытством), утонченность и изящность чувства юмора, элементы классической женственности или мужественности, богатство психологической палитры своей личности, утонченность психологической инициативности, умение создавать качественное сокровенное общение (этому посвящена отдельная работа автора), умение быть адекватным и эффективным активатором резервов другого человека (для чего нужно много знать, понимать и уметь из психологии и философии человеческого бытия на почти виртуозном уровне); тоже самое и применительно к способности быть полноценным мотиватором для совершения другим человеком наиболее достойных и красивых дел.

Интеллигент развивает в себе щедрость души, способность проявлять качественное душевное тепло в большом количестве, осознанное великодушие и снисходительность, способность понимать явления высокой степени сложности, многогранные и многослойные, изящное чувство психологической эстетики, способность воспринимать и адекватно оценивать интеллектуальные и психологические оттенки и полутона мыслей и чувств других людей и жизненных явлений вообще, способность искренне и бескорыстно радоваться чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, открытиям и достижениям, способность создавать не только прочные и перспективные отношения, но и многогранные и гармоничные, способность вести конструктивную и созидательную дискуссию, терпение в решении сложных жизненных вопросов и задач, терпимость к второстепенным слабостям и недостаткам окружающих, способность давать возможность сохранять свое лицо другому человеку в проблемных ситуациях, способность проводить постоянный и серьезный самоконтроль за своими мыслями и эмоциями, способность к конструктивной критике, способность к проявлению максимально изящных мыслей и чувств.

Трудолюбие души проявляется и в том, что человек старается максимально контролировать проявления в себе различных отрицательных качеств. И их комплект не так мал, как этого многим хотелось бы. Это вспыльчивость и легкомысленность, склонность к проявлению эмоциональных мотивов поведения, капризность, низкий уровень кротости перед Высшими силами, душевная чёрствость и ожесточение, скупость и жадность, лень ума и души, упрямство и конфликтность, жажда лидерства всегда и во всем, жажда власти, азартность и бравирование, склонность к деспотичности и диктаторству, заносчивость и занудность, злорадство и злословие, идеализм и повышенная изменчивость, импульсивность и истеричность, категоричность и максимализм, повышенная наивность и доверчивость, мечтательность и мнительность, непримиримость и неумолимость.

Вторая группа качеств, требующих контроля - это отчаянность и отчужденность, пресыщенность и тенденциозность, придирчивость и приземленность, расточительность и распутность, банальный рационализм и рвачество, самонадеянность и склонность к резонерству, строптивость, сумасбродство и своенравность, тщеславие и упрямство, хвастливость и экстравагантность, склонность к созданию сплетен и собственничество.

Не говоря уже об откровенных человеческих пороках. Это злобность и злопамятность, стервозность и мстительность, лживость и лицемерие, авантюризм и интриганство, эгоизм и подлость, прихотливость и привередливость, зависть и ревность, пошлость и цинизм, мелочность и формализм, язвительность и саркастичность, скептицизм и нигилизм, высокомерие и чванливость, коварство и карьеризм, ненавистность и поверхностность, безответственность и отсутствие чувства долга, демонстративность и алчность, неблагодарность и амбициозность (не путать с честолюбием), критиканство и садизм, максимализм (в зрелом возрасте), жажда обладания признаками внешней аристократичности, претензия на обладание истиной в последней инстанции, самоуверенность и самовлюбленность.

Без трудолюбия души и ума невозможна полноценная настройка человека в резонанс Вселенной. Без чего невозможно любое полноценное творчество, процессы вдохновения высокого интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Без регулярной и качественной работы души невозможно истинное познание жизни, основанное на озарениях и открытиях, на тонком интуитивном восприятии сложных и многогранных жизненных явлений. Которое способно обеспечить тонко дифференцированное и, тем более, градуированное восприятие явлений внутреннего и внешнего мира личности, претендующей на высокое звание - индивидуальность. Без тонкой, сложной и многогранной серьезной работы души невозможно настроиться в резонанс мыслям и чувствам собеседника, отличить главное от второстепенного, искреннее от лицемерного, истинное от показного, большое от малого, определить уровень гармоничности и совершенства любого жизненного явления, в том числе, качеств собственной личности или личности другого человека. Без трудолюбия души невозможно создать качественные (прочные и перспективные, утонченные и изящные) отношения дружеского или любовного характера, быть полноценным родителем, супругом и просто достойным человеком. Без него невозможно создание чего-либо даже минимально красивого и прекрасного, возвышенного и изящного, не говоря уже об этих моментах высокого качественного уровня. Не зря же говорят о том, что «на осине не родятся апельсины».

Трудолюбие души требует от человека высокого уровня, в первую очередь, внутренней организованности и дисциплины, умения тонко чувствовать истинный духовный характер мыслей и чувств, возникающих в его голове, помимо его воли и желания, быть постоянно в состоянии высокой психологической и духовной бдительности, внимательности. Без чего невозможно почувствовать истинную ценность той или иной конкретной информации, полученной индивидом всеми органами чувств. В результате чего он может просто пропустить или отстранить от себя банальный информационный мусор, составляющий основу средств массовой информации и, в том числе, современного интернета, да и всего того, что он слышит от окружающих, в том числе, своих родных и близких.

Трудолюбие ума и души - это один из самых актуальных моментов современности, ибо, умственная и душевная лень высокой степени  выраженности стала уже распространенным и доминирующим явлением человечества. В результате чего становятся возможными еще более глобальные и изощренные манипуляции не только отдельным человеком или группой людей, но целыми народами и даже человечеством в целом. Причем манипуляции идут во всех сферах бытия - политической, экономической, идеологической, психологической, интеллектуальной, духовной, эстетической, в области науки и культуры. И касаются эти глобальные манипуляции не только каких-то там примитивных народов Азии или Африки, а, в первую очередь, самых развитых народов Европы. И, чем выше экономический уровень развития конкретного народа, тем большему количеству манипуляций он подвергается, не говоря уже о принципиально более высоком уровне изощренности (иначе говоря, деструктивности и дисгармоничности, глубины продуманности и масштабности, агрессивности и навязчивости, высоко организованной подлости и мерзости).

Конечно, нужны и большие знания и большие практические умения. Но, самые большие и истинные интеллигенты ориентируются, в первую очередь, на свои интуитивные ощущения высокого качественного уровня (не более пяти процентов людей имеют развитую интуицию хотя бы одного виду из четырех основных - интеллектуальной, психологической, духовной, эстетической). Другой вопрос, что остальные девяносто пять процентов продолжают утешать себя мыслью о том, что и они не хуже других (и это отчасти верно). И в результате оказываются банальными марионетками не только в руках правительства и государства, но даже отдельных достаточно опытных манипуляторов в повседневной жизни. И это касается, в первую очередь, людей, которые относят себя к интеллигенции. А что же тогда говорить обо всех остальных?

Распространение стандартов и стереотипов низкого качественного уровня интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера приводит к тому, что в обществе возникают закономерные процессы мощной и глобальной, интенсивной и многогранной деградации во всех выше перечисленных сферах человеческой жизнедеятельности. Придавая тем самым явлениям умственной и душевной лени еще более злокачественный характер в масштабах не только отдельной страны, но, к сожалению, и человечества в целом.

Для большинства людей это словосочетание трудолюбие души представляется совершенно необычным и непривычным. Собственно, по большому счету, это собственный термин автора, созданный им на основе анализа более пятидесяти тысяч человеческих жизней и личностей в ходе целенаправленных комплексных исследований и наблюдений по жизни вообще и в профессиональной практике психолога и психотерапевта за более чем тридцать лет. Трудолюбие души актуально в равной степени и для внутреннего мира человека. И для его внешней жизни. Для достижения даже среднего уровня успешности и благополучности человеку требуется, как минимум, средний уровень активности душевных процессов. Причем, с их сознательном и целенаправленном контролем за количественными и качественными параметрами. Это в оптимальном варианте.

На уровень трудолюбия души влияет уровень внутренней и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, одухотворенности, самокритичности, зрелости и гармоничности личности в целом, степень стремления быть приятным партнером по общению на приятельском, дружеском или родственном уровне, в семье, в производственном коллективе и т.д. Играет роль и степень конструктивности отношения человека к себе, к окружающим, к жизни, к своему месту в жизни. А также уровень количественных и качественных параметров созидательности.

Косвенное влияние оказывает уровень интеллекта, альтруизма, способность воспринимать и создавать явления жизни средней и высокой степени сложности, уровень требовательности к себе, понимание главного смысла жизни, осознание своей персональной миссии на Земле, наличие крепкого внутреннего стержня, самодостаточность, мудрость.

В определенной степени трудолюбие души зависит от того, какую планку поставил себе человек в качестве ориентира в интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессах в своей жизни. Если планка на низком уровне, то душа будет очень ленивой. Ибо, даже познание самого себя - это очень сложный и напряженный, долгий и постепенный процесс, требующий больших усилий ума и души.

Трудолюбие души зависит от степени добросовестности человека вообще, ума и души, в частности. Человек с трудолюбивой душой, безусловно, может добиться в жизни гораздо больше, чем человек с ленивой душой. Трудолюбие души играет большую роль и в творчестве человека. Оно помогает добиться сконцентрированности и сосредоточенности на важных моментах творческого процесса, как такового. И на многих внешних факторах, способных, так или иначе, влиять на количественные и качественные показатели творчества.

Бывают, конечно, в жизни и определенные авральные ситуации, когда от человека требуется длительное и стабильное высокое трудолюбие души. Но, по большому счету, желательно, чтобы оно было естественным и закономерным явлением жизни человека, создав целый комплект практических навыков и привычек, отработанных до определенной степени совершенства методов и приемов. В том числе, по мобилизации внутренних резервов и скрытых способностей и талантов.

Трудолюбие души помогает человеку преодолевать преграды и препятствия на своем жизненном пути, более оптимально решать сложные и проблемные ситуации, находить компромиссные решения в нестандартных и изощренных ситуациях. Трудолюбие души помогает создать прочный внутренний стержень. Который помогает человеку стойко и достойно переносить лишения и ограничения, неблагоприятные условия своего существования с интеллектуальной и психологической, духовной и физической точки зрения.

Трудолюбие души делает жизнь человека более интересной и содержательной, создает конкретные предпосылки для возникновения, сохранения и развития душевного комфорта и равновесия. Не говоря уже о прочном и стабильном счастье.
Достойный человек, в том числе, интеллигент, стремящийся иметь реальную основу для уважения и любви к себе, как правило, отличается высоким уровнем трудолюбия души. Без трудолюбия души невозможно возникновение трудолюбия духа, как и развитие всех его основных качественных параметров. Без него весьма проблематично возникновение глубокого и стабильного чувства собственного внутреннего удовлетворения человека самим собой и своей жизнью, как и ощущение полноценности своей личности и своей жизни.

Без трудолюбия души невозможно восприятие и создание явлений жизни умеренной и высокой степени сложности. Особенно утонченного и изящного характера. Средней и высокой степени гармонии и совершенства. Ленивая душа не способна к эффективному самоконтролю и самокритичности.

Человек с ленивой душой, как правило, ведет достаточно упрощенный образ жизни. Его авторитет в общественном мнении предельно символичен. Особенно умные, талантливые, мудрые, зрелые, гармоничные люди, как правило, сторонятся человека с ленивой душой. Поддерживая с ним по необходимости лишь формальные и поверхностные отношения.

Без трудолюбия души невозможны процессы самовоспитания и самосовершенствования. Без него развитие классических добродетелей будет весьма затруднено. Очень сложно и решение психологических задач и в отношениях с самим собой, и с окружающими. Весьма проблематично развитие интеллигентности у человека с ленивой душой. Не говоря уже об аристократичности. Истинной, а не показной.

Большинство важных психологических процессов у человека с ленивой душой имеет низкий качественный уровень. Это психологическая аккуратность и бережность, внимательность и наблюдательность, сопереживание и сострадание, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, чувство обратной связи, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, тактичность и деликатность, чувство психологической изящности и бдительности, гибкости и дипломатичности и т.д.

Без трудолюбия души невозможно проявить психологическую адекватность даже в самых простых ситуациях. Не говоря уже о сложных.

Трудолюбие души - особая добродетель, без которой невозможна глобальная добродетельность человеческой личности. Это энергозатратный момент. Как, впрочем, и все действительно важное и ценное в человеке и его жизни.

Трудолюбие души не имеет какого-либо существенного и конкретного материального эквивалента, особенно экономического характера. Как, впрочем, и все классические добродетели из системы вечных фундаментальных духовных ценностей Вселенной. Глупым и примитивным, неодухотворенным, стереотипно мыслящим человеком гораздо проще управлять, манипулировать в своих эгоистических целях. И только человек, который сознательно и целенаправленно, серьезно и основательно работает над собой, развивает трудолюбие души, имеет реальный шанс в определенной степени уменьшить вероятность того, что он станет жертвой манипуляций. Кончено, изменить суть государственной политики и идеологии он не в состоянии, потому как большинство его не поддерживает, но, условно говоря, минимизировать свои потери при этом, по возможности, - это реальная задача.

Тактичность -это очень сложное и многогранное свойство человеческой личности. Есть достаточно много людей, которые вообще не знают о существовании такого явления психологии. Это примерно процентов тридцать людей. Еще шестьдесят о нём знают, но их представление весьма туманно и расплывчато. В связи с чем, они, по большому счету, мало отличаются в реальной жизни от людей первой группы. Остается еще десять процентов, у которых представление более или менее правильное, но оно, как правило, касается только самых простых явлений жизни. Применительно же к явлениям жизни средней степени сложности дело обстоит значительно менее благоприятно. Иначе говоря, как минимум, с умеренным уровнем проблематичности.

Если же говорить о сложных явлениях жизни, где, выражаясь математическим языком, нужна уже не арифметика и алгебра, а тригонометрия, то там уже впору вести речь не о проблематичности, а о драматичности ситуации. Правильнее сказать, постоянным и фоновом положении вещей, которое, к сожалению, как правило, не меняется и после девяносто лет жизни такого «мудреца». В подавляющем большинстве случаев, по личному опыту общения автора с более чем пятьюдесятью тысячами людей, претендующих на высокое звание интеллектуала и интеллигента. И именно этим и продиктован момент целесообразности написания данной работы. Ибо, тот, кто сам не знает и не понимает истинного смысла большинства классических добродетелей, не сможет донести их важность и ценность и до своих потомков. Причем, не только детей, но и внуков. А это уже есть не просто элемент личной психологии того или иного конкретного человека, а элемент, достаточно мощный и важный уже общественной и государственной психологии,  идеологии, политики, философии, социальной психологии.

Существует мнение, что тактичность – это практическое проявление особенного состояния души – деликатности. Возможно, что в данном определении есть вполне конкретный смысл. Ибо, это, по большому счету, не меняет основной смысл обоих понятий. О деликатности будет сказано отдельно. Тактичность – это элемент воспитанности, хорошего тона, светскости, интеллигентности. Это проявление особой изящности ума и души человека, его хорошей одухотворенности и неплохой мудрости, зрелости и самодостаточности, конструктивности и созидательности, гармоничности и даже элемент аристократичности души.

Во-первых, это постоянный и жесточайший контроль даже самых незначительных проявлений собственного эгоизма. Это элемент мировоззрения человека, проявляющийся в стройной и логичной системе вполне определенных взглядов и представлений, принципов и убеждений, правил и законов внутреннего пользования. В соответствии с которыми такой человек считает для себя необходимым быть всегда и ко всем достаточно уважительным и доброжелательным. И, по большому счету, не потому, что кто-то действительно заслуживает именно такого отношения. А потому,  что человек (интеллигент или аристократ) считает необходимым уважать самого себя, проявлять истинное чувство собственного достоинства. Когда элементы небрежности и пренебрежительности в его поведении исключены в принципе, как нечто категорически неприемлемое и недопустимое именно для него.

Тактичность – это тонкое и дифференцированное, почти виртуозное проявление чувства меры, касающееся многих тонкостей и нюансов интеллектуального, психологического и духовного плана. Которые, как минимум, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать.

Это проявление элементарной (а лучше высокой) порядочности и благородства (о чем будет сказано отдельно). Когда человек, например, не читает чужих писем, не подслушивает, не выясняет отношений в присутствии других людей (если ситуация не имеет общественной ценности и важности), добросовестно хранит чужие тайны, не рассказывает кому-либо постороннему о проблемных моментах своих личных отношений, старается не поднимать тем, которые так или иначе могут расстроить собеседника.

Это высокий уровень терпимости к чужим слабостям и недостаткам, особенно второстепенного характера, интеллектуального и психологического типа, к особенностям и странностям личности другого человека, к его ошибкам и неудачам, иллюзиям и заблуждениям, слабым задаткам тех или иных способностей и талантов, слабому развитию важнейших достоинств и добродетелей. В том числе, низкому уровню конструктивности и созидательности, мудрости и гармоничности, самодостаточности и одухотворенности.

Это сознательное и целенаправленное стремление дать возможность другому человеку (по возможности, конечно) сохранить своё лицо в сложных и проблемных, тонких и щепетильных, своеобразных и противоречивых, непонятных и непривычных, необычных и конфликтных ситуациях. Если только речь не идет о случае, когда тот или иной человек сознательно нарушает психологические, нравственные или духовные законы жизни. И это уже вошло у него в привычку, стало нормой жизни. Или же дело касается не только личных, но и общественных интересов. Иногда, правда, многие люди только прикрываются ширмой общественных интересов, чтобы воплотить на практике свою деструктивную и дисгармоничную сущность. Но это большая и сложная тема. Это повод для большого и отдельного разговора. Что выходит за рамки данной работы. Что требует от человека большой психологической гибкости и дипломатичности.

Собственно, тактичный человек стремится к тому, чтобы без особой на то необходимости не ставить кого-либо в неловкое положение, не создавать даже сиюминутной и предельно символической неприятной или проблемной ситуации, даже небольшого психологического дискомфорта. Это, конечно, не означает того, что он всегда и во всем соглашается с окружающими. Однако, его критика, как правило, носит конструктивный характер, не задевая самолюбие собеседника. Если только разговор не идет о принципиальных моментах духовного или нравственного характера.

Но даже тогда никто не отменяет вежливости и доброжелательности. Профессиональных авантюристов и интриганов обычно не более одного-двух процентов. Другой вопрос, что в современном обществе стало особенного много принципиально непорядочных людей. Но и в отношениях с ними все должно быть максимально разумно и осмысленно. Можно даже сказать, что особенно мощно осмысленно, ибо, они порой умеют очень быстро и эффективно использовать любой промах порядочного человека для защиты своих дрянных интересов, психологических манипуляций и всего деструктивного и дисгармоничного. С ними необходимо быть особенно внимательными и осторожными, бдительными и предупредительными, аккуратными и предусмотрительными.

Тактичный человек в беседе старается проявлять большой и искренний интерес к жизни и личности партнера по общению. Для него является нормой проявление благодарности за внимание в его адрес, за все добрые и хорошие дела для него. И даже более того: ему свойственно еще большее и более сложное чувство – признательности. Более продолжительное, более фундаментальное, более многогранное и более изощренное, требующее значительно большего количества усилий ума и души, не говоря уже о достаточно существенной постоянной активности ума и души вообще и, применительно к тому или иному конкретному человеку, в частности. Тут уже внутри вести речь о трудолюбии и добросовестности ума и души тактичного человека.

Собственно, любая большая добродетель – это большой и сложный труд. Когда главным экспертом и цензором человека выступает его собственная совесть. А это очень тонкая и очень непростая материя, на самом деле. Как показали наблюдения автора за последние сорок лет, представление о совести у большинства людей предельно смутное, не говоря уже об адекватном отношении человека к своей совести. И вообще о построении правильных отношений с самим собой. Этой теме посвящен отдельный раздел.

Тактичный человек имеет хорошую выдержку и самообладание в сложных ситуациях. Как правило, он искренен и естественен. Конечно, не нарушая правил этикета. В отношениях с окружающими он сознательно и целенаправленно проявляет психологическую внимательность и заботливость, аккуратность и предупредительность, осторожность и бережность, бдительность и дипломатичность. Он старается никому и никогда не навязывать своего мнения. Без особой необходимости не критикует публично и не встревает в чужой разговор. Ему чужды многие отрицательные качества, особенно такие, как высокомерие и чванство, формализм и пренебрежительность, самоуверенность и самовлюбленность. Он постоянно проводит четкий и жесткий контроль за своими словами и жестами, мимикой и интонациями голоса.

Обычно он проявляет положительную инициативность интеллектуального, психологического и духовного плана. Его отношения с другими людьми отличаются высоким уровнем гуманизма. При необходимости он умеет хранить молчание. Наличие собственной точки зрения по большинству жизненно важных вопросов, имеющей хороший уровень самостоятельности и независимости, позволяет ему не говорить того, что думают все, не пользоваться распространенными и упрощенными стереотипами восприятия и мышления. Он умеет быть приятным и интересным собеседником. Даже в общении с очень умным и очень талантливым человеком. Он обладает изящным чувством юмора, что исключает проявление язвительности и сарказма, желчности и злословия. Он жестко контролирует в себе даже частичные и мимолетные проявления психологического садизма. Он избегает неоправданного проявления жесткости. Не говоря уже о жестокости или агрессивности. Такт предполагает высокий уровень чуткости к проблемам и неприятностям, интересам и потребностям окружающих. Конечно, весьма осмысленно.

Жизнь состоит на девяносто процентов из второстепенных и третьестепенных моментов, в которых вполне возможен компромисс. Чтобы без необходимости не задевать самолюбие и достоинство любого другого человека даже чисто символически.
Тактичный человек, как правило, не вмешивается в чужие конфликты. Если только не видит, что сильный сознательно и целенаправленно обижает слабого. Он стоит на защите добродетели и гармонии. Это сложная и тяжелая миссия. Но её добросовестное выполнение входит в естественное и закономерное проявление чувства собственного достоинства такого человека. Он скрывает свои антипатии к другим людям. Если они ведут себя достаточно прилично. Он обычно ведет дискуссию в конструктивном стиле.

Для него важен сам процесс обмена мыслями и поиск возможной истины. Он не устраивает дешевое шоу из дискуссии. Даже, если сталкивается с более глупым и менее компетентным человеком. Он, без особой необходимости, не ставит под сомнение достоинства и добродетели, способности и таланты другого человека. Он умеет создавать прочное и стабильное взаимное доверие. Как и создавать прочные, перспективные, многогранные отношения. Он умеет учитывать интересы завтрашнего дня, и поэтому не кидается за символической сиюминутной выгодой дня сегодняшнего. Особенно, если она приходит в противоречие с его будущими интересами.

Тактичный человек никогда не стремится улучшить свои интересы за счет других людей. Ему чужд банальный рационализм, ибо, он исходит из принципа целесообразности. Хороший уровень воспитанности предполагает у него элемент мудрости и одухотворенности. Тактичность существенно развита у интеллигентного человека. Наивысший уровень она имеет у аристократа ума и души.

Один из элементов духовной диалектики человеческого бытия заключается в том, что задатки фундаментальных качеств личности вкладываются в человека уже в момент его рождения. И, по большому счету, они или есть, или их нет. Другой вопрос, что одному человеку даются задатки интеллекта низкого уровня, другому - среднего уровня, а третьему - высокого. И так применительно ко всем классическим (и не только) достоинствам и добродетелям. Конечно, если серьезно и целенаправленно не заниматься развитием задатков определенного качества, то в силу большого числа весьма неблагоприятных и относительно благоприятных факторов человеческой жизни, эти задатки могут так и остаться на уровне задатков. Или же, задатки большого уровня интеллекта в самопроизвольном развитии получат лишь небольшое свое развитие относительно того, какими бы они могли быть на самом деле.

Специфика данной ситуации нередко заключается в том, что даже минимальное развитие интеллекта у человека с задатками большого интеллекта в своей абсолютной величине может быть значительно больше, чем максимальное развитие задатков у человека с задатками низкого интеллекта. И вообще, пора всем понять, что различие в развитии достоинств - малое, среднее и большое - это не только некоторое количественное различие, а принципиально разный качественный уровень. И, по большому счету, то, что легко и доступно, естественно и закономерно для человека со средним уровнем интеллекта, то остается пожизненно недоступно для человека с низким уровнем интеллекта. А то, что способен делать человек с высоким интеллектом, в плане наиболее значимых и ценных вещей, остается недоступным для человека с задатками среднего уровня интеллекта.

Уже при рождении потенциальная ценность каждого конкретного человека для общества не просто несколько различна, она принципиально разная. И, видимо, так угодно Высшим силам, чтобы ценность одной человеческой личности и жизни с комплектом задатков свойств классического типа с высоким уровнем была в десятки раз больше, чем ценность личности и жизни человека с комплектом качеств среднего уровня (о низком уровне речь вообще вести не стоит, ибо, в этом случае речь часто идет о людях с примитивным и резко упрощенным вариантом типа личности, смысл существования которой в системе классических ценностей весьма символичен). А уже об истинных аристократах ума, души и духа разговор вообще отдельный. Ибо, их потенциальная ценность для общества и государства, как минимум, в тысячу раз выше, чем ценность человека даже с задатками высокого уровня классического достоинства. И, как показывает история человечества, в миллион раз больше, чем ценность человека с комплектом достоинств среднего уровня. И, как следует из элементарной логики (правда, основанной на большом объеме информации систематизированного плана), так было и три тысячи лет назад и так будет и через три тысячи лет существования человечества.

В силу чего притязания человека с задатками, например, низкого интеллекта на уровень уважения общества, проявляемый им к людям с задатками интеллекта среднего уровня, являются с духовной точки зрения принципиально несостоятельными, неправильными, нелогичными, в определенной степени даже безнравственными, деструктивными и дисгармоничными, потенциально драматичными. Ибо, признание этих притязаний адекватными и правильными одновременно означает принципиальное обесценивание, как минимум, восьмидесяти процентов людей - категории со средним уровнем развития классических достоинств и добродетелей. Но, в том случае, если данная логическая параллель в большей степени понятна и доступна большинству людей. Ибо, находится в пределах возможностей стандартной и распространенной логики.

То аналогичная параллель между людьми с комплектом классических достоинств лишь среднего уровня и людьми с комплектом достоинств высокого уровня, представляется большинству нередко очень сложной задачей для их мышления. И, так сказать, для их миросозерцания в целом. Особенно в том случае, когда тот или иной человек с комплектом достоинств среднего уровня хотя бы интуитивно чувствует то, что он, к его величайшему сожалению, не рожден для того, чтобы, условно говоря, хватать звезды с неба. И лишь наиболее достойные люди из этой категории способны проявлять хотя бы относительный уровень адекватной самокритичности и не претендовать на личную уникальность высокого уровня (понятно, что каждый неповторим, но это не должно принципиальным образом влиять на оценку его личности, его жизни, его творчества с точки зрения вечных классических ценностей), на эксклюзивность качественного уровня своего бытия.

Так вот: претензии человека с комплектом достоинств среднего уровня на какое-то особое уважение общества (хотя бы равное уважению общества к людям с комплектом достоинств высокого уровня) являются с духовной точки зрения также принципиально несостоятельными. Неправильными, нелогичными, деструктивными и дисгармоничными, потенциально драматичными и дисгармоничными. Причем драматизм в этом и предыдущем случае носит уже не только личный, но и социальный, общественный характер. Ибо, в этом случае очень сильно проигрывает не только все общество в целом, но, в отдельных случаях и все человечество. Думается, что не нужно очень сильно и детально объяснять то, что ценность всех гениев (пятьсот человек за всю историю человечества) для развития человечества в положительном направлении была, мягко говоря, во много раз больше, чем ценность миллиардов остальных людей. Аналогичная ситуация и применительно к классическим интеллигентам и аристократам ума, души и духа. Их (аристократов) было несколько больше, чем гениев, но, тем не менее, не более пяти тысяч человек.

Это классики и корифеи науки и культуры, духовной сферы. И польза тому или иному конкретному обществу на том или ином этапе его развития зависела прямо пропорционально от того, в какой степени это общество понимало и осознавало принципиальную разницу между обычным человеком и истинным интеллигентом, и аристократом ума, души, духа. И от того, насколько адекватно это общество строило свое отношение к каждому конкретному аристократу и интеллигенту с аристократическими свойствами. Причем, хочется еще раз подчеркнуть тот момент, что отношение принципиально иное, чем к обычному члену этого общества. И тут вопрос, по большому счету, идет не о великой славе, а о создании необходимых условий для максимально продуктивного и полноценного творчества для классического интеллигента или аристократа. Это, безусловно, и моральные, и психологические, и физические, и материальные условия. Общество, которое принципиально не желает создавать особые привилегии для своих истинных интеллигентов и аристократов, является духовно и психологически больным, деструктивным и дисгармоничным. Иначе говоря, в глазах Высших сил откровенной мерзостью, за что бывает обязательно серьезно наказано.

Анализ биографий сотен классиков науки и культуры показывает, что девяносто процентов обычных людей отличаются, к величайшему сожалению автора, принципиальной несостоятельностью в понимании специфики явлений интеллигентности и аристократизма и ума, и души, и духа. А, если нет даже относительно адекватного понимания столь сложных и многогранных явлений, то, как же можно при этом ожидать от этих людей адекватного отношения к явлениям интеллигентности и аристократизма.

Не говоря уже о принципиальной возможности каждого конкретного человека из этой категории обнаруживать среди общей массы людей истинного интеллигента или аристократа. Которые, как правило, не занимаются дешевой саморекламой, не отличаются чрезмерной навязчивостью и назойливостью, наглостью и банальным карьеризмом, умением пробивать своим лбом бетонные стены человеческой глупости и примитивности, ограниченности и стереотипности, самовлюбленности и самоуверенности, зависти и ревности, авантюризма и интриганства, стервозности и подлости, мелочности и меркантильности, примитивного рационализма и изощренного эгоизма.

Конечно, уметь обнаруживать в своем ближнем даже лишь некоторые черты интеллигентности, особенно, отсутствующие в тебе самом, - это дело очень сложное и очень трудное. И задача данной работы как раз и заключается в том, чтобы дать хотя бы некоторые ориентиры объективного характера в распоряжение обычного человека, чтобы хотя бы в некоторой степени облегчить ему проведение столь непривычной и весьма изощренной мыслительной манипуляции в своей голове. Собственно, дополнительного внимания заслуживают все люди, имеющие большие задатки классических достоинств и добродетелей. Но это уже элемент, что называется, высшего пилотажа общественной и государственной политики интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Который, в обозримом будущем вряд ли будет практически реализован.

Другой вопрос в том, что истинная интеллигентность - это дар Высших сил. Это проявление их воли, с которой не считаться категорически не рекомендуется. Абсолютно все и абсолютно всегда за проявление недостаточной почтительности к воле Высших сил бывают очень серьезно и очень тяжело наказаны. Не зависимо от того, согласны они с данным положением вещей или нет, понимают они его или нет.

Но вот те люди, которые понимают этот момент и строят свою практическую жизнь с его учетом (как, впрочем, и с учетом вечных фундаментальных духовных и психологических законов жизни), имеют вполне реальный шанс на определенную симпатию со стороны Высших сил. Так сказать, на некоторое их благоволение в процессе обретения истинного счастья, душевного и духовного здоровья, на полноценное бытие, качественное и продуктивное творчество, реальную основу для самоуважения и любви к себе. Так что все далеко не так просто, как многим того хотелось бы. Каждый наш принцип или убеждение, мнение или представление, правило и закон для внутреннего пользования либо приближают нас к состоянию гармонии, либо отдаляют от него. Как и к особой (по ценности) возможности каждым своим вздохом и ударом сердца звучать в резонанс гармонии Вселенной. И, учитывая тот момент, что комплект достоинств и добродетелей в их задатках дается конкретному человеку от Высших сил в их конкретной выраженности малой, средней или большой степени, каждый из нас должен с большой терпимостью относиться к некоторой, иногда даже очень значительной, несостоятельности в том или ином конкретном моменте того или иного нашего ближнего. Он, ведь, не виноват в том, что ему конкретно достался не самый замечательный комплект достоинств.

Другой вопрос в том, что проявления большой лени ума, души и духа, как таковые, не должны получать принципиального одобрения ни отдельного человека, ни общества, ни государства. Нежелание развивать свои задатки классических достоинств и добродетелей - это большой грех в глазах Высших сил, так сказать, большой проступок, принципиально неправильная линия поведения. Это, можно сказать, принципиальный вызов воле Высших сил. Это в определенной степени похоже на попытку человека (видимо не самого умного, мягко говоря) плевать против ветра.

Чем смачнее сделан плевок и чем больше сделано таких попыток, тем в большей степени будет испачкана одежда и лицо плюющего. Уровень эстетичности к комфортности его внешнего вида, при этом, потерпит очень существенные изменения.
Безусловно, наша терпимость к несовершенству ближнего должна распространяться, в первую очередь, на второстепенные недостатки и слабости, а не на фундаментальные пороки духовного порядка (алчность, подлость, жадность, стервозность и т.д. и т.п.). А также на его иллюзии и заблуждения, на минимальный уровень мудрости.

Никто не говорит о том, что всем этим нужно восхищаться или сознательно принципиально искаженно комментировать отрицательное как положительное. Но и постоянно гневно обличать и уличать, демонстративно и публично унижая человеческое и личностное достоинство человека (или группы людей) тоже совсем не обязательно. Принципиально иная ситуация складывается в том случае, когда объектом фундаментальной критики являются люди, которым функция эксперта тех или иных жизненных явлений (личности человека, его жизни и творчества, его мыслей и чувств, желаний и стремлений, намерений и поступков, интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических явлений социального характера) дана официально или принята ими на себя добровольно.

Они, условно говоря, задают тон общественной и государственной политике, устанавливая стандарты и стереотипы качественного характера в науке и культуре, философии и эстетике. В результате того, что общество и государство относится к вопросу подбора даже официальных экспертов, мягко говоря, не особенно серьезно и глубоко, осмысленно и многогранно, тонко и дифференцированно, гибко и даже градуировано, в девяносто процентах (как минимум) случаях на должности общественного эксперта даже в одной узкой области бытия оказываются люди, которые не просто в некоторой степени, а совершенно  не соответствуют статусу эксперта.

И, тем самым, наносят колоссальный ущерб развитию и конкретного общества и государства, а, в отдельных случаях, и человечеству в целом. Приходится платить очень большую цену всем за то, что в выборе экспертов не участвуют профессионалы высокого класса, а лишь дилетанты и полудилетанты с предельно обостренной амбицией и претензией на обладание истиной в последней инстанции, часто даже с некоторой житейской манией величия, основанной на громадной самоуверенности и самовлюбленности. Поэтому быть очень терпимым к тем, кто искажает и извращает истинные классические ценности на общественном и государственном уровне, да и просто проявлять демонстративное равнодушие и отстраненность - это уже большое преступление против всего человечества, против Высших сил. А на деле часто получается ситуация, когда явно отрицательное или явно положительное явление общественной жизни остается без квалифицированной профессиональной, и даже просто принципиальной оценки. Вводя широкую общественность в мощное заблуждение относительно того, а что такое хорошо и что такое плохо, что называется, в принципе.

Ибо, как показывают сорокалетние наблюдения и исследования автора, творческая способность осмысливать реальность имеется, к сожалению, лишь у пяти процентов людей. Остальные предпочитают присоединяться к мнению кого-то другого, кто стремится активно или даже агрессивно навязать свое личное, часто предельно субъективное, мнение всем окружающим, обществу в целом, часто претендуя на роль истинного эксперта даже в масштабах всего человечества. Но часто возникает ситуация, когда даже представители этой небольшой творческой прослойки общества в девяносто - девяносто девяти процентах случаев предпочитают отмалчиваться. И не всегда их при этом можно укорить в проявлении безразличия и эгоизма. Ибо, широкая публика, к сожалению, не способна понимать принципиальную разницу в ценности мнения обычного человека и истинного эксперта в узком круге вопросов. Изредка бывает и так, что в весьма относительно узком круге вопросов, но это не меняет, по большому счету, сути дела, а лишь добавляет дополнительную порцию драматизма в данную ситуацию. А, если общественность не способна адекватно и даже относительно адекватно относиться к любому мнению эксперта, то спрашивается, зачем он будет стараться и напрягаться.

Это в 18 и 19 веках многие люди считали своим человеческим и личностным долгом высказать свое мнение относительно того или иного жизненного явления. У них, что называется, болела душа за общество. Хотя и тогда было много людей, претендующих на звание эксперта из банальных тщеславных соображений, из доминирующего стремления любыми способами самоутвердиться в общественном мнении. Тем не менее, были и истинные борцы за классические ценности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И борьба шла очень интенсивная, постоянная, принципиальная, дающая возможность каждой группе экспертов более серьезно и основательно систематизировать свои знания и представления, принципы и убеждения, сделать свою способность к восприятию и анализу сложных, многогранных и многослойных явлений бытия более тонкой и совершенной, более дифференцированной и даже более градуированной, более глубокой и более масштабной. И все это, так или иначе, шло на пользу развития общества.

Так происходило, например, с будущими классиками русской литературы. Если бы не было адекватной оценки их творчество отдельными экспертами, то вероятность того, что они стали бы классиками литературы, была очень небольшая. И в итоге культуре российского общества был бы нанесен непоправимый урон, как и его даже относительно гармоничному развитию в целом.

Так что терпимость даже в самых замечательных ее проявлениях, как и многие другие классические добродетели, должна быть достаточно осмысленной. Ибо, расстановка адекватных акцентов в оценке жизненных явлений с духовной точки зрения спасает общество от многочисленных и разнообразных заблуждений и иллюзий, ошибок и проблем, в том числе, весьма драматичных.


Рецензии