Отношение мужчины к женщине. Часть 3

Некоторые элементы отношения достойного мужчины к женщине

Психологическая бережность проявляется у человека по отношению к самому себе и к окружающим. Да и к жизни вообще. По отношению к окружающим она проявляется в том, чтобы без особой необходимости никому и никогда не доставлять отрицательные эмоции. Не говоря уже - стрессовые ситуации. Что требует от человека проявления внимательности и наблюдательности, чуткости и бдительности, утонченности души (иногда даже определенной трепетности). Психологической аккуратности и осторожности. Человеку с ленивым умом и душой проявлять психологическую бережность, как впрочем, и большинство других классических добродетелей, очень трудно. Поэтому требуется достаточно существенное и трудолюбие, и добросовестность ума и души. Необходимость проявления психологической бережности исходит из одухотворенности человека, из его конкретного понимания того, что зло ни явное, ни косвенное нельзя совершать ни специально, ни случайно. Ибо, за это, как правило, Высшие силы наказывают очень серьезно. И, чем исправлять допущенную оплошность или небрежность, тратя при этом массу умственных и душевных сил (а иногда еще и время, и физические силы), так лучше их не допускать. Конечно, это требует от человека постоянного и очень тщательного самоконтроля всегда и во всем. Не говоря уже о самоанализе или самокритичности.

Психологическая бережность необходима не только в общении с людьми своего непосредственного окружения, но и вообще всегда. Без этого немыслима истинная интеллигентность. Да и просто звание хорошего человека с приличным воспитанием.
Особенно важна психологическая бережность в сложных и проблемных, непривычных и необычных, неоднозначных и противоречивых, тонких и щепетильных, странных и непонятных ситуациях. Не говоря уже - конфликтных. Когда особенно важно не смешивать личность человека и его действия. Интеллигент и аристократ, как правило, предполагают за другим человеком (как за собой) право на ошибку, иллюзию, заблуждение. Именно поэтому и тот, и другой стараются дать возможность другому человеку сохранить свое лицо в сложной ситуации. Проявляя при этом максимально возможную доброжелательность. Собственно, доброжелательность у них - это образ жизни, фоновая манера поведения. Другой вопрос, что доброжелательность может быть обычной, утонченной и изящной, как и большинство других достоинств и добродетелей.

Психологическая бережность лежит в основе сочувствия и сопереживания, великодушия и снисходительности, терпения и терпимости, тактичности и деликатности, умения настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, психологической осторожности и аккуратности.

Психологическая бережность по отношению к самому себе позволяет избегать умственного, психологического и физического переутомления. По крайней мере, без особой на то необходимости. Она предполагает умение думать о дне завтрашнем, когда дела сегодняшние не могут нанести урон интересам дня завтрашнего. И даже более того: некоторый сознательный ущерб интересам дня сегодняшнего в ряде случаев может обернуться большой пользой для завтрашнего дня. При правильном и разумном подходе к важным жизненным явлениям. Бережность нужна и в отношениях с жизнью, которую нужно любить, уважать, ценить и беречь. Чем больше умного, доброго, хорошего, светлого, изящного и совершенного делаем для других людей, тем больше вероятность того, что и Жизнь будет к нам существенно более благосклонной.

Психологическая (и не только психологическая) бережность необходима и в отношениях с Высшими силами. В частности, в сознательном и целенаправленном, мощном и основательном проявлении симпатии и уважения, поклонения и преклонения перед ними, и не ради банального рационализма, лживости ими лицемерия, лукавства или подхалимства. А, исходя из искренности и бескорыстности мыслей и чувств, идущих из глубины ума и души. Когда они естественны и закономерны, органичны и осмысленны.

Это и стремление максимально быстро познать, понять и принять главные психологические и духовные законы жизни. В том числе, и стремление наиболее добросовестным образом повышать гармонию и в себе, и в окружающем мире. Не надеясь на особенную благодарность окружающих. А, исходя из потребности быть достойным посланником Высших сил на Земле. И, в первую очередь, испытывать в связи с этим свое собственное чувство глубокого внутреннего удовлетворения тем, что делаешь и тем, как это делаешь. Не зависимо от того, что думают по этому поводу окружающие. Не говоря уже о том, как они сами это делают. Бережность проявляется и в чувстве благодарности окружающим за их добрые дела. И Высшим силам за их особую благосклонность в виде особенных радостей и периодических ценных подарков. В том числе, в виде появления полезных или приятных для нас людей, а также приятных явлений жизни.

Есть небольшое число людей с врожденной психологической гибкостью. Остальным приходится ее развивать самим. Это, конечно, при условии того, что они знают о существовании такого качества личности, как такового. И знают степень практической ценности этого свойства. И можно еще добавить тот момент, что понимают первостепенную ценность самовоспитания и самосовершенствования. Что относительно более часто встречается у представителей интеллигенции. И является строго обязательным элементом у аристократии.

Уже многие представители интеллигенции, а также многие люди с чувством врожденной интеллигентности, понимают то, что с точки зрения психологической эстетики, максимализм и категоричность в большинстве второстепенных и третьестепенных вопросов жизни, мягко говоря, не особенно эффектно и изящно выглядят. Те, кто несколько умнее, не говоря уже, мудрее, понимают то, что эти качества не должны присутствовать у интеллектуала, зрелой и самодостаточной личности. И что человеческий имидж значительно более выигрышно выглядит без них. И действительно, максимализм и категоричность, своенравность и сумасбродство, упрямство и капризность, привередливость и прихотливость – это показатели низкого интеллекта, малой мудрости (если о мудрости вообще может идти речь в этом случае), низкой зрелости и гармоничности, самодостаточности и состоятельности человека.
Понятно, что с формальной точки зрения никто никому не может запретить подходить к жизни с позиции категоричности и максимализма (и прочих похожих свойств личности). Но, как правило, все они не могут получить существенного одобрения у окружающих. И, в первую очередь, умных и достойных, мудрых и зрелых. Интеллигентов и аристократов.

Психологическая гибкость позволяет человеку быстрее и проще решать жизненные задачи. Особенно сложные. И с наименьшими затратами и потерями выходить из проблемных и неприятных, конфликтных и щепетильных ситуаций. Не говоря уже о непривычных и необычных, своеобразных и странных, противоречивых. Конечно, психологическая гибкость требует от человека вполне определенных усилий ума и души. Находящихся в достаточно высоком энергетическом тонусе, привыкших работать на достаточно хорошем уровне трудолюбия и добросовестности. Это с одной стороны. А, с другой – эти относительно небольшие усилия позволяют экономить столько много энергии вообще и нервов, в частности, что являются наиболее оптимальным вариантом подхода к различным жизненным явления. Особенно сложным и высокой степени сложности (очень сложные). Там, где требуется высокая виртуозность работы ума и души.

Психологическая гибкость не имеет ничего общего с лицемерием и лживостью, банальным актерством. Но не исключает проявления естественного и органичного искреннего и бескорыстного артистизма. Который не меняет сути явлений с духовной точки зрения, а придаст им лишь дополнительную интеллектуальную и психологическую изящность. Делая их, таким образом, более приятными и комфортными, удобоваримыми и интересными, оригинальными и, несомненно, ценными. Она позволяет сглаживать шероховатости в отношениях людей различного типа и менталитета, находить наиболее оптимальные компромиссы в сложных ситуациях. Добиваться достижения больших и сложных целей более быстро и эффективно, с меньшими затратами сил и здоровья.

Понимание другого человека, приятеля, друга, коллеги, родственника и т.д. Звучит настолько привычно и знакомо, что практически у всех людей рождает очень мощную и устойчивую иллюзию того, что это настолько просто и элементарно, что является недоступным лишь для самых больших идиотов. Причем, в прямом смысле этого слова.

Правда, подобного рода иллюзии существуют у большинства и относительно практически всех классических (и не только) достоинств и добродетелей из числа вечных ценностей человечества. Что приводит, с одной стороны, к значительному размыванию истинного смысла главных понятий в системе ценностей человечества. С другой стороны, к мощной и принципиальной дискредитации этих понятий среди основной массы людей. В том числе, и среди так называемой интеллигенции. В ряде случаев, это приводит не только к полной утрате истинного смысла почти всех фундаментальных понятий интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, но и к появлению весьма распространенных (для шестидесяти- девяноста процентов населения), устойчивых и актуальных принципиальных искажений и извращений в виде доступных и удобоваримых стандартов и стереотипов. Которые практически полностью обесценивают смысл работы человека над своей личностью, процесс самовоспитания и самосовершенствования, смысл духовного развития в плане понимания необходимой степени серьезности и осмысленности, интенсивности, актуальности и драматичности этого вечного процесса.

Причем, как применительно к отдельной личности, так и ко всему обществу и даже человечеству в целом. И это не какие-то там пустяки или плоды чьей-то болезненной фантазии или патологического воображения. Это реальные факторы, подтвержденные исследованиями многих классиков мировой философии и психологии: в человечестве и, в первую очередь, в Европе, последние триста лет идет процесс постепенной (а потому почти незаметной для основной массы обычных, непосвященных людей) психологической и духовной деградации. И он касается не только представителей, условно говоря, крестьянства или рабочего класса. Иначе говоря, людей, занимающихся преимущественно физическим трудом. Но и так называемой интеллигенции, которая занимается преимущественно умственным трудом и претендует на то, чтобы быть образцом для подражания всем остальным членам человеческого общества.

Доминирование в государственной идеологии всех стран вопросов политических и экономических над духовными, которые для представителей упрощенного стиля мышления не дают быстрой и конкретной, материально ощутимой пользы и выгоды, прибыли и банального финансового достатка, приводит к сознательному и целенаправленному, устойчивому и распространенному смещению акцентов в системе главных жизненных ценностей, вечных и универсальных. Когда духовные ценности, реальные, а не суррогатные, отодвигаются даже не на второй план, а на пять-десять позиций в глобальной иерархии ценностей современного человека. И, в первую очередь, и в самой наибольшей степени, в наиболее экономически развитых странах.

Понимание… Даже, если рассматривать это явление с точки зрения упрощенной иерархии человеческих ценностей, то окажется, что далеко не все так просто, как многим этого хотелось бы. Например, с точки зрения интеллектуального уровня определенной категории людей. Так, люди с низким интеллектуальным уровнем почти никогда не бывают способны понять мысли и чувства людей со средним интеллектом. А люди со средним интеллектуальным уровнем крайне редко бывают способны понять людей с высоким интеллектом. И так всегда было и так всегда будет. Человек примитивный не может адекватно воспринимать даже явления жизни среднего уровня сложности. А человек среднего уровня сложности личности лишь с очень большим трудом ума и души может понять сложного человека. И такой труд для девяносто-девяносто пяти процентов людей оказывается принципиально недоступным. Что называется, тайной за семью печатями. Человек дисгармоничный, имеющий, мягко говоря, элемент дисгармоничности в структуре своей личности, даже не только большой, но и средней «всего лишь», никогда не будет способным понимать мысли и чувства человека гармоничного. Правда, тут есть и момент обратного характера.

Когда человек, имеющий те или иные элементы аристократичности ума, души, или духа, настолько привыкает к их самопроизвольному (не требующего каких-то специальных и особых сознательных и целенаправленных усилий ума, души или духа)  проявлению и существованию в конструктивном и созидательном стиле во всех сферах своей жизнедеятельности, что невольно и неосознанно начинает предполагать то, что эти, и даже лишь некоторые из них, могут также проявляться и у тех людей, которые от рождения лишены в принципе, что называется, этих аристократических элементов (свойств, правильнее сказать, больших комплектов достоинств и добродетелей классического характера). Ибо, для истинных аристократов их аристократизм ума, души или духа столь естественен и закономерен, что принципиально иначе они не в состоянии ни думать, ни чувствовать, ни действовать, ни воспринимать жизненные явления в их многогранности и многослойности, в их истинной иерархичности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Другой момент, что все четыре вида (и даже три) в одном человеке, даже из числа истинных аристократов, встречаются крайне редко. Ибо это, что называется, есть аристократическая прослойка (верхушка) даже среди всех остальных предельно достойных и ценных аристократов интеллектуального, психологического, духовного и эстетического типа.

Человек со стереотипным мышлением, доминирующим в его уме, не  в состоянии понять мыслей и чувств, личности и деятельности, психологии и философии бытия творческого человека. Как и человек с обычным уровнем способностей (девяносто-девяносто девять процентов людей) не может понимать талантливого человека. Почти все аспекты бытия последнего для первого представляются странными и своеобразными, причудливыми и непривычными, как минимум, сумасбродными, а, как максимум, на грани психической вменяемости, выходящими за рамки стандартного и распространенного рационализма, упрощенной и поэтому удобной логики.
Человеку простому очень сложно понять тонкости и нюансы, оттенки и полутона психологии и философии бытия человека с высоким уровнем психологической изощренности (многогранной личностью с высокой степенью яркости большинства или многих граней).

Человеку, лишенному развитой интуиции, трудно понять структуру логических построений человека интуитивного, методологию его познания себя и окружающей действительности, человечества, Вселенной и т.д.

Человеку, привыкшему преимущественно оперировать стандартными, распространенными, простыми и упрощенными категориями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, невозможно понять явления жизни, содержащие категории высокой степени сложности. Человек рассеянный не понимает человека внимательного, безвольный не понимает волевого, ведомый не понимает лидера, человек с негативным стилем мышления не понимает человека с позитивным стилем, сумасброд не понимает человека сознательного, амбициозный человек не понимает честолюбивого (любящего честь), эгоист не понимает альтруиста, авантюрист или интриган не понимает порядочного человека, небрежный не понимает нормального, злой не понимает доброго, беззаботный и легкомысленный не понимает ответственного, бестолковый не понимает разумного, лживый не понимает честного, неблагодарный не понимает благодарного, пошлый не понимает благородного, неверный не понимает верности, угрюмый не понимает веселого, властный не понимает человека, лишенного безграничной жажды власти, вульгарный не понимает изящного, грубый не понимает обходительного, высокомерный не понимает гуманного человека, черствый не понимает душевного, жадный не понимает щедрого, лишенный комплекта свойств классической женственности или мужественности не понимает их обладателя, равнодушный не понимает заботливого, завистливый не понимает человека, лишенного зависти, лицемерный не понимает искреннего, ленивый не понимает трудолюбивого, лживый честного, мерзкий приличного, лишенный мудрости не понимает мудрого, не понимает особой ценности мудрости, как таковой, не понимает особой ценности человека, обладающего мудростью, не в состоянии понять особой специфики бытия мудрого человека, не понимает своей принципиальной несостоятельности по сравнению с мудрым человеком, не понимает саму специфику явлений, связанных с присутствием мудрости.

Трусливый человек не понимает мужественного, наглый не понимает скромного, необязательный не понимает обязательного, пессимист не понимает оптимиста, неорганизованный организованного, неосторожный – осторожного, надменный – отзывчивого, переменчивый – постоянного, поверхностный – глубокого, порочный – добродетельного, небрежный – почтительного, непонимающий и не умеющий проявлять предупредительность – предупредительного, отчужденный – приветливого, беспринципный – принципиального, прямолинейный – корректного, расточительный – бережливого, распутный – скромного, резонер и демагог – рассудительного, робкий – решительного, прозаичный – романтичного, самовлюбленный – самокритичного, с гордыней – смиренного, мелочный – солидного, спорщик – человека, способного вести конструктивную дискуссию, нетерпеливый – терпеливого, тщеславный – того, кто хорошо контролирует в себе это чувство, упрямый – сговорчивого, лишенный хорошего вкуса – человека, имеющего его, толстокожий – человека с тонкой душевной организацией, деструктивный – конструктивного, дисгармоничный – гармоничного,  скрытый – открытого. И эту параллель можно продолжать еще на несколько сот качеств человеческой личности.

А отсутствие способности и возможности к пониманию, создает невозможность адекватной оценки кого-либо или чего-либо и, соответственно, невозможность адекватного отношения к этому. Даже по большому счету, не говоря уже о тонко дифференцированном и тонко градуированном отношении.

Есть еще такое явление, как интеллектуальная или психологическая, духовная или эстетическая проницательность, которая открывает перед ее обладателем просто-таки фантастические возможности в познании и постижении даже самых сложных и изощренных, многогранных и многослойных явлений бытия. Совместно с интуицией и творческим мышлением проницательность способна порождать открытия на грани гениальности. Некоторые люди настолько входят в раж, настолько бывают опьянены от восторга от феноменальных полетов своего вдохновения, что невольно становятся профессиональными авантюристами и интриганами, прохиндеями и психологическими манипуляторами.

Так что можно выделить три уровня возможного понимания реальной действительности: низкий, средний и высокий. И, к сожалению, только люди с реальным уровнем понимания, близкого к высокому, адекватно относятся к нему, понимая его значительную относительность по отношению к идеальному. Остальные же предпочитают утешать себя различными и многочисленными иллюзиями по этому поводу. Как, впрочем, и относительно всех других человеческих достоинств и добродетелей. Всем хочется думать, что они во всем не хуже других. Их можно утешить тем, что по отношению к большинству это, в большей степени, верно. Правда, это верно, если оценивать ситуацию с чисто психологических или интеллектуальных позиций. А, если смотреть с духовной точки зрения, то необходимо расставлять акценты более жестко и категорично, более конкретно и беспристрастно. Ибо, девяносто процентов людей не имеет абсолютно никакого отношения к свойствам (достоинствам и добродетелям классического типа) личности с высоким уровнем развития и гармонии. И, видимо, так было всегда и так будет всегда, как минимум, ближайшее тысячелетие. И именно поэтому даже самые большие мудрецы в истории человечества брали себе в ученики лишь наиболее достойных людей, которые могли применить полученные знания и умения лишь в благородном направлении.

А интеллигенты с аристократичностью души обладают и желанием, и умением понимать самые тонкие и самые сложные, самые многогранные и изощренные явления человеческого бытия. Это поистине достойные образцы для подражания. Только подражания, но по большому счету, не слепого и механического, а осмысленного, прочувствованного, органически принятого и внедрённого в свой внутренний мир. Не остаются в стороне от восприятия интеллигентов и самые красивые, прекрасные, замечательные, уникальные и оригинальные, удивительные и восхитительные, трепетные и изящные, великолепные и несравненные явления человеческой мысли и чувства, желания и стремления. Намерения и поступки, результаты жизни и творчества.

Упомянуть об одновременном присутствии желания и умения пришлось не случайно, ибо многие умеют. Но часто не желают понимать чего-либо или кого-либо. Другие желают что-то понять, но не умеют этого делать. Хотя, по большому счету, проблема основной массы людей, по крайней мере, европейского менталитета, состоит в том, что они не хотят ни знать, ни понимать того, из чего на самом деле складывается достоинства классического типа, чтобы развить их до такого уровня, когда можно будет эффективно их применять в своей жизни и на благо всего общества.

Собственно, любой мало-мальски интеллигентный человек должен стремиться к психологическому и нравственному постоянству. Другой вопрос, что среди формальной интеллигенции истинными интеллигентами являются лишь те немногие, в которых есть определенные элементы аристократичности ума и души. Психологическое постоянство проявляется в том, что человек сознательно и целенаправленно, серьезно и постоянно стремится контролировать в себе своенравность и сумасбродство, переменчивость по большинству пустяковых моментов, импульсивность и подверженность сиюминутным переменам настроения. В том числе, вспыльчивость и раздражительность, гневливость и злобность, жестокость и агрессивность, злопамятность и мстительность, зависть и ревность, нетерпеливость и нетерпимость, пессимизм и обидчивость, прихотливость и привередливость, подозрительность и скептичность, равнодушие и безразличие, саркастичность и язвительность.

Нравственное постоянство проявляется в контроле за хаотично возникающими мыслями деструктивного и дисгармоничного характера, а также чувствами, желаниями, стремлениями, намерениями, плодами фантазии и воображения. В том числе: за ленью ума и души, амбициозностью и критиканством, стремлением соблазняться внешней формой явлений жизни, а не их истинной сутью, подверженностью внешним влияниям, безответственностью и легкомысленностью, алчностью и жадностью, эгоизмом и банальным рационализмом, нежеланием проявлять психологическую гибкость и дипломатичность, за лживостью и лицемерием, стремлением избегать сложных жизненных задач, душевным очерствением и ожесточением; нежеланием проявлять философское отношение ко всем явлениям жизни, в том числе к ошибкам и неудачам, своим и чужим; желанием проявить неконструктивную критику к другим людям, желанием решать проблемные ситуации неспокойным образом, нежеланием быть доброжелательным в сложных и проблемных ситуациях, проявлением равнодушия и пренебрежения к чужим достижениям и заслугам, способностям и талантам, достоинствам и добродетелям.

Это и контроль за праздностью ума и души, за нежеланием быть трудолюбивым и усердным, нежеланием развивать свою внутреннюю силу, в том числе, силу воли.
Нравственное постоянство проявляется и в сознательном проявлении положительных качеств. Таких, как стремление понять смысл жизни, доброжелательность ума и души, психологическая осторожность и аккуратность, внимательность и чуткость, бдительность и предупредительность, постижение мудрости, преобладание принципа целесообразности над банальным рационализмом, умение думать об интересах дня завтрашнего, обретение эксперта для себя и своей жизни, развитие в себе элементов классической женственности или мужественности, развитие разумной коммуникабельности, организованность и самодисциплина, умение разбираться в людях, развитие интуиции и проницательности, стремление ощущать чувство собственного внутреннего удовлетворения от того, что делаешь и как делаешь, самостоятельность и независимость, порядочность и благородство, искренность и естественность, обретение зрелости и самодостаточности.

Стоит сказать, что большинство обычных людей и не подозревает о том, что у человеческих мыслей и чувств есть еще и такой параметр, как изящность. А те, кто знает об этом термине, относятся к нему, мягко говоря, достаточно своеобразно. Практически каждый, так или иначе, стремится к тому, чтобы не быть хуже окружающих. По крайней мере, по тем некоторым моментам, что доступны для его восприятия и мировоззрения. А, так как такое стремление, преимущественно количественного характера, имеет место быть, то это большинство с достаточно большой уверенностью полагает, что оно ничуть не хуже окружающих. Самое удивительное в этой ситуации – это то, что и, на самом деле, дело обстоит именно так. Ибо, большинство действительно находится в одном и том же качественном диапазоне основных показателей жизни. А то, насколько хорош этот диапазон не с житейской, а с духовной точки зрения – это момент отдельный. И он, как правило, по большому счету, с духовной точки зрения, оставляет желать лучшего. Мягко говоря.

А вот интеллигент не только знает и понимает, но еще и практически умеет проявлять хороший уровень изящности и ума, и души. Как минимум. А, при необходимости, и выше. И, если хороший уровень изящности ума и души остается принципиально недостижимым для подавляющего большинства обычных людей, то высокий уровень является для них за гранью возможностей восприятия, анализа и моделирования. Буквально на уровне мистики или магии, фантастики или еще чего-либо подобного буквально запредельного. К этому необходимо добавить, что тонкое и дифференцированное восприятие явлений жизни даже на просто хорошем уровне не свойственно большинству обычных людей. Ибо, они, к сожалению, не в состоянии отличить примитивное от упрощенного, упрощенное от обычного, обычное от утонченного, утонченное от изящного, изящное от изысканного. В лучшем случае, это касается отличия примитивного от обычного. И обычного от изысканного. А уж о градуированности восприятия всех четырех основных сфер человеческой жизнедеятельности (интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической) речи, применительно к большинству обычных людей, вообще вести не стоит. По мнению классиков психологии и философии. Да и по опыту наблюдений и исследований автора в течение тридцати лет.

Необходимо отметить, что даже умеренный уровень изящности мыслей и чувств для большинства обычных случаев бывает доступным только иногда. И только в результате очень большого напряжения всех сил ума и души. Которые особенно долго они выдержать не могут – не позволит небольшой энергетический тонус их внутренней организации и отсутствие какой-либо даже самой минимальной тренированности их в работе именно на таком уровне. Все достаточно четко и однозначно. Интеллигент же проявляет хороший уровень изощренности ума и души даже в режиме автопилота. Грубо говоря, даже на уровне подсознания. А вот высокий уровень изящности мыслей и чувств заставляет его проявлять лишь высокий уровень напряжения ума и души. Если же речь идет об очень высоком уровне напряжения, то тогда разговор может идти уже об уровне гениальности или просто феноменальной одаренности. О ценности личности не только с точки зрения того или иного конкретного общества, но и всего человечества в целом. Вот такие тонкости и нюансы имеют место быть.

Заботливость - это качество обычного добродетельного человека. Человек не может считаться ни хорошим, ни интеллигентным, ни, тем более, аристократичным, если в нем отсутствует заботливость. Она бывает малой, средней и большой. Может проявляться редко, иногда, часто, постоянно. Применительно к некоторым или многим моментам жизни. Хороший человек, как минимум, заботится о своих родных и близких. Интеллигент заботится еще и о своих друзьях. Делает это, конечно, весьма осмысленно и дифференцированно. Учитывая свои реальные возможности и способности. Другой вопрос, что забота интеллигента может быть особенно многогранной и изощренной, регулярной и стабильной, гармоничной и одухотворенной, конструктивной и созидательной.

Во-первых, забота интеллигента проявляется в том, чтобы не создавать проблем и неприятностей кому-либо из окружающих. В том числе, и совершенно незнакомым людям. По возможности, даже самого символического дискомфорта психологического, нравственного или физического характера. Если же речь идет о создании комфорта для кого-либо из партнеров по общению, то интеллигент стремится к тому, чтобы он был как можно более качественный, стабильный и продолжительный, многогранный и с оттенком изощренности (как минимум, с оттенком).

Заботливость может быть интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической, моральной и физической. Один из важных нюансов бытия интеллигента заключается в том, что он не только стремится, желает проявить заботу о ком-либо или о чем-либо, но и умеет это делать на очень высоком уровне. Учитывая высокий уровень добросовестности его ума и души. Конечно, это требует от человека очень больших и изощренных усилий. Которые, кстати говоря, еще нужно в себе иметь, а не только предполагать чисто теоретически.

Заботливость может распространяться на целые группы вопросов в жизни других людей. Да и в своей собственной жизни тоже. И не только особенно ценных и важных, но и достаточно сложных. Требующих от проявляющего заботу высокого уровня внутренней организованности, сосредоточенности, чувства долга и ответственности, решительности и настойчивости, терпения и упорства, усердия и трудолюбия, целеустремленности и вдохновленности, мобилизации всех своих сил. А иногда еще и скрытых резервов.

Много сил может тратить только достаточно сильный внутренне человек. Умный, с элементом мудрости и одухотворенности, конструктивности и созидательности. Что предполагает не только большой объем разнообразных знаний, но и чисто практических умений. В ряде случаев отработанных до автоматизма. Когда они качественно  воплощаются на практике даже в режиме автопилота. Что называется.

Все это требует от интеллигента очень много времени и сил. В том числе, и по работе над самим собой по развитию своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И по поддержанию своей личности в должном энергетическом тонусе. Что подразумевает постоянный и многогранный, достаточно изощренный самоконтроль. Не говоря уже о высоком уровне осмысленности всех внутренних процессов. И об их чисто внешнем их проявлении.

Интеллигенту не нужно специально и дополнительно напоминать о  том, что он должен позаботиться о ком-либо или о чем-либо. Обостренное чувство долга и ответственности само хорошо контролирует ситуацию.

Добросовестность - это не только достаточно ценное качество человеческой личности, но и весьма объемное и многогранное. Добросовестность может проявляться в высокой степени осмысленности мыслей и эмоций, желаний и стремлений, подхода к своим внутренним принципам и убеждениям, правилам и законам интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Собственно, в зависимости от сферы проявления, добросовестность бывает внешняя и внутренняя. И, к сожалению, нередко высокая внешняя добросовестность может сочетаться в одном человеке со средней или с низкой внутренней и наоборот. Ведь, большинству из нас никто и нигде не говорил о том, что все самые главные и самые ценные свои достоинства и добродетели мы должны активно проявлять не только по отношению к другим людям, но и к самим себе. В заботе о своем уме и душе, духе и теле, да и личности в целом.

Можно даже сказать, что полноценное развитие добросовестности к другим людям часто невозможно без развития не менее значительной и утонченной, многогранной и
комплексной, глубокой и масштабной добросовестности в своем внутреннем мире, по отношению ко всем процессам, протекающим в нем. И не только простым и элементарным, но и достаточно сложным и многогранным. И, в том числе, интеллектуальным и психологическим, духовным и эстетическим процессам. Это только звучит просто, ясно и, вроде бы, доступно и понятно, а, на самом деле, требует от каждого человека такого громадного мастерства и трудолюбия ума и души, что для девяноста пяти процентов людей это оказывается принципиально невозможным. Почему?

Ответ, как ни странно, довольно прост и парадоксально элементарен. На первый взгляд непосвященного человека. Если конкретный человек не занимается ежедневно и многие годы подряд спортивными тренировками, причем, достаточно серьезно и основательно, то его спортивные показатели будут, как правило, весьма и весьма символическими. Категорически неприемлемыми даже с точки самого мелкого и третьестепенного соревнования. Не говоря уже о чем-то чуть более серьезном. А правильная тренировка мышц ума и души – это занятие во много раз сложнее и тяжелее, требующая, принципиального более высокого уровня организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, самокритичности и требовательности к себе, самоотверженности и одухотворенности. И еще два-три десятка фундаментальных достоинств и добродетелей достаточно трудоемких и энергоемких с точки зрения затрат сил ума и души, духа и тела.

Что делает такого рода работу над собой для девяноста пяти процентов людей маловероятной, что называется, в принципе. Ибо, даже интеллигент (с формальной точки зрения), который занимается хотя бы на десять процентов своей личностью, выглядит по сравнению с другими представителями, так называемой интеллигенции, просто-таки аристократом ума и души. Что, конечно же, весьма субъективно и предельно относительно. И категорически не соответствует реальной действительности.

Собственно, для большинства людей понятие добросовестность в основном ассоциируется с какой-либо чисто физической работой. Например, мытье полов или глажка белья. А то, что добросовестность может и должна присутствовать постоянно и пожизненно и по отношению к интеллектуальным и психологическим, духовным и эстетическим проявлениям нашей личности и во внутреннем, и во внешнем мире, - это, что называется, остается вне поля зрения девяноста процентов людей. И результат в итоге получается соответствующий. Другой вопрос, что человек с врожденным низким уровнем интеллекта, даже при самой высокой своей добросовестности, никогда не достигнет среднего уровня интеллекта (не говоря уже о большом). Ибо, это задача для, как минимум, десяти человеческих воплощений.

Каждое продолжительности в семьдесят-восемьдесят лет. А более реально это происходит, по мнению некоторых мудрецов человечества, лишь через тридцать-пятьдесят воплощений. Так что диалектика жизни далеко не так проста, как многим из нас хотелось бы. Аналогичная дистанция отделяет человека со средним уровнем интеллекта от человека с высоким интеллектом. Это применимо и к уровню одаренности того или иного конкретного человека. И, видимо, ко всем фундаментальным классическим достоинствам и добродетелям.

Человек с простым типом личности (можно сказать, почти стандартным), даже при максимальной своей добросовестности, не сможет, к сожалению, произвести самостоятельную мысль или эмоцию даже среднего уровня сложности, многогранности и многослойности, утонченности и изящности, одухотворенности и эстетичности. А человек с типом личности средней степени сложности, скорее всего, не сможет что-либо сотворить прочное и надежное, конструктивное и гармоничное с высоким уровнем сложности. И даже более того: далеко не каждый человек с типом личности (что определяется, по-видимому, генетически, выражаясь для большинства понятным и доступным языком) высокой степени сложности может даже хотя бы изредка сотворить нечто, относящееся к уровню сверхвысокой степени сложности (об этом должен быть совершенно отдельный и большой разговор, выходящий за рамки данной работы).

Конечно, принципиальная ограниченность представителя, как простого типа личности, так и среднего и высокого уровня сложности, отнюдь не означает того, что ему не нужно стараться, не нужно быть добросовестным во всех проявлениях, своей личности. Ибо, произвольное проявление личности, как правило, не превышает десяти- двадцати процентов от того, на что конкретный человек способен в принципе, в своем диапазоне возможностей. А то, что он часто выглядит относительно неплохо, даже при произвольном проявлении своей личности, на фоне людей ближнего окружения, не должно вводить конкретного человека (и группу людей, и общество в целом) в принципиальное заблуждение относительно того, на какой реальной ступени иерархии вечных классических ценностей он стоит на самом деле. И в том, насколько полноценно его конкретное старание даже в том или ином отдельном вопросе, не говоря уже о его жизнедеятельности в целом.

Ибо, к сожалению, то, что принято у большинства людей (восемьдесят-девяносто процентов населения), на самом деле, не является истинным эталоном и образцом для подражания. Конечно, для людей, отличающихся принципиальной ленью ума и души (о духе речь вообще вести не стоит, ибо, трудолюбие и добросовестность духа встречается в сотни раз реже даже среди людей, отличающихся трудолюбием ума или души) посредственный уровень критериев полноценности бытия является не только очень удобным и приятным, но и очень желанным. Настолько желанным, что, для оправдания собственной лени и своей принципиальной личностной несостоятельности они возводят этот посредственный уровень критериев в ранг официального эталона.

Тем самым, практически полностью обесценивая полноценную (и даже относительно полноценною) жизнь и деятельность человека, что называется, в принципе. Получается очень своеобразный (мягко говоря) момент: а зачем я буду дополнительно стараться, если я и так, вроде бы, достаточно неплохо выгляжу на фоне своего непосредственного окружения? С точки зрения формальной логики, все вроде как, правильно и логично. Но, что при этом создается мощный и принципиальный барьер для даже относительно значительной эволюции и конкретной той или иной личности, и общества в целом, такие «законодатели моды» предпочитают не задумываться. А, нередко, такие люди и в принципе не способны мыслить категориями даже средней степени сложности (не говоря уже о высокой).

И все было бы не так плохо, если бы при этом не запускался почти автоматически процесс глобальной психологической и духовной деградации, как того или иного общества, так и человечества в целом. Вот так «некоторые» заблуждения некоторых (и, к сожалению, не только некоторых) людей и их категорическая зацикленность на этих заблуждениях приводят к весьма неблагоприятным последствиям. Это, мягко говоря, а, выражаясь более конкретно, к страшным трагедиям и драмам, как минимум, целых народов и даже отдельных государств. Что, естественно, не может, не отразиться на положении дел у человечества в целом. Вот такие имеются особенности и закономерности диалектики бытия. И это, столь грустное мнение, разделяют классики философии и психологии. В первую очередь, а во-вторых, некоторые наиболее продвинутые (выражаясь современным языком) и одухотворенные классики художественной литературы, как и ведущие корифеи мировой культуры в целом.

Что же касается представителей особой и редкой категории людей – интеллигентов, то для них является естественной и закономерной тенденция проявления многогранной добросовестности в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Не говоря уже о том, что они творчески относятся ко всем выше перечисленным явлениям бытия. Причем, не только к результатам жизнедеятельности других людей, но и к своим собственным. Они и воспринимают, и создают явления и умеренной, и высокой степени сложности. По крайней мере, искренне и сознательно стремятся к этому. Конечно, даже у интеллигентов имеется у каждого свой индивидуальный комплект достоинств и добродетелей классического характера. И то, что легко и просто дается одним, совершенно не обязательно является таковым для всех остальных.

Но это с точки зрения формальной логики анализа истинной иерархии бытия вообще, и человеческого, в частности. Ибо, то, что доступно даже интеллигенту, условно говоря, среднего уровня, остается часто принципиально недоступным для большинства людей, стоящих на более низких ступенях иерархической лестницы истинных и вечных классических ценностей Вселенной. А не только того или иного конкретного общества в той или иной стране на том или ином этапе его развития. Теоретически предполагающим положительную эволюцию. Но, к сожалению, нередко только чисто теоретически.

Добросовестность – это необходимый элемент для проявления полноценного уважения человека к себе. Да и любви тоже. Без нее невозможно чувство самодостаточности. Добросовестность должна быть естественной и закономерной потребностью. И не только отдельного человека, но и общества, и государства. О человечестве в целом речь пока не идет, хотя и для него это понятие не должно быть полностью чуждым. Но эта тема для большого и отдельного разговора, выходящего за рамки данной работы.

Добросовестность, как и другие истинные добродетели человека, должна быть принципом жизнедеятельности, а не формальным откликом конкретного человека на требование общества к нему. Она должна проявляться, по возможности, всегда и во всем не ради других, пусть даже самых родных и близких людей. А для самого себя, для получения реального и полноценного чувства собственного глубокого внутреннего удовлетворения собой, своей жизнью и творчеством (даже в самых символических его проявлениях, но, тем не менее, сознательной и целенаправленной активности ума и души).

На самом деле, в этом вопросе далеко не все так просто и элементарно, как об этом принято думать у большинства людей. Дело в том, что почти все люди думают о том, что все их мысли и чувства – это продукт деятельности именно их ума и души. Что часто в принципе не соответствует реальной действительности. Даже, если рассматривать ситуацию с чисто психологической позиции. У человека есть сознание и подсознание. Сознательная интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая деятельность обусловлена, чаще всего, тем, что вложили в человека окружающие (в первую очередь, родные или те, кто их заменяют) и средства массовой информации. Другой вопрос, что люди, имеющие тип личности с уровнем сложности существенно выше среднего, сознательно и целенаправленно занимаются самостоятельно познанием мира достаточно интенсивно и с определенной эффективностью. И в результате нередко достигают принципиально более высоких вершин в своём развитии, чем остальные окружающие. Но они стараются не ради формального общественного признания (хотя и этот момент они для себя принципиально не исключают), а ради самих себя.

Звучит для многих, мягко говоря, несколько непривычно. Просто, у некоторых людей есть подсознательное, интуитивное ощущение потребности повышать гармонию в себе и в окружающем мире. Не зависимо от того, что по этому поводу думает их непосредственное окружение. Часто, к сожалению, даже из числа самых родных и близких (с формальной точки зрения, ибо, иногда бывает ситуация, когда формально совершенно посторонний человек бывает в десятки раз реально ближе и роднее, чем тот, кто формально должен таковым являться). Другой вопрос, что сложность этого интуитивного ощущения у разных людей может быть не просто несколько иной (как, впрочем, и любые другие явления бытия), а принципиально иной. В первую очередь, по своим качественным показателям. И это не есть личный каприз или прихоть того или иного конкретного человека, его индивидуальная особенность или странность, своеобразность и причудливость. Это момент из числа явлений первостепенной важности, определяющих смысл и ценность человеческого бытия, как такового. Без усердной и интенсивной добросовестности большинству людей невозможно создать что-либо разумное, красивое, изящное даже среднего качественного уровня.

Другой вопрос, что, кроме добросовестности в процессах такого рода должны участвовать еще и многие другие фундаментальные (и не только) достоинства и добродетели из иерархии классических ценностей бытия. Но, не зависимо от уровня сложности личности конкретного человека (малый, средний и высокий), он должен быть максимально добросовестным и внутри себя, и вне себя. Вы представляете, что может получиться в ситуации, когда человек с малым уровнем сложности еще и не старается в выполнении своих обязанностей? Вот-вот, и я так думаю, что это будет явление, жестко выражаясь, близкое к маразму. Что, собственно, мы и видим на каждом шагу. И не только в повседневном быту среди своего непосредственного окружения, но, к сожалению, и во всех важнейших сферах существования общества: политической, экономической, идеологической, научной и технической, интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической и т.д.

Отсутствие принятой в обществе и государстве истинной иерархии вечных классических ценностей приводит к очень печальным последствиям. Когда даже те немногие, что имеют задатки редких и ценных достоинств и добродетелей, принципиально не имеют возможности даже относительно полноценно не только их развивать, но и реализовать что-то развитое в своей жизнедеятельности. Ибо, это встречает принципиальное непонимание и неприятие, отторжение и раздражение, в некоторых случаях даже злобность и агрессивность, изощренный скептицизм и нигилизм, язвительность и сарказм, стремление в максимальной степени обесценить результаты творчества реально одаренного человека, унизить и оскорбить его человеческое и личностное достоинство любыми доступными методами и средствами.

Конечно, чем глупее и примитивнее общество в целом, тем проще и легче им управлять, навязывать ему деструктивные и дисгармоничные эталоны мысли и чувства. В том числе, особенную иллюзию о собственном совершенстве, ведь «каждый по-своему талантлив» и «незаменимых людей нет». Зачем, например, для кормления свиней слишком стараться и изощряться, налил им обыкновенных помоев, они и безумно счастливы. А то вдруг им захочется более качественного питания, да оно еще войдет у них в привычку. Потом же, что называется, не расхлебаешься. Столько мороки и головной боли. А, спрашивается, зачем? Ведь уровень моего личного благополучия от этого принципиально не изменится в лучшую сторону. Скорее, станет несколько меньше в связи с обилием дополнительных забот и хлопот. Это ведь надо сильно и долго думать, морочить себе мозги, тратить силы и нервы, время, а главное – свою уникальную и эксклюзивную, необыкновенно ценную жизнь для других. Я, что, с ума сошел? Надеюсь, что нет. Отсюда и естественный и закономерный вывод о целесообразности добросовестности в своей работе:  пусть все идет, как шло раньше, само по себе.

Дипломатичность - это особенно ценное свойство человеческой личности. Некоторое его присутствие имеет место быть у многих истинных интеллигентов. Ибо, умение найти достойный и взаимовыгодный компромисс - это не только большая наука, но и сложное искусство. Которое по плечу лишь очень немногим людям. Особенно тем, кто не воспитывался в семье с интеллигентными традициями. Ибо, большинство людей имеет предельно смутное представление о том, что такое интеллигентность. А если кто-то что-то и понимает, то для эффективного и полноценного воплощения своих знаний очень часто не имеет умственных и душевных, физических и духовных сил в должном количестве на хорошем качественном уровне.

Дипломатичность не имеет ничего общего с лживостью и лицемерием, банальным актерством, льстивостью и подобострастием, изворотливостью и пронырливостью. Она основана, как правило, на хорошем интеллекте, добродетельности и гармоничности, сообразительности и изобретательности, богатой фантазии и воображении, психологической многогранности и изощренности, творческом мышлении, активной жизненной позиции вообще и в важнейших жизненных явлениях, в частности.

Дипломатичность необходима во всех сферах жизни, при выполнении всех видов социальных ролей - муж, родитель, ребенок, родственник, коллега, руководитель, друг, приятель и т.д. Дипломатичность важна в решении сложных и проблемных, необычных и непривычных, тонких и щепетильных, неоднозначных и противоречивых, конфликтных ситуациях. Она предполагает наличие возможности для другого человека сохранить свое лицо, свой положительный имидж. Дипломатичность не означает бесхарактерности и безвольности, или отсутствие принципиальности. Но она во многом предполагает чувство меры, исключающее проявление слепого фанатизма, прямолинейности, категоричности и максимализма, навязчивости и наглости.

Дипломатичность включает в себя серьезность, развитое чувства долга и ответственности, организованности (в первую очередь, внутренней), самодисциплины, самоконтроля, самокритичности, выдержки и самообладания, максимальной осмысленности своего внутреннего и внешнего мира. Иногда дипломатичность требует достаточно мощного терпения и терпимости, снисходительности и великодушия, сочувствия и сопереживания, фоновой доброжелательности, умения настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, хорошо развитого чувства обратной связи, умения разбираться в людях (не более пяти процентов).

Дипломатичность предполагает сознательную и целенаправленную профилактику сложных и проблематичных ситуаций. По возможности. Ибо, реальная жизнь - это непрерывный цикл решения сложных и очень сложных задач с различным уровнем интеллектуальной, психологической и духовной изощренности. Но дипломатичный человек, попадая в сложную или проблемную ситуацию, старается найти наиболее оптимальные варианты ее решения, с привлечением наиболее достойных и эффективных средств и способов.

Особенно важна дипломатичность в практической реализации особенно сложных, объемных и многоэтапных задач и целей. Ибо, количество преград и препятствий при этом бывает особенно значительным. И неудача даже в серии мелких вопросов может перерасти в глобальную неудачу всего большого дела. Дипломатичность нужна человеку и в общении с самим собой. Но с позиции одухотворенности.

Бдительность – это особенное состояние ума и души человека. Заключающееся в повышенной внимательности ко всему происходящему во внутреннем и внешнем мире человека. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения.

Все проходит непрерывную оценку с точки зрения системы классических ценностей. И раскладывается на нужные ступени качественной иерархической лестницы. Как только то или иное явление жизни начинает приближаться к критическому минимуму, то бдительный человек настораживается и проводит адекватную коррекцию своего поведения соответственно тому, что происходит, чтобы не попасть в неприятную или проблематичную ситуацию. Не остаются без особого внимания и те явления жизни, которые по своему качеству существенно превышают средний уровень. Срабатывает своего рода сигнал «присмотрись к этому более внимательно, ибо, в нем есть нечто особенно полезное для тебя, для развития твоей личности, для моделирования более оптимального варианта твоей жизни.

Интеллигент обычно имеет умеренную бдительность. Аристократ – высокую. У интеллигента она может иметь определенный субъективный характер с оттенком некоторых личных симпатий и пристрастий. А у аристократа бдительность – это естественное и закономерное, фоновое состояние его ума и души. В отдельных ситуациях, еще и духа. И у него она более многогранна и изощренна, более качественна и эффективна. В большей степени опирается на развитую интуицию и проницательность.

Бдительность помогает проявлять адекватную изобретательность в общении, в восприятии новой информации, новых явлений жизни. Особенно в непривычных и необычных, своеобразных и противоречивых, проблемных и неприятных, тонких и сложных ситуациях.

Бдительность помогает человеку уберечься от вторжения в его сознание многочисленных и разнообразных элементов деструктивного и дисгармоничного, упрощенного и примитивного, неконструктивного и несозидательного характера. В том числе, процессы компенсаторного очерствения и ожесточения от соприкосновения с суровой прозой жизни, от иллюзий и заблуждений, от неудач и поражений, проблем и неприятностей, драм и трагедий. Своих и чужих.

Бдительность помогает проведению качественного постоянного многогранного самоконтроля, в формировании и развитии самокритичности, уважения и адекватной любви к себе, зрелости, мудрости, гармонии личности, одухотворенности, добродетельности. И в процессе самовоспитания и самосовершенствования.

Бдительность помогает выбирать наиболее оптимальную линию поведения в той или иной конкретной ситуации. И по жизни вообще. На первых порах она требует от человека максимального напряжения всех сил ума и души, всех достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Спустя годы это входит в привычку и становится своего рода фоновым элементом индивидуальной психологии.
Хорошо, когда бдительность хотя бы среднего уровня есть у общества, государства. Да и человечества в целом. Ибо, без нее невозможна полноценная эволюция по всем четырем ведущим параметрам. Не говоря уже о формировании политики и идеологии, общественной психологии и философии, науки и культуры.

Творческий интеллигент, как никто другой, знает и понимает то, что творческие способности даны мало кому. И человек, каким бы замечательным он ни был, не может решить сам вопрос о том, быть ему простым или творческим. Это находится в компетенции Высших сил. И поэтому любой человек не виноват в том, что в нем нет творческих способностей высокого уровня. Какие-то способности, безусловно, обязательно имеются. Творческому человеку легче понять и принять то, что в мире существует много людей, принципиально более талантливых, чем он сам. Это, однако, не обесценивает его собственные способности, а служит мощным мотивом для интенсивной и добросовестной работы над этими способностями. Это с одной стороны.

А с другой, дает конкретную логическую основу для человека относиться максимально снисходительно к тем, кто лишен и аналогичных творческих способностей и способностей вообще (на уровне большого таланта). Хотя, при этом, не отменяет естественное и закономерное чувство собственной элитарности и избранности посланника Высших сил по повышению уровня гармонии в человечестве. Только статус избранности предполагает, в первую очередь, особенно высокий уровень требовательности к себе и в жизни, и в творчестве. А уже потом, может быть, небольшие внутренние привилегии. О которых совершенно не обязательно рассказывать кому бы то ни было вообще. Творческий человек, особенно интеллигент, обязан относиться к себе принципиально более строго, чем большинство окружающих. Тогда он имеет шанс для даже хотя бы относительно полноценной реализации своих способностей и личности в целом.

Другой вопрос в том, что пассивное отношение других людей к развитию своих способностей и талантов, пренебрежение духовными правилами и законами жизни, лень ума и души совершенно не обязательно заслуживает большого снисходительного отношения со стороны творческого интеллигента. Как, собственно, и любого другого. Как и чрезмерно лояльное отношение других людей к большим недостаткам и порокам. И своим, и чужим.

Снисходительность наиболее уместна в том случае, когда человек очень хочет чего-то добиться, но не добивается в силу принципиальной ограниченности его задатков свойств ума и души. А вот сознательное халтурное отношение к своим основным жизненным обязанностям человеческого и личностного плана не предполагает какой-либо снисходительности вообще.

У каждого человека имеется свой личный жизненный путь. Человек глупый не может прожить жизнь человека умного. И умный человек должен это четко понимать. И не ставить в вину глупому то, что он не может быть умным. Неодобрения заслуживает лишь принципиальное нежелание человека серьезно и основательно заниматься развитием своей личности. В том числе, и интеллектуального плана. Ибо, даже гений становится гением лишь после большого и тяжелого труда над собой. Пушкин об этом говорил, что «гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда». Является естественным и закономерным то, что даже небольшие усилия талантливого человека могут создавать нечто, что является принципиально недоступным для большинства обычных людей. И специальная и целенаправленная конкуренция в этом смысле абсолютно бессмысленна. Конкуренция имеет смысл между талантливыми людьми. Хотя и тут далеко не все так однозначно, как многим того хотелось бы.

Современный банальный рационализм в той или иной степени проник в сознание почти всех людей. И в связи с этим стало совершенно не модно и не престижно делиться душевным теплом с кем-либо полностью бескорыстно. Дело в том, что в человеке не только развивается, но и просто должным образом сохраняется только то, что он сознательно и целенаправленно шлифует, что постоянно и регулярно проявляет в общении с окружающими. Понятно, что быть полным альтруистом всегда и во всем невозможно даже чисто теоретически. И достаточно неразумно практически. Ибо, всегда найдется масса желающих покататься на чужой шее, злоупотребить чьей-либо добротой. Но, тем не менее, у каждого человека должен быть хотя бы очень узкий круг людей, по отношению к которым он может в значительной степени быть альтруистом вообще и относительно душевного тепла, в частности. Если тот или иной конкретный человек не делится с кем-либо сознательно и целенаправленно своим душевным теплом, то спустя некоторое время его душа становится все более и более черствой и равнодушной, толстокожей и ожесточенной.

Человеку самому для себя выгодно согревать чьи-либо души. Ибо, это позволяет ему, кроме всего прочего, сохранять свою душу в более или менее хорошем состоянии. Без чего невозможно построение адекватных отношений с окружающими вообще, да и с самим собой, в частности. Без этого невозможно возможно возникновение адекватного и полноценного уважения к себе, любви к себе. Да и развитие личности, по большому счету, в гармоничном стиле. Человек должен четко знать и понимать, что его главная миссия на Земле – это повышать уровень гармонии в окружающем мире. Тот, кто этого не знает или не понимает, обречен на отсутствие чувства счастья, как и чувства глубокого внутреннего удовлетворения, собой и своей жизнью.

В современном мире очень сложно сохранить утонченность и трепетность души. Ибо, проза жизни своим суровым и холодным дыханием нередко очень жестоко обжигает человеческую душу. Которая вынуждена покрываться защитным панцирем. Только те, кто не заботится о своей душе серьезно и основательно, привыкают к существованию с этим панцирем. И он намертво врастает в них, исчезает со временем сама возможность хотя бы на некоторое время снимать этот панцирь со своей души. Это приводит к значительной неполноценности души, к резкому ограничению ее наиболее важных и ценных, практически полезных свойств и функций. И чем дальше, тем необратимее. Умение заботиться о своей душе – это сложная наука и большое искусство. О котором, к сожалению, мало кто и где хотя бы вскользь говорит, не говоря уже о полноценном освещении.

Об этом наглядно свидетельствует следующая ситуация: за последние двадцать лет среди женщин, имеющих врожденные задатки классической женственности, почти девяносто процентов ощутили значимое торможение в развитии этой редчайшей и ценнейшей
86
группы качеств. У многих на месте цветущего сада возник или полный хаос или большая разруха, устранить которые настолько трудно, что с практической точки зрения, почти невозможно. А что же говорить о тех, кто изначально был лишен особенных задатков классической женственности? Там все выглядит предельно прозаично и грустно. Непонимание своей истинной ценности  среди обладателей таких задатков приводит к тому, что такие женщины достаются глупым и грубым, примитивным и жестоким мужчинам, со склонностью к дешевым интригам и авантюрам. Одним словом, со всем тем, что категорически противопоказано таким удивительным женщинам.

Но, кроме желания делиться душевным теплом, есть еще момент умения. Причем, умения делиться качественным душевным теплом. О чем большинство почему-то совершенно забывает. И поэтому часто, условно говоря, вместо густого борща потчует своего партнера по общению пустым жиденьким супчиком. Который лишь на короткий период времени способен создать иллюзию сытости. А реальных сил и энергии дать не может в принципе. Можно рассмотреть ситуацию даже чисто условно, схематически. Человек очень простого типа, как минимум, в половине случаев не сможет, в силу принципиальных особенностей своего менталитета, дать качественное тепло души даже простому человеку. Простой человек не сможет согреть душу человека со средним уровнем сложности личности. А у человека со средним уровнем сложности это может не получиться применительно к сложному человеку. Ибо, все эти группы людей мыслят и чувствуют (существуют) в достаточно различимых плоскостях человеческого бытия. Нельзя же от камня ждать деятельности, свойственной растению. А от растения – жизни животного. И от животного – жизни человека. У каждого из них свой жестко регламентированный уровень способностей и возможностей. И приведенная выше аллегория – это не просто отвлеченное и абстрактное теоретизирование, а вывод из сорока лет наблюдений и исследований автора и вывод из более двухсот фундаментальных трудов классиков психологии и философии.

Каждый вариант человеческого менталитета, выделенный, например, по уровню сложности личности (даже на уровне задатков) имеет не просто некоторые количественные отличия, а большие и принципиальные отличия. Чтобы хотя бы в общих чертах была понятна эта ситуация, ее можно сравнить с возможностями человека,
изучающего математику. На первом этапе идет освоение арифметики, на втором математики, на третьем алгебры, на четвертом – тригонометрии, на пятом – высшей математики. Понятно, что не всем дано, хорошо усвоить  даже тригонометрию, не говоря уже о высшей математике. Различие лишь в том, что выше перечисленные ступени отражают в определенной степени естественную и закономерную эволюцию познания человека с соответствующим ростом его возможностей.

А применительно к менталитету личности все четко определено уже при рождении человека. Конечно, при серьезной и целенаправленной работе над собой, человек может очень существенно продвинуться внутри своего диапазона: на пятьдесят или семьдесят процентов. Но не перейти из диапазона простой личности в диапазон личности средней степени сложности. Или, тем более, в диапазон сложной личности.

Другой вопрос в том, что окружающие, в силу своего глобального психологического и духовного невежества, не могут часто четко определить то, к какому менталитету относится тот или иной конкретный человек. И поэтому некоторых великих ученых в школе считали совершенно бестолковыми учениками. И это в значительной степени простительно их учителям, ибо, психологическая и интеллектуальная интуиция и проницательность – это удел очень небольшой группы людей – не более десяти процентов. А остальные девяносто процентов могут об этом только мечтать в своем самом изощренном воображении.

В силу принципиальных отличий менталитетов, взятых для анализа в зависимости от уровня сложности личности, возникает масса недоразумений и проблемных ситуаций. И это, в лучшем случае. А иногда и масса драм и трагедий. Ибо, тот или иной человек очень и очень старается, чтобы согреть душу человека более сложного. И, применив массу качественных усилий, с точки зрения его менталитета, считает, что свою миссию он выполнил самым замечательным и добросовестным образом. Мысль об относительности его возможностей в принципе, не может придти ему в голову вообще никогда. Ибо, он умеет мерить только на свой аршин, условно говоря. А то, что у другого может быть совершенно иной аршин, остается вне его поля зрения.

Задачу по алгебре решить способами одной лишь арифметики невозможно. Но тот, кто освоил лишь арифметику диалектики жизни, абсолютно не подозревает о том, что существуют примеры и задачи совершенно не доступные его восприятию, его возможностям по решению задач вообще. Пример по алгебре выглядит для него чем-то вроде китайских иероглифов. И ему в таких случаях гораздо проще и удобнее признать эти «иероглифы» полной абракадаброй, абсолютно недоступной для человеческого осмысления вообще.

Человек, вольно или невольно ищет себе подобных. И в том числе, и по уровню сложности личности. Поэтому его ближайшее окружение, в большинстве своем, не отличается особенно от него самого. Но, даже, если и отличается, то возможности более простого менталитета, в психологическом и интеллектуальном анализе жизни, по отношению к более сложному менталитету очень ограничены. Так, насекомые не способны воспринимать объекты, которые в сотни раз превышают их по своим размерам. Да и возможности человека в подобной ситуации были бы весьма символичны. Хотя и существенно больше, чем у насекомого. Но насекомое, в отличие от человека, никогда не будет заниматься деятельностью, принципиально выходящей за рамки своих способностей и возможностей. А человеческое сознание склонно иметь массу иллюзий и заблуждений по жизни вообще, и применительно к самому себе, в частности. В значительно степени адекватно к себе относятся не более десяти процентов людей. Остальные же лишь тешат свое самолюбие иллюзией адекватной самооценки. И проблемность ситуации, в данном случае, состоит в том, что у большинства не только нет адекватной самооценки, но и никогда ее не будет. Ибо, для этого почти никто не прилагает должных усилий. Ни в количественном плане, ни в качественном.

Драматизм ситуации состоит в том, что то, что естественно и закономерно, удобно и комфортно, хорошо и правильно для одного типа менталитета, может быть совершенно неприемлемо для человека с другим типом менталитета. И не потому, что последний, грубо говоря, выпендривается перед первым, а потому мыслит и чувствует совершенно иными категориями. О чем первый не только не знает, но даже и не догадывается. Человеку, привыкшему мыслить системой координат из двух осей, трудно объяснить трехмерный объект. Например, полноценно представить куб категориями квадрата. В абстрактном плане, может быть, а реально и практически, в подавляющем большинстве случаев, невозможно. Очень умный человек знает то, что его знания весьма относительны и что существует много того, о чем он не только не знает, но и не догадывается. Но это только очень умный. А глупый человек или обладатель среднего ума стремится внушить себе (да и окружающему тоже) об особой значительности своего интеллекта. Что он, мол, уже познал процентов девяносто от того, что знают окружающие.

И объяснить более простому менталитету то, что куб – это принципиально более сложная фигура, нежели квадрат, часто не представляется возможным даже чисто теоретически. Сложный человек, не понимая своего уровня сложности, часто ждет от простого значительной адекватности по отношению к нему. И простой, быть может, выворачивается наизнанку изо всех своих сил, но, тем не менее, все же выглядит принципиально неадекватным. И это часто воспринимается, как элемент сознательной небрежности, неуважения, пренебрежения, бестактности и бесцеремонности.

Другой момент, когда в отношении к одному человеку ваш партнер по общению бывает достаточно адекватным (именно по вашим личным наблюдениям, а не по мнению кого-либо из ваших окружающих, имеющих вполне определенную степень субъективности в оценке любых жизненных явлений), а по отношению к вам этой адекватности нет.

Тогда можно наполняться подозрением о сознательной недобросовестности. И потом: не забывайте народную мудрость о том, что «на вкус и цвет товарища нет». То, что хорошо и приятно одному человеку, может быть совершенно бессмысленно для другого и полностью противопоказано третьему. И не в силу каких-либо индивидуальных капризов и прихотей, а в силу естественных и закономерных фундаментальных индивидуальных особенностей того или иного конкретного типа личности, вида менталитета.

Каждый тип менталитета, взятый по уровню сложности, имеет задатки своего уровня утонченности душевной организации. Не говоря уже, об изящности ума и души, переходящих в редких случаях в изысканность. Человек с простой душой, что закреплено генетически, научно выражаясь, не обладает даже примерными критериями адекватного восприятия человека со сложной душой. И эту неспособность его можно с определенными оговорками простить. Но проблема как раз в том и заключается, что простой человек считает свои мнения и представления, принципы и убеждения, правила и законы не просто правильными, а единственно правильными. Своего рода эталоном для подражания абсолютно всех людей. А тех, кто с ним не согласен, считает либо дураками, либо сволочами. И вот тут-то и заключена одна из вечных драм не только отдельных сложных людей, но и всего общества в целом. Да и всего человечества, по большому счету. Почти никто из пяти тысяч истинных аристократов ума и души не видел адекватного отношения к себе со стороны окружающих. Да что там окружающих. Даже со стороны многих представителей продвинутой интеллигенции (которая считает себя таковой в силу наличия существенной субъективности в самооценке, в большинстве случаев). Минимум, девяносто процентов этих аристократов ума и души были очень несчастны в личной жизни. Ибо, подавляющее большинство окружающих было в принципе неспособно общаться с ними на должном уровне. Ни интеллектуально, ни психологически. Да и с духовной и эстетической точки зрения тоже, к сожалению, чаще всего.

И это применительно к фундаментальным достоинствам и добродетелям этих аристократов, а что же касается их индивидуальных особенностей ума, характера, мировоззрения и т.д., то тут вообще предельно грустная история. Ибо, многое из этого, действительно важное и ценное (не с точки зрения мирской логики простого менталитета, а с духовной точки зрения сложного менталитета в системе иерархии вечных и универсальных классических ценностей бытия) воспринималось большинством окружающих как странность, в лучшем случае. А, в худшем случае, как элемент своего рода ненормальности и неадекватности, неполноценности и извращенности.

Иначе говоря, тем, что не только не заслуживает особого уважения, но даже самой элементарной симпатии. А, тем не менее, именно этим «странным» людям человечество обязано своим развитием в вопросах политики и идеологии, науки и искусства, психологии и философии, культуры и эстетики. Иначе говоря, всем самым лучшим за всю историю человечества. Ибо, то, что может сделать (но не обязательно сделает, в силу разнообразных и многочисленных внешних и внутренних неблагоприятных факторов) один сложный человек, миллиону простых людей недоступно.


Рецензии