Ложка дёгтя и три обезьяны

    Сначала написал бытовое размышление о приверженности трендам популяризации примитивного творчества и образов поведения. Но так как об этом уже писал, сделав только акцент на субкульурах, пару-тройку десятков лет назад бывших молодёжными, решил убрать из текста всё лишнее и добавить информацию по существу о том, о чём раньше не писал. И получилось, что никуда не годится весь текст. Он отражал в себе настроение восприятия приверженности разной модной бестолковщине. И больше ничего. Попытка выразить мысль о радикализации отношения к творческому направлению культуры способом опошления сразу всего направления с помощью приведения в пример популярных исполнителей с деструктивной диалектикой или очень вредными привычками не удалась.
    Попытка номер два. Что плохого в рок-н-ролле, если он подвергался опошлению в СССР недолгое время?
    Э. Пресли, американец, простой парень с талантом певца, который раскрылся относительно поздно и вопреки ожиданиям. А ещё он обосновал своё творчество отчасти на субкультуре афроамериканцев. Да, вот такой рок-н-ролл вместе с Ч. Берри, У. Хэйли и другими зачинателями и популяризаторами в том числе вообще гитарной музыки. Музыка повествует (да, ещё повествует, потому что никуда не делась, как и песни Симон и многих других) о жизни как есть. Популярная в прошлом музыка, любимая и наскучившая, с закулисными безобидными и не очень буднями. Стоит сделать упор на содержание песен и форму исполнения, а не на личности исполнителей. Темы песен связаны с соответствующими событиями, для кого-то действительно борьбой за права, а для кого-то с радостями жизни и творчества. Или музыку следует слушать ради личности исполнителя, пусть и бывает так, что лучше игнорировать и исполнителя, и его творчество?
    Был ли рок-н-ролл чем-то превратным? Может, где-то кто-то сыграл что-то плохо или плохое и остался безвестным. В целом же это нечто позитивное, достойное быть популярным хотя бы как развлечение.
    Не помешает вставить словечко, что британцы не сильно отстали, но были чертовски бледны на лица по сравнению с некоторыми американцами, а К. Ричард пел как Пресли (что тоже хорошо).
    Что было дальше? Урезанный в названии жанр, рок, разошедшийся большим количеством самостоятельных производных стилей, битов. Рок-н-ролл достаточно быстро обзавёлся "перегруженным" звучанием, которое было применено уже в конце 50-х годов XX века. То есть, стало использоваться искажение оригинального звучания инструмента, тональностей. Но исполнители сёрф-рока определённо не обратили внимание на техническое достижение.
    60-е годы. Рок-музыка быстро развивается. Биты вовсю сотрясают воздух и потрясают умы. Появляются новые попытки сделать звучание более напористым, экспрессивным. Изрядно "разогретую" рок-н-ролльную и битовую рок-сцену ещё больше подогрел гаражный рок. И не в одиночку, а с фрик-битом и психоделическим вариантом рока. Да и Хендрикс, тот самый чернокожий, тут как тут, обогнав всё, что мог, своей игрой.
    А что не так? Не самых безобидных песен стало становиться больше, а вместе с ними - намётки контркультуры. На фоне чего, возможно, возросшая экспрессия с усложнёнными риффами, названная хард-роком, наконец-то стала похожа для обывателей на настоящую дикость. Даже Kiss стали разновидностью возмутительного безобразия. А правда ли они безобразны? Или претензии обращены не к тому, к чему следует или следовало их направить обывателю?
    В 1975 году издан третий альбом американского ансамбля "Поцелуй (Kiss)" под названием "С иголочки (Dressed to kill, переносное значение)". Песни просто о жизни, ситуациях, отношениях и желаниях в манере обычной поп-музыки, части обыденности. Правда концерты были настоящими представлениями не без кривляний.
    В 1977 году поступило в продажу издание группы  Sex pistols. Из-за наличия сленговых значений слов и словосочетаний пусть некоторое содержание песен останется без перевода и приведения в качестве примеров-извлечений. Издание называется "Never mind the bollocks, here's the Sex pistols (Не грузись ерундой, вот тебе Секс-пистолеты)". И всё? О чём волноваться? Песни, к достаточно корректному звучанию которых приложено немало трудов более культурных, нежели музыканты, деятелей, можно сложить в поведенческий образ совершенно отребья вместе с причинностью или упадочной мотивацией, пусть даже и не всё так однозначно, как бы хотелось или не хотелось. Слушателей подкупил в целом характер пластинки, и надолго, этакий единственный в своём роде, разошедшийся на каверы, несмотря на грубость слов в песнях. И знаете, без мата в представлении относительно нашей словесности. Даже есть пара поучительных моментов. Но весь характер сразу, он однозначно возмутителен. Подобная тематика никак не может не возмущать.
    Но следует проклинать "Поцелуй" за эксцентричность вокалиста и странные костюмы музыкантов?
    Всё это рок-н-ролл. Наряду с одноимённой песней можно предложить для подобного сравнения советские рок-группы с их изданиями 80-х годов. Почему не с более ранней эстрадой СССР? Потому что та принципиально не могла быть возмутительной. А также особенностью творчества исполнителей этой формации была концептуальность отдельных песен, но не пластинок. Возможно, именно это сказалось на восприятии музыки и ожиданий от той.
    Итак, "Шестой лесничий" ВИА "Алиса" и "Хорошо" Е. Летова и формации "Гражданская оборона". Первый концептуален полностью, имеет связь с предыдущими творческими выпусками и чёткую жанровую принадлежность, гармоничен и профессионален, с подчёркнуто культурным содержанием, яркими риффами хард-рока и наследием изначальных творческих решений. Не чужд советской эстраде. Второй - крайне любительский опус с попытками остроумного сарказма и сносного вокала. И эта попытка, наверное, всё же не была пыткой (для автора). У альбома изначально была отвратительная аморальная обложка и вообще оформление. Словесность более объёмна, чем у вышеупомянутого британского коллектива, но реализация... весьма скромна по качеству. Эх, попытка не пытка и скребучий рефрен душевных терзаний потерянной молодёжи, кому могло не повезти с родителями и кругом общения. Ёлки-палки, попытка не пытка, но за "послушать это" денег не дают. Вакансия, может быть, долговечна. А если кроме шуток, слушатели есть. Как и были читатели у маркиза де Сада. Всё это рок-н-ролл. Часть творчества Летова даже была адаптирована под акустическую оркестровую музыку с гораздо более конструктивными решениями.
    В рок-музыке есть разные песни-загадки. И много ли загадок скрывается под нестройно жужжащим фоном опуса "Хорошо"? Может быть, не важно. А что предлагают умение и желание профессионалов, рано или поздно станет понятно в процессе эпизодического прослушивания, например, восьми песен "лесничего".
    Экстремальный металл по обе стороны океана; теперь об этом. Для кого-то такая музыкальная форма и есть "тяжёлый металл", а для кого-то всё к одному - безобразию "бивисоватых" и "баттхедоватых". Металлика - ансамбль, с которым непосредственно связано возникновение элементарного "экстремального металла", трэш-метала (thrash metal), творческие идеи которого перекликаются с приемлемым образцом панк-рока, ВИА Ramones. Мораль не попирается, сюжет и звучание несколько более жёсткие, чем у жанров-предшественников. Нередки опусы осуждения деструктивного поведения с философским к этому подходом. Нравоучения "базовых металлистов"? Как же так?
    Формация "Убийца" (Slayer), ничего из творчества которой, несмотря на востребованность, не вошло в двадцатку лучших альбомов рок-музыки на сегодняшний день. Этот образчик в лучшем случае имеет попытки исторических экскурсов в негативном ключе. В паре альбомов конца 80-х годов и начала 90-х годов XX века музыканты попытались быть на вершине, достигнутой коллегами, например, из Металлики или Мегасмерти (группы с несколько дурацким названием), но вскоре вернулись к привычной тематике негативных человеческих проявлений с декламацией нередко от первого лица с предложениями восхититься разными мерзостями, пороками. В большинстве случаев песни этой группы действительно агрессивные, злые, враждебные.
    Что общего между этими двумя заокеанскими рок-группами? Жанр. С поправкой, что Металлика и Убийца обращаются к разным жанрам кроме основного. Первые хотят достигнуть определённой концептуальности во благо, вторые - тоже концептуальности, но чтобы творчество не переставало быть злым, отвратительным в сущности.
    Так же можно было бы сравнить два российских ансамбля, Мастер и Коррозию металла, которые всё-таки схожи по тематике в начале деятельности, если игнорировать незначительные нюансы. Например, трактовки Коррозии металла проще и грубее. А потом разошлись. Коррозия металла в ещё большей степени утратила интеллектуальность творчества. Мастер, напротив, продолжил совершенствоваться.
    Многим совершенно всё равно, о чем песни, слушаемые с большим удовольствием. Как некоторые выражались, пребывают почти в экстазе от прослушивания. Антиобщественный ли характер у песен или нравоучительный, волнует немногих. А когда встречается критика любимой музыки, то получается, что критика эта происходит якобы от небольшого ума. Не дано понять, мол, плохому критику прелести рок-музыки.
    Протесты против препятствования проведению концертов обязаны быть удовлетворены. Слушатели и музыканты никому ничего плохого не сделали. А "верунам" всяким незачем влезать в чужое бытие. Песни неправильно поняты. Бывает такое. И тогда слушатели и посетители концертов могут объяснить срыв мероприятия именно так.
    Существует понятие аффективного поведения, характеризующегося повышенной эмоциональностью от чувства невозможности удовлетворения потребностей. Похоже на недовольство от несостоявшихся концертов и неприязнь к объективному отношению к музыке, концертам и иным мероприятиям, прочему. А также манипулирование настроением поклонников ради рекламы в качестве провоцирования событий, о которых будут рады разнести вести СМИ.
    Кроме того, музыканты могут посвятить целые релизы актуальным событиям. Причём так, чтобы вызвать бурную реакцию слушателей, согласившихся с позициями песен, возведённых в разряд истины. То же касается и явлений в обществе. Если в песне речь идёт о распутной девушке, унижаемой сюжетно со злорадством, нуждающейся в помощи для социализации, следует ли внять песенному призыву к злорадству и издевательству, травле? Если в песне нивелируется разница между защитой Родины и патриотизмом и службой за деньги, сопровождаемой агрессивным поведением с навязыванием якобы идей подавления индивидуальности, значит так и должно быть? Если в цикле песен маньяк держит при себе жертву, чтобы подчинить, этот цикл вызывает восторг? Если в песне повествуется о проблемах абортов или гадостей чёрной медицины, разумно ли сплясать, коли песня ритмичная? Если песни о ритуальных убийствах, как к этому следует отнестись, с восторгом? Если нет, то почему многие слушатели долгое время питали восторженность от песни "Ангел смерти" про нацистского садиста Менгеле? Если песня осуждающе посвящена приверженности цинизму хищничества неблагонадёжных коммерческих структур ради денег, как следует к этому относиться?
    Довольно многие как будто могут одновременно слышать и не слышать музыку, не желая принимать должным образом смысловую нагрузку аудиопроизведений, даже порой предпочитая оставаться в неведении касательно этого. Это похоже на метод растления с помощью помещения в привлекательные для прослушивания произведения поведенческих образцов, склоняющих к деградации с сопутствующим предложением не различать полезное и вредное. Нотации могут казаться ненужными актами осуждения. А сколько людей теряют шансы на сохранение возможности нормальной жизнедеятельности, находясь в состоянии заблуждения?
    "Зачем заморачиваться? Нравится, слушай. Душнилы да моралфаги ничего, ять, не понимают. Так что Буй с ними". "Конвейерная" отговорка, простая и понятная, не требующая никаких усилий для понимания. В прослушивании музыки без разбора у вас есть соратники. А неприятная критика никогда не вызовет дружелюбие. Похоже на хаотичное восприятие событий или предложение этого. А хаос - это ведь настоящая свобода. Но почему-то контролируемая своего рода поведенческими кураторами, растлителями. Нужно же соответствовать в конце концов заданным образцам поведения, отличным от правовых и нравственных норм, в эйфории кажущихся "отсталыми" и бестолковыми.
    Далее - непонимание большинства и распространение неприязни большинства на самые простые критерии предпочтений, которые приемлемы как для деструктивного, так и для культурного творчества. Творчество перестаёт развиваться массово, обвиняемое повсеместно стереотипно, сопровождаясь безвкусицей. Как если бы небольшая ложка дёгтя испортила бочку мёда. То есть, набор провокационных "произведений". Или как если бы ложка мёда была совсем незаметна в бочке дёгтя. То есть, когда позитивность становится ненормальной и чуждой новой деструктивной норме, вызывая у прочих неспособность к позитивному развитию. А три обезьяны (восточный символ беззлобия), призванные хранить заветы благополучия общества, слепы, глухи и молчаливы уже по отношению к здравому смыслу, а не ради добра. Как безучастность, когда нужны активные действия для позитивного эффекта.
    Считается, что музыка призвана улучшать настроение, развлекать, стимулировать деятельность центральной нервной системы. Однако существуют навязчивые депрессивные опусы и провокаторы агрессии (интонациями, структурно), жанрово относясь к экстремальному року, не предполагающему подобного в целом, несмотря на жанровую тематику. Ряд стереотипов, касающихся данного явления, наделяет баснословно всю экстремальную рок-музыку данными особенностями, обладая потенциалом неразрешимости проблемы по причине выдуманности той с функцией искажения восприятия. При безвкусице качество композиций не имеет значения. Имеет значение только подходящий стереотип. А чтобы разрешить ситуацию, нужно подумать. Когда проблема себя исчерпает, это будет означать, что рассудительны большинство. Или если рассудительных будет большинство, потенциал проблемы будет минимизирован.
    Почему популяризуется некачественная музыка? Представители такого кича активно продвигают заблуждения о честности, истинности в грубости исполнения и фальши коммерциализации ради повышения своей востребованности без очевидных на то причин, попросту выражаясь, бахвалясь и лицемеря, играя на желании помочь в реализации творчества для дальнейшего благополучного развития. А бахвалы не хотят развиваться, вместо этого далее пытаясь возвести в разряд нормы свои нехитрые наработки. Если таковым верить, качественная музыка - "плохой тон", а музыкальный слух - эстетика ради эстетики. Честнее же слушать долгие поиски нот по ходу дела, верно? Вы обязаны поддержать кич... Извращённый кич. Нет?
   


Рецензии